Рабочая программа по географии (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Ссылка на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми составлена данная программа

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство» - это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии.

  • примерной программы для основного общего образования по географии «География России » (VII-IX класс), авторская программа под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа, 2006).

Вид реализуемой программы:

Основная общеобразовательная программа

Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков.

6. Различные источники географической информации.

УМК, по которому реализуется рабочая программа

В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2011.

В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2011.

Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

Контурные карты. Экономическая и социальная география России. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс

Описание места учебного курса в учебном плане:

Данная программа рассчитана на один учебный год - 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.

Специфические формы контроля:

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный - установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий - необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый - учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.


Содержание тем учебного курса

1. Геополитическое положение России (2 ч.)

Что мы будем изучать? Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние

2. Население России и новых независимых государств (5 ч.)

Население России. Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Национальный и языковой состав населения России. Расселение населения. Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в России. Города России. Рынок труда и занятость населения

3. Экономика Российской Федерации (6 ч.)

Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России

4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 ч)

Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания

5. Региональная часть курса (31 ч)

Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва - административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

6. Новые Независимые Государства (3 ч)

Страны нового зарубежья СНГ. Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго-запад. Закавказье. Азиатский Юго-восток.

7.География своей области (5 ч)

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области. Население области.

Особенности хозяйства. Факторы размещения отраслей промышленности

Специализация АПК области

Экологические, демографические, социально-экономические проблемы области


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО»

9 КЛАСС (68 час.)

Название разделов,

темы уроков

Практические работы

Дата

План факт

1

Введение (1 ч)

2

Геополитическое положение России (2 ч.)

Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение

Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений

3

Политико-административное устройство России

Изменения ГП во времени и пространстве

4

Население России и новых независимых государств (5 ч.)

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост.

РФ - многонациональная страна

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономных областей, входящих в состав РФ

5

Миграция населения. Расселение населения.

Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.

6

Городское и сельское население. Расселение населения.

7

Рынок труда, занятость населения России

8

Итоговый урок по теме «Население России»

9

Экономика Российской Федерации (6 ч.)

Хозяйство России

10

11

Роль и место России в межд. Экономике.

Структура экономики России

12

Проблемы ресурсной основы экономики России

13

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

14

Научный комплекс - вершина экономики России

15

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 ч)

Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

16

Факторы размещения отраслей машиностроения

17

География машиностроения

18

Военно-промышленный комплекс

19

Топливно-энергетический комплекс (4 ч)

Роль и особенности ТЭК

Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использование карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России

20

Топливная промышленность

21

Электроэнергетика России

22

Итоговый урок по теме «Топливно-энергетический комплекс России»

23

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (7 ч)

Состав и значение комплекса

Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

24

Металлургический комплекс

25

География металлургического комплекса

26

Цветная металлургия

27

Химико-лесной комплекс

28

География химико-лесного комплекса

29

Итоговый урок по теме «Комплексы конструкционных материалов»

30

Агропромышленный комплекс (4 ч)

Состав и значение АПК

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности

31

Земледелие и животноводство

32

Пищевая и легкая промышленность

33

Территориальная организация АПК

34

Инфраструктурный комплекс

(3 ч)

Состав инфраструктурного комплекса

35

Связь, сфера обслуживания

36

Роль транспорта

Виды транспорта

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

37

Региональная часть курса (31 ч)

Территориальная организация и районирование России (2ч)

Районирование территории России


38

Проблемы экономического районирования

39

Центральная Россия (4 ч)

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

40

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России

Изучение внешних террито-риально -производственных связей Центральной России

41

Московская столичная агломерация

Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга

42

Народные промыслы Центральной России

43

Северо-Западная Россия (2 ч)

Общая характеристика Северо-Западной России

44

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада

Составление характеристики территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм его представления

45

Европейский Север (2 ч)

ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района

46

Хозяйство Европейского Севера

47

Европейский Юг - Северный Кавказ (2 ч)

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказа

48

Население и хозяйство района

49

Поволжье (2 ч)

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

50

Население и хозяйство района

51

Урал (2 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала

Уметь составлять характеристику района

52

Население и хозяйство района

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем

53

Итоговый урок по теме «Западный макрорегион»

54

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 ч)

Восточный макрорегион - Азиатская Россия

Изучение и оценка природных условий Западно -Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири

55

Западная Сибирь

56

Экономика Восточной Сибири

57

Дальний Восток: особенности развития

Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

58

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

59

Россия и мир ( 1 час)

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России.

60

Новые Независимые Государства (3 ч)

Страны ближнего зарубежья

61

Закавказье и Азиатский Юго-Восток

62

Взаимосвязи России с другими странами

63

География своей области (5ч)

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области

Определение по картам географического положения своей области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения области

64

Население области

65

Особенности хозяйства. Факторы размещения отраслей промышленности

66

Специализация АПК области

Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, промышленных узлов своей области

67

Экологические, демографические, социально-экономические проблемы области

68

Итоговое повторение























Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли местной промышленности.

Описывать:

природные ресурсы;

периоды формирования хозяйства России;

особенности отраслей;

традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

экономические связи районов;

состав и структуру отраслевых комплексов;

основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

различия в освоении территории;

влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

размещение главных центров производства;

сельскохозяйственную специализацию территории;

структуру ввоза и вывоза;

современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Оценочные практические работы

1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

4. Сравнение географического положения и планировки столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

6. определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

7. Определение по картам географического положения своего региона.

8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.

9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).

Творческие работы

Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

Описание народных помыслов Центральной России.

Разработка проекта "Золотой российский чернозём".

Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

Этническая культура народов Северного Кавказа.

Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

Народные промыслы Урала.

Современные проблемы коренных народов Севера.

Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5».Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4».Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3».Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный - установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий - необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый - учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.




Список литературы:

В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2011.

В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2011.

Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

Контурные карты. Экономическая и социальная география России. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


© 2010-2022