• Преподавателю
  • География
  • Задания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISA

Задания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISA

С 2009 года Казахстан принимает участие в международном конкурсеPISA, результаты предыдущих конкурсов показали низкий уровень развития ОУУН учащихся. Поэтому в Казахстане разработана Государственная программа  «Развитие функциональной грамотности школьников» на 2011-2016 годы. В результате реализации данной программы проведена работа  по повышению квалификации учителей:  подготовка тренеров, переподготовка учителей  через тематические  курсы.  На курсах «Развитие естественнонаучной функционально...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка заданий по технологии PISA

Колтуновой Т.Д. - учителя КГУ «Шемонаихинская вечерняя (сменная) заочная общеобразовательная средняя школа» отдела образования Шемонаихинского района.

ВАРИАНТ №2

ТЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAема: Географические исследования Казахстана.

ТЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAекст: Начиная с XVI века, географические сведения о Казах­стане стали обобщаться в официальных учреждениях Рос­сийского государства. В связи с установлением казахско-русских посольских связей царская власть начала собирать сведения о казахской земле через послов, купцов и путеше­ственников. В результате стали появляться новые данные о природе, народе и границах Казахстана. Используя эти све­дения, казах Кадыргали Жалаири (конец XVI-начало XVII вв.) по просьбе царя Бориса Годунова создал первый дошедший до нас исторический труд - «Сборник летописей» («Джами ат-таварих»). Этот сборник, кроме сведений об истории об­разования Казахского ханства, содержал обширную инфор­мацию о городах, реках, горах и границах Казахстана.

КЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAартосхема: географические исследования Казахстана. Пояснение: На данной картосхеме обозначены маршруты путешественников-исследователей территории Казахстана, где условными обозначениями показан путь каждого ученого.

ВЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAопрос-1: Какие истинные причины научных исследований территории Казахстана?

ПЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAояснение: В конце XVII века все картографические материалы о Казахстане и Средней Азии были обобщены выдающимся русским ученым С. Ремезовым. Итогом работы ученого ста­ла «Чертежная книга Сибири», содержащая историко-географические сведения о территории Казахстана.
В XVIII веке Петр I обращает особое внимание на взаи­моотношения России с Казахстаном. Он считал территорию Казахстана «ключом и вратой всем азиатским странам и землям» и строил планы подчинения его России. В связи с этим царь, снарядив воинские экспедиции в Казахстан, дает задание исследовать Каспийское море и окраины Сибири.

Ответ: свободный.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Компетентность: объяснение феномена с научной точки зрения.

Контекст: глобальный.

Содержание: Природные ресурсы.

УЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAровень: 2
Ожидаемый ответ: В XVIII веке Петр I обращает особое внимание на взаи­моотношения России с Казахстаном. Он считал территорию Казахстана «ключом и вратой всем азиатским странам и землям» и строил планы подчинения его России.

Вопрос-2: Тема: Географические исследования Казахстана

НЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAазовите имена исследователей, которые внесли свой вклад в основу и развитие современной географии, в исследование природы Казахстана.

Ответ: свободный.

Компетентность: объяснение феномена с научной точки зрения.

Контекст: глобальный.

Содержание: Природные ресурсы.

ОЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAжидаемый ответ: Это великие путешественники не только Российской империи, но и Португалии, Англии. Выдаю­щиеся ученые того времени П. С. Паллас, И. П. Фальк, П. И. Рынков и др. участвовали в работе этой экспедиции. И. Муравин и А. И. Бутаков провели исследования Аральского моря и низовий Сырдарии, Г. С. Карелин - побе­режья Каспийского моря. А открытия П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. А. Северцова, Ш. Ш. Уалиханова, И. В. Мушкетова, А. Н. Краснова, Л. С. Берга и др., которые имели особое значение для развития географической мысли того времени. Н. А. Северцов совершил поездку в Приаралье и низовье Сырдарии. В 1864 году исследует за­падные и северные отроги Тянь-Шаня, Жетысу, Кызылкум, Каратау, Устюрт и Мугоджары. И. В. Мушкетов (1850-1902) - выдающий русский гео­лог и путешественник. Его исследования помогли устано­вить закономерности и причины возникновения многих природных явлений. А. Н. Краснов (1862-1914) в основном исследовал рас­тительность пустынных зон предгорий Тянь-Шаня и побе­режья озера Балхаш. В этих исследовани­ях принимали участие В. А. Обручев и В. В. Сапожников в Жунгарии и на Тянь-Шане, Н. И. Андрусов в Мангышла­ке, С. С. Неуструев в Южном Казахстане. Благодаря им были определены главные закономерности в строении по­чвенного покрова и описаны основные типы почв Южно­го Казахстана. Л. С. Берг (1876-1950) известный географ-натура­лист. Свою деятельность в Казахстане начал с исследова­ния соленых озер Теке, Кызылкак, Селетытениз. В 1900-1903 годах он участвовал в Аральской экспедиции, опи­сал типы берегов Арала и пустынные формы Приаралья, прибрежные пески - Кызылкум, Каракумы, Большие и Ма­лые Барсуки.

ВЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAопрос-3: Тема: Географические исследования Казахстана.

На основании чертежа и картосхемы исследовательских маршрутов ученых-исследователей, а также текста учебника ответить на вопросы:

№ п/п

Вопросы

Ответ: да/нет

1

Используя текст учебника, определите методы исследова­ний территории Казахстана:

А.

аэрофотосъёмка

Б.

зарисовки

С.

картографические

D

наблюдения

2

Кто из ученых дал полное описание Аральского моря и его побе­режий?

A.

Л.С. Берг

B.

И.В. Мушкетов

C.

А.Н. Краснов

D.

П.Ф. Паласс

Компетентность: толкование

Контекст: местный

Содержание: Природные ресурсы

Уровень: 4

Ожидаемый ответ: 1- B,C,D; 2-A

Вариант №4 (PISA)

ТЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAема: «Лесостепи и степи»

Картосхема «Природные зоны Казахстана»

Текст:

ВЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISA 1696 году правительство России предписало тобольскому воеводе А.Нарышкину «учинить чертеж», т. е. составить географическую карту казахской земли. Выполнить чертеж воевода поручил тобольскому служащему С.У.Ремезову. В предписании было указано: «Написать степи от Тобольска до Казачьи орды и до Бухареи Большой и до Хивы и до Еика, и до Астрахани, куды ближе и сколь далеко днями в ход пути сухим и водяным, летом и зимою и реки числом и величиною и корм людям и скоту бесскуден бы, и переправы переходны б, и каменные горы проходны б, урочища ведомы, и всему учинить наличный чертеж трех аршин длины поперек двух, и на чертеже подписать именно».

Вопрос №1: С помощью параграфа 38 и данной картосхемы определите правильный ответ.

№ п/п

Вопросы

Ответ: да/нет

1

Лесостепи находятся на севере Казахстана и протянулись с запада на восток

2

Лесостепи находятся на западе Казахстана и протянулись с юга на север

3

Степи находятся к югу от лесостепи и протянулись с запада на восток

4

Степи находятся в бассейне Аральского моря и протянулись с запада на восток

Пояснение: Сопоставляя картосхему размещения природных зон с текстом учебника и имеющиеся знания из курса 7 класса, вы сможете найти правильный ответ.

Компетентность: толкование;

Контекст: местный;

Содержание: природные ресурсы;

Уровень 2

ОЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAжидаемый ответ: да, нет, да, нет

Вопрос №2

Тема «Лесостепи и степи»

Пояснение: в лесостепях Казахстана размещены черноземные, серые лесные почвы; в степях - сухие каштановые, черноземы.

Схема «Типы почв Казахстана»

ВЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAопрос: Какие факторы способствовали образованию и размещению этих типов почв?

Ответ: свободный

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Содержание: природные ресурсы

Уровень 3

ОЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAжидаемый ответ: солнечная радиация, влага, рельеф.

Вопрос №3

Используя параграф 38 и картосхему «Сельскохозяйственных угодий Казахстана» ответить на вопрос: Для какой хозяйственной деятельности пригодны почвы лесостепной и степной зоны?

Ответы

Вопросы

A

Развития растениеводства и животноводства

Выращивание пшеницы, гречки, ячменя, подсолнечника

C

Разведение маралов, крупнорогатого скота, коневодства, овцеводства

D

Создание природоохранных зон, охота, рыболовства

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Содержание: природные ресурсы

Уровень 4

ОЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAжидаемый ответ: А.

Вопрос №4

Охарактеризовать природные зоны степей и лесостепей Казахстана с помощью заданного плана:

  1. Географическое положение природной зоны

  2. Климатические условия

  3. Почвенный и растительный покров

  4. Животный мир

  5. Использование в хозяйстве

  6. Экологические проблемы и их решения

Ответ: свободный

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Содержание: природные ресурсы

Уровень 5

Ожидаемый ответ: А.

