Конспект обобщающего урока географии по теме Атмосфера ( 6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок географии в 6 классе.

Тема:

Конспект обобщающего урока географии по теме Атмосфера ( 6 класс)


Цели урока: повторить и обобщить изученный материал; провести контроль знаний.

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Атмосфера»; способствовать приобретению новых знаний на базе систематизации и обобщения.


  • Развивающая: Развивать творческие способности детей; развивать умения применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; развивать географическое мышление и устную речь.


  • Воспитывающая: воспитывать географическую культуру.

Оборудование:

  • Карточки - задания;

  • Слайд «Как образуется ветер?»

  • Компьютерная презентация «Атмосфера»;

  • Таблица «Строение атмосферы»;

  • Лист самооценки;

  • Инструктивная карточка «Вспомни и примени!!!»;

  • Глобус;

  • Барометр;

  • Листы для расчетов, фломастеры;

  • Стакан с водой, ложка.



Ход урока:

  1. Организация урока.

II.Актуализация знаний.

Дорогие друзья! Вас приветствует экипаж самолёта ЛШ -1.

Цель нашего путешествия: обобщить и систематизировать знания по теме «Атмосфера». На борту вас обслуживают командир корабля Кунина Вера Михайловна, штурман и пилоты. Во время путешествия вам не придётся скучать, экипаж самолёта подготовил обширную программу, которая позволит многим пополнить хорошими оценками свои банковские счета.

III. Основная часть. - Итак, просим всех расслабиться, пристегнуть ремни и послушать условия полёта. Вам выдаётся лист самоконтроля, Где вы фиксируете правильно выполненные задания. По окончании полёта результаты можно обменять на оценки.

Раздел «Строение атмосферы»

Задание №1(3 уровень). Прежде чем включить пусковые механизмы и отправиться в путь по просторам воздушного океана, попробуйте распределить места на пьедестале почёта для кислорода, азота, углекислого газа согласно объёму, занимаемому ими в атмосфере. Как вы считаете, что произойдёт, если увеличится содержание кислорода в 2 раза?

Задание №2 (2 уровень). Из кабины самолёта только что передали информацию - мы находимся на высоте 8000 метров.

Вопрос: в каком слое атмосферы мы летим?

Задание №3 (3 уровень). Между членами экипажа возник спор: везде ли на Земле одинаковая мощность тропосферы? Сравните мощность тропосферы по широтам (экватор, полюса, средние широты). Попробуйте объяснить причину неодинаковой мощности.

Задание №4 (2 уровень). Уважаемые пассажиры, мы находимся на высоте 8000 метров, температура воздуха перед взлётом была +15*С, сейчас за бортом… Мы приносим вам извинения, так как точную информацию по техническим причинам сообщить невозможно. Быть может, кто-то из вас скажет, на сколько градусов изменилась температура воздуха?

Слайд №2 «Задача».

1000м - 6*С- 8000:1000=8раз- 6*С *= 48*С - +15*С- 48*С= 33*С.

Задание №5(2 уровень). Вашему вниманию предлагают признаки различных слоёв атмосферы (стратосферы, тропосферы). Отберите необходимое с поясняющими комментариями.

  • Водяной пар почти отсутствует;

  • Содержит 80% от всей массы воздуха;

  • Наблюдаются оптические явления (радуга);

  • Нижняя граница соответствует 55 км;

  • Состояние данного слоя зависит от территории, над которой формируется;

  • В нижней части температура остаётся низкой, после 20 км начинает повышаться;

  • Иногда появляются серебристые облака, состоящие из кристалликов льда.

Слайд № 3

Раздел «Атмосферное давление»

Задание №6 (2 уровень). Предлагаем информацию для специалистов по атмосферному давлению.

Обратите взоры в иллюминаторы, наш самолёт пролетает над вершинами гор. Известны сведения о том, что атмосферное давление у подножия - 760 мм.рт.ст., на вершине горы - 560мм рт.ст. Ваша задача - как можно быстрее определить высоту горы.

10,5метров - 1 мм рт.ст. Слайд №4 «Задача».

760-560=200мм рт.ст.

200 10,5= 2100 метров.

Задание № 7 (3 уровень). Обратите внимание на барометр в салоне нашего самолёта - он показывает 760 мм рт.ст. Так как мы находимся на очень значительной высоте, то становится ясно, что давление поддерживается искусственно.

Подумайте, что и на какой высоте может произойти, если давление в салоне будет изменяться с подъёмом?

Наконец мы с вами подлетели к разделу «Температура воздуха».

