Проект по географии и экологии

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Водные ресурсы Староматинского пруда.

Содержание проекта:

1.название проекта;

2.руководитель проекта;

3.координаты руководителя проекта;

4.регион проекта;

5.сроки реализации проекта;

6. краткая аннотация и тематика проекта;

7.описание проблемы;

8.основные цели и задачи проекта;

9.основные технологии реализации проекта;

10.основные мероприятия проекта;

11.презентация Microsoft PowerPoint;

12.информация об организациях, участвующих в финансировании проекта;

13.детализированная смета расходов;

14.ожидаемые результаты.

15. Дополнительный материал ( Исследования экосистемы водоема, отчет учащихся «Жизнь Староматинского пруда», история создания водоема.)

16. Использованные материалы.

-1-

2.Руководитель проекта

Учитель географии Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Староматинской общеобразовательной школы Бакалинского района республики Башкортостан РОМАНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА.

Детское объединение « Юный турист исследователь».

3.Координаты руководителя проекта

Индекс 452673 республика Башкортостан, Бакалинский район, село Старые Маты. Улица Мира дом 125

E - mail:: [email protected]

Номер телефона: 89173667374

4.Регион проекта

Республика Башкортостан Бакалинский район село Старые Маты

5. Сроки реализации проекта

Приблизительная продолжительность проекта: подготовительный этап в учебном 2012-2013 году основной этап в течении 1 и 4 недели мая.

6.Краткая аннотация и тематика проекта

Проект "Охрана и востановление водных ресурсов Староматинског пруда", посвящён проблемам охраны окружающей среды на территории Староматинского сельского совета Бакалинского района республики Башкортостан, в частности, будут рассмотрены вопросы загрязнения гидросферы. Предусматривается выполнение практических работ по благоустройству зоны отдыха пруда.

-2-

Очистки водоема от мусора и меры охраны водоема в дальнейшем.

Данная проблема является очень актуальной на сегодняшний день, поэтому тема должна привлечь внимание учащихся и жителей села.

Межпредметные связи:биология,культура Башкортостана , география, экология, технология.В проекте участвуют: Класс(-ы) 8-11классы .Жители села.

Тематика проекта.

Староматинский пруд, его экосистема. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Наблюдения за объектами гидросферы ( Староматинский пруд). Влияние хозяйственной деятельности человека на гидросферу. Экологические загрязнения и его источники. Применение географических знаний для понимания экологических проблем. Соблюдение правил поведения человека в окружающей среде.

Знать: основные географические понятия и термины; , географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Направляющие вопросы

1. Каковы причины загрязнения местных водоемов?

2. Как оценивать качество воды?

3. Как население оценивают современное экологическое состояние прилегающей к водоему территории.

-3-

7.Проблема (актуальность проекта)

Вода - важнейший минерал, обуславливающий существование и нормальное функционирование биологических систем. Одним из источников чистой воды села Старые Маты являются поверхностные воды, сельского хозяйства, вырубка лесов и безалаберное отношение жителей села

значительно повышают, загрязняют их. Проблема сохранения Староматинского пруда становится наиболее актуальной проблемой села.

Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни на селе. И хотя далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речке и пруду и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не расплескать ни капельки, человек в настоящее время не всегда бережно относится к воде, заботясь о чистоте этого водоема. В связи с постоянно растущими потребностями населения в пресной воде со всей остротой встает проблема сохранения существующего пруда .Ведь пригодной для нужд человека воды, как показывают статистические данные, не так уж много даже на всем Земном шаре. Известно, что более 70 % поверхности Земли покрыто водой. Около 95 % ее приходится на моря и океаны, 4 % - на льды Арктики и Антарктики, и лишь 1 % составляет пресная вода рек и озер. Значительные источники воды находятся под землей, иногда на большой глубине. Около 4,5 тыс. км3 - море воды - таков годовой сток наших рек. Однако распределены водные ресурсы по территории нашего района неравномерно. Потребители, используя воды пруда , загрязняют ее, это постепенно приводит к истощению чистых пресных вод водоема и к необходимости принятия мер по его охране.

-4-

8.Цели и задачи проекта

1. Снижение ущерба от вредного воздействия вод пруда.

2.Очистка территории пруда от мусора.

3.Организации зоны отдыха на территории пруда.

4. Организация зоны для мусора и вывоз мусора.

4.Организация бригад и ответственных лиц за наблюдением чистоты водоема.

Задачи проекта

1. В области водообеспечения населения, а также предотвращения вредного воздействия вод - чистка купальной зоны водоема от водорослей ,реконструкция зоны отдыха, оборудование зоны для мусора, осуществление противооползневых, берегозащитных и профилактических мероприятий;

2. В области охраны и восстановления водного объекта - осуществление водоохранных мероприятий и контроля за состоянием чистоты вод пруда;

3. В области научного, правового и информационного обеспечения устойчивого водопользования - совершенствование нормативно-правовой базы, знакомство населения с постановлением о федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России» ;

4. В области социальной деятельности ,выявить жителей села, готовых оказать помощь в организации проекта;

5. В области экологической грамотности, провести мероприятие в школе и сельском совете о значении сохранности водных ресурсов;

-4-

6. В области трудового воспитания, организовать рабочие бригады по очистке и благоустройству пруда с привлечением жителей села;

7. В области культуры, информировать жителей села об интересных и здоровых способах время препровождения.

9.Основные технологии реализации проекта

Стратегия

Совместная работа школы и администрации села Старые Маты, жителей села, для получения максимального эффекта от проведённой работы.

девиз: «Пока мы едины - мы непобедимы!»