№ п/п

План ответа

Лесостепи

Степи

1

Географическое положение природной зоны

На севере Казахстана, протянулись с запада на восток

Южнее зоны лесостепей протянулись с запада на восток

2

Климатические условия

T января - (-24)

T июля - (+24)

Кол-во осадков 500 мм

T января - (-24)

T июля - (+24)

Кол-во осадков 300 мм

3

Почвенный и растительный покров

Черноземы, серые лесные. Растительность: березовые колки, ольха, рябина, осина, кустарники: боярышник, шиповник, черемуха.

Черноземы, сухие каштановые. Растительность: травянистая (полынь, ковыль, типчак), по долинам рек кустарники и деревья.

4

Животный мир

Лисы, лоси, маралы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики. В долинах рек: бобры, ондатры, выдры.

Лисы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики, змеи, ящерицы.

5

Использование в хозяйстве

Лесозаготовки, пашни - выращивание зерновых и технических культур, пастбища - КРС, мараловодство, коневодство

Растениеводство - зерновые и технические культуры с использованием поливные, бахчевые культуры, на пастбищах - овцеводство, КРС, коневодство

6

Экологические проблемы и их решения

Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв, вырубка лесов.

Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений, расширение сети лесонасаждений и воспроизводства леса на вырубленных плантациях.

Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв.

Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений.

Вариант №5 (PISA)

Тема: Реки Казахстан

Текст: Река - это водоток сравнительно крупных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное сформированное самим потоком русло. Приблизительно такое же определение термину река дают и другие авторы. К рекам обычно относят лишь водотоки с площадью бассейна не менее 50 км2. Водотоки меньшего размера называют ручьями. Однако встречаются реки, которые могут в течение некоторого непродолжительного периода времени перемерзать или пересыхать. Если же водоток пересыхает большую часть года (как, например, сухие долины в пустынях - вади и крики), то такой водоток рекой не считают. К рекам не относятся водотоки, которые не имеют водосбора (как, например, русла, сформированные течениями во время приливов или сгонно-нагонных явлений в приморских районах или на островах). Не являются реками даже крупные водотоки (проливы), соединяющие лагуны с морем. Не могут считаться реками и водотоки с искусственным руслом (каналы). Реки типизируют по различным признакам: по размеру, по условиям протекания, по источникам (видам) питания, по водному режиму, по степени устойчивости русла, по ледовому режиму и т.д. На территории Казахстана насчитывается 85 тысяч больших и малых рек. Длина семи из них (Ертыс, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу) превышает 1000 км. Все реки республики относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и внутреннему бессточному бассейну. Первой особенностью рек Казахстана является различие в возрасте. Речные системы равнинной части старые, они переживают позднюю стадию своего развития, поэтому долины равнинных рек хорошо выработанные и широкие. Глубинные эрозии этих рек слабые, а боковые - сильные. Реки горных районов по своей геологической истории более молодые. Они проходят раннюю стадию своего развития. Продольный профиль слабо выработан, имеются узкие и глубокие долины, большой уклон падения. Реки характеризуются сильной глубинной и незначительными боковыми эрозиями.

Второй особенностью казахстанских рек является их неравномерное распределение по территории республики. В равнинно-низкогорной части густота речной сети с севера на юг уменьшается.

Лесостепная и степная зоны, где выпадает больше осадков, богаты реками. Густота речной сети на севере республики составляет на каждые 100 км2 в среднем 4-6 км, в центральной полупустынной зоне - 2-4 км, а в южной пустынной зоне - 0,5 км. Реки Казахстана в основном имеют различное питание: снеговое, дождевое, ледниковое и подземными водами. В Казахстане насчитывается около 7 тысяч рек, длина которых превышает 10-километровую отметку. Всего же в республике находится более 39 тысяч постоянных и временных водотоков. К числу крупнейших рек страны относятся: Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу. Протяженность каждой из них значительно превышает отметку в 1000 км. Урал несет свои воды к бассейну Каспийского моря, Сырдарья впадает в Арал, а Иртыш, Есиль и Тобол - водные артерии, питающие Северный Ледовитый океа

Вопрос №1: Составь определение понятия «Малая река»:

Ответы

Определение

A

Это река с площадью бассейна менее 2000 км2, расположенный в пределах одной какой-либо географической зоны, но ее гидрологический режим под влиянием местных условий может существенно отличаться от режима, свойственного большинству рек данной географической зоны, и стать, таким образом, азональным.

Это река с площадью бассейна менее 2000 км2, расположенный в пределах лесостепной и степной зоны, но ее гидрологический режим под влиянием местных условий может существенно отличаться от режима, свойственного большинству рек данной географической зоны, и стать, таким образом, зональным.

