Рабочая программа по географии 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету география в 6-х классах составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 31.01.2012 №69);3

-Письма Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2015 №6681 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты- Мансийского автономного округа-Югры в 2015-2016 учебном году»;

-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №45 на период с 2015 по 2019 учебные годы;

-Положения МБОУ СОШ №45 «О разработке, экспертизе и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ».

-Примерной программы по географии

Данная программа составлена в соответствии с авторской программой по учебному предмету география 6 класс Т.П.Герасимовой.

Основные цели учебного предмета:

- познакомить учащихся с основными терминами и понятиями курса;

- сформировать представления о разнообразии природы Земли, о составе, развитии и размещении оболочек Земли (геосфер), показать особенности их взаимодействия на планетарном, региональном и локальном уровне;

- изучить размещение географических объектов;

- познакомить учащихся с разнообразием условий жизни и хозяйственной деятельности населения Земли, воздействии человека по окружающую среду, своеобразием исторических и культурных традиций народов, населяющих Землю, а также личностного отношения к своей Родине, к своему региону;

- развивать элементарные практические умения и навыки при работе со специальными приборами и инструментами, топографическим планом, картой, глобусом;

- развивать умения самостоятельно работать с источниками географической информации;

- развивать географическое мышление, умение оценивать природу своей местности.

Общая характеристика учебного предмета.

«Начальный курс географии» - первый среди курсов географического образования. Лишь отдельные вопросы рассматривались в курсах «Природоведение» и «Окружающий мир». Поэтому при его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Для успешного овладения знаниями по предмету, необходимо приобрести топографо-картографические знания и обобщённые приёмы учебной работы на местности и в классе.

Место учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане основного общего образования МБОУ СОШ № 45 г. Сургута на 2015 - 2020 учебные годы в обязательной части на изучение учебного предмета география в 6 классе рассчитано 35 часов в год, 1 час в неделю. Количество практических работ - 8.

Региональной спецификой является изучение курса «Экология и география ХМАО-Югры», интегрированного с учебными предметами «География» в 6-9 классах

Для достижения поставленных целей использую образовательные технологии и методы обучения, включающих ученика в процесс получения знаний, развития творческого потенциала, способности к самоуправлению и самообразованию:

традиционные - с элементами поэтапного формирования знаний, т. е. на выполнение заданий по образцу для учащихся, испытывающих затруднения в изучении географии, с определением порядка и правил работы;

элементы технологии проблемного обучения, при которой ученики добывают знания в ходе самостоятельной работы под руководством учителя для более сильных учащихся; опорных сигналов, личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, интерактивные технологии, проектный метод.

Учитывая разную степень подготовленности учащихся и индивидуальный подход, уделю внимание не только описанию и размещению объектов, но и объяснению различных географических явлений, получению сведений из дополнительных источников информации и обобщению полученной информации.

Измерителями учебных достижений учащихся являются: устные ответы, практические и самостоятельные работы, проверочные работы в к/к, ответы учащихся по карте, творческие групповые работы, презентации, сообщения, итоговые работы после изучения крупных тем.

На протяжении всего курса буду придерживаться целей, поставленных в программе. Особое внимание буду уделять отработке навыков работы с картами атласа для получения необходимой географической информации, навыков выполнения практических работ, умений определять географическое положение объектов, определять географические координаты.





Содержание курса.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле1. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Распределение часов:

Введение - 2 часа.

Раздел I. Виды изображений земной поверхности -8 часов (пр. раб. - 3)

Тема 1. План местности и географическая карта - 8 часов (пр. раб. - 3)

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки - 21час (пр. раб. - 5)

Тема 1. Земная кора и литосфера - 6 часов (пр. раб. - 2)

Тема 2. Гидросфера - 6 часов (пр. раб. - 2)

Тема 3. Атмосфера - 7 часов (пр. раб. - 1)

Тема 4. Биосфера и взаимосвязи компонентов природы- 2 часа

Раздел III. Население Земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека -4часа













Тематическое планирование.


№п/п

Тема раздела, тема урока

Дата

Корректировка

План

Факт

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Межпредметная и внутрипредметная интеграция

Д/З


знать/понимать

уметь

1.

Введение - 2 часа

Что изучает география.

Развитие

географических знаний и Земле

4.09




География физическая, и экономическая,

Методы: космический,

картографический,

статистический;

Аристотель, Эратосфен, А.Никитин, Бехайм, Х.Колумб, Ф.Магеллан, Беллинсгаузен, Лазарев, Пржевальский.

Формулировать понятия

Природоведение 5 класс - развитие представлений о мире

§1,2

таблица

2.

Земля - планета Солнечной системы.

Форма и размеры Земли

11.09




Солнечная система, Солнце, орбита Земли спутник - естественный и искусственный, земная ось, полюс, экватор, полушарие, глобус, геоид, Кратес, Бехайм,

Работать с глобусом, физической картой полушарий

Природоведение 5 класс - строение Солнечной системы

§3,9

Термины, понятия

Раздел I. Виды изображений земной поверхности - 8 часов.