  1. Проведение уроков в школе по биологии, географии, экологии и краеведении, туристических конференций по темам: «Организмы водоемов» (2.10.2012),

« Охрана и состав водных ресурсов Башкортостана» (17.02 .2013), « История села Старые Маты» (16.04.2013), туристическая конференция «Исследование и охрана природы родного края»(18.10.2012);

  1. Выступление на родительских собраниях в школе

« Экологическое состояние водоема» (ноябрь 2012);

  1. Выступление на сходе граждан села с целью привлечения к проекту. Выявить какую помощь в работе над проектом может организовать население

( май 2013)

-5-

Методы

  1. В области водообеспечения населения, а также предотвращения вредного воздействия вод - чистка купальной зоны водоема от водорослей ,реконструкция зоны отдыха, оборудование зоны для мусора, осуществление противооползневых, берегозащитных и профилактических мероприятий;

Чистка купальной зоны водоема от водорослей

Уход за прудом не представляет никакого труда. Водные растения не нуждаются в поливе. Однако, есть некоторые работы по текущему уходу за чистотой пляжной зоны, которые надо выполнять, такие как удаление увядших и увядающих растений, опавших листьев, нитчатых водорослей, погибшей рыбы.

Очистку водоема провести весной после паводка. В целом, работы по очистке водоема сводятся к следующим действиям:

- Осмотр растительности в данной зоне, замер водного участка, оценка масштабов работы.

- Важнейшим шагом является очистка дна пляжной зоны водоема. Избыток органических веществ, которые оседают на дне, приводят к нарушению сбалансированной водной экосистемы, поэтому в очистке пляжной зоны от иловых отложений состоит основная задача.

- Отдельно стоит сказать об удалении растительности. Тина, ряска, быстро размножающиеся сине-зеленые водоросли нарушают биологический баланс, поэтому следует провести очистку пруда от водорослей и убрать ряску с поверхности с воды, но при этом не нарушить естественное равновесие.

-6-

Проект по географии и экологии.

Чистка водоема от водорослей простым способом с применением граблей

Проект по географии и экологии.

Жители села участвуют в чистке водоема

-7-

Проект по географии и экологии.

Чистка береговой линии от ила

Проект по географии и экологии.

Инструменты и приспособления для работы

-8-

Реконструкция зоны отдыха

Реконструкцию зоны отдыха пруда организуем с южной стороны, ее можно провести подручными средствами. Вначале очищаем берег пляжной зоны от мусора, проводим покос и выкорчевку высоких растений и сорняков. Для оборудования зоны нам понадобятся материалы, использованные покрышки от автомобилей, доски которые можно достать с местной пилорамы, битый кирпич и краски. Зону отдыха можно разделить на две части. Зону для детей, где установить различные фигурки ,сиделок из покрышек. Для выполнения этой работы нам понадобится болгарка и источник питания электроэнергии, поэтому выполнение фигурок проведем в селе. Готовые фигурки устанавливаем на берегу пруда и красим.

Проект по географии и экологии.

Поделка «Жираф» из резиновых покрышек





-9-

Проект по географии и экологии.

Поделка « Зебра»



Проект по географии и экологии.

Маленький бассейн « Лягушонок» для игр с водой



-10-

Проект по географии и экологии.

Поделка « Гусеница»

Проект по географии и экологии.

Качели « Божья коровка»

-11-

Устанавливаем песочницы сделанную из тех же покрышек, Завоз песка не составит особых трудностей, на территории села есть карьер, откуда его можно привезти.

Проект по географии и экологии.

Песочница «Черепашка»

Не забываем о мерах безопасности на водоемах ,детскую территорию для купания огораживаем буйками, сделанными из пластиковых бутылок и пенопласта, бутылки соединяем капроновым шнуром и закрепляем с помощью груза для этого нам понадобятся камни-булыжники.

-12-

Проект по географии и экологии.

Буйки из пластиковых бутылок



Проект по географии и экологии.

Буйки « Ромашки» из пластиковых бутылок и пенопласта

-13-

Детскую пляжную зону отделяем от взрослой композицией из тех же покрышек и битого кирпича. Такая композиция создаст хороший настрой на отдых и порадует глаза отдыхающим. Для устройства такой красивой композиции понадобится фантазия и бросовый материал те же покрышки и битый кирпич.

Проект по географии и экологии.

Композиция «Верность» из покрышек и битого кирпича



-14-

Для обустройства пляжной зоны для взрослых нам потребуются доски для сколачивания лежаков. Жерди и покрышки для зонтиков пальм и скамеек. Пни или бревна для столика. Лежаки для отдыха делаем в селе, так же распиливаем покрышки с помощью болгарки, Готовим бревна для столика и сидения.

Проект по географии и экологии.

Лежак из досок





-15-

В изголовье каждого лежака устанавливаем необычный зонтик, сделанный так же из старых автомобильных покрышек. Этот оригинальный зонтик украсит нашу пляжную зону своим экзотическим видом

Проект по географии и экологии.

Зонт « Пальма»





-16-

Столик из бревен сосны делаем из пней, поверхность столешницы и сиденья обрабатываем шкуркой. Выбираем простейший вариант.

Проект по географии и экологии.

Столик, сконструированный из старых брёвен и досок

Устанавливаем дополнительные скамейки удобные для отдыха.

Проект по географии и экологии.

Скамейки-качели

-17-

В взрослой и детской зоне устанавливаем спуск к воде из тех же покрышек. Потому что берега пруда скользкие , это защитит людей от нежелательных падений.

Проект по географии и экологии.

Оборудование спуска к берегам

По краям ступеней можно установить клумбы вазоны из покрышек и посадить в них неприхотливые растения многолетники.

Проект по географии и экологии.

