Рабочая программа по географии 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании

Руководитель ШМО____________________

(подпись)

Протокол № ____

от «____» ________ __20__ г.

Утверждаю:

директор МБОУ КСОШ №1

____________ О. В. Шкопкин

Приказ № ______

от «____» _____________20 _ г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2015 / 2016 учебный год



Учитель Шалагина Татьяна Петровна

(Ф.И.О.)

Предмет география

Класс 6

ШМО обществознания и географии

















2015год

Пояснительная записка

Цели и задачи курса:

  • - познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

  • - начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

  • - начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

  • - сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • - начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Общая характеристика предмета

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008г , созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Учебник 6 класса «География» Е.М. Домогацкий, Н.И.Алексеевский;Москва «Русское слово»2011г.
Уровень программы - базовый стандарт

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часов.

Рабочая программа по географии в 6 классе на 2012 - 2013 учебный год составлена по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского и рассчитана на 35 учебных часов по 1 уроку в неделю

УМК учителя:

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География. Физическая география 6 кл., - М. «Русское слово», 2008 год.

Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008 год.

УМК обучающегося:

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География. Физическая география 6 кл., - М. «Русское слово», 2008 год.

Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008 год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами изучения курса «География» в 5-9-х классах являются следующие умения:

- осознание роли географии в познании окружающего мира и в жизни людей

- объяснять роль различных источников географической информации.

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

- использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- анализировать и оценивать информацию о географии населения Земли;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения; хозяйстве государств мира

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических экономических, политических процессов в мире, хозяйственный потенциал и экологические проблемы в разных странах

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам мира, роль России в мире.

  1. Содержания учебного предмета

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдаю­щиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Тема 4. Атмосфера (7 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо­действие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При­способление живых организмов к среде обитания в разных природ­ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский

Тема 7. Почва и геосфера (2 часа)

Почва как особое природное образова­ние. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова­ния почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территори­альные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра­фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Обобщение (3 часа).


Календарно- тематическое планирование, 6 класс.

Тема урока

Кол час

дата

Виды деятельности

Введение. 2 часа

1

1.Что такое география.

1

Определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности

Наблюдать за географическими

объектами своей местности.

2

2.Из истории географических открытий.

1

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;


3

1.Планеты Солнечной системы.

1

Изучать модель «Солнечная система»

4

2.Форма, размеры и движение Земли.

Работать со школьным глобусом:

определять масштаб, измерять длину

экватора и меридианов, определять

расстояния между объектами,

протяжѐнность Африки с севера на юг

5

3.Система географических координат.

Практ. работа №1. Определение по глобусу географических координат различных географических объектов

1

Определять по глобусу географических координат различных географических объектов. Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса. Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов.

Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам

6

4.Времена года.

1

Изучать модель «Земля - Луна -

Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси

Составлять рассказ по плану о четырѐх особых положениях Земли

7

5.Пояса освещённости.

1

Определять и пояса освещенности по глобусу. Давать характеристику поясов освещенности. Работать в парах-


8

1.Географическая карта. Масштаб карты. Практическая работа №2.. Определение направлений и расстояний по карте.

1

Определять направления и расстояния по карте. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

9

2.Виды условных знаков.

Практ. работа №3. Определение географических координат.

1

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Определять географические координаты по карте.

10

3Стороны горизонта.

Практ. работа №4. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

1

Определять стороны горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составлять простейшего план местности.

11

4.Изображение рельефа на карте.

Практ. работа №5

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

1

Определять по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

Тема 3: Литосфера. 6 часов

12

1.Строение земного шара.

1

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

13

2. Виды горных пород.Полезные ископаемые.

1

Изучать образцы горных пород и определять их .Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

14

3.Движения земной коры.

1

Обозначать на схеме действующие вулканы Определять интенсивность

землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

15

4.Выветривание горных пород.

