Рабочая программа элективного курса

Рабочая программа элективного курса предназначена для изучения географии Удмуртской Республики  в 6 классе  основной общеобразовательной  школы.    Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии. Общеобразовательный  уровень усвоения. Программа «География Удмуртии» полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Удмуртской республики,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59»

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № _____

от «___»_____________2014 г.

Директор МБОУ «СОШ № 59»

__________ Е.Ш. Калимулина

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № ____

от «___»___________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по НМР

_________ С.А. Дяченко

« » ________ 2014г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИИ УДМУРТИИ»

6 класс

на 2014 - 2015 учебный год

Составитель: учитель высшей

квалификационной категории

Устаева Жанна Сергеевна

Ижевск 2014 г.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ГЕОГРАФИИ УДМУРТИИ» 6 КЛАСС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса предназначена для изучения географии Удмуртской Республики в 6 классе основной общеобразовательной школы.

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии. Общеобразовательный уровень усвоения.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Учебный план МБОУ «СОШ № 59» г. Ижевска на 2014 - 2015 учебный год.

Количество часов: всего - 34, в неделю - 1 час.

Для выполнения практических заданий используется учебник: Герасимова Т.П. и др. « Начальный курс географии» Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.

Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую особенность - она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.

Краеведение - это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения географического и краеведческого содержания.

Программа «География Удмуртии» полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».

Программа по «Географии Удмуртии» предназначена для учащихся шестого класса. Продолжительность обучения 34 часа в шестом классе, 1 час в неделю. В нее входит как теоретическая, так и практическая часть.

Цели и задачи курса

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- ознакомление с историей и современной жизнью города и республики;

формирование представления о различных сторонах жизни города и республики;

- изучение проблем развития республики.

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей республики, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

укрепление семейных связей:

- заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

- изучение жизни республики в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры.

Развивающие задачи:

- развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.

адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Оценивание достижений учащихся производится в форме защиты творческого проекта в конце учебного года.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, практические работы. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения Географии Удмуртии в основной школе ученик должен

Знать/понимать

• изученные виды источников краеведческой информации;

• основные краеведческие понятия и термины;

• значение официальных символов Удмуртской Республики и города Ижевска;

• основные этапы и ключевые события истории УР с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

• результаты важнейших краеведческих открытий и путешес­твий;

• изменение природной среды в результате де­ятельности человека; географическую зональность;

• особенности природы, населения, основных отраслей хозяйс­тва, природно-хозяйственных зон и районов;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Удмуртской Республики - субъекта Российской Федерации;

• природные и антропогенные причины возникновения эколо­гических проблем на локальном и региональном уровне;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь

• соотносить даты событий истории УР с основны­ми периодами отечественной истории;

• рассказывать о важнейших событиях истории УР и их участниках,

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

• показывать на плане и карте границы и географический центр УР, границу между Европой и Азией, располо­жение г. Ижевска, местных достопримечательностей;

• приводить примеры: использования и охраны природных ре­сурсов УР, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутрирегиональных и внешних экономических связей УР;

• составлять краткую характеристику родного населенного пун­кта.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• проведения самостоятельного поиска краеведческой инфор­мации из разных источников.

• понимания причин и значения событий и явлений повсед­невной жизни;

• ориентирования на местности и чтения карт различного со­держания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окру­жающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедс­твий и техногенных катастроф;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов УР в общении с людьми другой культуры, на­циональной и религиозной принадлежности.

Характеристика уровня обученности обучающихся.

Класс

Количество обучающихся


Средний балл класса

Степень обученности класса


Качество обучения в классе

6 А









СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ 6 КЛАСС

Введение.

Дата образования УР, ее площадь, границы. Местоположение УР на карте России.

История образования и заселения территории Удмуртии.

Образ жизни населения в древности. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей. Вид традиционного жилища. Уникальные занятия населения. Национальная одежда удмуртов. Особенности быта и трудовых навыков населения в связи с природными условиями.

Географическое положение УР.

Географическое положение УР на территории Росси. Определение по картам направления и расстояния.

Литосфера.

Основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними; горные породы и минералы. Основные формы рельефа УР, горные породы, полезные ископаемые.

Гидросфера.

Состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. Определение географическое положение объектов гидросферы, установление зависимости направления и характера течения рек от рельефа. Реки, пруды.

Атмосфера.

Основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы). Распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смена времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Погода и климат своей местности.

Биосфера.

Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на территории УР.

Причины неравномерного распределения организмов. Воздействие организмов на земные оболочки.

Население.

Численность населения УР, города УР.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ 6 КЛАСС

Темы раздела

Кол-во

Тема урока

№ урока

Основные понятия

Основные требования к знаниям, навыкам и умениям, формируемым на уроке

Практические работы

Проекты

Введение

2

Маленькая родина моя - Удмуртия.

