- Преподавателю
- География
- Практическая работа по географии
Практическая работа по географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Мотовилова Н.А. |
Дата | 12.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по географии
Тема: практическая работа №5 «Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» (1 час).
Цель урока: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами природных ресурсов с помощью карт и статистических показателей.
Задачи:
-
Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».
-
Научиться оценивать, прогнозировать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.
Оборудование:
-
Проектор, экран.
-
Презентация.
-
Учебники, тетради.
-
Калькулятор.
Форма урока: практическая работа.
Вид урока: урок закрепления знаний.
Метод обучения: практический (студенты выполняют задания).
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Форма контроля: устный, письменный, рефлексия.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Повторение пройденного материала (мини-диктант).
-
Выполнение заданий 1-3, используя статистическую информацию и материал учебника.
-
Проверка и выставление оценок - взаимопроверка.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
Этап урока
Результат
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1 этап: организационный
Включает подготовку группы студентов к занятию
(3 мин.)
Приветствие студентов, организация благоприятной обстановки для познавательной деятельности.
Преподаватель озвучивает тему, цели, задачи и ход урока (слайды 1-5).
Студенты готовы к уроку. Восстанавливается тишина. Студенты сосредоточены на преподавателе.
2 этап: Повторение пройденного материала. Ресурсообеспеченность.
(5 мин.)
Преподаватель организует проверку понятия «Ресурсообеспеченность», проводит мини-диктант «Вставь пропушенные слова» (приложение 1), затем показывает правильное оформление диктанта (слайд 6 презентации).
Преподаватель предлагает записать формулу ресурсообеспеченности.
Студенты выполняют мини-диктант, вписывая пропущенные слова.
Студенты записывают формулу.
Р=З/Д
Самопроверка. Выставляют оценку за мини-диктант.
3 этап: Выполнение заданий 1-3
(20 мин.)
Преподаватель предлагает студентам выполнить три задания, используя формулу, статистическую информацию и материал учебника (приложение 2, слайды 7,8,9).
Студенты выполняют задания.
4 этап: Проверка и выставление оценок
(5 мин.)
Преподаватель предлагает оценить выполненную работу с учетом предложенных критериев (слайд 10). Взаимопроверка.
В конце урока преподаватель предлагает сдать тетради на проверку. Проверяет работы.
Студенты оценивают друг друга с помощью критериев оценивания практической работы. Выставляют оценки.
5 этап: Подведение итогов
(5 мин.)
Преподаватель задает вопросы:
- Что такое ресурсообеспеченность?
- Что научились делать?
Преподаватель подводит итог: цель урока достигнута, задачи выполнены.
Студенты отвечают:
- Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которое хватит данного ресурса, либо его запасы из расчёта на душу населения.
- Анализировать статистические материалы, рассчитывать ресурсообеспеченность стран и регионов по формуле.
- составлять прогноз (делать выводы) ресурсообеспеченности стран и регионов.
6 этап: Домашнее задание
(2 мин.)
Преподаватель озвучивает домашнее задание. Отвечает на вопросы по Д/З.
- Нанести на контурную карту, страны наиболее обеспеченные топливными ресурсами.
- Повторить пройденный материал по теме «География мировых природных ресурсов», подготовиться к итоговому уроку по теме, В.П. Максаковский, уч. География, стр. 23 - 42.
- Составить тест по теме (15 вопросов).
Студенты записывают домашнее задание.
Задают вопросы по выполнению.
7 этап: Рефлексия
(5 мин.)
Преподаватель предлагает студентам определить, какой вершины они достигли, обозначив флажком на картинке с вершинами гор уровень своих знаний по уроку и эмоциональное состояние (приложение 3).
Преподаватель благодарит за урок и прощается со студентами.
Стеденты рисуют флажки.
Приложение 1
Повторение понятия ресурсообеспеченность. Мини-диктант.
Соотношение между ……………. природных ресурсов и ……………. их использования, называется ……………… Её можно выразить ……………., на которое хватит данного ресурса, либо ………….. из расчёта на душу населения.
Проверка:
Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, называется ресурсообеспеченностью. Её можно выразить количеством лет, на которое хватит данного ресурса, либо запасами из расчёта на душу населения.
Приложение 2
Задание 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами - каменным углём, используя данные приведённые в таблице, а так же рис. 27, блок № 7 учебника. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран углём.
Страна
Запасы угля
(в млрд. т)
Добыча
(в млн. т)
Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
США
445
?
?
Китай
296
Россия
202
ЮАР
116
Австралия
116
ФРГ
106
Индия
78
Украина
47
Великобритания
45
Казахстан
34
Задание 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью, используя данные таблицы, учебника, блок № 7. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.
Страна
Запасы
(в млрд. т)
Добыча
(в млн. т)
Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
Саудовская Аравия
43,1
?
?
Ирак
16,7
ОАЭ
16,2
Кувейт
15,7
Иран
14,9
Венесуэла
10,3
Мексика
8,5
Россия
6,7
Китай
4,0
США
3,8
Задание 3. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные таблицы, таблицы № 4 учебника, блок № 7 и таблицы №1 учебника, блок № 2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и его регионов.
Регионы
Запасы топлива
Добыча топлива
Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
Нефть
(мир в целом)
140 млрд. т
?
?
Уголь
(мир в целом)
1100 млрд. т
Природный газ
(мир в целом)
150 трлн. м3
Природный газ (Зарубежная Европа)
5,6 трлн. м3
Природный газ (Зарубежная Азии)
59,0 трлн. м3
Нефть
(Зарубежная Европа)
2,5 млдр. т
Нефть
(Зарубежная Азия)
98, 0 млдр. т
Нефть (СНГ)
9,0 млдр. т
Приложение 3