Интеллектуальная игра Мир воды

Данная игра может быть проведена в качестве итогового мероприятия в конце декады наук естественного и естественнонаучного цикла. Правила игры: 1. В игре принимают участие три команды по три человека (на каждый раунд 1 человек) или три человека. 2. Право первого хода разыгрывается по жребию. 3.Участники каждого раунда по очереди называют тему, на вопрос которой хотят отве­тить. 4. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов, при неправ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

(интегрированная интеллектуальная игра

по предметам естественнонаучного цикла

для учащихся 9 класса)

Попова Е.В., учитель биологии МОУ гимназии №12 им. Г.Р. Державина

Кролик Н.Н., учитель географии МОУ гимназии №12 им. Г.Р. Державина

Важным условием эффективности деятельности учащегося является совпадение мотива и предмета деятельности. Например, ученик читает интересную книгу, предмет его деятельности - содержимое книги, мотив - узнать это содержание. В данном случае, мотив и предмет совпадает, и ученик читает не по внешнему принуждению, а по внутреннему побуждению, потому что ему интересно содержание книги. Возьмем другой случай. Ученик читает текст из учебника. Предмет в этом случае тот же - содержание книги, текста. А мотив? Мотив другой - либо получить хорошую отметку, либо после прочтения получить разрешение погулять, или же чтобы избежать наказания родителей и т.д.

Как видим, мотив и предмет в этом случае не совпадают, и деятельность ученика выполняется по принуждению или из чувства долга. Казалось бы, в таком обучении нет ничего плохого. Без принуждения мы порой и не представляем себе обучения. С этим можно было бы согласиться. Если бы не один психологический закон, согласно которому результаты деятельности, усвоенные по принуждению, сохраняются лишь до тех пор, пока есть условия сохранять эти результаты; как только изменяются условия, исчезают и результаты деятельности, выполненной по принуждению.

Почему мы так подробно остановились на мотивации? Да потому, что именно ее и можно и нужно искать в разнообразных видах внеурочной работы. Трудно переоценить значение внеклассной работы в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Вне урока дети чувствуют себя более свободно. Окончив школу, бывшие ученики будут вспоминать не бесконечные диалоги и упражнения, а участия в спектаклях, викторинах.

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей. Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента соревнования в викторине отвечает потребностям различных возрастных групп учащихся. Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества, как школьников, так и самого учителя. Хорошо подготовленная и проведенная викторина становится настоящим праздником для ее участников.

Своя игра «Мир Воды»

(интегрированная интеллектуальная игра

по предметам естественнонаучного цикла

для учащихся 9 класса)

Воде дана волшебная власть

стать соком жизни на Земле.

Леонардо да Винчи

Данная игра может быть проведена в качестве итогового мероприятия в конце декады наук естественного и естественнонаучного цикла.

Цель мероприятия:

формирование у учащихся единой естественнонаучной картины мира.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить и углубить знания учащихся по предметам естественного и естественнонаучного цикла.

  2. Привить интерес к предметам естественного и естественнонаучного цикла через нестандартные формы работы.

  3. Закрепить у учащихся умение работать с дополнительной литературой и использовать приобретенные знания на практике.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательного интереса и творческих способностей учащихся, логического мышления, коммуникативных и оценочных умений.

Воспитательные:

  1. Посредством игровой формы воспитывать у школьников чувства ответственности за порученное дело, коллективизма, трудолюбия.

  2. Формировать научное мировоззрение, целостную картину мира.

Правила игры:

1. В игре принимают участие три команды по три человека (на каждый раунд 1 человек) или три человека.

2. Право первого хода разыгрывается по жребию.

3.Участники каждого раунда по очереди называют тему, на вопрос которой хотят отве­тить.

4. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов, при неправильном - команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.

4. В игре (в 1 и 2 раунде) встречаются следующие секторы:

- «Кот в мешке». Команда передает право ответа на вопрос одной из команд-соперниц.

- «Вопрос-аукцион». Команда назначает любую цену за вопрос, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющихся на счету команды. Команды-соперники могут перекупить вопрос, назначив более высокую цену. Если ко­манда играет ва-банк, другие команды могут перекупить этот вопрос только своим ва-банком. В случае игры ва-банк при неверном ответе на счету команды остается ноль баллов, при верном - сумма баллов на счету удваивается.

5. Сумма баллов выбранного вопроса стирается из таблицы

6. В третьем раунде: «Своя игра» игроки оставляют из предложенных тем методом исключения одну, и каждый игрок назначает цену вопросу. Свои ответы участники записывают и сдают ведущему.

