- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по предмету География 10 класс
Рабочая программа по предмету География 10 класс
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Толстолугова В.А. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № ______
от «____» __________ 20__ г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом от _________ № _____
Директор МБОУ "Щекинская СОШ»
Рыльского района Курской области _____________ Кузичкина Е.П.
Рыльского района Курской области
Рабочая программа
по предмету «География»
10 класс
Учитель: Толстолугова Вера Алексеевна
2 квалификационной категории
с.Щекино
2014 - 2015 уч.год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев- М.:Дрофа, 2008г);
-
География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. составитель Сиротин В.И. - М.: Дрофа, 2004.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Программа предназначена в основном для обучающихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у обучающихся законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
-
развить у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
формировать географическую культуру и географическое мышление обучающихся, воспитывать чувство патриотизма;
-
вооружить обучающихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
-
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу обучающихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета в 10 классе 35 часов в год (1 час в неделю).
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Целями изучения географии в основной школе являются:
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
-
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы
Кол-во
часов
Количество работ
Практ.
Контр.
1.
Введение.
1
Политическая карта мира
3
2
География мировых природных ресурсов
5
3
1
География населения мира
5
3
1
НТР и мировое хозяйство
5
2
1
География отраслей мирового хозяйства
11
6
1
Глобальные проблемы человечества
5
1
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема и цели урока
Требования у уровню подготовленности к обучающихся
Практическая часть
Дата
Примечание
знать
уметь
план
факт
Введение. (1 час)
1
Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника.
структуру курса, с источниками информации, с особенностью учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира.
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Анализ карт различной тематики.
Политическая карта мира
(3 часа)
2
Многообразие стран современного мира.
знания о классификации стран, показать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.
Показывают на карте страны мира , называют их столицы
3
Государственный строй стран мира, влияние международных отношений на политическую карту мира.
знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства.
Показывают на карте страны мира , называют их столицы
Составление таблицы "Государственный строй стран мира"
4
Международные отношения. Политическая география и геополитика.
влияние международных отношений на политическую карту мира; научить давать оценку политико-географического положения страны; формировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике.
Анализировать политическую и экономическую карты мира с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. Характеризуют влияние международных отношений на политическую карту мира.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
География мировых природных ресурсов
(5 часов)
5
Взаимодействие природы и общества.
понятия «географическая среда», «природопользование». степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах.
определять и сравнивать степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах
6
Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира.
понятие «ресурсообес-печенность»; представ-ление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми;
умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес-печенности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.сочетаний
Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов, их выгодных территориальных
7
Биологические, климатические, космические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.
представление о размещении природных ресурсов на планете;
давать оценку природным ресурсам мира;
работать с картами, со статистическими материалами, составлять конспекты, планы.
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.
8
Загрязнение окружающей Среды. Рациональное природопользование.
проблему антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды.
определять сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических, геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Обсуждение проблемы "Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем, ресурсы, экология" и пути ее решения
9
Контроль знаний по теме «География мировых природных ресурсов»
Систематизировать знания по теме «География мировых природных ресурсов»
10
Численность и воспроизводство населения мира.
представление о численности населения Земли, о типах воспроиз-водства населения, о демографической поли-тике, о продолжитель-ности жизни; выявить закономерности динамики численности мирового населения.
Определять и сравнивать демографическую ситуа-цию и особенности демо-графической политики в разных странах и регионах мира, динамику демогра-фической ситуации отдель-ных стран и регионов мира.
Анализировать и сопостав-ляют картографические материалы.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
11
Состав (структура) населения мира
представления об этническом, религиозном составе населения мира.
выявлять географические особенности полового и возрастного состава населения мира
12
Размещение и миграции населения стран мира.
представление об особенностях размещения населения по планете; ознакомиться с основны-ми миграционными явлениями в мире.
Определять и сравнивать районы с высокой и низкой плотностью населения, степень обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
13
Городское и сельское население.
различия в уровне и качестве жизни населения, проблемы современной урбанизации.
Определять и сравнивать особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в различных странах и регионах мира.
14
Контроль и учет знаний по теме «География населения мира»
Систематизировать знания по теме «География населения мира»
находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
НТР и мировое хозяйство
(5 часов)
15
НТР, ее характерные черты и составные части.
понятие «научно-техническая революция»; черты и части НТР;
характеризовать основные черты и части НТР, приводить примеры
16
Мировое хозяйство.
специализации стран мира.
понятия «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК;
Объяснять причину специализации стран мира, роль ТНК в экономике разных стран.
17
Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства.
представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства; знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.
Объяснять воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства.
Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.
18
Факторы размещения хозяйства.
