«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Педагогическую систему представляю конкретными примерами проектной деятельности для повышения мотивации к предмету география по таким направлениям - краеведение и экологическое образование на уроках географии, во внеурочной и внешкольной деятельности. Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи в современных условиях информатизации общества. Возникает необходимость поиска новых методов. Я выбрала метод проектов....
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки

Карачаево-Черкесской Республики

МКОУ «Лицей №1 г. Усть-Джегуты»




ДОКЛАД

на тему:


«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ "ГЕОГРАФИЯ"»








Учитель географии

Аппоева О.А.






г.Усть-Джегута, 2015

Педагогическую систему представляю конкретными примерами проектной деятельности для повышения мотивации к предмету география по таким направлениям - краеведение и экологическое образование на уроках географии, во внеурочной и внешкольной деятельности. Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи в современных условиях информатизации общества. Возникает необходимость поиска новых методов. Я выбрала метод проектов.

Метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий ("проект" - "брошенный вперед", т.е. замысел в виде прообраза объектов). Метод проектов помогает решить проблему развития у учащихся самостоятельности, творческого подхода к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни.

Проектная деятельность по своей дидактической сущности нацелена на:

  • формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах;

  • Обеспечение необходимого уровня усвоения знаний по географии;

  • Повышение интереса и познавательной активности к предмету география.

Вот уже на протяжении нескольких я использую проектную деятельность обучения географии. За это время сложилась некая система работы в проекте.

Ученики впервые знакомятся с данным видом деятельности в 6-ом классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 6-го класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6-м классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся уже не так сложно сделать проект и выйти на более высокий уровень

Существует несколько подходов к классификации проектов. В своей педагогической работе я использую классификацию Евгении Семеновны Полат по доминирующей деятельности учащихся.

В своей практике я использую следующие виды проектов по параллелям:

В 6-7-х классах

информационный проект, который направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (сообщение, доклад по изучаемой теме);

практико-ориентировочный проект - нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.

творческие проекты, которые предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов -1 (газеты, рисунки, презентации в электронном виде).

В 8 - 11 классах - исследовательский проект - по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов, защита их на итоговой аттестации.

По продолжительности проведения проекта их разделяют на краткосрочные - от 1-2 уроков до нескольких недель; среднесрочные -нередко занимают время в несколько месяцев; долгосрочные - разрабатываются в течении учебного года.

По числу участников - индивидуальные и групповые. Наконец, наиболее существенное методическое значение состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока ("мини-проект"), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся к исключительно к сфере внеклассной деятельности (факультатив) и, уже традиционная - внешкольная деятельность - походы по изучению малых рек и озера Черного родного края.

Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Любые методы обучения призваны обеспечить усвоение всех компонентов содержания географического образования, способствовать развитию и воспитанию учащихся. Экономические, социальные, экологические изменения в России, информатизация общества ставят перед географическим образованием задачи, связанные с развитием креативного мышления, продуктивной созидательной деятельности школьников как условиям самореализации в жизни.

Для выявления индивидуальных особенностей учащихся, создания комфортных условий во взаимодействии педагога, учащихся и родителей, повышения познавательного интереса и прогнозируемой результативности обучения, воспитания и развития в нашей школе введено психологическое сопровождение учебного процесса.

Отличительной особенностью интерактивного обучения методом проекта является рефлексия прошедшего занятия.

Итогом любой рефлексии является следующее. Стараюсь, чтобы каждый ученик нашел в уроке для себя что-то позитивное, сделал открытие в себе, создал положительное впечатление о своих особенностях, ушел с урока с ситуацией успеха. Применение рефлексии помогает ученику лучше разобраться в своих ощущениях, способностях; прочувствовать свои возможности, что вселяет в него уверенность в своих силах и как следствие - порождает познавательную активность (мотивацию) к предмету географии и ребенок с интересом и желанием идет на следующий урок.

Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом урочной, внеклассной работы, используя поэтапную организацию деятельности ребят по освоению метода проектов. Типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.

Результативность использования проектной деятельности как элемента интерактивного обучения на уроках географии оценивалась по следующим критериям моей педагогической деятельности, исходя из ее задач:

1. Уровень обученности учащихся.

2. Мониторинг качества знаний.

3. Количество призовых мест в районных олимпиадах.

4. Показатели выбора географии в качестве итоговой аттестации.

5. Итоги выпускных экзаменов.

Контроль над усвоением знаний школьников выявляю различными путями:

  1. Диагностически построенный устный опрос учеников (не тороплюсь выставить отметку за ответ, а при помощи дополнительных вопросов пытаюсь смотивировать ученика на получение лучшей отметки, "прощупать" причины неполного усвоения материала).

  2. Письменные контрольные работы, в которых стараюсь предусмотреть задания на все виды знаний, умений, их уровни и качество.

  3. Тестовые опросы.

Контролем стараюсь стимулировать желание ребенка заниматься моим предметом, развивать и повышать интерес к географии.

Особое место в развитии креативных, коммуникативных способностей имеет внеурочная деятельность по предмету. Традиционно образовательный процесс связан с передачей - получением информации, отработкой репродуктивных навыков. Монотонный, из урока в урок повторяющийся, алгоритм проведения занятий приводит к снижению познавательного интереса у детей в изучении любого предмета. И одна из основных задач учителя - поиск новых методов, приемов обучения. И частично это помогает решить занимательные внеклассные мероприятия. Проведение недель и декад по географии традиционно и является праздником для детей и учителя. В ходе таких декад я провожу проекты самых разных форм: игры, КВН, викторины, конкурсы, вечера, экскурсии, конференции, работу видеозала и др.

В концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.

Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, т.к. именно неудачно подобранная информация создала ситуацию "неуспеха". Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира в этом микро- и макро социуме.

При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность и повышает мотивацию к предмету география.

Таким образом, современные педагогические технологии помогают существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Современное постиндустриальное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Достижение поставленных задач невозможно без саморазвития учителя. С этой целью занимаюсь самообразованием: изучаю классическую психологическую литературу и ее новинки, материалы по предмету, знакомлюсь с методическими новинками в специальных журналах и газетах, СМИ, посещаю курсы повышения квалификации учителе при РИПКРО, изучаю опыт учителей района и республики, принимаю участие в научно-практических конференциях школы, района по географическому и экономическому направлениям.

Систематически обмениваюсь педагогическим опытом по использованию интерактивных подходов в обучении на методических объединениях школы и района. Выступаю с докладами и сообщениями на педсоветах школы. Неоднократно сообщала об опыте своей работы на августовских секциях учителей географии.

Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно ЛЮБВИ К НЕМУ!


© 2010-2022