Элективный курс Образ родного края

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности неповторимости имеет по крайней мере одну общую особенность - она всегда протекает на определенной территории. Ее особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.

Курс «Образ родного края» носит выраженный краеведческий характер. Краеведение - это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания.

Программа элективного курса «Образ родного края» предназначена для учащихся девятых классов. Продолжительность обучения 15 часов.

Цель:

Создать образ родного края через систематизацию знаний по физической, экономической и социальной географии края и усиления межпредметной интеграции.

Задачи:

  1. Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социально-культурного и саморазвития личности;

  2. Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей учащихся;

  3. Развивать способности анализировать и оценивать факты, события, раскрывать причинно - следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения;

  4. Приобщить учащихся к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре народа, населяющих Абдулинский район.

Методы:

  • Частично-поисковый

  • Проблемный

  • Исследовательский

  • Групповой

  • Картографический

  • Статистический

  • Репродуктивный

Формы обучения:

  • Семинары

  • Экскурсии

  • Практические работы

  • Дискуссии

Предполагаемые результаты изучения элективного курса «образ родного края» вытекают из требований к уровню подготовки выпускников основной школы по географии.

  1. Знать содержание основных понятий и терминов.

  2. Называть и показывать:

размеры территории Абдулинского района, крайние точки, их координаты, границы;

основные формы рельефа Абдулинского района, местонахождение полезных ископаемых;

факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть Абдулинского района;

основные народы, языки и религии своего края;

отрасли хозяйства района, факторы их размещения.

3. Определять:

  • Характеристику территории и ее частей из различных источников (карт, статистических таблиц, диаграмм);

4. Описывать:

  • Географические объекты, явления, процессы;

5. Объяснять:

  • процессы и явления, происходящие на территории района;

  • региональные местные особенности населения территории;

  • особенности специализации хозяйства;

  • особенности экологической ситуации территории.

6. Прогнозировать:

  • тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в результате хозяйственной деятельности человека.

Основное содержание курса:

Данный курс позволяет расширить знания учащихся по географии, истории, экологии, социологии родного края.

В программе названы основные разделы курса, перечислены подлежащие изучению вопросы, виды деятельности на уроке.

Большое внимание уделяется творчеству, поисковой деятельности, самостоятельности учащихся.


  1. - занятие лекция. Учащимся сообщается цель, значение, структура курса. Рекомендуется остановиться на общих вопросах курса и его примерным содержанием.

  2. - занятие - лекция на которой учащиеся знакомятся с комплексной географической характеристикой Абдулинского района.

  3. - занятие. Практическая работа, где необходимо на контурной карте нанести особенности географического положения, основные формы рельефа, полезные ископаемые.

  4. - занятие пресс-конференция «история родного края»

  5. - занятие защита проекта, «Население района».

  6. - занятие заочное путешествие «топонимика района».

  7. - занятие. Практическая работа, на которой учащимся необходимо составить систематизирующую схему и таблицу географических названий по происхождению.

  8. - занятие рекомендуется проводить по форме семинара «Хозяйство района»

  9. - занятие экскурсия на крупные предприятия г.Абдулино.

  10. - занятие проводится в форме лекции «геологические памятники природы».

  11. - занятие в форме семинара «Ландшафтные, ботанические памятники природы».

  12. - занятие. Практическая работа с проведением классификации объектов природного наследия по степени значимости, классификация объектов природного наследия по степени значимости.

  13. - занятие в виде творческой конференции «Славные имена наших земляков».

  14. - занятие - экскурсия в историко-краеведческий музей.

  15. - занятие итоговое - работа по творческим группам.


Методические рекомендации.

Введение (1 час)

  • Знакомство с источниками знаний о своём районе методом поиска, сбора и изучения материала краеведения.

В Разделе I, на изучение которого отводится (3 часа), рассматривается комплексная географическая характеристика Абдулинского района: (Ф-г положение, рельеф, геологические особенности, полезные ископаемые, реки, почвы, климат, растительный и животный мир Абдулинского района), история родного края (основные этапы заселения территории, памятные даты истории.

