Влияние информационной среды на исследовательскую деятельность учащихся

  Сегодня личность ребенка формируется в информационном мире, отличающемся от того, в котором выросли его родители. Психологическое самочувствие и социальная свобода современного подростка все больше зависят от его компетентности в области информационных технологий. Эта компетентность становится условием признания, успешности, высокого социального статуса среди сверстников.  Исследовательская деятельность в школе – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.  
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние информационной среды на исследовательскую деятельность учащихся

Выступление на заседании районного методического

объединения учителей географии

Сегодня личность ребенка формируется в информационном мире, отличающемся от того, в котором выросли его родители. Психологическое самочувствие и социальная свобода современного подростка все больше зависят от его компетентности в области информационных технологий. Эта компетентность становится условием признания, успешности, высокого социального статуса среди сверстников.

Основой самообразования, личностного потенциала становятся знания являющиеся «фундаментальным ядром», умения работать с информацией, развитие критического мышления и коммуникативных навыков, овладения которыми позволит стать мобильным и успешным. Информационная среда школы становится условием продуктивной творческой исследовательской деятельности. К информационной среде относятся не только интернет ресурсы, но и библиотеки, архивные материала музеев, созданные ранее продукты исследовательской деятельности учащихся, учительские презентации и другие материалы.

Исследовательская деятельность в школе - это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Информационно-коммуникационные технологии используются в проектной деятельности учащихся все шире и шире. Уроки учителей с использованием новых технологий и мультимедийные проекты учащихся уже становятся частью образовательной среды современной школы. Работая над проектами, учащиеся познают все тонкости мультимедийных технологий, учатся работать со сложной аппаратурой и через проектную деятельность познают окружающий их мир.

Использование компьютера в исследовательской деятельности учащихся оказывает влияние на их интеллектуальное развитие: улучшаются результаты выполнения разного рода логических операций; появляется новое отношение к ошибке как к очередной задаче, которую можно решить самостоятельно имеющимися средствами. Каждый ученик в такой системе может двигаться вперед в своем темпе, в соответствии со своими способностями и интересами.

Успехи и возможность исправления допущенных ошибок подкрепляют уверенность в себе и делают учебно-исследовательскую деятельность более привлекательной. Учащиеся - опытные пользователи ИКТ отличаются более высоким и стабильным уровнем самооценки, с успехом принимают участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих и исследовательских работах.

Использование ресурсов информационной среды в исследовательской деятельности учащихся обеспечивает:

  • активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной и научной информации, возможности управления, углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

Основными целями информатизации исследовательской деятельности школьников являются:

  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

  • развитие познавательной и творческой активности учащихся;

  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

  • всестороннее развитие личности ребенка.

Для того чтобы решить поставленные задачи, и учащийся, и его научный руководитель используют различные информационные ресурсы, в том числе и школьной библиотеки. Да, школьные библиотеки всегда были ресурсными базами в образовании, и одной из функций библиотек была и остаётся образовательная. А главная задача любой школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

При организации исследовательской работы в школе библиотека выступает информационным и научно-методическим центром, что обусловлено следующими обстоятельствами:

- наличием в современных школьных библиотеках информационной ресурсной базы на различных носителях;

- высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом школьных и районных библиотекарей, позволяющим ему оказывать методическую и консультационную помощь в проведении исследований (в формулировке целей, задач, в составлении плана работы, подборе методик и т.д.);

- активным внедрением ИКТ в работу современных библиотек, позволяющим библиотекарю оказывать помощь с использованием этих технологий в оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентаций, буклетов, рекомендательных списков и т. д.;

С учетом выше перечисленного можно сказать, что библиотека превращается в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста библиотекаря, обучающихся.

Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей. В своей работе я использовала как ресурсы школьной, так и районной библиотеке. На этапе сбора информации мы посетили районную библиотеку, где учащихся познакомили с ресурсами библиотеки по теме «История села Новый Некоуз» (фотоматериалы, печатные издания). Высокий уровень профессионализма и творческий потенциал библиотекарей, позволяет им оказывать методическую и консультационную помощь в проведении исследований. Еще одним информационным ресурсом в нашем районе может являться архив местного краеведческого музея, работники которого не только предоставляют необходимую информацию, но и оказывают методическую помощь учащимся. На основе полученной информации удалось составить план села Новый Некоуз 41 году.

Целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью учащихся я стала лишь в этом учебном году. Поэтому говорить о каких-то конкретных результатах не могу, но анкетирование в 5-ом -в классе показало следующее:

  • Знакомство с информационной средой как средством самостоятельного получения знаний по теме вызвало стойкий интерес.

  • Из 13 обучаемых активное участие в работе принимают 9 учеников и лишь 2 ученика не проявили заинтересованность в исследовательской работе.

  • Особый интерес вызвали - анализ полученного материала, обработка различных источников информации, подготовка презентаций по заданным темам.

  • В процессе работы, допускаемые ошибки воспринимаются учащимися адекватно и лишь подталкивают их к дальнейшей работе

Работая над темой «История села Новый Некоуз», Использовали собранный ранее учащимися материал по истории парка им. Ленина. Данный факт стал определенным толчком к повышению самооценки учащихся и позволил им поверить в собственные силы и возможности. Работая с различными информационными источниками истории Некоуза в годы ВОВ учащиеся (Орлова и Крупенникова) открыли для себя сопричастность их семей к определенным событиям данного периода.

Работа над проектом «Проблемы современной Арктики», учащихся старших классов, выявила необходимость изучения дополнительного, научного материла, без которого дальнейшая работа по проекту была бы невозможна. Многие геологические термины, встречающиеся на сайтах, вызвали затруднение. Дальнейшая работа над ними в интернет - ресурсах, не только расширила кругозор учащихся, но и способствовала развитию познавательного интереса в области геологии.

Необходимое условие успешной работы с информацией - ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения.

Обработка полученной информации - это, прежде всего её понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи.

Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап, на мой взгляд. формирует логическое и аналитическое мышление учащихся.

Поиск информации в интернет-ресурсах способствовал развитию коммуникативности, толернтности, сплоченности в группах; развиваются такие качества личности как умение вести диалог, четко формулировать положения.

Используемая литература.


  1. Рудакова Д.Т. Информационная образовательная среда современной школы и развитие личностного потенциала учащихся // Образовательные технологии XXI века. ОТ'08 / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения РАО, 2008. С. 177-183.

  2. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»

5

© 2010-2022