• Преподавателю
  • География
  • Реализация компетентностного подхода на уроках географии через организацию и проведение коммуникативных интеллектуальных игр

Реализация компетентностного подхода на уроках географии через организацию и проведение коммуникативных интеллектуальных игр

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация компетентностного подхода на уроках географии
через организацию и проведение коммуникативных
интеллектуальных игр

Социально-экономические процессы в развитии общества XXI в. ставят перед школьным образованием качественно новые цели. В современных условиях возрастает роль школьного образования, усиливается его вклад в воспитание интеллектуального и духовно-нравственного человека. Образовательные цели ориентированы на воспитание и развитие личности, готовой к активности, творческой самостоятельности и ответственности в жизненных ситуациях.

Новые цели образования определили новые подходы к содержанию и к результатам обучения. Одним из перспективных направлений модернизации образования является его переход на компетентностную основу.

В соответствии с этим подходом при оценке качества образования на первое место выступает не уровень усвоенных учащимися знаний, а уровень готовности школьника применять усвоенное содержание, т.е. его компетентность в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др.). Таким образом, компетентностный подход подчеркивает, прежде всего, действенную сторону результатов образования, их практическую значимость «... за пределами системы образования». Можно сказать, что акцент в определении целей, содержания образования и оценивания его результатов смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу приобретения школьниками опыта в решении практико-ориентированных задач. В связи с этим практическая деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса.

Что означает термин «компетентностный подход» для учителя-практика, и каковы методические пути его эффективной реализации в обучении географии?

В условиях модернизации школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Оно призвано вооружить учащихся умениями пользоваться различными источниками географической информации. Словосочетание «ключевые компетенции» предполагает не узкоспециализированные виды деятельности, а широкий спектр применения географических знаний и умений, т.е. их отношение к различным сферам окружающей действительности.

Важно понимать содержание и соотношение понятий «компетенция» и «компетентность». В современной педагогической литературе эти термины нередко используются как синонимы. Однако их различие весьма существенно. Компетентность как качество личности опирается на минимальный опыт ученика в решении жизненных и профессиональных задач. Компетенции - это те виды деятельности, которые необходимо освоить, чтобы быть компетентным.

Формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения происходит в практической деятельности. Основой компетенций выступают умения и способы деятельности.

Таким образом, ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, компетентностный подход в школьной географии ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, - на создание условий для ее эффективной реализации.

Важным условием эффективной реализации практической составляющей школьной географии выступает организация деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения. Поэтому в учебном процессе необходимо постоянно применять способы практического обучения школьников работе по анализу различных источников географической информации, что и составляет специфику методики обучения географии в школе.

Компетентностный подход представляет собой совокупность форм и методов в работе, необходимых не только для научения, но и в первую очередь, для раскрытия свойств личности учащегося. Одним из инструментов компетентностного подхода является организация и проведение коммуникативных интеллектуальных игр.

Игра является коммуникативным видом деятельности и одним из видов контроля и обобщения знаний учащихся, своеобразным инструментом закрепления знаний.

Она не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; а рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах - реальном и условном (игровом).

Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.).

Значение игровых форм и методов обучения

Кроме того, доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

1) стимулирование мотивации и интереса -

• в области предмета изучения;

• в общеобразовательном плане;

• в продолжении изучения темы;

2) развитие навыков:

• критического мышления и анализа;

• принятия решений;

• взаимодействия, коммуникации;

• конкретных умений (обобщение информации, подготовка рефератов и др.);

• готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);

3) изменение установок:

• социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество);

• восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;

4) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:

• оценка преподавателем (тренером или руководителем) тех же умений участника;

• осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма. Игра - это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся.

Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игр. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя в игре.

Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей стороной деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.

Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность учителю без излишней нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками. В то же время они содержат большой обучающий потенциал и, используя схему данной игры, учащиеся составляют свои варианты её проведения.

Классификация игр

1. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные

2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, развивающие, творческие, обобщающие.

3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные.

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный (от 1 до нескольких дней).

2. Основной этап (непосредственное проведение игры).

3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры).

Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.

При конструировании игры необходимо также четко продумать её адаптацию к конкретным участникам и условиям.

Методическое оснащение игры представляет собой совокупность всех необходимых материалов:

1. Структурные схемы: цели - задачи - содержание (предметная сфера) - этапы.

2. Сценарий - в виде «генерирования событий» - для определения динамики развития игрового действия, введения неожиданных ситуаций в ход игры.

