Использование серии опорных презентаций в изучении начального курса географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование серии опорных презентаций в изучении начального курса географии



Лубашевская Елена Геннадьевна,

учитель географии МБОУ СОШ 68 города Белореченска

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

Эффективность такого урока очевидна - он становится информационно ёмким. Информация хранится и преподаётся в очень удобной и эстетичной форме. Реализация принципа наглядности является наиболее оптимальной. Происходит достаточно полное усвоение материала урока учащимися, что подтверждается результатами проверки знаний. Важно, что материал урока легко поддаётся перезаписи и воспроизведению любым учителем, что способствует обмену опытом между предметниками. География - предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям: -демонстрация материала;
- практическая работа;
- проверка знаний;
- самостоятельная работа учащихся.

Демонстрация материала - важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования, то есть внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств, форм организации обучения. Презентационные программы в преподавании географии занимают в настоящее время, лидирующее положение по сравнению с традиционными средствами обучения. Они получили свое распространение как форма наглядного представления иллюстративного материала. Использование презентаций на уроках географии позволяет индивидуализировать учебный процесс, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Для начального курса географии главным правилом должна быть умеренность и высокая образность «закачиваемой» информации. В 6-м классе неумелыми действиями можно вызвать у детей пожизненную ненависть к географии как неживому и скучному предмету, повествующему об абстракциях - о холме вообще, о море вообще, о реке вообще. Поэтому именно курс начальной географии, как никакой другой, необходимо расцветить, разукрасить географическими реалиями - портретами конкретных далеких и близких местностей, которые благодаря компьютерным технологиям могут представать перед изумленными учащимися вполне живыми. Шестиклассникам противопоказано «перекармливание» картами, таблицами, диаграммами, статистическими выкладками. Они еще только начинают познавать мир, поэтому дайте им шанс увидеть не только тот вулкан, что изображен в учебнике как вулкан вообще, а познакомьте с Везувием, Этной, Геклой, Мауна-Лоа, Ключевской Сопкой. Чем больше характерных черт каждого вулкана запомнит ребенок, тем более комплексным и реалистичным будет для него это понятие. Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.

Мой опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках географии целесообразно в тех случаях, когда необходимо:

  • познакомить учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (океаны, моря, горы, айсберги, растительный и животный мир зарубежных стран, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);

  • продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы или явления (замерзание водоемов);

  • организовать тестовую проверку;

  • провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и др.)

Предлагаю серию презентаций на уроках в 6 классе по темам: «Внутренние воды. Реки» и «Вулканы».

Презентация слайдов с комментированием.

Слайд № 1.

Слайд № 2. Что такое презентация?

Слайд № 3.Цели и задачи презентации.

Слайд № 4- 5. Использование презентаций на уроках географии.

Слайд № 6. Воды суши. Реки.

Слайд № 7. Схема. «Воды суши». Показывает, что к водам суши относятся географические объекты - реки, озёра, подземные воды, ледники

Слайд № 8. На данном уроке более подробно знакомимся с реками. Что такое река? Река - это поток воды, протекающий в углублении, называемом руслом

Слайд № 9.Из каких же элементов состоит река? Исток - начало реки. Родник, ледник, болото, озеро. Слияние рек.

Слайд № 10.Элементом реки является и устье. Устье - место впадения реки в другую реку, море, озеро, водохранилище. Ф о р м ы у с т ь я: Эстуарий - воронкообразное устье реки. Дельта - веерообразная или треугольная форма устья реки. Лиман - расширенное устье реки, затопленное водами моря.

Слайд 11. Характер рек. Равнинная река - это река, протекающая по равнинной местности, имеющая небольшие уклоны и скорости течения.

Слайд 12. Характер рек. Горная река - это река, протекающая в горах или предгорьях. Характерны большие уклоны и скорости течения.

Слайд 13. Иногда в русле чередуются полосы твёрдых и мягких горных пород. Река постепенно размывает мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твёрдых пород образуются пороги. Пороги - выходы твердых пород и нагромождение камней, пересекающих русло.

Слайд 14. При горизонтальном залегании твёрдых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твёрдой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. ( Определение. Строение.)

Слайд 15. Вывод: т.о. река имеет схему.

Слайд 16. Главная река со всеми притоками образует речную систему.

Слайд 17 - 18. Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемом речной долиной .Речная долина равнинной о горной рек.

Слайд 19. Направление и скорость течения реки зависят от рельефа поверхности.

Тема « Вулкан»

Слайд 20 - 34.

Глядя на красочность изображений поверхности Земли, фотографии редких явлений природы можно сделать вывод, что современные ТСО делают урок интересным и запоминающимся.






© 2010-2022