1

История образования УР, её площадь, современная граница.

Знать: дату образования УР, ее площадь, границы.

Уметь: определять местоположение УР на карте России.

Моя малая родина.

2

Фотографический образ Удмуртии.

Фотопрезентации.

История образования и заселения территории УР

8

История освоения территории УР.

3

Этапы заселения и хозяйственного освоения территории родного края

Образ жизни населения. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей. Традиционные жилища.

Трудовые навыки населения. Уникальные занятия населения.

Национальная одежда удмуртов.

Знать: образ жизни населения в древности. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей. Вид традиционного жилища.

Уникальные занятия населения.

Национальную одежду удмуртов.

Уметь: объяснять характерные особенности быта и трудовых навыков населения в связи с природными условиями.

Наш край в древности. Традиционные жилища удмуртов.

4

Влияние природы на быт и обычаи удмуртов.

5

Народные промыслы Удмуртии.

6

Национальная одежда удмуртов.

7

История образования г. Ижевска.

8

История образования города.

План-схема города. Масштаб. Условные знаки. Улицы города, промышленные и культурные центры.

Знать: историю образования Ижевска.

Уметь: ориентироваться по плану города, найти свой район.

План города Ижевска. Исторические особенности планировки города.

9

Топонимика названий улиц города.

10

Географическое положение УР

2

Положение УР на административной и физической картах России.

11

Многообразие географических карт УР, особенности работы с ними. Легенда карт. Сравнение карт разного содержания по способам изображения.

Определение направлений, расстояний, географических координат точек по карте.

Знать: географическое положение УР на территории России.

Уметь: определять по картам направления и расстояния.

П.Р. Карта Удмуртской Республики.

12

ПР № 1

Литосфера

5

Основные формы рельефа.

13

Основные формы рельефа УР, средняя высота территории.

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними; горные породы и минералы.

Называть и показывать: основные формы рельефа УР, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Описывать: рельеф УР по типовому плану.

Уметь: работать с контурной картой.

П.Р. Характеристика равнины.

14

Характеристика низменности.

ПР № 2

Горные породы и минеральные богатства.

15

Своеобразие горных пород и особенности их залегания.

Влияние человека на рельеф. Памятники природы.

16

Изменение рельефа человеком. Природные уникумы Удмуртии.

Стихийные природные явления геологического характера.

17

Оползни, обвалы.

Гидросфера

5

Разнообразие вод суши УР.

18

Виды внутренних вод УР.

Знать: состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины е происхождение. Называть и показывать: реки, пруды.

Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат.

16

Влияние вод суши на формирование рельефа и климата.

П.Р. Характеристика водного объекта.

20

Характеристика реки.

ПР № 3

Роль воды в жизни человека. Влияние человека на водные объекты.

21

Гидротехнические сооружения.

Стихийные природные явления гидрологического характера.

22

Половодье, паводок.

Атмосфера

6

Времена года и типы погод.

23

Времена года и типы погод.

Называть:основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

Распределение климатических показателей по территории.

24

Проведение фенологических наблюдений

П.Р. Годовой ход температуры воздуха

25

График температур.

ПР № 4

Климат Удмуртии.

26

Климатические характеристики.

П.Р. Климат своей местности.

27

Диаграммы осадков, ветров.

ПР № 5

Опасные явления в атмосфере.

28

Гололед, метель, изморозь и т.д.

Биосфера

4

Растительный мир Удмуртии.

29

Растительность Удмуртии.

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на территории УР.

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов, приводить примеры. Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки.

Фотопрезентации.

Животный мир Удмуртии.

30

Животный мир Удмуртии. Биологические уникумы УР.

Фотопрезентации.

Экологические проблемы. Красная книга УР.

31

Взаимосвязь между природой и деятельностью человека.

Природные комплексы Удмуртии.

32

Природный комплекс. Компоненты ПК.

Население

2

Население УР.

Основные типы населенных пунктов.

33

Плотность населения, народы.

Понятие город, поселок городского типа, село, деревня.

Знать: численность населения УР, города УР. Уметь: показывать их на карте.

Повторительно-обобщающий урок.

34

Защита проектов

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ 6 КЛАСС



Название раздела (темы).

Кол - во часов.

Введение

2

История образования и заселения территории УР

8

Географическое положение УР

2

Литосфера

5

Гидросфера

5

Атмосфера

6

Биосфера

4

Население

2

Итого:

34

Практические работы.

  1. Карта Удмуртской Республики.

  2. Характеристика географического объекта.

  3. Характеристика водного объекта.

  4. Годовой ход температуры воздуха.

  5. Климат своей местности.

  6. Дневник наблюдений за погодой в городе Ижевске (в течении месяца).



© 2010-2022