Раунд 1. Синий раунд

Легенды и действительность

10

20

30

40

50

Планета Вода

10

20

30

40

50

«Одушевленная вода»

10

20

30

40

50

Химические свойства воды

10

20

30

40

50

Аномалии воды

10

20

30

40

50

Тема «Легенды и действительность»

Вопросы:

10 баллов. Как звали бога моря у древних греков? (По­сейдон)

20 баллов. По легенде, она родилась из морской пены. (Афродита)

30 баллов. У древних народов вода считалась симво­лом плодородия и... (бессмертия)

40 баллов. В виде линий такой формы в древности люди изображали воду. (Зигзагообразные, волнообразные)

50 баллов. В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеоб­разный фонтан. Какому богу посвящался этот храм? (Богу воды)

Тема «Планета Вода»

Вопросы:

10 баллов. Какая часть поверхности Земли покрыта во­дой? (Три четверти)

20 баллов. Какие физические явления в океане вызываются действием Луны? (Приливы и отливы)

30 баллов. Где на Земле находятся самые большие за­пасы пресной воды? (В Антарктиде)

40 баллов. Не море, не земля - корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото)

50 баллов. «Кот в мешке». Тема «Топливо». 80 баллов. В каком произведении Жюль Верн впервые высказал идею об использовании воды для получения топлива? («Таинственный остров»)

Тема «Одушевленная вода»

Вопросы:

10 баллов. «Аукцион». В этой жидкости в организме человека воды содержится 90%. (Кровь)

20 баллов. Сколько дней человек может прожить без воды? (Максимум 7 дней)

30 баллов. В этом человеческом органе воды содер­жится 99 %. (Стекловидное тело глаза)

40 баллов. В кактусах вода полностью обновляется за 28 лет, в организме черепахи - за 1 год, верблюда - за 3 месяца. А человека? (За месяц)

50 баллов. Биохимики шутят: «Жизнь - это одушевленная вода». А сколько воды в организме человека? (75%)

Тема «Химические свойства воды»

Вопросы:

10 баллов. При взаимодействии воды со щелочными металлами образуются… (щелочь и водород)

20 баллов. При взаимодействии алюминия с йодом вода используется в качестве... (катализатора)

30 баллов. При какой температуре вода реагирует с платиной? (Платина не реагирует с водой)

40 баллов. При взаимодействии воды с этим веще­ством образуется карбоновая кислота и щелочь. (Мыло)

50 баллов. «Кот в мешке». Тема «Алхимия». 100 баллов. В средние века алхимики приписывали воде совершен­ство. Как они обозначали воду? (В виде перевернутого равностороннего треугольника)

Тема «Аномалии воды».

Вопросы:

10 баллов. Почему зимой реки не промерзают до дна? (Плотность льда меньше плотности воды)

20 баллов. Почему в природе не существует химичес­ки чистой воды? (У воды предельно высокая диэлектри­ческая проницаемость)

30 баллов. К каким природным последствиям приводит огромная теплоемкость воды? (Весной и летом, медленно нагреваясь, вода охлаждает воздух, а осенью, медленно остывая, поддерживает определенную температуру воздуха)

40 баллов. Какое значение для природы имеет высо­кая скрытая теплота плавления льда? (Это спасает нас от катастрофических весенних наводнений)

50 баллов. «Аукцион». Почему подземные воды даже на больших глубинах при высоких давлениях подвижны? (Вязкость воды тоже имеет аномалию: она снижается при повышении давления)

Раунд 2. Красный раунд

Эликсир жизни

20

40

60

80

100

Тяжелая вода

20

40

60

80

100

«Живая» вода

20

40

60

80

100

Чистая вода

20

40

60

80

100

Растворы

20

40

60

80

100

Тема «Эликсир жизни»

Вопросы:

20 баллов. О чем писал Г. Р. Державин?

Алмазна сыплется гора

С высот четырьмя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит.

(О водопаде, стихотворение «Водопад»)

40 баллов. «Все хорошо в природе, но вода - краса природы» - так сказал автор сказки о самом прекрасном цветке. Кто? (С.Т.Аксаков)

60 баллов. «Аукцион». Продолжите стихотво­рение Л. Мартынова:

Ей не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало - чистой…

(Дистиллированной воде)

80 баллов. В каком произведении Антуан де Сент-Экзюпери написал о воде: «Нельзя сказать, что ты необхо­дима для жизни: ты и есть сама жизнь». («Планета людей»)

100 баллов. Назовите автора и главную героиню про­изведения, из которого взяты эти строки:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе.

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе.

