Урок географии для 6 класса «Понятие амплитуды температур»

Урок разработан в соответствии с требованиями Госстандарта и Программой общего среднего образования по географии Республики Казахстан. Урок будет полезен  начинающим учителям и педагогам, стремящимся разнообразить способы активизации познавательной  деятельности учащихся. При планировании урока учитывается дифференцированный подход к учащимся, различные формы организации работы: групповая, индивидуальная, коллективная. Предложены задания, способствующие развитию вычислительных навыков, навыков с...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя школа № 10»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»













Урок географии

«Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха»













Класс: 6


Учитель Кудинова Людмила Николаевна















2014 г.

Тема: Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха.

Цель урока:

1.Формировать представления учащихся о суточном ходе температур воздуха, о суточной амплитуде температуры воздуха, среднесуточной, среднемесячной температуре воздуха. Создать условия для развития навыков работы с цифровыми данными в табличной форме, анализа графиков хода температуры.

2.Развивать умения извлекать необходимую информацию, совершенствовать вычислительные навыки действий с положительными и отрицательными числами. Развитие навыков саморегулируемого обучения, умения составлять вопросы высокого порядка.

3.Способствовать воспитанию у учащихся личностных качеств: взаимопомощи, взаимоподдержки, дисциплинированности, адекватной самооценки.

Критерии успеха:

Учащиеся:

  1. Знают понятие амплитуды, факторы, влияющие на изменение суточного хода температуры воздуха.

  2. Умеют объяснять причины изменения суточного хода температур воздуха; умеют совершать действия с отрицательными и положительными числами,вычислять среднесуточную температуру и суточную амплитуду колебания температуры;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация, флипчарт, карточки с заданиями, тестами, сигнальные карточки, критерии оценивания.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучение атмосферы.

Тема нашего урока: Понятие амплитуды. Нахождение среднесуточной и среднемесячной температуры воздуха. (запись темы в тетрадь)

Привлечение учащихся к целеполаганию:

Как вы думаете, чему мы можем научиться на уроке? Какие действия мы можем предпринять, чтобы изучить тему?

(Учащиеся отвечают: узнать, что такое амплитуда, научиться совершать действия с числами, решать задачи)

Для проверки, насколько вы готовы к изучению новой темы, я предлагаю вам выполнить следующие задания

  1. Актуализация опорных знаний.(Устный счет)

1) - на какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура - - 300С, а у поверхности Земли +120С? (7 км)

- какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 4 км, если температура воздуха у земной поверхности +200С?( - 4 С)

2). Работа у доски на флипчарте:

А) Вставьте пропущенные слова

Б) Найдите соответствие

Игра «Что за цифра?» (на экране)

78% - содержание азота

60С - понижение температуры на каждый км

21% - содержание кислорода в составе атмосферы

1% - содержание прочих газов в составе атмосферы

18 - 20 км - мощность тропосферы над экватором

50-55 км - верхняя граница стратосферы

2 м - высота, на которой расположена будка для измерения температуры

4.).Индивидуальный опрос (тест):4 ученика

Самоконтроль:

«5» - нет ошибок,

«4» - 1 ошибка,

«3» - 2 ошибки,

«2» - 3 и более ошибок. Ну что ж, ребята, молодцы. С заданиями вы справились

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего урока: Понятие амплитуды. Нахождение среднесуточной и среднемесячной температуры воздуха.

- Постоянна ли температура воздуха в течение дня? (нет)

- Когда наблюдается самая высокая температура? ( после полудня)

-От чего зависит температура воздуха? ( от угла падения солнечных лучей, от высоты солнца над горизонтом, географической широты, подстилающей поверхности, движения воздушных масс)

- Какой прибор необходим для измерения температуры воздуха? (Термометр).

Рассказ ученика о термометре.

Термометр изобретен очень давно. Изобретателем термометра принято считать Галилея: в его собственных сочинениях нет описания этого прибора, но его ученики, Нелли и Вивиани, утверждали, что уже в 1597 г. он устроил нечто вроде термобароскопа (термоскоп). Современный термометр состоит из тонкой трубки, куда налита жидкость (спирт или ртуть). Действие термометра основано на свойстве жидкостей при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься.

Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 00 расположены деления с положительной температурой, а ниже 00 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную - низкой.

Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Как же правильно определить амплитуду колебания температуры воздуха?

Амплитуда рассчитывается по следующей формуле: A = maxt0 - mint0.

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;

  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;

3.От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха. Амплитуда рассчитывается по следующей формуле: A = max t0 - min t0.

4. Запись решения учащимися в тетрадь. +40С - (-10С) = 50С.

Примеры на закрепление.

Хорошо, ребята, давайте немного отдохнем.

Физминутка «Солнышко лучистое»

В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;

2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;

3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;

4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Решение записать в тетрадь Урок географии для 6 класса «Понятие амплитуды температур»

4.Закрепление полученных знаний.

Практикум по группам.

А сейчас ребята, мы с вами проверим, как вы усвоили материал урока. Каждая группа учащихся получает задание. Как вы думаете, может быть нужно распределить задания внутри группы для скорейшего и правильного выполнения? (Роль консультантов выполняют Даша, Жанна, Лиза, Ульяна).

1 группа: Определить амплитуду и среднесуточную температуру воздуха в Житикаре (за 18.02.14)

Время: 6ч 12ч 18ч 24ч

Темпер. -13 -11 -10 -12

Ср.сут.t= -46:4=-11,5 А=3

2 группа: Определите среднюю годовую температуру и годовую амплитуду температур:

Январь -20 Июль +22°

Февраль -15° Август +10°

Март -5° Сентябрь +5°

Апрель +5° Октябрь 0°

Май +16° Ноябрь -5°

Июнь +20° Декабрь -15°

Ср t год. = (78° + (-60°)):12= +18°:12 =+1,5°СА год. = +22° - (-20°) = 22°+20° = 42

3 группа: Рассчитайте среднегодовую температуру и определите амплитуду температур за год


Месяц


я


ф


м


а


м


и


и


а


с


о


н


д

Ср.

годовая t C


Ср.температура


-16


-12


-5


4


11


18


22


16


10


5


-5


-12

Ср. годовая = 80-56=36:12=3 СА= 38

4 группа: Рассчитайте среднемесячную температуру воздуха и найдите амплитуду колебаний температуры.

Индивидуальное задание у доски

Рассчитайте среднесуточную температуру и амплитуду температур


Часы


0


3


6


9


12


15


18


21


Температура,0С


-1


-4


-6


-2


0


+3


0


-2

Среднесуточная -1,5 С А= 9

(проверка правильности выполнения учителем и консультантами)

4.Оценивание. Анализ деятельности учащихся на уроке.

В начале урока мы с вами ставили задачи, которые планировали решить во время урока. Используя предложенные критерии, оцените свою индивидуальную работу на уроке, а также работу в составе группы. Итак, какие оценки вы себе поставили? Почему вы себе поставили такую оценку?

( учащиеся оценивают свою работу согласно выработанным критериям)

5.Домашнее задание:

обязательное: понаблюдать за погодой, измерить температуру воздуха, рассчитать амплитуду и среднесуточную температуру;

по желанию: составить кроссворд «Атмосфера»

6.Рефлексия: Какая цель стояла перед нами?

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Как вы думаете, нужны математические знания в географии?

Понравилась вам такая форма проведения урока? Мне очень важно Ваше мнение. Рефлексия «Две звезды и пожелание» (на стикерах), учащиеся прикрепляют к корзинке воздушного шара.

Спасибо за сотрудничество!



© 2010-2022