Урок по географии для 6 класса по теме «Океанические течения»

Вашему вниманию представлен сценарий урока географии для 6 класса по теме «Океанические течения». Имеется технологическая карта урока, где предусмотрено примение технологии развития критического мышления с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций, используются информационно-коммуникационные технологии (презентация), уделяется большое внимание работе с картой - главным источником информации в географии, представлены развивающие задания, в конце урока редста...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока в 6 классе по теме «Океанические течения.»


Технологическая карта урока


Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Океанические течения» по технологии развития критического мышления с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций.

Задачи: - сформировать представления учащихся о течениях Мирового океана, их видах;

- показать роль течений в распределении тепла на планете, влиянии их на климат материков;

- формировать целостное видение мира на основе экологического воспитания;

- развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать.

- совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).

- научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации,

- развивать общегеографические и общеучебные умения.

Планируемые результаты

Учащиеся должны:

  • Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

  • Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

  • Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

  • Знать/понимать что такое океаническое течение; причины возникновения течений; их воздействия на природу.

Оборудование: настенная карта полушарий, атласы для 6 класса, контурные карты,

мультимедийное оборудование, презентация.

Дополнительные ресурсы:

Моря и океаны. Энциклопедия. - М.:Махаон, 2010

Энциклопедия «Что есть что?». Подводные исследования. - М.:Слово, 2002

Тип урока: комбинированный

Технология разработки урока: развитие критического мышление.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

время

Ход урока:

1.Организа-ционный момент

Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке /раздача карточек/ слайд №1

Готовятся к уроку, слушают, знакомят- ся с индивидуальны- ми карточками (приложение 1.)

1 мин.

2. Проверка домашнего задания




Давайте вспомним, почему волнуется океан, почему на берег внезапно наступает вода, а потом уходит, почему волна незаметная в океане, обрушивается сокрушительным валом на мелководье.

Фронтальный опрос: слайд №2

- Каковы причины возникновения волн в океане?

- Что такое приливы и отливы?

- Какова причина возникновения приливов и отливов?

- Можно ли использовать энергию приливов и отливов и как?

Устно: рассказать о волне с необычным названием «цунами»?

Индивидуальные дидактические карточки.

Карточка №1. В 1937 г. была создана первая Советская научная станция на Северном полюсе (900с.ш.). Четыре исследователя провели на льдине 274 суток и завершили экспедицию в точке 710 с.ш. и 200 з.д. В каком направлении проходил маршрут?

Карточка №2. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал совершил плавание на парусном плоту «Кон-Тики» из порта Кальяо (120 ю.ш. и 770 з.д.) Под 210 ю.ш. и 1350 з.д. плот впервые достиг суши. В каком направлении двигался плот?

Карточка №3. Ещё одно путешествие Тура Хейердала на папирусной лодке «Ра» из порта Сафи (330 с.ш. и 80 з.д.) к острову Барбадос (180 с.ш. и 590 з.д.) Назовите направление маршрута.

Тестирование

1. Самый большой океан:

А- Индийский, Б - Атлантический,

В-Северный Ледовитый, Г- Тихий

2.Наибольшие глубины характерны для океана:

А - Северного Ледовитого, Б - Тихого, В - Индийского, Г - Атлантического

3.Море, практически, со всех сторон окружённое сушей:

А - окраинное, Б - материковое,

В - межостровное, Г - внутреннее

4.К окраинным морям не относится:

А - Карское, Б - Балтийское,

В - Северное, Г - Аравийское

5.Средняя солёность вод Мирового океана составляет:

А - 28‰, Б - 35‰, В - 37‰, Г - 42‰

6.Океан, в котором наблюдаются самые большие приливы:

А - Северного Ледовитого, Б - Тихого, В - Индийского, Г - Атлантического

7.Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

А - Северный Ледовитый и Тихий

Б - Атлантический и Индийский

В - Атлантический и Тихий

Г - Индийский и Тихий

8. Марианская впадина является частью:

А - Северного Ледовитого, Б - Тихого,

В - Индийского, Г - Атлантического

9. Гвинейский залив омывает:

А - Евразию, Б - Австралию,

В - Африку, Г - Южную Америку

10.Самый крупный остров Земли:

А - Мадагаскар, Б - Новая Гвинея,

В - Гренландия, Г - Сахалин

слайд № 3


Отвечают на вопросы учителя.

1 уч-ся рассказывает о цунами.

Во время опроса 3 уч-ся выполняют задания на карточках у доски



Выполняют тестовые задания






Самопроверка тестирования
(1-г, 2-б, 3-г, 4-б, 5-б, 6-г, 7-в, 8-б, 9-в, 10-в) и запись результатов в карточку

15 мин.


3. Домашнее задание

§27, творческое задание - отметить на контурной карте маршрут бутылки, брошенной в Мексиканском заливе или составить синквейн

Записывают домашнее задание в дневник.

1 мин.

4. Стадия вы- зова - акти- визация ранее полученных знаний, вызов любопытст-ва, импульса к изучению темы.

Как вы думаете, что явилось причиной перемещения льдины, плота, лодки?

Что такое океанические течения? Зачем природа создала течения в океане? На эти вопросы мы сможем ответить во время нашего урока.

В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через…150 лет после катастрофы, в 1935 году.

Вспомните, с чего начинается роман Жюль Верна «Дети капитана Гранда» (в брюхе пойманной акулы обнаруживают бутылку с запиской)? слайд № 4

Выдвигают предположения

Слушают

1 мин.