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Татьяна Ларина)

Тема «Тяжелая вода»

Вопросы:

20 баллов. Назовите формулу тяжелой воды (D,0)

40 баллов. Как тяжелая вода воздействует на живые организмы? (В ней не живут микробы, не прорастают се­мена)

60 баллов. Как изменяется растворимость солей в тя­желой воде? (Уменьшается)

80 баллов. «Аукцион». При какой температу­ре кипит тяжелая вода? (101,42С)

100 баллов. Где больше содержится тяжелой воды: в каплях дождя или в хлопьях снега? (В каплях дождя)

Тема «Живая вода»

Вопросы:

20 баллов. Какую воду иногда называют «живой»? (По­лученную после таяния льда)

40 баллов. Чем отличается структура талой воды от структуры обычной воды? (При таянии снега и льда гео­метрическая сетчатая структура сохраняется в воде довольно длительное время)

60 баллов. Что происходит со свойствами талой воды при кипячении? (При кипячении свойства талой воды те­ряются)

80 баллов. При выращивании огурцов их поливали та­лой водой. Как это сказалось на урожае? (Урожай повы­сился вдвое)

100 баллов. Почему полезно поить скот грозовой дождевой водой? (Такая вода насыщена большим количеством положительно и отрицательно за­ряженных частиц)

Тема «Чистая вода»

Вопросы:

20 баллов. Какого химического элемента не хватает в воде во многих районах Тамбовской области? (Йода)

40 баллов. В 60 % скважин Центральной России вода содержит избыток этого химического элемента. Назовите его. (Железо)

60 баллов. «Кот в мешке». Тема «Позывные стихии». 60 баллов. Как называется явление, которое происходит в океане из-за землетрясений на дне океана или извер­жения подводного вулкана? (Цунами)

80 баллов. Какие методы применяются для очистки сточных вод? (Механические, химические, биологические)

100 баллов. Главными загрязнителями Мирового океана являются именно эти вещества. (Нефть и нефтепродукты)

Тема «Растворы»

Вопросы:

20 баллов. Как называется раствор, содержащий 0,9% хлорида натрия? (Физиологический раствор)

40 баллов. В 1 литре воды этого моря содержится 42 грамма солей: это значительно больше, чем в других морях и океанах. (Красное море)

60 баллов. Это вещество может находиться только в растворе. (Кальция гидрокарбонат)

80 баллов. Если бы удалось выделить золото из этого раствора, то его пришлось бы по 3 килограмма на каждого жителя Земли. Где же находятся такие запасы драго­ценного металла? (В водах Мирового океана, однако до­бывать золото из морской воды нерентабельно)

100 баллов. Вопреки утверждениям фирмы о том, что рецепт этого напитка никому не известен, журнал «На­тур» опубликовал его состав: 84% - вода; 3,6% - СО2; 12% - сахар; 0,2% - жженый сахар, который придает напитку цвет; 0,06 % - Н3Р04; 0,2 % - кофеин и неболь­шое количество растительных экстрактов. Что это? (Кока-кола)

Раунд 3. Своя игра

(количество баллов за вопрос устанавливает каждый игрок)

Тема «Вода и живые организмы»

Вопрос: Острова в океане, в образовании которых участвуют коралловые полипы. (Атоллы)

Тема «Знаменитые места»

Вопрос: Его открыл американский летчик в 1937 году. Он почти в 20 раз превосходит по высоте Ниагарский водопад и является самым высоким в мире. (Анхель)

Тема «Секреты растворов»

Вопрос: По элементарному составу кровь животных и человека очень близка составу солей этого раствора. Какого именно? (Вода океанов)

Тема «Ученые и океан»

Вопрос: Александр Иванович Воейков назвал их отопительной системой планеты (Океанические течения)

Тема «Воды Тамбовской области»

Вопрос: На территории Тамбовской области, в 15 км от Тамбова есть озеро-загадка. Его площадь 30 га, на плавучих островах растут клюква и росянка. Уровень озера испытывает значительные колебания, а в отдельные годы - вода полностью исчезает. (Чистое)

Выигрывает команда или участник, набравшие наибольшее количество баллов по итогам трех раундов.

Перед подведением итогов участникам и зрителям можно показать видеоролик о явлениях в океане.


Попова Елена Васильевна, учитель биологии

Кролик Надежда Николаевна, учитель географии

МОУ гимназия №12 им. Г.Р. Державина

Внеклассное мероприятие: интегрированная интеллектуальная игра «Мир воды»

Технические характеристики компьютерной техники, используемых медиаресурсов:

Компьютер не ниже Р4;

Оперативная память не менее 512 МБ;

Операционная система Windows XP и выше;

Microsoft Offise: Word, Excel, PowerPoint 2003 и выше.

Цифровые образовательные ресурсы:

План-конспект внеклассного мероприятия (Word 97-2003);

Таблица подсчета баллов (Excel 97-2003);

Презентация к проведению викторины (PowerPoint 2003).

© 2010-2022