Вазоны для цветов

-18-

Оборудование зоны для мусора

Что бы сохранить территорию пруда от мусора нужно провести ряд мероприятий.

- Назначить ответственных лиц, следящих за чистотой территории. Лучше всего эту ответственность возложить на жителей села и школьников.

-Установить таблички «Выброс мусора запрещен»

-Проводить постоянные беседы с жителями села о сохранении территории в чистоте на сходах.

-Установить контейнеры для мусора, подальше от зоны отдыха. Для контейнеров можно применить старые железные бочки и что бы они не портили вид, их эстетически оформить.

-Организовать вывоз мусора.

Проект по географии и экологии.

Мусорные баки из старых бочек

-19-

Осуществление противооползневых, берегозащитных и профилактических мероприятий.

Воды пруда пополняются ручьем, по этому весной пруд наполняется сильно водой. Ручей дальше перетекает через самодельную дамбу, в которой установлена железная труба. За состоянием дамбы нужно постоянно следить подсыпать насыпь, следить за состоянием трубы, что бы она не замерзала зимой. Обычно этой проблеме жители села уделяют особое внимание, при критических ситуациях обращаются в сельский совет, с районного центра вызывается рабочая бригада, которая занимается противо-паводковыми мероприятиями.

Проект по географии и экологии.

Бригадой проводятся против паводковые работы

-20-



2.В области охраны и восстановления водного объекта - осуществление водоохранных мероприятий и контроля за состоянием чистоты вод пруда;

Необходимо ознакомить граждан села с ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

от 10.01.2002 N 7-ФЗ

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются как основа жизни и деятельности о народа, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Закон является правовой базой обеспечения комплексного использования, восстановления и охраны водных объектов и регулирует отношения, возникающие в процессе использования, восстановления и охраны водных объектов. В настоящем законе используются следующие основные понятия:

использование водных объектов - получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц;

пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов;

водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами;

-21-

водопотребитель - гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд;

водохозяйственная деятельность - деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов;

водохозяйственный объект - сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов;

водоохранный объект - сооружение, способствующее восстановлению качества использованных в хозяйственной деятельности вод и охране водных объектов;

водоохранная деятельность - деятельность граждан и юридических лиц, направленная на восстановление и охрану водных объектов;

загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают их использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов;

засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов;

истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;

-22-

вредное воздействие вод - затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты.

Установить штрафы за нарушение чистоты и экологии водного объекта.

Довести до каждого жителя села через беседы на сходах, родительских собраниях, классных часах .

Проводить постоянные беседы в школе, на собраниях по вопросам чистоты пруда.

3.В области социальной деятельности ,выявить жителей села, готовых оказать помощь в организации проекта;

Привлечь жителей села к данному проекту через мероприятия:

1.Классные часы «Сохранение водных ресурсов», « История села Старые Маты».

2.Представление на собраниях в школе и сельском совете презентаций по сохранению водных объектов.

3.Выявить банк активистов способных помочь в организации проекта.

4.Рассылка листовок для жителей села.

5. Привлечь правоохранительные органы за наблюдением порядка на водоеме.

6. Проводить выступления на сходах жителей села за чистоту водоема.



-23-

7.Создать комиссию активистов руководителей мероприятий, разработать с ними план деятельности.

8.Освещать новости по работе над проектом через районную газету «Бакалинские ЗОРИ»

9.Наградить самых активных участников проектов, грамотами и подарками.

Образец листовки

«Сохраним водные ресурсы Староматинского пруда»

Ветвей златистых отраженье

в прохладе сонного пруда,

души осенней выраженье

хранит в безмолвии вода;

я слышу робкое дыханье

осенней грусти в этот час,

тебе в любви мои признанья

слышны в мелодии сейчас.

Организация

МОБУ СОШ с.Старые Маты

Дорогие жители села .

На время реализации проекта нам всем будет очень важна ваша заинтересованность, поддержка, внимание и должная помощь. Мы приглашаем Вас принять активное участие в нашем проекте.

Уважаемые родители!

Перед вами в процессе реализации проекта будут поставленные интересные вопросы.

1.Когда был создан этот искусственный водоем..

2.Каково экологическое состояние пруда.

-24-



  1. В области экологической грамотности, провести мероприятие в школе и сельском совете о значении сохранности водных ресурсов;

1.Проводить беседы и уроки по теме «Благоустройство села», «Идеи из подручных материалов», « Если не мы, то кто?»

2.Выпустить листовки с призывами по проекту и разослать жителям села.

3. Выпустить стенгазеты для школы, сельского совета.

4. Ознакомить с информацией «Значимость гидросферы», через школьную газету.

Проект по географии и экологии.

Образец плаката « Соблюдайте правила на природе»



-25-



Проект по географии и экологии.

Плакат « Оставим детям чистую планету»

Проект по географии и экологии.

Плакат «Дышать, пить,жить!»

-26-

Проект по географии и экологии.

Плакат сохраним воду чистой

5.В области трудового воспитания, организовать рабочие бригады по очистке и благоустройству пруда с привлечением жителей села;-Организовать субботники по уборке территории пруда, чистке водоема.

-Организовать бригады:

« Идеи благоустройства» разработка плана пляжной зоны;

« Мастера своего дела» организовать мастерские по производству изделий для оформления зоны пруда;

«Корреспондент» отслеживания успехов работы над проектом и освещение информации на страницах газеты; «Бакалинские ЗОРИ»;



-27-

Провести работы

1.Очистка мусора.

2 Очистка водоема от водорослей.

3.Выполнение изделий.

4.Установка и покраска изделий.

5.Организация зоны для мусора и вывоз мусора.

6.Установка щитков памяток.

6.В области культуры, информировать жителей села об интересных и здоровых способах время препровождения.