5. Введение нового мате- риала

Итак, что же такое течение в океане? Поразмыслите с соседом по парте

Обратимся к учебнику. (Работа с текстом учебника в группах)

Что такое течение в океане?

Размышляют, выдви- гают свои версии,

Читают текст учеб- ника, анализируют, сравнивают с выдви- нутыми версиями, выделяют главные слова определения.

4 мин.

6. Стадия осмысление.


Беседа.

Обратим внимание на физическую карту полушарий на условные знаки. Как обозначаются течения на карте? (работа с картой).

Течения бывают теплые и холодные. Внимание на опорный сигнал слайд №5

Урок по географии для 6 класса по теме «Океанические течения»Урок по географии для 6 класса по теме «Океанические течения»Океанические течения

тёплые холодные

Работа с картой. Стрелками какого цвета обозначаются теплые течения?

С помощью физической карты полушарий приведите примеры теплых течений.

Самое знаменитое теплое течение - Гольфстрим. Название получило по ошибке. «Гольфстрим» - «река из залива». Думали, что оно зарождается в Мексиканском заливе и течёт широкой рекой от берегов Центральной Америки к Западной Европе. Но на самом деле оно начинается там, где объединяются Северное и Южное пассатное течения. Ширина течения от 800 до 200м, температура воды от +28оС до +10оС. Гольфстрим - уникальное течение, от капризов которого зависит жизнь Европейского региона и нашей местности в частности.

Стрелками какого цвета обозначаются холодные течения? С помощью карты назовите холодные течения.

Самое мощное океаническое течение - течение Западных ветров. Оно, направляясь с запада на восток, огибает земной шар. Его протяженность - до 30 тыс. км, средняя ширина - 1 тыс.км. Зону этого течения из-за частых и сильных штормов называют «ревущими сороковыми широтами». Слайд №6

Проблемный вопрос.

Итак, теперь мы знаем, какие бывают течения. Как вы думаете, чем отличаются теплые течения от холодных? Известно, что Перуанское холодное течение имеет температуру воды +22оС, а теплое Северо-Атлантическое +2оС. Слайд №7

Так как же отличить теплое течение от холодного? (по температуре окружающей воды)

В чем причины образования течений? Подсказка на географической карте, она зашифрована в названии одного из течений.

Объяснение. Слайд №8

Течения по происхождению бывают ветровые и стоковые. Главная причина образования ветровых течений - ветер, постоянно дующий в одном направлении. Стоковые течения движутся вдоль береговой линии и не зависят от направления ветра.

Назовите самое мощное теплое течение Атлантического океана и покажите его на карте.

Назовите самое мощное холодное течение и покажите его на карте.

Слайд №9. На побережье Баренцева моря за полярным кругом расположен город Мурманск. Его порт не замерзает круглый год. Почему?

Как вы думаете, какова роль течений? (перемешивание вод, перераспределение тепла) Почему на экваторе при постоянно высокой температуре вода не закипает, а на полюсах океан полностью не промерзает?

Иногда течения отвечают человеку за его негативное отношение к океану, ведь вместе с водой и организмами течения перемещают отходы производства. Слайд №10. При авариях танкеров нефтяное пятно распространяется на огромные расстояния. При этом гибнут растения и животные океана.

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине

Черные раскачивая пятна,

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги

И судьба Земли у них в руках

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век

На Земле уж белых пятен нету

Черные сотрешь ли, человек. А.Плотников.

Почему важно, чтобы все страны мира заботились о чистоте океана?

Отвечают на вопро- сы, рассматривают физическую карту полушарий, анализи- руют легенду карты,


приводят примеры теплых течений




приводят примеры холодных течений


Выдвигают гипоте- зы, предполагают.


Работают с картой

Слушают


Находят течения на карте и показывают их

Отвечают на вопро- сы

8 мин.

5. Закрепле- ние изучено- го материала

Сейчас, мы проведем «Географические исследова- ния». Вы получите задания по группам.

1. Капитан каждое утро требовал снимать показания температуры воды за бортом на носу и на корме. Однажды показания матросов отличались на 120 Возможно ли это? Где находился корабль?

2. У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15º ш. 145º в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

3. В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

4. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д. Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36º с.ш. и 50º з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

5. На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?

Заслушиваются и оцениваются результаты исследова- ний

Задание на контурных картах: отметить на картах условными знаками и подписать 3 теплых и 3 холодных течений.

Взаимопроверка контурных карт

Работают в группах, один уч-ся от группы делится результата- ми исследований







На контурных картах наносят и подписы- вают теплые и хо-лодные течения, про- веряют контурные карты соседа по парте

12 мин.

6. Стадия размышле-ние (рефлек- сия)

Заполняют индиви-дуальные карточки

2 мин.

6. Окончание урока

Подведение итогов урока

1 мин

«Оценочная деятельность на уроке» (приложение 1)

Фамилия, имя ученика ________________________

Тестирование

Работа на контурных картах

Устные ответы

Географические исследования

Итог за урок

до 10 баллов

до 4 балла

до 5 баллов

до 3 баллов

Максимум 22 балла


Критерии оценки: «5» - 19-22 б.

«4» - 15-18 б.

«3» - 11-14 б.

Рефлексия (подчеркнуть нужное)

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Моё настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / неинтересным


© 2010-2022