Тема 1. План местности и географическая карта

3.

Виды изображений поверхности Земли

18.09




Аэрофотоснимок, топографический план,

географическая карта,

условные знаки плана и легенда карты, физическая карта, контурная карта.

Работать с топографической картой, читать легенду карты

§4,10

Условные знаки

4.

Масштаб и его виды

Пр. раб. №1. Топографический диктант

25.09




Масштаб, величина масштаба: численный, именованный, линейный

Определять масштаб и виды

Математика - масштаб

§5 схема

5.

Ориентирование на местности, по плану, глобусу и карте.

Пр. раб. № 2. Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними.

2.10




Горизонт,

линия горизонта,

основные и промежуточные стороны горизонта, компас,

ориентирование, азимут

Ориентироваться по глобусу и карте

Литература - стихотворение

М. Светлова «Горизонт».

§6

6.

Изображение на плане и физической карте неровностей земной поверхности, высот и глубин.

9.10




Отметки высот и глубин, горизонтали, послойная окраска, шкала высот и

глубин, изобата.

Работать со шкалой высот и глубин

§7,14

7.

Основные виды съёмки местности. Составление простейших планов местности

16.10




Планшет, глазомерная съемка, полярная съемка, маршрутная съемка,

инструментальная съемка, визирная линейка, топограф.

Составление простейших планов местности

§8

8.

Географическая широта и долгота.

23.10




Географические координаты

Определять географическую широту и долготу

§11

9.

Географические координаты.

30.10




Определение географических координат и направлений по карте и глобусу

§12,13

10.

Практическое значение планов и географических карт Пр. раб. № 3. Обуче-ние определению направ-лений по карте; определе-нию географических коор-динат по глобусу и карте.

13.11




Значение планов и карт в жизни и деятельности людей

Работа с таблицей, сравнение плана местности, географических карт и глобуса

§15

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки - 21час

Тема 1. Земная кора и литосфера - 6 часов.


11.

Внутреннее строение Земли.

20.11




Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, земная кора, мантия, ядро Земли. Материковая и океаническая земная кора, сверхглубокие скважины.

Работа со схемой строение земной коры

§16

12.

Породы, слагающие Земную кору

27.11




Минералы, горные породы, магма, магматические глубинные и излившиеся горные породы, осадочные неоргани-ческие обломочные и химические горные породы, органические осадочные горные породы, метаморфические горные породы.

Работа с коллекцией горных пород

§17

13.

Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Пр. раб. № 4. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

4.12




Вертикальные колебания и горизонтальные, горст, грабен, сброс, шкала Рихтера, землетрясение, очаг, эпицентр, вулкан, очаг магмы, лава, жерло, кратер, вулканические бомбы, вулканический пепел, туф, действующие, потухшие вулканы, гейзеры. сейсмограф.

Работа с контурной картой

§18,19

14.

Рельеф суши. Горы и равнины суши.

Продолжение пр. раб. №4

11.12




Горы, вершина, пик, гребень, горная долина, горный хребет, перевал, горная страна, географическое положение, равнина, плоская, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, овраг, дюна, бархан, террикон.

Работа с физической картой полушарий и контурной картой

Природоведение - рельеф суши.

§20,21

15.

Рельеф дна Мирового океана.

18.12




Материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, котловина, срединно-океанический хребет, желоб, глубоководная впадина, эхолот.

Составление описания объекта

§22

16.

Неоднородность земной поверхности. Значение рельефа в жизни человека.

Пр. раб. № 5. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

25.12




Овраги, сели

Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

География ХМАО - Югры - рельеф округа.

Записи в тетради

Тема 2. Гидросфера - 6 часов.

17.

Водная оболочка Земли. Мировой океан и его части.

15.01




Гидросфера, Мировой круговорот воды, материк, остров, архипелаг, полуостров, море внутреннее, окраинное, залив, пролив.

Работа со схемой части Мирового океана

§23,24

определения

18.

Свойства океанической воды.

22.01




Соленость воды, промилля, пресная вода, опреснитель воды.

Определение свойств воды

Химия - физические и химические свойства воды.

§25

19.

Волны и течения в океане.

Пр.раб. № 6. Обозначение водных объектов на к/к

29.01




Ветровая волна, длина волны, высота волны, гребень, прибой, цунами, прилив, отлив, течения теплые и холодные.

Обозначение водных объектов на к/к

Литература - А.Фет «Прибой».

§26,27

20.

Охрана и изучение Мирового океана.

5.02




Акваланг, скафандр, батискаф.

Составление презентации

§28

21.

Подземные воды и реки.

12.02




Подземные воды, грунто-вые, межпластовые, арте-зианские, минеральные воды, курорт, водонос-ный слой, река и её эле-менты, питание реки, режим реки, источник, (родник).

Обозначение водных объектов

Природоведение 5 класс - вода на Земле.

§29,30

22.