1

Работать с текстом учебника, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

16

5.Рельеф суши Практ. работа №6.. Составление схемы различий гор и равнин по высоте

1

Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности. Составлять схемы различий гор и равнин по высоте

17

6. Рельеф дна океана

1

Составлять схему дна Мирового океана. Работать с топонимическим словарѐм. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Тема 4: Атмосфера. 7 часов

18

1.Строение атмосферы.

1

Работать с текстом учебника таблицами, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

19

2.Температура воздуха.

1

Измерять температуру воздуха

20

3.Атмосферное давление.

1

Проводить опыт, доказывающий

существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление

21

4.Движение воздуха.

1

Изготавливать самодельные измерители скорости ветра (флюгер),

количества осадков (дождемер),.Измерять направление и скорости ветра

22

5.Вода в атмосфере.

1

Решать задачи на определение относительной и абсолютной влажности воздуха.

23

6.Погода.

1

Составлять прогноз погоды по

народным приметам на весну и лето

будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам.

24

7.Климат.

1

Работать с Интернет-ресурсами, сайт Gismeteo Погода в Курагино

Тема 5: Гидросфера. 4 часа

25

1.Единство гидросферы.

1

Изучать и описывать свойства воды.

26

2.Мировой океан. Практ. работа №7. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Определение географического положения объектов.

1

Работать с картами атласа и контурными картами. Наносить на контурную карту объекты гидросферы.

Определять географическое положения объектов.

27

3.Воды суши: реки и озёра.

1

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку.

Выявлять основные различия горных и равнинных рек

28

4.Воды суши: подземные воды и природные льды.

1

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы

запоминания названий географических объектов. Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященных объектам воды.

Тема 6: Биосфера. 2 часа

29

1.Царства живой природы.

1

Составлять и описывать коллекции

комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания

30

2.Биосфера и охрана природы.

1

Изучать виртуально животных и растения. Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

Тема 7: Почва и геосфера. 3 часа.

31

1.Почва.

1

Определять существенные признаки

почвы.

Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв

32

2.Географическая оболочка. Природный комплекс.

1

Выявлять различия между географической оболочкой и

географической средой. Давать

определения этим понятиям.

Выявлять основные закономерности

(свойства) географической оболочки

33

3.Природные зоны.

1

Давать определение понятия «природная зона». Составлять характеристику природы трѐх зон: экваториальных лесов, саванн, пустынь

Называть нескольких представителей растительного и животного мира зоны. Выявлять по картам антропогенные изменения природных зон. Доказывать необходимость охраны природных зон. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира зон

34

Итоговый тест по курсу «География. Начальный курс».

1

Выполнять итоговые задания

35

Обобщающее повторение курсу «География. Начальный курс».

1

Работать над ошибками теста.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса

I. Учебники

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География. Физическая география 6 кл., - М. «Русское слово», 2008 год.

  2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008 год.

  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008 год

II. Дополнительная литература для учащихся.

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.

  2. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005 год.

  3. Климанова О.А., География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2007 год.

  4. Крылова О.В.Физическая география. Начальный курс. 6 класс. - М.: Просвещение, 2005 год.

III. Литература для учителя.

  1. Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2008 год.

  2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.

  3. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., «Дрофа», 2008 год.

  4. Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М первое сентября 2000.

  5. Петрова Л Е Дидактические карточки задания по географии 6 класс М Экзамен 2005

  6. Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы.-М.: Дрофа 2001.

  7. Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс, Волгоград, Учитель, 2003.

  8. Шатных А. В. Современный урок географии. Часть1. Методические разработки уроков географии 6 класс. М.: Школьная пресса, 2002.

  9. Журналы «География в школе».

  10. Газета «География».

  11. Интернет-ресурсы.

Материально-техническое обеспечение:

1

Карты для 6 класса

2

Наборы минералов и полезных ископаемых

3

Дидактический материал 6-класс

4

Хрестоматийная и учебно-научная литература

5

Глобусы

6

Компасы

7

Модели горок

Планируемые результаты изучения курса 6 класса

Шестиклассник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

Шестиклассник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса.

13

© 2010-2022