• Преподавателю
  • География
  • Создание коллаборативной среды-как условие повышения компетентности обучающихся. Разработка урока географии 6 класс по теме Атмосферное давление

Создание коллаборативной среды-как условие повышения компетентности обучающихся. Разработка урока географии 6 класс по теме Атмосферное давление

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание коллаборативной среды- как условие повышения компетентности обучающихся. Разработка урока географии 6 класс по теме Атмосферное давлениеСоздание коллаборативной среды- как условие повышения компетентности обучающихся. Разработка урока географии 6 класс по теме Атмосферное давлениеСоздание коллаборативной среды- как условие повышения компетентности обучающихся

Предмет - география Класс - 6 «А».

Учитель Домничева Л.К.

Тема урока. Атмосферное давление

Цель урока: формирование представлений об атмосферном давлении через работу в группе.

Предметная: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: "Атмосферное давление".

Деятельно -коммуникативная: развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность.

Ценностно-ориентационная: помочь уч-ся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую.

Критерии успеха:

  • Я знаю как образуется атмосферное давление ?

  • Я могу определить как изменяется атмосферное давление с высотой ?

  • Я могу измерить атмосферно давление?

  • Я знаю какое влияние оказывает изменение атмосферного давления на здоровье человека?

  • Ожидаемые результаты:

  • Все: Изучат материал (каждый на своем уровне), определят проблему и цель урока, примут участие в кумулятивной беседе

  • Большинство: научатся анализировать информацию (выдвигать предположения, сравнивать, выделяя ключевые идеи, делать выводы по теме), представлять информацию в виде коллажа на постере, работать в группе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач.

Оборудование: компьютерная презентация; карта мира, необходимое для проведения опытов оборудование: большой лист бумаги и линейка; шприц; воздушный шар, карточки с описанием опытов для каждой группы;жетоны за правильные ответы;

I. Организационный момент. Настрой учащихся на урок (создание коллаборативной среды

Все готовы? Всё готово?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).

Используя стратегию: "Вращающийся круг", мы желаем друг другу приятные слова на рабочий день

II. Целеполагание и мотивация.

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Итак, кто может назвать тему урока?

Тема урока: Атмосферное давление.

Сегодня мы работаем в группах, совместно: "Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно"

Команды из разных городов мира.( Из какой страны, важное событие, обозначаем на карте) (Города зимних Олимпийских игр)

. Ребята, если вы поработаете на уроке плодотворно, у каждого будет возможность покорить свой «Олимп» и вы сможете ответить на вопросы: Почему нас воздух не может раздавить своим весом? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье.

III. Актуализация знаний.

I этап блиц-турнир:

А сейчас проверим домашнее задание. Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы по домашнему заданию. За каждый правильный ответ - жетон.
Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа.

-Воздушная оболочка земли (атмосфера)
- Прибор для измерения температуры воздуха (термометр )

- Почему атмосферу можно назвать теплой "рубашкой" Земли? (Защищает от резких перепадов температур).
-Почему "броней"? (Защищает от метеоритов).
- А "защитным экраном"? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений).
-Слой атмосферы который соприкасается с поверхностью земли (тропосфера)

- Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течении суток?(амплитуда)
- Температура воздуха с высотой понихается на 1км. На (6)

- Почему трудно определить границы атмосферы? (Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. - 2 тыс. км. над земной поверхностью).
-Какие части выделяют в атмосфере? (Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы).
- Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить? (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться)-

-Температура воздуха зависит от.. (угла падения солнечных лучей)

Подведем итоги I тура: сосчитаем жетоны - это первые баллы, заработанные вашей группой.

Впишите в карту (лист оценок группы - Приложение 1) первые баллы. Для дальнейшей работы за 1 мин. вы должны выбрать своей группе капитана, который будет руководить работой группы и отвечать за ее успех. В карту впишите участников группы, ведь думать над моими вопросами и искать правильное решение их будете все вместе. Главное правило - тихо, не мешая другим группам! Минута готовности пошла (готовность группы определяется по поднятым рукам).
(через 1 мин.)

IV. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Продолжаем работу. (слайд 4)
-Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так?
Пример: я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол?
-А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя?
Значит, давление - это сила. А с силой приходиться считаться.
Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней - как назовем эту силу? (атмосферное давление) Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению (ученики высказывают свои мнения).

Запишем в своих тетрадях: Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.1кг 33г на 1кв.см. (слайд 5)
Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с этим явлением.
Эксперимент: (слайд 6)

  1. Капитаны групп подойдут ко мне;

  2. Выберут карточку с описанием эксперимента для своей команды;

  3. Вернутся к командам.

Здесь на столах все необходимые для экспериментов принадлежности.
Через 1 минуту команда должна быть готова к проведению своего эксперимента, т-е. понять, что делать и выбрать того, кто будет проводить (демонстрировать) опыт. (Группы по карточкам знакомятся с экспериментом). Готовность - по поднятой руке.
- Проверка готовности: поняли что делать? Кто будет проводить опыт?
Демонстрация опытов группами. (Приложение 2 )

(выдача жетонов за качество демонстрации опыта 5-3).