Озёра, ледники, искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы.

Пр. раб. №7. Определение Г,П, объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранили-ща (по выбору)

19.02




Виды озёрных котловин,

ледник, горный ледник, покровный ледник, морена, снеговая линия, каналы, водохранилища, пруды, плотины, оросительная система.

Определение Г,П, объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранили-ща

§31-34

Тема 3. Атмосфера - 7 часов.

23.

Воздушная оболочка Земли: её строение, значение, изучение. Охрана воздушной среды.

26.02




Атмосфера, тропосфера, стратосфера, термосфера, метеостанция, радиозонд, искусственный спутник Земли.

Работа со схемой состав и строение атмосферы

Природоведение

5 класс - состав воздуха.

§35

24.

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.

4.03




Амплитуда: суточная и годовая, максимальная, минимальная температура, график температуры.

Определение температуры воздуха

Математика - работа с отрицательными числами, нахождение среднего арифмети-ческого.

§36,37

25.

Атмосферное давление и ветер.

11.03




Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр: ртутный, анероид.

Ветер, бриз, муссон, шкала скорости ветра, роза ветров, флюгер, анемометр.

Определение атмосферного давления, силы и направления ветра

§38,39

26.

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.

18.03




Абсолютная влажность,

насыщенный и ненасы-щенный водяным паром воздух, относительная влажность, кучевые, сло-истые, перистые облака;

виды осадков: дождь, снег град, иней, гололёд, изморозь; осадкомер, снегомерная рейка, диаграмма облачности и осадков.

Определение влажности воздуха, виды облаков, виды осадков

§40,41

27.

Погода. №8. Пр. раб. № 8. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

1.04




Погода, элементы погоды, типы погоды, В.М., синоптическая карта.

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).


Метеорология - синоптическая карта.

§42

28.

Климат. Причины, влияющие на климат.

8.04




Климат, климатообразую- щие факторы., элементы климата, типы климата.

Составление схемы климатообразующие факторы

§43

29.

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

15.04




Угол падения солнечных лучей, полярные круги, полярный день и ночь, тропики, пояса освещённости.

Работа с климатической картой

§44,45

Тема 4. Биосфера - 2 часа.

30.

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Воздействие организмов на земные оболочки.

22.04




Компоненты природы, географическая оболочка, биосфера, природный комплекс.

Описание природного комплекса

План-конспект

31.

Природный комплекс. Составление описания природного комплекса на местности.

29.04




Природный ландшафт, антропогенный ландшафт, деградированный ланд-шафт, окультуренный ландшафт.

Составление описания ПК на местности

§50

Раздел III Население Земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека - 4часа

32.

Человечество - единый биологический вид.

6.05




Расы, расовые признаки,

Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

Работа со схемой человеческие расы

§51

33.

Население мира. Государства и населённые пункты на карте мира.

13.05




Численность населения.

Город, городские и сельские населённые пункты. ХМАО-Югра.

Государство (страна), столица, политическая карта мира, границы - сухопутные и морские, нейтральные воды.

Работа с политической картой мира

Обществознание - государственная символика, конституция РФ.

§52-54

34.

Охрана природы. Стихийные природные явления в разных оболочках Земли. Итоговый тест за 2015-2016 учебный год.

20.05




Красная книга, ноосфера,

В.И. Вернадский.

Хозяйственная деятельность.

Описание стихийных природных явлений, выполнение проекта

§55

35.

Обобщение знаний и приёмов самостоятельной работы по начальному курсу географии.

27.05




Главные особенности оболочек Земли.

Компоненты природы своей местности

Выполнение тестов, защита презентации.

























Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Название общеобразовательной программы

Учебники

(Автор, название, издательство, год издания)

Учебные пособия учителя и учащихся

Примерная программа Основного общего образования по географии

География. Программы для основной и средней школы Т.П. Герасимова Начальный курс географии

Т.П.Герасимова Н.П. Неклюдова Начальный курс географии

« Дрофа» 2010

Методическое пособие к учебнику «Начальный курс географии 6 класс»

Поурочные разработки по начальному курсу географии, Г.П.Пивоварова « За страницами учебника географии, энциклопедии, географический словарь, школьный топонимический словарь, Атлас, целый мир в твоих руках, научно-методический журнал «география в школе» Урок в современной школе; уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции.





















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Компьютер

Интерактивная доска

МФУ

Таблицы:

Ориентирование на местности

Воды суши

План и карта

Полезные ископаемые и их использование

Растительный мир материков

Рельеф и геологическое строение Земли

Таблицы по охране природы

Набор «Путешественники» (портреты)

Карты мира

Великие географические открытия

Зоографическая

Карта океанов

Климатические пояса и области

Почвенная

Природные зоны

Растительности

Физическая полушарий

Карты России

Физическая

Глобус

Теллурий

Компас ученический

Барометр - анероид учебный

Коллекции

Коллекция горных пород и минералов

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

8









2



1

1

15

1


15






В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

1

© 2010-2022