C

Это река с площадью бассейна менее 1000 км2, расположенный в пределах одной какой-либо географической зоны, но ее гидрологический режим под влиянием местных условий может существенно отличаться от режима, свойственного большинству рек данной географической зоны, и стать, таким образом, зональным природным явлением.

D

Это водоток, питающийся за счет подземных вод со всего водосбора и имеющий слабо выраженное сформированное самим потоком русло, длина которых менее 1000км.

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Содержание: природные ресурсы

Уровень 4

ОЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAжидаемый ответ: А.

Вопрос №2:

От чего зависит полноводность рек?

Ответы

Определение

A

От уровня смешанного питания

От количества осадков и рельефа

C

От климата

D

От широтной зональности и подземных вод

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Содержание: природные ресурсы

Уровень 4

ОЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAжидаемый ответ: С.

Вопрос №3:

Определите размер рек:

Ответы

Крупные реки:

A

Есиль, Иртыш, , Тобол, Урал, Сырдарья, Бухтарма, Чу

Тобол, Иртыш, Есиль, , Урал, Амударья, Или, Чу.

C

Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Кама

D

Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Содержание: природные ресурсы

Уровень 2

ОЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAжидаемый ответ: D.

Тема: Реки Казахстана

Текст: В Казахстане насчитывается около 7 тысяч рек, длина которых превышает 10-километровую отметку. Всего же в республике находится более 39 тысяч постоянных и временных водотоков. К числу крупнейших рек страны относятся: Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу. Протяженность каждой из них значительно превышает отметку в 1000 км. Урал несет свои воды к бассейну Каспийского моря, Сырдарья впадает в Арал, а Иртыш, Есиль и Тобол - водные артерии, питающие Северный Ледовитый океан [8].

Иртыш - главный приток Оби. Общая протяженность реки составляет 4 248 км, что является вторым показателем среди рек азиатского региона. Длина казахстанского участка Иртыша - 1835 км. Питание Иртыша смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в нижнем течении снеговое, дождевое и грунтовое. Характер водного режима также существенно изменяется. Вода реки пресная, мягкая. Минерализация воды колеблется в зависимости от сезона от 136-253 мг/куб. дм в половодье до 300-324 мг/куб. дм в зимний период, увеличиваясь по длине Иртыша с юга на север до Усть-Ишима, за пределами Омской области несколько снижается до впадения в Обь. Солевой состав Иртыша гидрокарбонатный кальциевый, реже натриевый.Исток реки расположен на восточных склонах хребта Монгольский Алтай (граница Монголии и Китая).

Участок реки, до впадения в проточное озеро Зайсан, называют Черным Иртышом. После прохождения вод Иртыша через Бухтарминскую ГЭС приставку «черный», меняют на «белый». Следует отметить, что помимо Бухтарминской на Иртыше находятся еще две гидроэлектростанции - Усть-Каменогорская и Шульбинская. Они также располагаются на участке реки ниже озера Зайсан.

Иртыш на протяжении 3784 км судоходен. Навигация на реке начинается в апреле и длится до ноября.

Иртыш богат рыбой. В нем водятся: стерлядь, нельма, севрюга, осетр, щука, окунь, карась. Недавно в реку запустили сазана, леща, судака и байкальского омуля.

УЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISA Иртыша насчитывается около 17-и притоков, крупнейшими из которых являются реки Тобол, Есиль и Уба.

Вопрос №4:

Выберите правильный план характеристики реки:

Ответы

План описания реки

A

1.Исток реки; 2. Направление течения реки; 3. Устье реки; 4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер течения реки в зависимости от рельефа; 7.Притоки: левые, правые; 8.Хозяйственное использование реки.

1.Исток и устье реки; 2. Направление течения реки; 4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер течения реки в зависимости от климата; 7.Притоки: левые, правые; 8.Хозяйственное использование реки.

C

1.Исток реки; 2. Направление течения реки; 3. Устье реки; 4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер течения реки в зависимости от природной зоны; 7.Притоки: левые, правые; 8.Хозяйственное использование реки.

D

1.Исток реки; 2. Направление течения реки; 3. Устье реки; 4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер течения реки в зависимости от рельефа; 7.Притоки: северные и южные; 8.Хозяйственное использование реки.

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Содержание: природные ресурсы

Уровень 3

ОЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAжидаемый ответ: А.

Вопрос №5: СЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISA помощью плана описания реки дайте характеристику рек по группам: Тобол, Есиль, Урал, Уба.

Ответ: свободный

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Содержание: природные ресурсы

Уровень 4

ОЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAжидаемый ответ:

Тобол - длина 591 км, площадь бассейна 426 тыс. км?. Исток реки располагается на границе восточных отрогов Южного Урала и Тургайской столовой страны. Тобол судоходен на расстоянии в 437 км от устья.

