Урок: География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок:География. Естествознание. 6 класс.

Тема урока: «Вулканы»

Тип урока: открытие новых знаний

Основные цели:

  1. сформировать знания о вулкане и причинах его возникновения и представления об отдельных видах вулканов;

  2. продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника с источниками новых знаний;

  3. тренировать умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы;

  4. сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлекторного метода;

  5. сформировать умения оценивать свою деятельность, коммутативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, работать в группе.

Оборудование урока:

  • компьютер, мультимедиа проектор, презентация;

  • образцы вулканических извержений (камни, песок);

  • карточки с терминами: "конус", "очаг магмы", "жерло", "лава", "кратер"; "продукты извержения".

  • физическая карта полушарий

  • учебник

Примечание: таблички с надписями появляются по ходу урока и вывешиваются на доску

Оборудование для опыта: 1. Пластиковая бутылка 0,5 л;

2. картон формата А4;

3. Пластилин, коричневого цвета;

4. Подкрашенная вода в красный цвет;

5. Сода 4 ч.л.;

6. Уксус 2 ст.л.;

7. Жидкое мыло;

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности:

«Однажды, гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. «Юноша спросил мудреца, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Почему у тебя так много неясных вопросов?»

Подумав, философ начертил перед собой посохом два круга: маленький и большой (учитель рисует круги на доске).

« Твои знания - это маленький крут, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов». И вот на уроке вы расширите и пополните свой круг знаний по географии. Сегодня мы проникнем в тайны одной из оболочек Земли, которую вы начали изучать на прошлых уроках.

Сегодня на урок я принесла Вам горную породу. Вы знаете, как она называется? Обсидиан или вулканическое стекло, её используют для получения тёмного стекла и в качестве термоизоляции. Обсидиан сыграл большую роль в истории человечества: из него изготовляли орудия труда, оружие и украшения. Совершим путешествие по нашей планете и узнаем откуда появился этот замечательный камень. Что каждому из вас предстоит сделать на уроке, чтобы узнать это? (ответы детей)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Перед тем как получить новое знание, давайте подумаем

  • Где мог образоваться обсидиан?

  • Вспомним, на какие группы делятся горные породы?

  • Приведите примеры магматических пород, осадочных, метаморфических?

  • Подумайте, к какой группе относится обсидиан?

  • Где в России можно его встретить? (Это вулканическая горная порода излившаяся, встречается на Камчатке).

  • Вулканические породы образуются из застывшей магмы, а тогда как на Земле образовались вулканы?

  • Что такое вулкан?

3. Выявление места и причины затруднения

-Кто не может ответить на этот вопрос?

-Сформулируйте ваши затруднения? ( Я не могу назвать причину образования вулканов).

-А у кого есть версия ответа, вы можете обосновать их? ( Я не могу обосновать это явление)

-Почему вы не можете сказать? (Мы не знаем, что такое вулкан)

4. Построение проекта выхода из затруднений

Какие же цели мы поставим на уроке, какие "открытия" для себя сделаем?

Сегодня мы должны понять: (табличка)

Что такое вулканы?

Как устроены вулканы и почему происходит извержение?

Чем отличаются действующие вулканы от потухших?

Какое значение имеют вулканы для нашей планеты?

Какими способами вы можете получить ответ на данный вопрос?( учебник, справочники)

А какой еще способ вы можете предложить? (Провести опыты, сделать выводы, ответить на вопросы)

Составим план наших действий по открытию новых знаний:

  1. Прочитаем задание и проделаем опыт

  2. Найдем ответ в учебнике

  3. Сделаем вывод

  4. Ответим на вопрос: «Как образуются вулканы на Земле».

Физкультурная пауза:

Мы вулканы изучали . И немножечко устали.
И поэтому вот тут Просто надо отдохнуть,
Встали из-за парт все дружно Нам вулкан представить нужно
Мы на кратер посмотрели Всю подошву рассмотрели
Левый склон и правый склон До чего вулкан силен
Покружили головой Не пора ли нам домой
Потянулись вверх друзья Пробежались, но слегка
Развернулись все кругом И работать мы начнем

  1. Реализация построенного проекта

Работа в парахУрок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»

  • Что такое вулканы? Почему их так назвали?

  • Как вы себе представляете вулкан? Что вы уже о них знаете? Откуда?

Выше, чем гуляют тучи,

Поднимаются вулканы;

Величавы и могучи,

Словно в сказкеУрок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»



  • Что вы можете сказать о размерах вулканов, прочитав это стихотворение?



  • Как на карте обозначены вулканы?

  • Какую форму имеет вулкан? Кто знает, о каком углублении на вершине горы идет речь? Урок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»

  • В чём же их особенность?

  • Как устроен вулкан? (работа с учебником)

  • Прочитайте первые два предложения второго абзаца и найдите ответ



  • Посмотрите на схему. Что ещё можете сказать о строении вулкана?

Урок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»



  • Как же происходит извержение вулкана? Прочитайте, как об этом написано в учебнике. (работа с учебником) (Магма изливается через кратер, вырываясь на поверхность, магма с шумом выпускает облако газов.
    Часть их сгорает в воздухе, образуя столб пламени и дыма) Урок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»

Урок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»



  • Что можете добавить? (Лава - магма, лишённая газов, Она стекает вниз по склонам, сжигая все на своем пути и скоро застывает. Извержение вулкана в науке называют вулканизм.)

Урок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»

  • Кто такие вулканологи? Для чего изучают вулканы? (Это ученые, которые следят за состоянием недр в районах извержения вулканов).