3. Предметная сфера - важнейший элемент игры. Это могут быть: 1) сведения из различных учебных предметов; 2) факты из реального личного опыта 3) сам процесс составления проекта и прогнозирование развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры.

4. Комплект ролей - описание функциональных прав и обязанностей, а также подробное описание требований к каждой роли.

5. Правила игры - нормы поведения для всех её участников, прописыващие ограничения (например, регламент), функции ведущего и участников, способы их взаимодействия, способы подведения итогов и оценивания и др.

6. Методологическое обеспечение игры - те материалы, которые позволяют на практике реализовать поставленные цели:

1) проспект - игры с краткой её аннотацией, 2) конкретные рекомендации по проведению отдельных этапов; 3) описание методик оценивания результатов игры и др.

7. Система критериев оценивания: 1) уровень общительности;

2) культура диалога, развитие коммуникативных умений; 3) широта кругозора; 4) умение работать в группе; 5) проявление личностных свойств и т. д.

Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания.

Алгоритм проведения игры.

Тема урока: Тема урока.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: интеллектуальная игра.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая, учащиеся сидят за столами группами.

Технология: игровая.

Общая дидактическая цель: создать условия для:

  • закрепления, повторения, обобщения учебной информации по теме урока;

  • применение системы знаний и умений в новой учебной ситуации;

  • проверки уровня усвоения системы ЗУН.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

  1. Закрепить, повторить и обобщить знания учащихся по теме «Океаны»

  2. Проверить степень усвоения материала по теме «океаны» в игровой форме, выявить проблемы, наметить пути их ликвидации.

Развивающий аспект:

Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

  1. Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые и короткие ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

  2. Информационной: использовать источники знаний разного типа (иллюстрации, схемы и др.)

  3. Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

  4. Социальной: решать познавательные задачи с помощью одноклассников, определять свою роль в работе группы в соответствии с поставленной целью.

  5. Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Основные принципы урока:

  1. Равноправного участия

  2. Компетентностного подхода

  3. Занимательности

  4. Наглядности

  5. Доступности

  6. Творчества

Оборудование:

- Видео- и аудио-фрагменты по теме урока;

- Карточки-задания;

- Оценочный лист;

- Ручки, фломастеры, чистые листы;

- Таблица итогов (на доске)

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя (мотивация, целеполагание)

  3. Инструктаж о порядке работы группы (команд) - правила игры. девиз в работе «Один за всех и все за одного»

  4. Проведение игры (конкурсов-заданий)

  5. Подведение итогов урока.

  6. Рефлексия.

Ход урока:

  1. На экране видео- и аудио-фрагменты по теме урока.
    Постановка цели урока, задач и знакомство с формой проведения. Представление жюри (если необходимо).

  2. Инструктаж о порядке работы группы (команды).

1) Класс делится на творческие группы - это временные коллективы, которые будут выполнять различные задания.

2) В каждой есть руководитель - капитан, который координирует и направляет работу группы.

3) Цель группы - быть активными и выиграть.

4) Оцениваются ответы в группе самими учащимися. Для этого дан оценочный лист, куда заносят каждого игрока. Капитан вместе с членами группы по окончанию задания выставляет баллы (очки) за ответы.

5) В ходе работы учитывается правильность ответов, их глубина, скорость.

6) Решать поставленную задачу можно по-разному:
- индивидуально
- парами
- коллективно.

7) Ответ дает любой член группы. Если ответ не полный, его дополняют другие.

8) Вопрос, который остается без ответа, может переходить к другой группе.

9) Члены жюри следят за работой творческих групп, комментируют оценки, объявляют результаты, считают баллы (очки) у команды за нарушение правил игры, дисциплины до 2.

3. Выполнение заданий по времени.

4. Подведение итогов.
Руководитель группы (капитан) вместе с участниками подсчитывают баллы (очки) у каждого игрока. Если за все задания у игрока есть баллы, добавляется еще один за активность.
Жюри определяет команду победительницу и команды, занявшие II, III, IV места по подсчету общего числа баллов за конкурсы.

Рефлексия.

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Какой конкурс (работа) был более интересен?

  3. Что помогло выиграть?

  4. Что послужило препятствием в победе?

  5. Что вызвало затруднения?

Мнение: «Наша группа работала…(активно, слаженно, результативно, пассивно, разрозненно, нерезультативно и др.), потому что…

Материал урока….(сложен, интересен, нужен, важен и др.)









© 2010-2022