Питание в основном снеговое, вниз по течению возрастает доля дождевого. Половодье с 1-ой половины апреля до середины июня в верховьях и до начала августа в низовьях. К числу крупных притоков Тобола относятся реки Уй, Исеть, Тура, Тавда и Убаган.

Река пересекает следующие города: Лисаковск, Рудный, Костанай, Ялуторовск, Курган, Тобольск.

Есиль (Ишим) - протекает по территории Казахстана и Российской Федерации, является левым и наиболее длинным притоком реки Иртыш. Общая длина реки Ишим более 2450 километров, а площадь бассейна водосбора около 177 тыс. км2.

Исток реки расположен в низком горном массиве Нияз. В верхнем течении река течет главным образом на северо-запад и запад, протекая по узкой долине, скованная высокими скалистыми берегами.

После Астаны пойма реки Ишим значительно расширяется, а затем начинает движение на юго-запад. Чуть выше города Державинск река делает резкий поворот на север, у города Петропавловск река поворачивает на северо-восток.

После этого Ишим течет на Западно-Сибирскую равнину и протекает по плоской Ишимской равнине. Здесь река формирует широкую пойму с большим количеством стариц, в нижнем течении течет река среди болот и втекает в Иртыш у города Усть-Ишима. Река является судоходной начиная от Петропавловска и на 270 километров до Сергеевского водохранилища.

Река Ишим главным образом питается талыми водами. Лед сковывает реку в первой половине ноября, а вскрытие происходит в апреле. Половодье на реке приходится на период с мая по июнь. В нижнем течении река в период половодья разливается до 15 километров.

Главные притоки - Жабай, Колутон, Акканбурлук и Терисаккан. На реке построены Сергеевское и Вячеславское водохранилища. На берегах реки расположены города Сергеевка, Атбасар, Петропавловск, Астраханка, Есиль, Ишим, Викулово, Астана, Державинск и Усть-Ишим.

УЗадания по формированию естественнонаучной грамотности школьников по геграфии в рамках международного конкурса PISAба - правый приток Иртыша. Длина реки 278 км, площадь бассейна 9850 км? Уба течет по территории Восточно-Казахстанской области. Река образуется в результате слияния Черной и Белой Убы. В верховьях порожиста, в низовьях разбивается на рукава. Питание смешанное, но преобладает снеговое. Половодье - с апреля до середины июля. Средний расход воды в 8 км от устья - 177 куб. м/сек. Замерзает в ноябре - на чале декабря, вскрывается в апреле - начале мая.

Уба, как и другие реки Рудного Алтая - Ульба, Нарым, Курчум и Кальжир, имеет чистую прозрачную воду благодаря естественным фильтрам - каменистому руслу, песчаным берегам и дну.

Урал - берет свое начало на склонах вершины Круглая сопка (хребет Уралтау). Общая длина реки 2428 км (казахстанского участка - 1082 км), площадь бассейна 231 тыс. км?. Следует отметить, что бассейн Урала занимает шестое место в мире по величине.

Устье Урала делится на несколько рукавов. Падение русла составляет 664 метра. Верхний Урал - до г. Урал течет по скалистой местности, и на пути часто встречаются перекаты. Только после впадения в него реки Сакмары (один из крупнейших притоков) он становится, наконец, типично равнинной рекой. Здесь его русло довольно широкое и извилистое. В нижнем течении долина расширяется, и река образует много протоков и стариц. Урал - достаточно быстрая река. Без водохранилищ здесь тоже не обошлось.

Режим реки характеризуется неравномерностью стока. Разница в общем истоке в маловодный год может быть в 10 раз меньше, чем в многоводный. 10 месяцев в году Урал сравнительно маленькая река, но весной он превращается в мощный и бушующий поток разливающий свои воды на многие километры. Весной ширина реки доходит до 36 км. За короткое время весеннего половодья в Урале проходит до 96% от общего годового стока. Режим питания река имеет в основном снеговой, совсем немного получает Урал от грунтовых вод.

К числу притоков Урала относятся: Большой Кизил, Таналык, Губерля, Сакмара, Гумбейка, Суундук, Большой Кумак, Орь. В верхнем течении р. Урал является естественной водной границей между Азией и Европой.

На Урале расположены Верхнеуральское и Ириклинское водохранилища, а также Ириклинская гидроэлектростанция.

Река является судоходной. В реке водятся осетр, севрюга, сазан, сом, судак, лещ.







© 2010-2022