Конспект урока: Климатообразующие факторы России

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Климатообразующие факторы России»

Цели урока:

образовательные: познакомить обучащихся с основными факторами, влияющими на формирование климата России, более подробно рассмотреть влияние географической широты на климат и сформировать понятия «солнечная радиация» и «радиационный баланс»;

развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, анализировать, сравнивать, а также продолжить формирование навыков работы с картографическим материалом;

воспитательные: развивать коммуникативные компетенции (умение высказывать свою точку зрения и отстаивать её), чувство коллективизма и взаимопомощи работая в группах.

Оборудование:

Учебник, тетрадь, атлас, проектор.

Ход урока


  1. Организационный момент

- Взаимное приветствие учителя и учащихся.

- Сообщение темы и цели урока.

- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Организация внимания.

2. Изучение нового материала на актуализации имеющихся знаний (1-ый этап урока)

- Вспомним что такое климат?

- От чего зависит климат?

Беседа о климатообразующих факторах.

- Какие факторы являются главными в формировании климата?

Прежде, чем учащиеся начнут называть факторы, учитель предлагает сразу разбивать их на три группы Главный принцип этого деления пространственно-территориальный.

Ученики перечисляют климатические факторы и предполагают в какую группу их можно отнести (рис.74). Учитель корректирует.

Конспект урока: Климатообразующие факторы России

- Схема заполнена.

- Теперь поговорим подробнее о каждом факторе. Но тот фактор, который мы называем одним из первых обычно - географическую широту, рассмотрим позже. Пока ограничимся знанием того, что, чем дальше от экватора, тем холоднее и что большая часть России расположена в (каких?) умеренных широтах. Четыре других фактора разберём по группам.

Группам выдаются вопросы, которые они обсуждают и делают выводы. При ответе на них используют карты атласа и текст учебника.

Вопросы первой группе:

1. Что в вашем понятии «подстилающая поверхность»?

2. Если бы на климат России влиял бы только этот фактор, какая бы погода установилась на данной территории? (возьмём для примера Западную Сибирь).

3. Считаете ли вы этот фактор главным в формировании климата России?

Вопросы второй группе:

1. Что в вашем понятии «циркуляция воздуха»?

2. Какие движения воздуха вы знаете?

3. Что образует горизонтальное движение воздуха?

4. Какие ветры оказывают влияние на территорию России?

Вопросы третьей группе:

1. Какие а) океаны и б) течения оказывают влияние на климат России (покажите их на карте) и какие из названных по вашему мнению влияют в наибольшей степени.

Вопросы четвёртой группе:

1. Как рельеф может повлиять на климат?

2. Приведите наиболее яркие примеры влияния рельефа на климат России. (Урал обязательно указать и привести примеры влияния рельефа на климат своей местности).

После обсуждения от каждой группы один представитель отвечает на вопросы, учитель корректирует ответы.

Делаем вывод по первому этапу урока.

- Какой же фактор является главным в формировании климата России? Все факторы одинаково важны и взаимосвязаны. А также на формирование климата в современных условиях влияет ещё и антропогенный фактор.

3. Изучение нового материала - освоение новых знаний.

(2-ой этап урока)

- Возвращаемся к географической широте.

- Посмотрите на карту России и скажите: от каких широт на юге, до каких широт на севере, приблизительно, простирается территория нашей страны.

- В каких же климатических поясах расположена территория России?

- Как вы думаете: чем определяются температурные условия того или иного климатического пояса? (если учащиеся затрудняются ответить, обращаемся к тексту учебника).

- Вот мы и подошли к новому понятию «Солнечная радиация».

Учащиеся находят определение «солнечная радиация» в учебнике (стр.92) и списывают себе в тетрадь.

- Назовите единицы измерения солнечной радиации: в ккал. на 1 кв.см. или в мегаджоулях на 1 кв.м.

Рассматриваем рисунок 75 в учебнике Учащиеся пробуют сформулировать определение каждого из видов солнечной радиации сначала самостоятельно, а затем находят определения в учебнике.

Делаем вывод по второму этапу урока.

- Какой вид солнечной радиации, по вашему мнению, является главным источником энергии на Земле? Свой ответ обоснуйте.

Поглощённая, но лишь 45% солнечной радиации поглощается земной поверхностью. А вот разницу между суммарной радиацией и её потерями называют радиационным балансом.

4. Закрепление:

Работа в группа.

Каждая команда получает карточку. Нужно заполнить таблицу. Например,

1 группа: В каком из перечисленных городов России теплее.

Москва;

Тюмень;

Красноярск;

Хабаровск.

2 группа: Установите соотношение между территорией и количеством солнечной радиации, получаемой отдельными территориями России.

120 ккал/см2 а) Северный Кавказ

110 ккал/см2 б) северное побережье России

70 ккал/см2 в) средняя полоса России

90 ккал/см2

3 группа: Установите соответствие между показателями отражающей радиации и подстилающей поверхностью.90% а) песок

4% б) зелёный луг

20% в) свежевыпавший снег

35% г) тёмные поля

Город

Суммарная радиация

Вывод

Архангельск

Екатеринбург


Рефлексия: Каждый ученик говорит о том, что он узнал на уроке нового, начиная со слов: «На уроке я узнал, что….»

5. Оценка знаний учащихся.

Д/З: параграф 17 учить, выписать в тетрадь из учебника определения. Составить столбиковую диаграмму по величине отраженной радиации на стр.92

Доп.материал:

Поговорки и пословицы:

Ноябрьские ночи до снега темны.

В январе и горшок на печи замерзает.

В марте и спереди и сзади зима.

На тучу будет и погода и т.д.

А сколько существует загадок! Справимся ли мы с ними?

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою все видят, но никто не слышит. (Гром и молния)

Летом убежит, осенью прибежит. (Снег)

Сивые кабаны всё поле облегли. (Туман)

Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)


© 2010-2022