представление о старых и новых факторах размещения мирового хозяйства. понятия «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район»;
Составлять типологичес-кую схему территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Объяснять территориаль-ные структурные различия мирового хозяйства между двумя группами стран
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производи тельных сил
19
Контроль и учет знаний по теме «НТР и мировое хозяйство»
Систематизировать знания по теме «НТР и мировое хозяйство»
География отраслей мирового хозяйства
(11 часов)
20
Промышленность - ведущая отрасль материального производства.
место промышленности в экономике мира, географию мировой индустрии.
Объяснять структурные сдвиги промышленности под влиянием НТР. анализировать проблему «грязных» производств.
21
Топливно-энергетическая промышленность.
структуру ТЭК, основные типы электростанций
Описывать его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называть основные угольные регионы, районы добычи, транспортировки и переработки нефти, районы добычи газа, страны-лидеры в добыче угля, нефти, природного газа,
Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
22
Металлургия
представление о современном развитии черной и цветной металлургии мира; основные металлургические базы мира
Называть и показывать основные страны-лидеры черной и цветной металлургии. Составлять картосхему основных направлений междуна-родных грузопотоков угля, нефти, природного газа и железной руды
ЭГХ одной из отраслей промышленности (форма: реферат, сочинение, картосхема)
23
Машиностроение.
представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.
Называть отраслевой состав машиностроения. Называть и показывать машиностроительные регионы и страны-лидеры в различных отраслях машиностроения.
Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира
24
Химическая, лесная, легкая промышленность.
представление о мировой химической и легкой промышленности; отраслевой состав химической промышленности, специфику размещения лесной и деревообрабатывающей промышленности, структуру легкой промышленности.
Характеризовать особенности развития химической, лесной и легкой промышленности. Уметь давать характеристику химической промышленности, используя географический атлас. Приводить примеры воздействия промышлен-ности на окружающую среду и на население крупных городов.
25
Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство. Животноводство.
представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленая революция», главных сельскохозяйст-венных районами мира, типах сельского хозяйства.
Приводить примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий; уметь показать диалектику развития сельского хозяйства - второй ведущей отрасли материального производства.
26
Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда.
представление о влиянии сельского хозяйства на окружающую среду, биологических ресурсах мирового океана и их эксплуатации.
Объяснять зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.
27
Транспорт.
представление о структуре транспорта мира;
определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.
Выявление преобладающих видов транспорта в разных регионах, степень развития, прогноз.
28
География производственных связей.
представление о производственных связях стан и регионов мира.
Сравнивать различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.
Составление картосхемы производственных связей стран
29
Международные экономические связи и их формы.
представление о международных экономических связях и их формах.
Объяснять специфические особенности междуна-родного туризма и его место в международных экономических отношениях.
Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию.
30
Контроль и учет знаний по теме «География отраслей мирового хозяйства»
Систематизировать знания по теме «География отраслей мирового хозяйства»
Глобальные проблемы человечества
(4 часа)
31
Глобальные проблемы человечества.
представление о глобальных проблемах человечества.
Составлять картосхемы "Глобальные проблемы человечества"
Составление картосхемы "Глобальные проблемы человечества"
32
Глобальные проблемы человечества.
представление о глобальных проблемах человечества.
Составлять картосхемы "Глобальные проблемы человечества"
Разработка проекта решения одной из проблем.
33
Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты
представление о глобальных прогнозах, гипотезах, проектах
Работать с различными источниками информа-ции. Развивать умения составлять долгосрочный прогноз.
34
Контроль знаний по теме «Глобальные проблемы человечества»
Систематизировать знания по теме «Глобальные проблемы человечества»
35
Обобщающий урок по курсу «Экономическая и социальная география мира»
Систематизировать знания за курс 10 класса «Экономическая и социальная география»
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
Называть и (или) показывать:
-
предмет изучения экономической и социальной географии;
-
основные средства и методы получения географической информации:
-
страны мира;
-
пограничные государств;
-
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных стран мира;
-
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
-
важнейшие природно-хозяйственные объекты стран, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
-
народы, наиболее распространенные языки, религии стран;
-
районы стран, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.).
2. Определять (измерять):
-
географическое положение стран мира;
-
погоду по синоптической карте;
-
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
-
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
-
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
-
особенности быта и религии отдельных народов стран.
4. Объяснять:
-
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
-
стран мира;
-
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения стран мира;
-
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
-
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
-
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
-
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
-
разнообразие природных комплексов на территории страны;
-
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
-
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
-
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
-
Оценивать и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал стран;
-
экологическую ситуацию в странах мира,
-
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
№
АВТОРЫ
НАЗВАНИЕ
ГОД ИЗДАНИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
1
Максаковский В.П.
Экономическая и социальная география мира. 10 класс
2010
М.: Просвещение
2
Географический атлас. 10 класс.
2010
М.: Дрофа
3
Контурные карты . 10 класс
2010
М.: Дрофа
4
Жижина Е.А.