  • Кто уже может сформулировать понятие "вулкан"?

  • Прочитайте научное объяснение слова "вулкан". (Вулкан - геологическое образование возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.)

  • Все, что выбрасывается при извержении вулкана, называется "продукты извержения"

Продукты извержения

  • Водяной пар

  • Углекислый газ

  • Лава

  • Вулканический пепел

  • Вулканические бомбы

На предыдущем уроке мы говорили о том, что горы "растут" очень медленно. В отличие от гор, вулканические горы иногда возникают и "вырастают" прямо на глазах человека. Во многих книгах описан случай возникновения вулкана Парикутин в Мексике.

Однажды мексиканский крестьянин увидел на своем поле трещину, из которой пробивался дымок. Крестьянин закрыл трещину камнем, но дым шел все сильнее. К концу дня под землей начались взрывы, а на месте трещины образовалась воронка. Из нее стали вылетать камни - вулканические бомбы и пепел, выливаться потоки раскаленной лавы. Через год над полем возвышалась гора, сложенная продуктами извержения высотой 430 метров, еще через год гора была 457 метров в высоту и 16 км в ширину. Каждый день из него извергалось 100 тысяч тонн лавы.

  • Опыт

Данный опыт поможет наглядно понять и закрепить понятия вулкан и извержения вулкана.

Урок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»

Из картона делаем конус, у которого срезаем острый край так, чтоб он одевался на пластиковую бутылку. Закрепляем конус скотчем либо степлером (что бы он не разворачивался во время опыта). Облепливаем пластилином срезанный конус из картона.

Урок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»

С помощью лейки наливаем подкрашенную воду в бутылку (10-15 см недоливая до края бутылки). Засыпаем туда соды и хорошенько размешиваем до растворения. Добавляем пару капель жидкого мыла либо шампуни.

Урок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»

Накрываем стол клеёнкой, либо ставим это всё в большую миску. Дабы во время опыта не залить всё вокруг. Внимание! Отводим ребёнка на 2-3 метра от стола с имитируемым вулканом. Аккуратно наливаем уксус в нашу смесь в бутылке (это делает исключительно взрослый).

Урок:География. Естествознание. 6 класс. Тема урока: «Вулканы»

И всё, наслаждаемся извержением вулкана!

(Демонстрация учителем опыта "Вулкан на столе").

Что мы наблюдали? Демонстрация продуктов извержения.

Эти камни я привезла с вулкана Аконкагуа . Последний раз он извергался 100 лет назад, а запах гари чувствуется еще и сейчас. Это спящий вулкан.

Виды вулканов.

Как вы понимаете выражение - спящий вулкан? Прочитайте в учебнике.

Какие вулканы называются потухшими?

Как вы думаете, какие вулканы будут называться действующими? Ученые специалисты считают, что каждые два года Земля рождает в среднем три новых вулкана.

А бывают ли вулканы на дне океанов? Как вы думаете, где вулканический процесс может быть более активный - на суше или на дне океана? Почему?

Чем опасны вулканы?

Можем ли мы сказать, что вулканы - это опасное явление природы? Почему (Это сопровождается сотрясением земной коры, продукты извержения,)

Приносят ли вулканы пользу? ( Это плодородная почва, лечебные грязи, вулканическая порода для строительства , появление новых островов)

6.Первичное закрепление во внешней речи

Достигли ли мы поставленных целей? Какие "открытия" сделали на уроке? (ответы детей)

Закончите предложения:

Вулкан-это…………

Кратер - это………

Жерло - это………

Лава - это………

Вулканолог - это……

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Подведем итог данной части. (Мы выполнили поставленные перед собой цели)

-Вы уверены в своих новых знаниях и умениях?

- Как проверить? (Выполнить самостоятельную работу)

-Время выполнения 5 минут.

Задание №1

Необходимо перетащить отдельные элементы и построить из них вулкан

Распределить вулканы по типам

составить гейзеры из отдельных элементов

Расположить правильно части вулкана.

Задание №2

Сядьте за столы, пользуясь картой полушарий, определите, какой вулкан имеет координаты (380 с.ш. и 150 в. д.; 60 ю.ш. 1060 в.д.) на контурной карте полушарий обозначьте вулканы: Ключевская сопка, Эльбрус, Везувий, Килиманджаро, Мауна-Лоа. Действующие - красной звездочкой, потухшие - черной .

Задание №3

Перед каждой "парой" (разбиваю учеников по парам), я кладу стихотворение А.С.Пушкина, где он описывает трагедию Помпеи. Определите, какие продукты извержения вулкана описываются в этом стихотворении. Как только "пара" готова, поднимаем руку.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Фронтальная работа:

1.От чего зависит образования вулкана

2.Объясните, где больше вулканов под водой или на суше? Почему?

9. Рефлексия учебной деятельности

А всё ли мы узнали о вулканах?

Где можно узнать?

Как вы думаете, есть ли вулканы на других планетах?

А могут ли у вулканов быть "дети"?

Следующий наш урок будет для самых любознательных, и он будет посвящён "детям" вулканов.

Оцените собственную познавательную деятельность в отмеченной форме линейку самооценки

Активность

Результативность

Диалог умение работать в группе

10.Домашнее задание

Раскрасить схему вулкана и подписать его части в рабочей тетради

Творческое задание по выбору учащихся: вылепить из пластилина макет вулкана, составить рассказ по тексту на с. 22, сочинить синквейн , сказку или стихотворение о вулкане.



© 2010-2022