- Провести беседы с жителями села на родительских собраниях и сходах граждан «Чистота территории села», « Запрещение распития спиртных напитков у водоемов», «Техника безопасности на водоемах»

- Повести мероприятия по экологии для детей в школе.

-Знакомство с водным кодексом Республики Башкортостан.

-Пропагандировать здоровый образ жизни через мероприятия села.

- Открытие пляжного сезона.

- «Здоровый образ жизни», мероприятие для жителей села в СДК.

- Собрать фотоальбом в архив школьного музея о проекте.

-27-

Мероприятия, проделанные до начала работы над проектом

Кто сделает
или поможет сделать?

Когда должно быть сделано

  1. Разослать и собрать формы разрешений
    и для передачи прав (возможность использования, согласия родителей
    для проектов по переписке по электронной почте, разрешение на использование текстов и фотографий учеников в сетевых проектах
    и т.д.)

Учитель Романова О.В, родители

До начала работы детей
в проекте

2.Поставить основные задачи, которые будут выполнять ученики
за компьютерами для разработки проекта.

Оформление презентации работы (тексты, кроссворд, раздаточный материал, презентация в .ppt, буклеты)

В ходе работы над проектом


  1. Собрать необходимое оборудование для разработки проекта.Список необходимого оборудования (фотоаппарат, сканер и т.д.)

ПК, цифровой фотоаппарат, сканер, принтер

В ходе работы над проектом

  1. Установить ПК - в классной комнате. Время работы
    в кабинете географии

Учитель Андреева Т.В.

До начала
и в ходе работы
над проектом

4.Проверить доступность книг/DVDs/CDs
к использованию в классе

Учитель Романова О.В.библиотекарь, родители (дома)

До начала работы
над проектом

5.Сделать закладки для необходимых интернет ресурсов на сервисе; «поисковое окно» на Google для безопасного поиска учениками информации в Интернете
по теме проекта.

Учитель Романова О.в.

До начала работы
над проектом

Установить связи с другими классами.

Учитель Романова О.В., зам. директора по воспитательной работе Матвеева В.И.

До, в ходе
и по окончании работы
над проектом



-29-

Постоянные мероприятия по сохранению водоема

« Староматинский пруд»


Примерные сроки

Ответственные

1.Чистка пруда от водорослей и мусора

2.Вывоз мусора

3.Соблюдение чистоты и порядка

4. Паводковые мероприятия

5.Наблюдение за состоянием дамбы

6.Обновление пляжной зоны, организация субботников.

7.Работа с правонарушителями.

8. Соблюдение за чистотой вод.

Сентябрь, июнь

Май-сентябрь, в месяц 2 раза

В течение всего времени

Март, апрель

Март-апрель

Май

В течении года

июль

Жители села, школьники.

Администрация сельского поселения

Отдыхающие, жители села.

Глава администрации, бригады с Бакалинского района.

Староста села

Шуманков А.А.

Классные руководители МОБУ СОШ, учащиеся.

Участковый Староматинского поселения

Санитарная педстанция с.Бакалы

-30-

Мероприятия по выполнению проекта

« Сохранение водных ресурсов-Староматинский пруд»

Примерные сроки

Ответственные

1.Разработка проекта сбор информации о проекте.

2.Агитационная работа с жителями села

3.Организация субботников

4.Выполнение изделий для благоустройства:

- изделия из старых автомобильных покрышек;

- изделия из бревен;

-изделия из досок;

-изделия из

железных бочек

5.Установка изделий и покраска


6.Выполнение и установка табличек

« Выброс мусора запрещен»,

«Распитие спиртных напитков запрещено»,

« Помните о безопасности на водоеме»

7. Завоз песка для детской пляжной зоны

7. Открытие и подведение итогов проекта

Октябрь

Март-апрель



Апрель,май

Апрель

Март


Май, июнь


Апрель

22 июня

Романова О.В., Андреева Т.В.

Администрация школы и села.

Учащиеся 8-11 классов

Романов С.Э. житель села

Якимов Р.А. житель села

Митрофанов Ю.Н. местный предприниматель.

Уршеев Ю. владелец частной пилорамы.

Шуманков А.А. староста села

Зам.директора по воспитательной работе МОБУ СОШ

Матвеева В.И.

Классные руководители 8-11 классов и учащиеся.

Участники 1 лагерной смены.

Валиев С.С. учитель технологии МОБУ СОШ.

Учащиеся 10,11 классов

Жители села владельцы транспорта.

Зав СДК Габсатарова Г.А., культ. Работники.

Михайлова В., Романова О.





-31-

12. Информация об организациях, участвующих в финансировании проекта.

Название организации

Адрес

1.Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Старые Маты

муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан

2.Сельское поселение

Староматинский сельский совет



3. Общество с ограниченной ответственностью "МАТЫ"

452673 Республика Башкортостан,

Бакалинский район,

село Старые Маты,

улица Победы 1

Телефон: 8(34742) 20131

Email: [email protected]

Директор: МаксимоваНаталья Владимировна

телефон: 2-01-06

с. Старые Маты

Адрес: 452673 Республика Башкортостан, Бакалинский район, с. Старые Маты,

ул. Победы, 7

Телефон:(34742) 2-01-67

Факс:(34742) 2-01-67

E-mail:[email protected]

Глава МО Максимова Ирина Александровна

Телефон:(34742) 2-01-67

452673, Республика Башкортостан, Бакалинский район,село Старые Маты,

Ул. Победы 5

Телефон(ы) 34742-20135

Максимов Владимир Владимирович13.Детализированная смета расходов проекта.

Для каких работ.

Наименование материала

количество

Стоимость материала

1.Печать оформление проекта, выпуск листовок и газет.