Практическая работа:

  • нанести на контурную карту географическое положение Абдулинского района (границы крайние точки, их координаты, соседние пограничные области, районы, важнейшие железнодорожные магистрали), основные формы рельефа, полезные ископаемые.

Раздел II. Общая характеристика населения. (3ч.)

Население, численность, национальный состав, размещение, миграция, причины изменения показателей рождаемости, смертности, возрастной половой состав; состав социальный. Состав населения. Топонимика района.

Практическая работа.


Составление систематизирующей схемы и таблицы географических названий по происхождению.

Раздел III. Хозяйство района. (2ч.)

География производств района. Ведущие предприятия и их роль в хозяйстве района. Народные промыслы района.

Экскурсия: Посещение крупных предприятий города с целью формирования у учащихся правильного представления о современном производстве.

Раздел IV. Объекты природного наследия. (3ч).

Геологические памятники (геолого-геоморфологические, гидрологические) как федерального, так и регионального и местного значения. Ландшафтные, ботанические памятники природы.

Практическая работа:

  1. Составление картосхемы геологических объектов природного наследия Абдулинского района.

  2. Классификация объектов природного наследия по степени значимости.

Раздел V. Культурное наследие района. (2ч.)

Славные имена наших земляков.

Экскурсия:

Посещение городского краеведческого музея с целью знакомства с историко-культурными достопримечательностями г.Абдулино.

Итоговое занятие. (1ч.)

Учащиеся работают по творческим группам:

  • 1 группа. Составление проекта по решению экологических вопросов и охраны природы в Абдулинском районе

  • 2 группа Творческая работа «Моё географическое открытие» в истории исследования и освоения Абдулинского района (с привлечением архивных и музейных материалов).

  • 3 группа Микросоциологическое исследование: выявление знаний и отношений населения города к объектам природного и культурного наследия Абдулинского района.

  • 4 группа Составление проекта по охране памятников природы Абдулинского района.





Тема

Количество часов

Тип урока

теория

практика

всего

Урок 1

Введение





  1. Раздел. «Комплексная географическая характеристика Абдулинского района»

1



Лекция

Урок 2

Географическое положение района на карте области, России. Основные формы рельефа, полезные ископаемые. Климат, типы почв, растительный и животный мир района.



1



Лекция

Урок 3

Практическая работа.




Нанесение на контурную карту особенности положения Абдулинского района, основные формы рельефа, полезные ископаемые


1


Практикум

Урок 4

История родного края.

1



Пресс-конференция


  1. Раздел. «Общая характеристика населения»




Урок 5

Население района. Демографическая ситуация и занятость населения г.Абдулино и Абдулинский район

1



Защита проекта

Урок 6

Топонимика района

1



Заочное путешествие

Урок 7

Практическая работа.

Составление систематизирующей схемы и таблицы географических названий по происхождению.


1


практикум


  1. Раздел «Хозяйство района»




Урок 8

География производств района. Ведущие предприятия и их роль в хозяйстве района. Народные промыслы района.

1



Семинар

Урок 9

Экскурсия. Посещение крупных предприятий города.


1


Экскурсия на предприятия города

IV. Раздел «Объекты природного наследия»




Урок 10

Геологические памятники (геолого-геоморфологические, гидрологические)

1



Лекция

Урок 11

Ландшафтные, ботанические памятники природы.

1



Семинар

Урок 12

Практическая работа. Составление картосхемы геологических объектов природного наследия Абдулинского района.


1


Практикум

Практическая работа. Классификация объектов природного наследия по степени значимости.




V. Раздел. Культурное наследие района




Урок 13

Славные имена наших земляков

1



Творческая конференция

Урок 14

Экскурсия. Посещение городского историко-краеведческого музея.


1


Экскурсия

Урок 15

Итоговые занятия

1



обобщающий

Итого.

10

5

15

4

© 2010-2022