Урок по географии для 6 класса по теме «Градусная сеть»

Тип урока - урок изучение нового материала. Конспект разработан таким образом, чтобы учащиеся путем ответов на несложные вопросы изучили новый материал. На уроке используется опережающее задание (об открывателях северного и южного полюсов), к которому дети должны подготовиться самостоятельно. Также используется работа с книгой и схематические рисунки. В конце урока дети смогут определять расстояние между объектами при помощи линий градусной сети. В разработке используется "тест и взаимопроверка...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Градусная сеть»

Цель: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; формировать умения измерять расстояние по карте и глобусе с помощью линий градусной сети, определять направления по глобусу и картам.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники и тетради

Тип урока - урок - изучение нового материала

Орг. момент

Ход урока


  1. Изучение нового материала

Актуализация знаний

- Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. За какой промежуток времени она делает полный оборот? (24 часа)

- А как называются точки, которые не вращаются, потому что через них походит воображаемая ось Земли? (полюса)

- А сколько у нас полюсов? (2)

- А вы знаете, кто впервые достиг полюсов?

(Учащиеся, получившие опережающие задания, рассказывают об открытии полюсов)

Да, отважные были путешественники. А вы хотите путешествовать?

Чтобы отправиться в путешествие, необходимо знать местонахождение того или иного географического объекта или географический адрес. Представьте себе шахматную доску. Она состоит из клеток, каждая из которых имеет свой адрес, в виде буквы и цифры. Зная их мыв легко передвигаем шахмату в нужное место. А теперь обратите внимание на карту и глобус. Видите на них тоже есть клеточки. Это ребята градусная сеть. Запишем определение в тетрадь! Это пересекающиеся продольные и поперечные линии в карте и глобусе. Давайте поближе познакомимся с этими линиями! Одну из них вы уже знаете.

- Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? (экватор)

- А какова длина экватора? (40000 км). Экватор - это окружность, а окружность имеет еще и градусную длину. Она составляет 360 градусов. Зная это мы можем узать сколько километров в одном градусе по экватору. Что мы для этого сделаем? Мы 40000 км/360 градусов=111 км в 1 градусе по экватору. Сделаем запись в тетради и выделим ее в рамочку. Эти знания помогут нам определять расстояние между объектами без помощи масштаба. Но об этом чуть позже. А сейчас нарисуем в тетради окружность, расставим на ней полюса и экватор и начнем знакомство с линиями градусной сетки.

Первые линии - меридианы. Найдете в учебнике (с.28) определение, что такое меридианы. Запишем определение в тетрадь. Это линии, совпадающие с направлением полуденной тени. На карте меридианы выглядят так. (заполнение рисунка)

- Какое направление они показывают? (север-юг)

- Какие точки соединяют? ( полюса)

- Как выглядят меридианы на карте? (дуги)

- Они равны по длине или нет? (да)

А какова же длина меридианов? Если экватор - это окружность, а меридианы - это дуги, а дуга - это половина окружности, следовательно длина меридианов 20000 км или 180 градусов, а так как они все равны, то в 1 градусе по меридиану будет 20000 / 180 = 111 км как и у экватора.

- Через сколько градусов проведены меридианы? (10)

Отсчет градусов меридианов начинается от нуля градусов или нулевого меридиана, который проходит через гринвичскую обсерваторию в окрестностях Лондона, поэтому его еще называют гринвичским. Зная сколько километров в 1 градусе по меридиану, можно определять расстояние между объекты, находящимися на одном меридиане. Нарисуем схему:

Урок по географии для 6 класса по теме «Градусная сеть»Сначала мы должны определить разницу в градусах. Если объекты находятся по одну сторону от экватора мы их градусные меры вычитаем из большего меньшее, если по разные стороны от экватора, то складываем, результат умножаем на 111 км, получаем искомое расстояние.

Градусная мера меридианов от 0 до 180 градусов.

Следующие линии параллели. Прочитайте определение (с. 29). Запишем его в тетради. Это поперечные линии, проведенные параллельно экватору.

- Все ли параллели имеют одинаковую длину? (нет). Длина каждой параллели подписана у рамки карты. Их длина уменьшается от экватора к полюсам. Самая длинная параллель - экватор.

- как показаны параллели в карте? (окружности)

- Какое направление они показывают? (запад-восток)

- Можно ли совершить кругосветное путешествие, двигаясь по одной параллели? (да)

Градусная мера параллелей от нуля до 90 градусов.

Через каждую точку земной поверхности можно провести всего одну параллель и один меридиан. То есть, если кто-то из вас станет лицом к северу, а спиной на юг, через центр вас пройдет меридиан, а через расставленные в стороны руки параллель (рис 17, с.28). С помощью параллелей и меридианов можно определять направление различных географических объектов!


  1. Закрепление

- Что нового вы сегодня узнали на уроке

- Определить расстояние от северного до южного полюса

- От южного полюса до экватора

- Длину Африки по 20 меридиану

- Расстояние от Каира до Санкт-Петербурга

- Определить направление от Парижа до Москвы

- В каком направлении от Москвы находится Черное море

- Тест

- Взаимопроверка

3. Выставление оценок

4. д\з параграф 11; с.29 вопрос № 3.

Урок по географии для 6 класса по теме «Градусная сеть»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Моховская средняя общеобразовательная школа»










ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«ГРАДУСНАЯ СЕТЬ»





Учитель географии: Абрамова Олеся Викторовна.






2012 год

© 2010-2022