2.Чистка пруда.

4.Песок для пляжной зоны

5.Оформление пляжной зоны

- Фигурки из старых автомобильных покрышек;

-Песочницы;

-Лежаки;

-Столик и табуреты;

- Зонтики « Пальмы;

-Скамейки каталки;

- Композиция « Лебеди»;

- Спуск к пруду;

- Буйки для купания;

- Вазоны;

- Зона для мусора;

- Таблички для отдыхающих;


Вывоз изделий


Бумага печатная.

Ватман.

Гуашь.

Заправка катриджа.

Инвентарь (грабли, сети)

Резиновая лодка

Песок

Бензин

Покрышки.

Жерди.

Гвозди.

Битый кирпич.

Пни.

Доски.

Краска.

Пластиковые бутылки.

Пенопласт.

Капроновый шнур.

Булыжники.

ДВП.

Шкурка 0.5 мм.

Диск для болгарки.

Лак.

Рассада цветов.

Кисти.

1 заход

1 пачка

4 листа

1 набор

1 раз

10 шт

2 шт

1шт

1 мотороллер

3 литра

30 шт.

5 шт.

2 кг.

6 ведер

5 штук

2 куб.

6 банок

50 штук

4 листа 50х50 см.

1 рулон

8 штук

1 лист

1 рулон

2 диска

1 банка

10 корней

6 штук

28 литра

160 руб.

40 руб.

120 руб.

600 руб.

О руб (имеется в наличии у каждого жителя села)

О руб. ( на территории села)

100 руб.

0 руб.б/у

250 руб.

100 руб.

0 руб. б/у

0 руб.(валежник)

7.000 руб.

1.800 руб

0 руб.б/у

0 руб. б/у

70 руб.

0 руб. б/у

350 руб.

100 руб.

140 руб.

240 руб.

0 руб.

200 руб.

1740

Итого 13.200( тринадцать тысячь двести)

14. Ожидаемы результаты проекта.

-создание на территории Староматинского поселения экологически благоприятной среды;

-повышение уровня знаний по экологии у населения;

-совершенствование уровня знаний, экологической компетентности у жителей села по теме проекта;

-34-

-создание необходимых условий для организации деятельности МОБУ СОШ с.Старые Маты по экологическому воспитанию.

- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность.

-воспитание у школьников и жителей села бережного отношения к природе, Староматинскому пруду -хранилищу богатства природы.

-воспитание любви к Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие творческой активности.

-участие жителей села в организации работы по проекту, желание поделится своими знаниями и умениями.

-расширение взаимодействия с СДК, библиотекой, установление преемственной связи со школой, сельским поселением и жителями села.

-развитие навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний в творческой работе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Исследование экосистемы Староматинского пруда

Наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности организмов создаются в прибрежной зоне пруда. Вода здесь до самого дна прогревается солнечными лучами и насыщена кислородом. Вблизи берега развиваются многочисленные высшие растения (камыш, рогоз, водяной хвощ) и водоросли.

-35-

В жаркое время у поверхности образуется тина - это тоже водоросли. На поверхности плавают листья и цветки желтой кубышки, мелкие пластинки ряски полностью затягивают поверхность пруда. В тихих заводях скользят по поверхности воды хищные клопы-водомерки и вращаются кругами жуки-вертячки.

Проект по географии и экологии.

Западный берег пруда

В толще воды обитают рыбы, лягушки и многочисленные насекомые. Мхи образуют на дне обширные темно-зеленые скопления. Донный ил населяют плоские черви планарии, весьма распространен кольчатый червь трубочник и пиявки.

-36-

Проект по географии и экологии.

Обитатель водоема -лягушки

Несмотря на внешнюю простоту пресноводного водоема, его трофическая структура (система пищевых отношений) достаточно сложна. Высшими растениями питаются личинки насекомых, амфибий, скоблящие брюхоногие моллюски, растительноядные рыбы. Многочисленные простейшие (жгутиковые, инфузории, голые и раковинные амебы), низшие ракообразные (дафнии, циклопы), фильтрующие двустворчатые моллюски, личинки насекомых (поденок, стрекоз, ручейников) поедают одноклеточные и многоклеточные водоросли. Рачки, черви, личинки насекомых служат пищей рыбам и амфибиям (лягушкам, тритонам). Хищные рыбы (окунь) охотятся за растительноядными (карась), а крупные хищники (щука) - за более мелкими.

-37-

Проект по географии и экологии.

Растительный мир водоема.Кубышка.

Органические остатки оседают на дно, на них развиваются бактерии, потребляемые простейшими и фильтрующими моллюсками. Бактерии, жгутиковые и водные виды грибов разлагают органику на неорганические соединения, вновь используемые растениями и водорослями.

Староматинский пруд, как и любой биоценоз, - целостная система, взаимосвязи в которой порой бывают очень сложны. Поэтому нарушение одной цепи живых организмов приводит к исчезновению других. Об этом нужно обязательно помнить при работе над проектом, поэтому удалять водоросли и чистить дно от ила мы будем только в прибрежной зоне для купания.

-38-

Проект по географии и экологии.

Водоросли пруда

Пруд и окружающий его листопадный лес имеют однотипные пищевые группы. Продуценты в лесу - деревья, кустарники, травы и мхи, в водоеме - укореняющиеся и плавающие растения, водоросли и сине-зеленые. Консументы в лесу - насекомые, птицы, растительноядные и плотоядные звери, в водоеме - водные насекомые, амфибии, ракообразные, растительноядные и хищные рыбы. Редуценты в лесу представлены наземными, а в водоеме - водными грибами, бактериями и беспозвоночными. Эти же пищевые группы организмов присутствуют в наземной и водной экосистемах. Первичным источником энергии в сообществах водоема и леса, как и в большинстве экосистем, служит солнечный свет. Биоценозы представляют собой слаженные системы организмов, в которых одни сообщества и виды удивительно сочетаются с другими, проявляя целостность и взаимосвязь природой сотворенного мира. -39-

Проект по географии и экологии.