Поурочные разработки по географии: 10 класс
2006
М.: ВАКО
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
АВТОРЫ
НАЗВАНИЕ
ГОД ИЗДАНИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
1.
Е.А. Данилова
География Схемы и таблицы.
2006
Тригон
СПб
2
Т.С. Майоров
География. Справочник школьника.
1996
Москва
Ключ-С
3
А. Наумов
Задачи по географии
1993
Москва
Мирос
4
С.В. Кульневич
Не совсем обычный урок.
2001
Ростов-Н-Дону
Учитель
5
Понурова Г.А. Душина И.В.
Методика преподавания географии
1996
Московский лицей
6
Максаковский В.П.
Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира 10 кл.».
2002
М.: Дрофа.
7
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.
Экономическая и социальная география мира. 10 кл.
2006
М.: Просвещение
8
Кузнецов А.П.
Население и хозяйство мира. 10 кл.
2004
М.: Дрофа.
9
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.
Глобальная география 11 кл.
2009
М.: Дрофа.
10
Смирнова М.С.
Уроки географии. 10 класс: метод. Пособие
2006
М.: Дрофа.
11
Баранчиков Е.В.
Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Тесты к учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»
2007
М.: Издательство «Экзамен»
12
П.М. Юрков
Географические диктанты.
1984
М.:Просвещение
13
Низовцев В.А.
Школьные олимпиады. География. 6-10 классы
2006
М.: Айрис-пресс
14
Пятунин В.Б.
Контрольные и проверочные работы по географии
1996
Дрофа
15
Сиротин В.И.
Практические работы по географии и методика их выполнения
1997
АРКТИ
16
Кузнецов А. П.
Население и хозяйство мира
2004
М.: Дрофа
17
Максаковский В. П.
Дополнительные главы
2000
М.: Дрофа
18
Максаковский В. П.
Географическая картина мира. В 2-х т.
2004
М.: Дрофа
19
Сиротин В. И.
Тематический тестовый контроль. 10-11 кл
2003
М.: Дрофа
20
Сиротин В. И.
Тетрадь для оценки качества знаний по географии
2004
М.: Дрофа
21
Холина В. Н.
География человеческой деятельности
2004
СПб.: Спец-Лит
22
Блаженов В.А.
Географические детективы как средство развития мышления учащихся
2007
М.: Дрофа
23
Галеева Н.Л.
Сто приемов для успеха ученика на уроках географии
2006
М.: «5 за знания»
24
Сиротин В.И.
Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл.
2004
М.: Дрофа
25
Яворовская И.
Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды
2007
Ростов н/Д: Феникс
26
География. Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения
2009-2012, 2013
Издательский дом «1 сентября»
27
Атлас мира. Обзорно-географический
2006
М. : Астрель : ACT
28
Атлас мира для школьников
2009
М. : Астрель : ACT
29
Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова
География. 6-10 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернет-викторины
2011
Волгоград: Учитель
30
Эртель А.Б.
География. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие
2010
Ростов н/Д:Легион
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
-
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 10 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. I NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-10)
-
География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М.: 1C Мультимедиа, 2005.
-
География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).
-
Интерактивные карты по географии +1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. - М. : 1C Мультимедиа, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
-
«Страны мира». Географический справочник /Электронное картографическое пособие /.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2007- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
-
Интерактивные карты по географии. - М. : 1C Мультимедиа, 2010.- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
-
География в школе. Азия. Электронное учебное пособие. Серия: Электронные уроки и тесты/.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
-
География в школе. Африка. Электронное учебное пособие. Серия: Электронные уроки и тесты/.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
-
География в школе. Северная Америка. Электронное учебное пособие. Серия: Электронные уроки и тесты/.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
-
География в школе. Южная Америка. Электронное учебное пособие. Серия: Электронные уроки и тесты/.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
-
География в школе. Австралия. Электронное учебное пособие. Серия: Электронные уроки и тесты/.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
-
География в школе. Европа. Электронное учебное пособие. Серия: Электронные уроки и тесты/.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
-
Путеводитель по Европе: Австрия. Норвегия. Финляндия. Швеция. Португалия. Италия. Испания. Великобритания. Франция. Чехия. М.: ООО «Маркон», 2011 -1 электрон, опт. диск (DVD-10)
-
Путеводитель. Дальние страны: Австралия. Бразилия. Коста-Рика. Мексика. США. Япония. Китай. Канада. Антильские острова. Доминиканская республика. М.: ООО «Маркон», 2011 -1 электрон, опт. диск (DVD-10)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
pogoda.ru
nationalgeographic.ru
geography.about.com
nature.com
krugosvet.ru
ocean.ru
google.com
geo.ru
ndce.ru/
ufomistery.com
astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
egornature.by.ru/
abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
vitiaz.ru/
videodive.ru/scl/ocean.shtml
rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1
geo-tur.narod.ru/moria.htm
100 дорог 100dorog.ru/
flags.ru/