  1. Группа демонстрирует опыт.

  2. Все другие наблюдают.

  3. Отвечают на вопросы: что видели, и почему так происходит?

  4. Заключительное слово группе, если нет вразумительных ответов в других группах. "Опыт доказывает что атмосферное давление существует …".

V. Физкультминутка.

Устали? Давайте немножко отдохнем. (Все встали, руки на поясе):
Посмотрели вправо (повернуться направо),
Влево (повернуться налево),
Руки сжали у груди (сжать ладони очень сильно у груди),
А теперь их отведи (сжать ладони, вытянуть руки вперёд и потянуться),

Дотянись до потолка, (поднять руки вверх и потянуться),
Сбрось усталость всю с себя! (сделать выдох, и сесть за стол).

VI. Первичное закрепление новых знаний.

- Ну, а теперь внимание всех групп на экран . Ваша задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить увиденное. (Демонстрация опыта с воздушнам шариком)

-Кто готов объяснить, что увидели, и почему так случилось? (При нагревании воздух расширяется становиться легче.)
- А теперь внимание, вопрос - Давление - сила. А как и чем ее измерить?
- У команд 1 мин, чтобы найти ответ на стр. 77-78, лежащего перед вами учебника, на этот вопрос. (слайд 7)
Продолжим запись в тетради:
Барометр - прибор для измерения атм. давления (Торичелли, 1640г.), ед. изм. - мм. рт. ( сообщение учащегося « Опыт Торичелли»

- Как называется барометр Торичелли? (Ртутный) . (слайд 8)
Вот как он выглядит (показать рисунок) и используется в основном на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой.
- Как вы думаете почему?
- А как же измерять давление в горах? В других местах на земле? (слайд9)
- Существует другой вид барометра - анероид (показать). (слайд 10)
Он устроен очень просто: внутри металлическая коробочка из которой выкачан воздух, т. е. внутри - вакуум. Поэтому она реагирует на все изменения давления воздуха, а стрелка, которая связана с коробочкой, показывает ее реакцию. Давление усиливается - коробочка сжимается, и стрелка отклоняется вниз. Давление ослабевает - стрелка движется вверх.
Запись в тетрадь (слайд 11)

Барометр



Ртутный Анероид

- Какое давление показывает прибор?
Давайте отправимся мысленно с этим барометром в горы и посмотрим, как и почему изменяется атмосферное давление.
Работаем по рисунку на доске.
- Какое давление на равнине? 750 мм. рт. ст. (слайд 12)
- Каким стало на вершине? 650 мм. рт. ст. (слайд 13)
- Почему? Уменьшается столб воздуха и воздух стал более разряжен, легче. (слайд 16)
Вывод: С высотой давление понижается т.к. уменьшается воздушный столб и воздух легче.

Посмотрите на рисунок, что вы заметили (запись в тетрадь)
Работа по карте:
- Где самый мощный слой тропосферы? (Над экватором)
- Географическая широта? 00ш.
- Где он наименьший? ( У полюсов, широта 900ш)
- А где он будет иметь "среднюю" величину? (450ш)
- Какой уровень на Земле принимается за 0 м. высоты, начало отсчета высот? (Моря)
- Значит, на поверхности океана на давление не будет влиять высота местности?
- А какой воздух легче теплый или холодный?
- Какой будет сильнее давить? (Холодный)
- Значит, температура воздуха влияет на силу атмосферного давления?
- А что является границей между положительными и отрицательными температурами? (00)
- Вот почему давление воздуха измеренное на широте 450ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0 - 00 С, т.е. когда ничто не влияет на силу атмосферного давления, считается нормальным и ровно 760мм. рт. ст.
Зависит от высоты местности и температуры воздуха.
А теперь группы решают задачу. (рис. на доске) и решение записывают на листе - карте.
- Какое будет давление на высоте 2 км., если у поверхности Земли оно равнялось 750мм. рт. ст., т.е. оно было каким: пониженным или повышенным? Через 1 мин. - ответ. (Жетон) (слайд 17, 18)
- А теперь подсчитайте как изменится на этой высоте температура, если у поверхности она была + 210С?
-Что надо вспомнить для решения этой задачи? (Что t0 понижается на 60 через каждый км.)
Через 1 мин. - ответ. (Жетон)
Подведем итог (жетоны за верные ответы).

Итак, в начале урока мы сказали, что на наши вытянутые ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы

выдерживаем такое давление?

Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив «Слепой текст».

1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .

2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.

3. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание на дом: § 24; творческое задание (по выбору): применение знаний об атмосферном давлении в различных отраслях народного хозяйства.

VIII. Рефлексия.

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими

наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».Предлагаются варианты ответов:

Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я понял, что…Я научился…Меня удивило…

Мне захотелось…

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Большое спасибо, ребята, за совместную работу.



© 2010-2022