Староматинский пруд

Ежегодно на туристической конференции учащиеся представляют работы по исследованию жизни водоема, эта тема вызывает особый интерес у учеников.

Отчет по исследовательской работе учащихся 8 класса

« Жизнь Староматинского пруда»

В погожий, солнечный день пруд издали кажется безжизненным. Его поверхность спокойна, нет ни волн, ни малейшего движения. Но если присмотреться - этот тихий пруд полон жизни. А если половить среди

-40-

растительных зарослей сачком, можно наполнить аквариум школьного живого уголка десятками живых существ. Наблюдая за пресноводными животными мы многое узнаешь, об их жизни в природе.

Проект по географии и экологии.

Стрекоза

Пресноводную гидру нетрудно найти среди подводных зарослей в прудах. Чтобы рассмотреть гидру по лучше, надо вооружиться лупой. Ее розоватое или бурое тонкое тело в виде продолговатого мешочка длиной всего от 20- 30 мм до 1 см прикрепляется к растению нижним концом - подошвой. На другом конце тела гидры - венчик из 6-8 щупальцев, которые окружают рот этого животного. Если гидра голодна, ее тело вытягивается во всю длину и щупальца свисают вниз. А на щупальцах есть особые крапивные (стрекательные) клетки. -41-

При раздражении из этих клеток выбрасываются тонкие стрекательные нити, содержащие едкое вещество, и вонзаются в тело жертвы. Если рачок (циклоп или дафния) или другое мелкое животное заденет случайно щупальце, он получит удар стрекательными нитями и будет парализован ядовитой жидкостью, содержащейся в них. При заглатывании добычи тело гидры укорачивается.Гидра легко восстанавливает утраченные части тела. Даже сильно израненная, превращенная в лохмотья, она выживает. Уцелеет хоть кусочек туловища - и гидра восстановится. Размножается гидра половым путем и почкованием. Почкуется она обычно летом. У выросшей почки, еще не отделившейся от материнского организма, уже образуются рот и щупальца, и она сама ловит добычу. К осени в гидре образуются мужские и женские половые клетки и происходит оплодотворение. На зиму все гидры в водоеме умирают, и новое их поколение развивается уже не из почек, а из перезимовавших оплодотворенных яиц.При благоприятных условиях гидры покрывают, как розовым бархатом, все подводные предметы пруда. Такое массовое размножение гидр в пруду приносит вред: гидры поедают пищу рыб и могут захватывать своими щупальцами не только рачков, но и крошечных, едва покинувших икринки мальков.

Проект по географии и экологии.

-42-

В пруду на илистом дне и среди подводной растительности много разнообразных червей. Большинство из них - очень мелкие животные, лишь у некоторых длина превышает 20 см. Наиболее заметны среди водных червей пиявки. Пиявки относятся к кольчатым червям.Многие боятся, как бы во время купания не присосалась пиявка. Но этот страх не обоснован. В водах нашей полосы почти все пиявки безвредны для человека. Их слабые челюсти не способны прокусить нашу кожу. В пруду водятся ложноконские пиявки: буроватая малая, длиной не больше 6 см, и почти черная большая, длиной до 12 см. Ложноконские пиявки - живой барометр. Поместив их в стеклянную банку с водой, можно наблюдать, как сообразно погоде изменяется поведение пиявок. Перед хорошей погодой они спокойно лежат на дне или неторопливо плавают. Перед сильным ветром пиявки беспокойно снуют взад и вперед. Если в ближайшие сутки будет дождь, они или лежат неподвижно в воде, или, наполовину высунувшись из воды, висят вертикально одна возле другой. Перед грозой пиявки начинают судорожно извиваться и присасываться к стеклу над водой или даже к стеклянной крышке банки.Интересен способ передвижения пиявок. На обоих концах червя есть присоски, которыми он крепко присасывается к подводным предметам. На передней присоске помещается рот. Двигается пиявка так: присасывается к чему-либо передним концом, сгибается в дугу, приближает задний конец тела к переднему, присасывается задним концом и начинает искать передним новую точку опоры. Но пиявка и плавает хорошо, волнообразно изгибая свое плоское, как лента, тело.Ложноконские пиявки чаще всего питаются улитками и червями, которых они высасывают или заглатывают целиком. Яйца свои большинство пиявок не охраняют.

-43-

Так, большая ложноконская пиявка откладывает коконы с яйцами в сырую землю у самого края воды, а малая приклеивает их к нижней стороне плавающих листьев. Стенки коконов малой ложноконской пиявки так тонки, что сквозь них можно видеть развитие невылупившихся крошечных пиявок.

Проект по географии и экологии.

В пруду есть раковина улитки, или, как ее называют в науке, брюхоногого моллюска, цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью, расширяющейся книзу. Внутри раковины - мягкое, слизистое тело моллюска. Большая его часть может высовываться наружу - это голова и широкая, плоская снизу «нога», с помощью которой улитка скользит, как на лыже. Если улитка спокойно ползет, на ее голове видны пара щупалец и крошечные темные глазки.Большинство пресноводных улиток

-44-

дышат атмосферным воздухом. К таким относятся прудовики с высокой, как башня, раковиной, нежные физы, которых часто держат в аквариумах, и катушки с раковиной, завернутой, как духовая труба, в одной плоскости .Мы их тоже повстречали.Укрепившись на нижней стороне поверхностной водной пленки с помощью «ноги», улитка раскрывает дыхательное отверстие и набирает воздух. Под ее кожей есть так называемая легочная полость, где хранится и расходуется воздух, набранный улиткой для дыхания. У большинства улиток отложенные яйца заключены в прозрачную, студенистую массу. У прудовика и физы кладка длинная, как колбаска, у катушки - в виде лепешки. Водные улитки питаются главным образом водорослями, соскабливая их маленьким роговым язычком с камней и растительных стеблей.

