Календарно-тематическое планирование занятий кружка География - наука о Земле

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Календарно-тематическое планирование занятий кружка География - наука о ЗемлеКалендарно-тематическое планирование занятий кружка География - наука о Земле






КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ЗАНЯТИЙ КРУЖКА



«ГЕОГРАФИЯ - НАУКА

О ЗЕМЛЕ»



КЛАССЫ: 5 класс

УЧИТЕЛЬ: Абуладзе М.З.

Количество часов: 64 (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).





Пояснительная записка.

Программа кружка «Юный географ» рассчитана на учащихся 5-х классов.

Ребята только начинают изучать географию. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире, в котором они живут. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Все это легче организовать во внеурочное время.

Данный курс восполняет эти пробелы в образовании учащихся и способствует решению следующих задач:

  1. Формирование системы знаний о сущности и территориальной расстановке и соотношении явлений и процессов в планетарном и региональном масштабе.

  2. Формирование географической культуры мышления, воспитание чувства патриотизма граждан России.

  3. Вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно приобретать новую информацию физико-географического характера и истолковывать ее сообразно полученным знаниям. Цель такой работы - формирование креативной личности.

Важные задачи:

  • обогащение ребят знаниями, отражающими различные стороны жизни, природы;

  • привитие интереса к географии, знакомство с профессиями, связанными с нашей наукой.

Кружковая работа тесно взаимосвязана с уроками. Интерес к учебной деятельности развивает у ребят стремление к глубокому познанию нового в предмете, желание не оставаться на поверхности явлений.

Программа кружка соблюдает важные требования: внеурочная работа должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках.

Значение кружковой работы заключается не только в расширении кругозора учащихся, но и в становлении таких личностных качеств как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.












Календарно-тематический план:




№ / дата


Тема занятия


Вид деятельности



Тема: География - наука комплексная ( 8ч.):

1

Представление о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита».

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами.

2

Российские исследователи и землепроходцы: «Виа ест вита»

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами.

3

Как наблюдать за погодой. Фенологические наблюдения. Как наблюдать за погодой.

(приборы для наблюдения).

По итогам экскурсии

составляем плакаты-памятки: «Правила поведения в природе».

4

Знакомство со школьной метеостанцией, условными обозначениями метеодисплея, приборами для наблюдения за погодой.

Оформляем календарь погоды. Учимся анализировать данные погоды по метеодисплею и делать выводы.


Тема: Первая карта - план местности (6ч.):


5-6

План местности - первая карта. Способы ориентирования на местности.

Определение расстояний и азимутов на местности. Съёмка территории пришкольного участка.

7

Чертим план местности «Наш пришкольный участок» по заданным параметрам.

Оформление плана местности «Наш пришкольный участок»

Тема: Географическая карта (9ч.):

8

Географическая карта. Градусная сетка.

Чтение карт по легенде, определение расстояний по градусной сетке.

9

Игра «Мы - спасатели».

Определение географических координат.

10

Конкурс « Знатоки географической карты».

Игра-практикум по тематическим картам.


Тема: Оболочки Земли. Литосфера (10ч.):

11

Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности.

Изучение коллекции образцов минералов и горных пород.

12

Движения земной коры и вулканизм. Правила работы на контурных картах.

Просмотр фильма. Работа на контурных картах по теме.

13

Различия гор

Характеристика гор по картам.

14

Равнины: площадь, высота и происхождение.

Характеристика равнины, на которой мы живём.

15

Рельеф нашей местности.

Работа по картам Владимирской области, Ковровского района.

16

Викторина «Литосфера».

Игра-викторина в стихах.

17

Заседание клуба «Юный натуралист»

Командный конкурс по изученным темам по географии и биологии.

Тема: Гидросфера (10 ч.):

18

Мировой океан и его части.

Характеристика океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме.

19

Течения в Океане.

Путешествие по морям и океанам.

Работа на контурных картах по теме. Игра по карте: «Путешествие по морям и океанам».

20

Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы нашей местности.

Экскурсия.

21

Описание Клязьмы, местных озёр, карьера.

Конкурс рассказов о водоёмах нашей местности.

22

Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера».

Командная игра-конкурс.

Тема: Атмосфера (10ч.):

23

Суточный и годовой ход температуры.

Составление таблиц, определение суточных и годовых амплитуд.

24

Анализ графиков хода температур за месяц, год.

Составление графика температур за месяц по данным своих наблюдений.

25

Атмосферное давление. Ветер.

Решение задач на определение атмосферного давления. Вычерчиваем розы ветров по месяцам по данным своих наблюдений.

26

Влажность. Облачность. Осадки.

Решение задач по определению абсолютной и относительной влажности. Составляем диаграммы осадков по своим календарям.

27

Погода во все времена года.

Описываем типы погоды. Учимся анализировать климатограммы.

Составляем характеристику климата нашей местности по данным календаря.

Тема: Биосфера. Географическая оболочка

(6ч.):

28

Биосфера. Ноосфера.

Знакомство с учением В.И.Вернадского.

29

Почвы, растения и животные нашей местности.

Возможно ли автономное выживание в природе нашей местности (лекарственные и др. растения).

Работа с географической литературой, энциклопедиями, экологическими рефератами старшеклассников по данной теме.

30

Разнообразие природных комплексов.

Экскурсия: Описание разных ПК нашей местности.

Тема: Человек на Земле (5ч.):

31

Земля людей. Расы. Почему мы разные. Теория аббата Мальтуса. Идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона.

Дискуссия по идеям Мальтуса и учёных гуманистов.

32

Типы населённых пунктов.

Описываем п. Малыгино, д. Ручей, д. Пакино, д. Верхутиха, д. Кузнечиха.

33

Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты.

Беседа. Работа с дополнительной литературой по географии и ОБЖ (составление схемы).

34

Итоговое занятие.

Тестирование + задания уровня С.


Литература:

для учителя:

1.И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г. 2. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г. 3.Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2006г. 4.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г. 5. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия», 1988г. 6.«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.

7.«География. Уроки учительского мастерства. 5-11 классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2009г.

8.И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.

9.«Олимпиады по географии. 6 класс», сост. Н.М.Клюшникова, Волгоград, «Корифей», 2006 год.

для учащихся:


  1. «География. Справочник школьника». Сост. Т.С.Майорова, М., «АСТ», 2003г.

  2. «География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск, «Хорвест», 2004г.

  3. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2004г.

  4. Н.К.Мукитанов «От Страбона до наших дней», М., «Мысль», 2000г.

  5. «Мир географии». Сост. Л.Г.Бондарев и др., М., «Мысль», 199г.

  6. «Большой географический атлас». Сост. М.Горчаков и О.Савина, М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис », 2003г.




© 2010-2022