• Преподавателю
  • География
  • Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

  Эпиграф: Не то, что вы думаете, природа, Не слепок, не бездушный лик –  В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. Тютчев   “Я ведь, друзья мои, пишу о природе,  сам же только о людях и думаю”.   М.М. Пришвин Цель урока: 1.      Раскрыть изображение природы, как одного из героев повествования, закрепить убеждения учащихся, что человек - это часть природы через целевое наблюдение по тексту произведения. 2.      Развивать навыки анализа текста, делать обобщение и...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок по естествознанию и литературе в 5 классе «Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»Интегрированный урок

по естествознанию и литературе в 5 классе

«Многообразие животных и растений в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»»

Дата __________

Класс _________

Цель урока:

  1. Раскрыть изображение природы, как одного из героев повествования, закрепить убеждения учащихся, что человек - это часть природы через целевое наблюдение по тексту произведения.

  2. Развивать навыки анализа текста, делать обобщение и выводы, развивать способности к разумному рефлективному творческому мышлению, вырабатывать способность сотрудничать и работать в группе.

  3. Прививать сознательное отношение к природе на примере героев произведения, пробудить у учащихся желание заботиться о природе и её богатствах.

Оборудование: изображение клевера (на обратной стороне листков вопросы для групп), иллюстрации из повести, чёрный ящик, презентация.

Ход урока:

Эпиграф:

Не то, что вы думаете, природа,
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев


"Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю".

М.М. Пришвин

1. этап урока-орг.момент-

Приветствие учащихся. Проверка организации рабочих мест. Ребята работают по группам:

красная шляпа отвечает за эмоции, чувства,

зелёная шляпа отвечает за творчество, новые идеи, предложения,

синяя шляпа отвечает на вопрос «Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?»

жёлтая шляпа - это преимущества, отвечает на вопрос «Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?»

Карточки-готовности к уроку-

оранжевая карточка - активная работа,

жёлтая карточка - не уверен в себе,

белая карточка - настроен на работу.

Учитель естествознания рассказывает о том, что урок будет проходить в виде групповой работы по методу критического мышления «6 шляп».

Учитель литературы даёт ребятам информацию о М.М. Пришвине и его повести «Кладовая солнца»:

Пришвин - автор словесной живописи. Вся его жизнь - долгий и трудный «поход за волшебным словом». «Язык Пришвина - точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Он многоцветен и тонок» (К. Паустовский). Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка.

Учитель естествознания под звуки леса показывает презентацию №1 и рассказывает о многообразии растительности, животного мира в лесу.

  1. Стадия урока «Вызов»- чёрный ящик.

Учитель естествознания - До конца урока вы должны угадать, какой предмет лежит в черном ящике. Для подсказки скажу только то, что об этой вещи говориться произведении тогда, когда автор описывает гармонию человека и природы: "Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, __________, увидишь - весь - то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там _____, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится".

3.Стадия урока «Осмысление»-

Учащиеся по группам рассказывают домашнее задание:

красная шляпа-выбрать эпизод о природе и какие возникают при этом чувства?

«Вот взять ягоду чернику, - та растет, и её видишь: стебелёк тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито».

зелёная шляпа-изобразить на рисунках растения и рассказать об их применении

(1) Я хотела показать, что деревья не просто срослись и переплелись друг с другом, это не свидетельство их мирного сосуществования, они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь)

(2) Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну.)

синяя шляпа- перечислить всех героев произведения, распределяя их на группы: люди-природа

(Настя и Митраша Природа

- борьба за первенство , кто главнее - борьба за пропитание

- несчастная жизнь (лишились родителей) - несчастная жизнь (трудно выжить)

- идут по разным дорогам разобщенность, стремление самоутвердиться за счет другого

- счастливы (вместе , дружны , здоровы) - все листочки , веточки целы , здоровы

- любуются восходом солнца - косач ждет солнца

- ссора детей - драка косача с вороном),

жёлтая шляпа-чему учит это произведение? Почему нужно сегодня говорить о героях этого рассказа?

(В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. - Каким же содержимым наполнена эта "кладовая"? - Можно ли считать эту "кладовую" бездонной? (Нет.) - На сколько лет хватит торфа? (100) А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?

Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа - друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя. - Для кого открыта "кладовая солнца"?

Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по - настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях).

Задание- После ответов по домашнему заданию учащиеся каждой группы берут лепесток с клевера, который находиться на доске. На обратной стороне каждого лепестка имеется вопрос для всей команды. Для ответа даётся группе 2-3 мин. подготовки.

Зелёная шляпа-

А что может взять у леса человек? (Все). - А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф - богатства)

Природа - общенародное богатство. - Что такое богатство? Что мы понимаем под словом "богатство"? (Драгоценности, золото, деньги:) - А у вас есть богатство? (Нет.) - А какое богатство досталось детям от родителей? (Учащиеся перечисляют животных из произведения.) - А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.) - Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот вопрос мысленно.) - Когда люди становятся ближе друг к другу? (Когда дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод?)

В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.

Синяя шляпа-

- Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Красная шляпа - Какова основная мысль произведения?

«Правда» жизни, её важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев Пришвин стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности.Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. «Вывод по уроку»-презентация №3

Жёлтая шляпа- как понять выражение «всё в мире взаимосвязано»

Учитель естествознания проводит затем викторину «Звуки природы». Показ заданий на презентации№2 «Язык зверей и птиц»-

переведите язык животного мира на человеческий:

• Как по-тетеревиному «солнце»? («Чуф!»)

• Поздороватесь по-тетеревиному. («Ши!»)

• «Кра!» - крикнула ворона в гнезде. Что это значит? («Берегись!»)

• «Дрон-тон!» - крикнул сторожевой ворон. Что это значит? («Скоро будут пожива».)

• «Дрон-тон!» - ответила самка. Что это значит? («Слышу и жду!)

• Носатые длиннохвостые сороки начали трещать: «Дри-ти! Дра-та-та!» Что это значит? («Попался!»)

• Что подумал заяц, услышав непонятный шум и убегая в лес? («Подальше от греха!»)

  1. Стадия урока «Рефлексия» -составление «Кластера», каждая команда выполняет это задание за 3-4 мин. и затем его защищает.

Категория 4



Категория 2



Категория 3



Категория 1

Ключевое слово



Учитель естествознания: Теперь ещё раз я напомню слова вначале урока и попробуйте догадаться какой предмет спрятан в чёрном ящике: "Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, __________, увидишь - весь - то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там _____, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится".

Ответ-зеркало.

После обобщения материала урока теперь ребятам даётся задание- составить Синквейн - (фран. пять) - стихотворение, состоящее из пяти строк:

Первая строка - существительное, обозначающее тему синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка - три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия…

Четвёртая строка - фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.

Пятая строка - существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту.

Главное слово «Природа».

  1. Домашнее задание - написать сочинение «Всё в мире взаимосвязано».

  2. Учитель естествознания обращается к учащимся: ребята, покажите с помощью карточек какое настроение было у вас сегодня на уроке. (учащиеся поднимают разноцветные карточки).

  3. Этап урока - выставление оценок.

© 2010-2020