Проект по географии и экологии.

-45-

Кроме брюхоногих моллюсков - улиток в пруду встречаются двустворчатые моллюски, называемые ракушками. Некоторые из них очень малы. Моллюск неподвижен, только легкое движение воды из слегка приоткрытых створок раковины показывает, что это живое существо. Если дотронуться до раковины, створки закроются, и ток воды прекратится. Пока малюсок жив, раскрыть ее раковину невозможно: два сильных мускула удерживают створки закрытыми. Но у мертвого моллюска створки легко раздвигаются. Раковина малюска снаружи бурая и невзрачная. Часто она покрыта наростом водорослей, иногда на ней поселяются небольшие губки, но внутри раковина, очищенная от мяса, отливает радужной игрой перламутра и очень красива. Между створками раковины в просторной полости заключено тело малюска. По обоим бокам его, плотно прилегая к раковине, лежат две складки кожи. Это так называемая мантия. Мантия и нежные жабры, висящие по сторонам между ней и телом, подобно кружевным занавескам, покрыты микроскопическими ресничками. Движение ресничек создает в полости, ограниченной мантией, ток воды. Она входит в эту полость, омывает тело малюска и ее жабры и снова выходит наружу. Непрерывный ток воды приносит моллюску растворенные в ней кислород и пищу. Питается мельчайшими частицами отмерших растений, микроскопическими водорослями и инфузориями. Передвигается малюски мало, чаще по ночам, и очень медленно, со скоростью не более 20-30 см в час. Как и все моллюски, она передвигается с помощью мускулистой «ноги», имеющей форму плуга. Потому-то и оставляет на песке след в виде глубокой волнообразной бороздки.



-46-

Проект по географии и экологии.

Из яиц малюска выходят личинки - глохидии. Сначала они лежат в решетчатых жабрах моллюска. Каждый глохидии заключен, как и взрослый млюск, в двустворчатую ракушку, края створок которой изрезаны острыми зубцами. Моллюск с силой выбрасывает из своей раковины воду вместе с бурой массой глохидиев. Личинки плавают в воде, хлопая зубчатыми створками. Если мимо них проплывает рыба, они вцепляются в ее кожу и в плавники. Те же личинки, которым не посчастливилось, вскоре опускаются на дно и погибают. Прицепившиеся к рыбе глохидии живут на ее коже как паразиты, питаясь ее кожными тканями. Если таких паразитов на рыбе много, она заболевает и гибнет. Но обычно рыба подолгу носит на себе глохидиев. Закончив на ее коже свое развитие, маленькие ракушки отрываются и падают на дно. Такой временный паразитизм помогает

-47-

медленно передвигающимся перловицам расселяться на новые места реки или озера. Беззубки сходны образом жизни и способом размножения с перловицами. Встречаются они чаще всего в водоемах с очень слабым течением. Живут они долго - до 10-15 лет. За это время раковина моллюска нарастает и по краю и в толщину. На внешней стороне раковины можно различить кольца прироста, а при некотором навыке - даже и определить приблизительно возраст моллюска.

В пруду много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а еще больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, поденок, комаров. Даже гусеницы некоторых бабочек живут в воде и питаются водными растениями. Таким образом, одни насекомые всю жизнь, во всех стадиях, проводят в воде, другие живут в воздушной среде, но откладывают в воду яйца и их личинки развиваются в воде.

Проект по географии и экологии.

Так же видели стекозу очень большую она называется коромысло. Для кладки яиц самка стрекозы-коромысла опускается по стеблю растения до самой воды и втыкает каждое яичко отдельно в подводную часть стебля. Личинка выходит из яйца в воду.

-48-

Обычно личинка сидит неподвижно, прижавшись к какому-нибудь стеблю, или медленно передвигается по дну на длинных и тонких ногах. Бурая окраска делает ее незаметной среди водной растительности. Но, увидев добычу, личинка выбрасывает из кишечника струю воды, стремительно, подобно ракете, плывет вперед и хватает добычу своим органом - маской. Маска - это сильно развитая и подвижная нижняя челюсть. Когда личинка в спокойном состоянии, маска прижата к голове и закрывает ее нижнюю часть, как настоящая маска. У взрослой стрекозы маски нет. Личинка стрекозы-коромысла живет в воде до трех лет. За это время она несколько раз линяет и с каждой линькой становится все больше. Перед последней линькой ее длина достигает 6 см. Обычно в июне впервые в жизни личинка выползает из воды и превращается в стрекозу. Два-три месяца стрекоза будет носиться в быстром полете над водой, ловить добычу, откладывать яички в стебель водного растения, а осенью погибнет.

Проект по географии и экологии.

-49-

Стрекозы и их личинки приносят пользу: они истребляют водных насекомых - комариные личинки и личинки хищных жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров. Правда, в рыбохозяйственных водоемах личинки стрекоз могут приносить некоторый вред, так как поедают и мальков рыб.

Проект по географии и экологии.

Превращения стрекозы. Личинка вылезает из воды (1); кожа на ее спинке лопается, и из расщелины бугром поднимаются грудь и голова будущей стрекозы (2); потом стрекоза вытягивает из шкурки ноги (3) к брюшко (4). Освободив их, она некоторое время висит вниз головой, Отдохнув и окрепнув, стрекоза вылезает из шкурки целиком. На глазах наблюдателя у стрекозы увеличиваются крылья, достигая обычных размеров (5), и она улетает.

