- Преподавателю
- География
- Рабочая программа элективного курса
Рабочая программа элективного курса
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Устаева Ж.С. |
Дата | 07.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Удмуртской республики,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59»
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № _____
от «___»_____________2014 г.
Директор МБОУ «СОШ № 59»
__________ Е.Ш. Калимулина
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № ____
от «___»___________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по НМР
_________ С.А. Дяченко
« » ________ 2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИИ УДМУРТИИ»
6 класс
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Устаева Жанна Сергеевна
Ижевск 2014 г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ГЕОГРАФИИ УДМУРТИИ» 6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса предназначена для изучения географии Удмуртской Республики в 6 классе основной общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии. Общеобразовательный уровень усвоения.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-
Учебный план МБОУ «СОШ № 59» г. Ижевска на 2014 - 2015 учебный год.
Количество часов: всего - 34, в неделю - 1 час.
Для выполнения практических заданий используется учебник: Герасимова Т.П. и др. « Начальный курс географии» Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.
Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую особенность - она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.
Краеведение - это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения географического и краеведческого содержания.
Программа «География Удмуртии» полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».
Программа по «Географии Удмуртии» предназначена для учащихся шестого класса. Продолжительность обучения 34 часа в шестом классе, 1 час в неделю. В нее входит как теоретическая, так и практическая часть.
Цели и задачи курса
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей и современной жизнью города и республики;
формирование представления о различных сторонах жизни города и республики;
- изучение проблем развития республики.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей республики, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
укрепление семейных связей:
- заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни республики в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры.
Развивающие задачи:
- развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
Оценивание достижений учащихся производится в форме защиты творческого проекта в конце учебного года.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, практические работы. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения Географии Удмуртии в основной школе ученик должен
Знать/понимать
• изученные виды источников краеведческой информации;
• основные краеведческие понятия и термины;
• значение официальных символов Удмуртской Республики и города Ижевска;
• основные этапы и ключевые события истории УР с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;
• результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;
• изменение природной среды в результате деятельности человека; географическую зональность;
• особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Удмуртской Республики - субъекта Российской Федерации;
• природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь
• соотносить даты событий истории УР с основными периодами отечественной истории;
• рассказывать о важнейших событиях истории УР и их участниках,
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
• показывать на плане и карте границы и географический центр УР, границу между Европой и Азией, расположение г. Ижевска, местных достопримечательностей;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов УР, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутрирегиональных и внешних экономических связей УР;
• составлять краткую характеристику родного населенного пункта.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.
• понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
• ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;
• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов УР в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Характеристика уровня обученности обучающихся.
Класс
Количество обучающихся
Средний балл класса
Степень обученности класса
Качество обучения в классе
6 А
СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ 6 КЛАСС
Введение.
Дата образования УР, ее площадь, границы. Местоположение УР на карте России.
История образования и заселения территории Удмуртии.
Образ жизни населения в древности. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей. Вид традиционного жилища. Уникальные занятия населения. Национальная одежда удмуртов. Особенности быта и трудовых навыков населения в связи с природными условиями.
Географическое положение УР.
Географическое положение УР на территории Росси. Определение по картам направления и расстояния.
Литосфера.
Основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними; горные породы и минералы. Основные формы рельефа УР, горные породы, полезные ископаемые.
Гидросфера.
Состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. Определение географическое положение объектов гидросферы, установление зависимости направления и характера течения рек от рельефа. Реки, пруды.
Атмосфера.
Основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы). Распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смена времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.
Температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.
Погода и климат своей местности.
Биосфера.
Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на территории УР.
Причины неравномерного распределения организмов. Воздействие организмов на земные оболочки.
Население.
Численность населения УР, города УР.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ 6 КЛАСС
Темы раздела
Кол-во
Тема урока
№ урока
Основные понятия
Основные требования к знаниям, навыкам и умениям, формируемым на уроке
Практические работы
Проекты
Введение
2
Маленькая родина моя - Удмуртия.
1
История образования УР, её площадь, современная граница.
Знать: дату образования УР, ее площадь, границы.
Уметь: определять местоположение УР на карте России.
Моя малая родина.
2
Фотографический образ Удмуртии.
Фотопрезентации.
История образования и заселения территории УР
8
История освоения территории УР.
3
Этапы заселения и хозяйственного освоения территории родного края
Образ жизни населения. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей. Традиционные жилища.