Задание № 8 (3 уровень). - Каким образом происходит поступление тепла на земную поверхность? Рассмотрите схемы нагрева воздуха, какая из них, на ваш взгляд, верная?

  1. Солнце - нагрев воздуха - нагрев земной поверхности.

  2. Солнце - нагрев земной поверхности - нагрев воздуха. /карточки 1, 2/

Слайд № 5

Задание № 9 (1 уровень). - Значение температуры постоянно изменяется, перечислите четыре главные причины.

1. географическая широта.

2.подстилающая поверхность.

3. рельеф.

4. воздушные массы.

Задание № 10 (1 уровень). - Разницу между наибольшими и наименьшими значениями температуры воздуха называют……/амплитудой/

Задание № 11 (2 уровень).

Вопрос для книголюбов. В книге шведской писательницы С.Лагерлёф «Чудесное приключение Нильсона Хольгерссона по Швеции» рассказано о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу, пусть оно меня греет». Только что такое? Чем ближе он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины.

-Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать! А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, если уж в голову что западёт - ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом - построил. Солнце как будто близко, а холод всё равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замёрз».

Почему замёрз упрямый Тролль? Слайд №6

Раздел «Ветер»

Задание №12 (2 уровень). - Только что по рации передали срочную информацию - разыскивается «опасный преступник». Особые приметы:

  • Коварен;

  • Может быть лёгким и приятным в общении, особенно в жаркий день;

  • В гневе опасен, может срывать не только головные уборы с прохожих, но и вырывать с корнем деревья и разрушать дома;

  • Его гнев, коварство, сила измеряются в баллах по шкале Бофорта;

  • Место работы часто меняет, когда-то постоянным местом работы были мельницы, в настоящее время предпочитает вращать турбины. О чём речь?

Слайд №7

Задание № 13 (2 уровень). - Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра.

Разница в нагревании моря и суши - разница в давлении - образование ветра.

/Самопроверка/

Задание № 14 (3 уровень). - На представленной у вас на столах схеме 1 покажите стрелками направление ветра:

740 мм рт. ст.

730 мм рт. ст. 765 мм рт. ст.

Задание № 15 (3 уровень). - Смоделируем ситуацию, при которой планета Земля перестала вращаться. Как при этом изменится направление ветров? Укажите стрелками на схеме 2.

Задание № 16 (3 уровень). - К нам вновь поступила криминальная информация - инспектор Вареников расследовал дело о краже мороженого из киоска, совершённом днём в нескольких километрах от берега моря. На допросе один из подозреваемых, разъясняя своё алиби, утверждал, что в момент убийства гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды унесённую лёгким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло всё дальше от берега.

Почему приведённый рассказ заставил усомниться в алиби подозреваемого?

Продолжаем наше путешествие.

Раздел «Климаты Земли»

Задание № 17 (3 уровень). - На схеме 3 показаны два положения Земли по отношению к Солнцу. Первое реальное, второе придуманное. Как изменится климат земли, если наклон земной оси будет соответствовать второму положению?

Задание № 18 (1 уровень). - Каждому из вас предстоит сейчас ответить на вопросы таблицы1. При чтении будьте внимательны. Из представленного перечня ответов выберите нужное.

1 - А

2 -Ж « Найдите соответствие»

3 - И

4 - З

5 - К




Задание № 19 (3 уровень)

Штурману нашего корабля на прошлой неделе пришло письмо от друга Барона Мюнхгаузена. После прочтения письма штурмана терзают смутные сомнения по поводу правдоподобности написанного. Возможно, кто-то из вас поможет их разрешить?

Дорогой друг!

Наконец выкроил минутку написать тебе! Совсем недавно побывал я на экваторе. Холод стоял жестокий, градусов 40 по Фаренгейту. Да и понятно, январь на дворе.

Хлоп! Телеграмма от родственников, «срочно выезжай, сезон сбора бананов». Подумал, подумал, а почему бы и нет, бананы я люблю, да и родственников навещу! Правда, путь не близкий, живут они в Канаде. Съездил, погостил.

Вскоре получил письмо от бабушки из Австралии. На зимние каникулы зовёт. Далековато, но всё равно поеду, бабушка ведь любимая, да и на оленей я полюбоваться хочу!

Пиши, до встречи, твой друг Мюнхгаузен.

Слайд № 8

IV. Заключение.

Через несколько минут нас ожидает посадка, мы просим вас подсчитать количество правильно выполненных заданий и обменять на оценки.

Наша авиакомпания очень рада, если путешествие оказалось вам полезным!


© 2010-2022