В пруду живут не только беспозвоночные животные. Увидели лягушек, жаб. Их головастики встречаются в пресных водоемах почти все лето. Весной лягушки и жабы устраивают «концерты» у воды и откладывают в воду икру. Чем теплее, тем они голосистее. Головастики лягушки заканчивают свое развитие в воде за несколько недель.

-50-

Проект по географии и экологии.

Развитие лягушки. Только что выклюнувшиеся из икры (1) головастики висят группами на водных растениях (2), у каждого есть присоска и наружные жабры; постепенно наружные жабры исчезают (3, 4); потом появляются ноги - сначала задние (5), затем передние (6); жаберное дыхание заменяется легочным, головастик выходит на сушу, хвост его постепенно уменьшается (7), и головастик превращается в лягушонка.

Проект по географии и экологии.

Лягушка взрослая особь

-51-

В пруду живут также личинки и куколки комаров - обыкновенного комара.Яички так малы, что порознь их нельзя было бы заметить. Самка комара склеивает несколько десятков яичек вместе, и они плавают крошечным серым плотиком на поверхности воды. Личинки сразу же оказываются в воде. Это крошечные, 2 мм длиной, червеобразные существа. Ножек у них, как и у личинок всех двукрылых насекомых, нет. Плавают они, судорожно изгибая брюшко. Питается личинка комара мельчайшими водорослями, инфузориями и бактериями, которых подгоняет к своему рту щетинками ротовых придатков. Личинка быстро растет. За 5-6 дней она трижды сбрасывает свою кожицу и длина ее достигает 8 мм. После четвертой линьки личинка становится куколкой. В отличие от неподвижных куколок бабочек и жуков куколка комара так же быстро плавает, как и личинка. На ее коротком брюшке есть плавничок, и при каждом его ударе куколка движется, кувыркаясь в воде. Комариная куколка не питается, она живет запасами, накопленными личинкой. Но дышит куколка, так же как и личинка, атмосферным воздухом и потому должна время от времени всплывать на поверхность воды. Через 3-4 дня куколка в последний раз всплывает на поверхность, и из нее выходит крылатый комар. Он торопится улететь от воды: самое легкое дуновение ветерка может его сбросить в воду, а плавать комар не умеет. Обыкновенный комар относится к кровососущим комарам. Самки комара сосут кровь животных и человека. Самцы питаются цветочным нектаром. Из пресмыкающихся увидели ужа; он охотится здесь за лягушками.

-52-

Проект по географии и экологии.

Личинка комара

Проект по географии и экологии.

Уж греется на солнышке

-53-

Впруду есть рыба в основном карась, ерш, в зарослях камыша обитает щука. Пруд является любимым местом рыбаков, хороший улов здесь обеспечен.Проект по географии и экологии.

Карась

Проект по географии и экологии.

Щука

Исследуя жизнь водоема , мы узнали много интересного о его жителях. Эти исследования показали нам, как важно сохранить этот водоем и не нарушать его экологию, пусть как можно дольше он существует и радует наши глаза, восхищает нас своим миром созданным природой.

-54-

История водоема

Староматинский пруд водоем искусственного происхождения. Создан в 1985 году, вместимость 100 000 м3 воды , площадь 3,5 га. с целью орошения заложенного совхозного сада жителями села. В саду имелись посадки яблони, смородина, плантация земляники, облепиха. Сад в настоящее время запущен, культуры одичали и многие погибли, о былом напоминают только кусты черноплодной рябины, которые душат сосны самосейки с ближайшей сосновой посадки. Пруд питается водами ручья исток, которого родник в лесу у Деревни Кызыл-Буляк этого же района. В настоящее время воды пруда мутные, в прибрежной зоне много мусора, который выкидывают отдыхающие.

Для укрепления пруда есть искусственная насыпь-дамба, которая преграждает затопленную низменность, в которой находится водоем. Дамба в хорошем состоянии. Ширина дамбы около 8 метров, плотная насыпь из гравия. В дамбе установлена труба, воды пруда проточные, через воды продолжают свое движение к реке Матинке.

Раньше на пруду было установлено очистное сооружение и насос для полива сада, воды были чистыми и прозрачными. В настоящее время очистное сооружение не работает. На берегу пруда был пионерский лагерь, стояли вагончики для отрядов. Сейчас этого нет, вагончики вывезли .



-56-

Использованные материалы по работе над проектом.

Литература:

1. Алперов И.Е. и др. Укрепление берегов судоходных каналов, рек и водохранилищ. - М.: Транспорт,1973.

2. Водный кодекс Республики Башкортостан, принят 13.07.1993 г. (с изм., внесенными Законом Республики Башкортостан от 05.10.2004 г. №122 - 3.

3. Охрана окружающей среды: Модели управления чистотой природной среды / Под ред. К.Г. Гофмана. М.: Экономика, 1977. - 231 с.

4. Управление охраной окружающей среды / Под ред. В.Ф. Худолея. - М.: Прогресс, 1983. - 239 с.

5. Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения / Под ред. И.К. Гавич. - М.: Агропромиздат, 1985.

6. Руководство по контролю качества питьевой воды. 2-е издание., т.1, ВОЗ, Женева, 1994.

Интернет ресурсы:

liveinternet.ru/users/valushca/post169762334

dabber.ru/dacha/276-pokrishka.html

fun4child.ru/4746-podelki-iz-pokryshek.html

luntiki.ru/blog/ploschadki/2183.html

-57-



© 2010-2022