Трудовые навыки населения. Уникальные занятия населения.
Национальная одежда удмуртов.
Знать: образ жизни населения в древности. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей. Вид традиционного жилища.
Уникальные занятия населения.
Национальную одежду удмуртов.
Уметь: объяснять характерные особенности быта и трудовых навыков населения в связи с природными условиями.
Наш край в древности. Традиционные жилища удмуртов.
4
Влияние природы на быт и обычаи удмуртов.
5
Народные промыслы Удмуртии.
6
Национальная одежда удмуртов.
7
История образования г. Ижевска.
8
История образования города.
План-схема города. Масштаб. Условные знаки. Улицы города, промышленные и культурные центры.
Знать: историю образования Ижевска.
Уметь: ориентироваться по плану города, найти свой район.
План города Ижевска. Исторические особенности планировки города.
9
Топонимика названий улиц города.
10
Географическое положение УР
2
Положение УР на административной и физической картах России.
11
Многообразие географических карт УР, особенности работы с ними. Легенда карт. Сравнение карт разного содержания по способам изображения.
Определение направлений, расстояний, географических координат точек по карте.
Знать: географическое положение УР на территории России.
Уметь: определять по картам направления и расстояния.
П.Р. Карта Удмуртской Республики.
12
ПР № 1
Литосфера
5
Основные формы рельефа.
13
Основные формы рельефа УР, средняя высота территории.
Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними; горные породы и минералы.
Называть и показывать: основные формы рельефа УР, правильно подписывать их на контурной карте.
Объяснять понятия: рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Описывать: рельеф УР по типовому плану.
Уметь: работать с контурной картой.
П.Р. Характеристика равнины.
14
Характеристика низменности.
ПР № 2
Горные породы и минеральные богатства.
15
Своеобразие горных пород и особенности их залегания.
Влияние человека на рельеф. Памятники природы.
16
Изменение рельефа человеком. Природные уникумы Удмуртии.
Стихийные природные явления геологического характера.
17
Оползни, обвалы.
Гидросфера
5
Разнообразие вод суши УР.
18
Виды внутренних вод УР.
Знать: состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины е происхождение. Называть и показывать: реки, пруды.
Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат.
16
Влияние вод суши на формирование рельефа и климата.
П.Р. Характеристика водного объекта.
20
Характеристика реки.
ПР № 3
Роль воды в жизни человека. Влияние человека на водные объекты.
21
Гидротехнические сооружения.
Стихийные природные явления гидрологического характера.
22
Половодье, паводок.
Атмосфера
6
Времена года и типы погод.
23
Времена года и типы погод.
Называть:основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).
Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.
Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.
Описывать погоду и климат своей местности.
Распределение климатических показателей по территории.
24
Проведение фенологических наблюдений
П.Р. Годовой ход температуры воздуха
25
График температур.
ПР № 4
Климат Удмуртии.
26
Климатические характеристики.
П.Р. Климат своей местности.
27
Диаграммы осадков, ветров.
ПР № 5
Опасные явления в атмосфере.
28
Гололед, метель, изморозь и т.д.
Биосфера
4
Растительный мир Удмуртии.
29
Растительность Удмуртии.
Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на территории УР.
Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов, приводить примеры. Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки.
Фотопрезентации.
Животный мир Удмуртии.
30
Животный мир Удмуртии. Биологические уникумы УР.
Фотопрезентации.
Экологические проблемы. Красная книга УР.
31
Взаимосвязь между природой и деятельностью человека.
Природные комплексы Удмуртии.
32
Природный комплекс. Компоненты ПК.
Население
2
Население УР.
Основные типы населенных пунктов.
33
Плотность населения, народы.
Понятие город, поселок городского типа, село, деревня.
Знать: численность населения УР, города УР. Уметь: показывать их на карте.
Повторительно-обобщающий урок.
34
Защита проектов
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ 6 КЛАСС
Название раздела (темы).
Кол - во часов.
Введение
2
История образования и заселения территории УР
8
Географическое положение УР
2
Литосфера
5
Гидросфера
5
Атмосфера
6
Биосфера
4
Население
2
Итого:
34
Практические работы.
-
Карта Удмуртской Республики.
-
Характеристика географического объекта.
-
Характеристика водного объекта.
-
Годовой ход температуры воздуха.
-
Климат своей местности.
-
Дневник наблюдений за погодой в городе Ижевске (в течении месяца).