План урока географии в 10 классе по теме Численность, динамика, размещение населения мира

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока географии

Тема: «Численность, динамика, размещение населения мира»

Класс-10


Цели урока

  • образовательные: сформировать представление о численности населения Земли, выявить закономерности динамики численности населения мира, выявить причины, повышающие рост рождаемости снижающие смертность, определить последствия высокой (низкой) рождаемости (смертности), познакомить с новыми терминами;

  • воспитательные: показать значение переписи населения для развития экономики стран, продолжить формирование навыков работы в коллективе;

  • развивающие: продолжить развитие навыков работы с картами, таблицами, статистическими материалами, развить навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, политическая карта мира, карта анаморфоза численности населения мира, красные и синие жетоны (по 20 шт).

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами изучим численность населения мира, её динамику, выявим причины, влияющие на рождаемость и смертность.

Обращаю ваше внимание на сайт demoscope.ru/ , который мы будем использовать сегодня на уроке. Страница «Счётчик населения России и мира». Давайте засечём численность населения на данный момент, а в конце урока узнаем, на сколько человек нас стало больше.

На уроке за правильные ответы вы будете получать красные и синие жетоны. Красный - абсолютно правильный ответ.

Синий - правильный ответ с недочётами.

В конце урока по этим жетонам вы будете получать оценки за урок.

Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения.

Население Земли: Следующий миллиард - когда?

Год

Численность населения, млрд чел.

Число лет до следующего миллиарда

1804

1

-

1927

2

123

1960

3

33

1974

4

14

1987

5

13

1999

6

12

2013

7

14

2028

8

15

2054

9

26

Для того чтобы узнать численность населения страны проводят переписи населения. О них вам расскажет………

Опережающее задание 1 уч-ся «Переписи населения».

Отмечу, что в ряде африканских стран, например Чад, Нигер, Мали всеобщие переписи населения не проводятся, проводится только подсчет населения.

- А в нашей стране, когда проводилась последняя перепись? (в октябре 2010 г.)

Население вплоть до 17-18 в.в. росло медленно и неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

- В чём причины небольшого роста населения до XX века? (эпидемии, частые войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина).

О численности населения мира и темпах её роста даёт представление таблица на слайде.

- Определите, когда произошло резкого увеличение численности населения? (в начале XX века).

- Подумайте, в каких регионах мира оно произошло? (Европа, Северная Америка).

Резкое увеличение численности населения называется «демографический взрыв».

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.

Работа в группах.

Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах мира. Высчитать среднюю арифметическую.

МАЛЬЧИКИ - Зарубежная Европа, Азия, Африка

ДЕВОЧКИ - Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

- Какие регионы имеют высокие показатели?

Высокие темпы прироста вызывают ряд проблем. Каких?

Ответы уч-ся:

- продовольственную - нехватка продуктов питания в некоторых регионах. В целом по миру недоедают 500 млн.человек.

- истощение земель - из-за нерационального их использования.

- сведение лесов - вследствие вырубки лесов на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

- загрязнение окружающее среды - результат урбанизации

- проблема нехватки чистой воды и т.д.

Страны - рекордсмены по среднегодовым темпам прироста на слайде.

- Какие это страны по уровню ВВП? (развивающиеся)

Страны с минимальными показателями 1% и менее: Россия, Латвия, Украина, Болгария, Эстония.

Страны - рекордсмены по численности населения на разных этапах на следующих слайдах.

. Численность населения крупнейших стран мира, 1900-2050 гг.

1900 г.

Название государства

Население (млн чел.)

Китай

440

Индия

285

Россия

132

США

76

Германия

56

Австро-Венгрия

45

Япония

44

Великобритания

41

Франция

40

Индонезия

35

1950 г.

Название государства

Население (млн чел.)

Китай

563

Индия

370

США

152

Россия

102

Япония

84

Индонезия

83

Германия

68

Бразилия

53

Великобритания

50

Италия

47

1990 г.

Название государства

Население (млн чел.)

Китай

1139

Индия

851

США

250

Индонезия

188

Бразилия

151

Россия

148

Япония

124

Пакистан

114

Бангладеш

110

Нигерия

87

2006 г.

Название государства

Население (млн чел.)

Китай*

1313

Индия

1080

США

296

Индонезия

241

Бразилия

186

Пакистан

162

Бангладеш

144

Россия

143

Нигерия

128

Япония

127

2050 г. (прогноз)

Название государства

Население (млн чел.)

Индия

1531

Китай

1395

США

408

Пакистан

348

Индонезия

294

Нигерия

258

Бангладеш

255

Бразилия

233

Эфиопия

171

Конго, ДР

152

По прогнозам Россия будет занимать к 2050 г. 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Численность населения мира растёт за счёт естественного прироста.

- Вспомните формулу естественного прироста. (ЕП=Рождаемость - Смертность)

- К чему приводит высокий уровень естественного прироста? (увеличивается численность населения, к «демографическому взрыву», обостряются социально-экономические проблемы государств, перенаселённость и т.д.)

- Для каких стран он характерен? (для стран с низким уровнем экономики, развивающимся)

- К чему приводит низкий и средний уровень естественного прироста? старению нации, «демографическому кризису»)

Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий прирост населения.

Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он в разных странах различен. На рождаемость и смертность влияют социально-экономические факторы.

Процессы, влияющие на уровень смертности: питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития медицины, войны, конфликты и т.д.

Работа в группах.

МАЛЬЧИКИ. Выявить процессы, влияющие повышение рождаемости (низкий уровень жизни, преобладание сельского образа жизни, религия, традиции многодетности, ранние браки, рост уровня медицины, улучшение санитарной культуры)

ДЕВОЧКИ. Выявить процессы, влияющие на понижение рождаемости (высокий уровень жизни, высокий уровень урбанизации, высокий уровень образования, увеличение расходов на содержание ребёнка, эмансипация, последствия войн, увеличение возраста вступления в брак).

Проверка работы групп (слайды)

Страны рекордсмены по показателю рождаемости на слайде.

Естественный прирост населения зависит от типов воспроизводства. С ними мы ознакомимся на следующем уроке.

  1. Закрепление

ИТОГИ работы с ИНТЕРНЕТ-ресурсами


  1. Подведение итогов рейтинга ответов учащихся, выставление отметок.


  1. Домашнее задание.









© 2010-2022