- Преподавателю
- География
- ПРОГРАММА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОИСК краеведческого направления
ПРОГРАММА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОИСК краеведческого направления
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мещерякова Г.Г. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ПОИСК»
Руководитель объединения Мещерякова Г.Г.
МБОУ Нениская СОШ имени Героя РФ Лайса А.В.
2015-2016 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа курса ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Алтайского края, Cолтонского района, села Ненинка, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Данная программа должна быть интересна учащимся, которые увлекаются историей.
Ведущая идея программы - развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к истории родного села, посредством формирования навыков поисковой работы.
Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входит в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.
Особое направление воспитательной работы учителей краеведения - формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Занятия проводятся 2 часа в неделю по воскресеньям с 11ч.
Цель программы:
Создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.
Задачи программы:
социально-педагогические (формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию);
обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей края; изучение основ поисковой работы) ;
познавательные (формировать навыки работы с историческими источниками, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью);
развивающие (развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);
мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, формирование желания продолжить образование по выбранной дисциплине).
Программа способствует
-
максимальной активизации познавательной деятельности учащихся
-
формированию у них навыков и умений самостоятельной работы
-
развитию исторического мышления
Потенциал краеведения
Занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:
История - это история людей;
Корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;
В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
В содержании краеведческих знаний можно выделить несколько концентров:
1) Мой дом. Родословная семьи.
2) Родная школа: история и традиции.
3) История школы.
4) Село: прошлое, настоящее, перспективы развития.
5) История района.
6) История края.
Ожидаемые результаты:
- факт осознанного продолжения изучения истории края и истории вообще (исследовательские работы)
- высокий уровень познавательной активности;
- толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания (социальный проект).
Реализация
Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе
Между этими структурными единицами устанавливается связь по содержанию и по деятельности учащихся. Эта связь осуществляется как по горизонтали (на одном возрастном уровне между курсом, другими предметными областями и внеклассной работой), так и по вертикали (между разными возрастными ступенями).
В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.
Итогом совместной работы учителя и учеников становятся краеведческие исследования
При определении краеведческой тематики ученических исследований необходимо учитывать, что тема:
• Должна иметь важное образовательно-воспитательное значение.
• Раскрывать взаимосвязь страны и края, помогать, глубже осмыслить общие закономерности исторического процесса.
• Способствовать раскрытию специфических особенностей исторического развития края.
• Должна быть обеспечена необходимым количеством различных источников.
• Исходить из интересов учащихся и уровня их развития.
Успех исследования определяется следующими факторами:
• учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий;
• организуются интересные школьные экспедиции, походы, краеведческие выставки, кружки;
• соблюдаются принципы добровольности и учёта индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования;
• осуществляется руководство исследованием ученика, постоянно поддерживается атмосфера поиска;
• учитель непосредственно участвует в исследовании вместе с учащимися;
• ученики должны знать и видеть, что результаты их работы бережно хранятся в школе или кабинете истории и широко используются в учебно-воспитательном процессе.
В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразии приёмов работы, степени самостоятельности исследований.
Краеведческое образование в школе - составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.
Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:
• сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
• участие в общероссийских, краевых, районных акциях, движениях, экспедициях;
• использование культурного потенциала края (музеи, библиотеки);
• вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и сельской администраций, молодежных движений), средств массовой информации;
• вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей, особенно в начальной школе (совместные классные мероприятия и занятия, выполнение творческих заданий, лекторий для родителей); особое внимание в рамках регионального компонента должно быть уделено микроистории - истории своей семьи.
Краеведческий подход будет педагогически эффективен при условии:
• соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;
• научной достоверности;
• взаимосвязи местного и общеисторического материала;
• учёта исторически сложившихся условий развития края, его специфики;
• систематичности и планомерности в использовании;
• непосредственного участия школьников в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;
• связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы.
Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе даст положительный эффект тогда, когда он является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и является источником получения новых знаний, расширения научного кругозора учащихся; он удобен для сравнения и сопоставления с общероссийским материалом; тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития края.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Школьное краеведение
1. Малая Родина - часть России.
Что такое "краеведение". Почему нужно изучать историю родного края. Понятие "малая родина"
2. «Родиноведение», «Краеведение».
Термины, цели, история отечественного краеведения.
3. Краеведение и экология.
Понятие экологии. Обоснование необходимости решения экологических проблем региона. Взаимосвязь истории и экологии.
4. Школьное краеведение.
Особенности, цели, значение, достижения.
II. Источники изучения истории края. Методы их сбора и использования.
1. Науки - помощницы
Археология, палеография, метрология, геральдика, генеалогия,
2. Источники изучения истории края.
Понятие и виды исторических источников. Лингвистические исторические
источники. Письменные исторические источники. Устные исторические источники. Вещественные исторические источники.
3. Вещественные источники.
Особенности и виды вещественных исторических источников. Способы изучения вещественных исторических источников. Археология. Обнаружение материальных следов прошлого
4. Лингвистические источники.
Особенности и виды лингвистических исторических источников. Историческая фонетика, фонология и этимология. Ономастика и топонимика
5. Устные источники
Особенности, виды и типы устных исторических источников. Способы сбора и изучения устных исторических источников.
6. Посещение краеведческого музея.
7. Письменные источники.
Письменные исторические источники актового характера: постановления, указы, законы, договоры и т.д. Письменные исторические источники описательного характера: летописи, дневники, письма, жития и т.д.
8. Посещение районного архива.
9. Практическое занятие с посещением районного архива.
10. Практическое занятие с посещением районной библиотеки.
11. Методы исследования.
Формы и способы исследований. Методы получения информации. Выбор темы самостоятельного исследования
III. История семьи, школы.
1. Мое имя и фамилия
Происхождение имени и фамилии. Русские имена. Фамилия - это наследственное имя семьи
2. Моя родословная.
Род. Родословная. Генеалогия - наука о родословной человека.
Генеалогическое древо.
3. «Я и моя семья».
4. Образование школы. История школы.
Учителя школы. Знаменитые выпускники.
5. Знаменитые земляки. Герой РФ Лайс А.В.
Список литературы:
1.Барышников Г.Я., Малолетко А.М. Археологические памятники Алтая глазами геологов. -Барнаул, Издательство Алтайского Государственного Университета, 1998.
2.Бородаев В.Б., Демин М.А., Контев А.В. Рассказы по истории Алтайского края. -Барнаул, Пикет, 1997.
3.Демин М.А. Первооткрыватели древностей. -Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1989.
4.Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (ΧVII-начало ΧΧ вв). -Барнаул. 1997.
5.История Алтая. Часть I. - Барнаул, 1995.
6.История культуры Алтая. В трех частях. - Барнаул, Пикет, 1999.
7.Курьинский район на рубеже веков. Очерки истории и культуры. - Барнаул,2003.
8.Ревякин В.С., Ревякина Н.В., Малиновский А.В. География Алтайского края. - Барнаул. Алт. кн.изд-во. 1995.
9.Розен М.Ф. Очерки об исследователях и исследованиях Алтая. - Барнаул, «День»,1996.
10.Савельев Н.Я. Сыны Алтая и Отечества.- Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1985.
11.Энциклопедия Алтайского края. В двух томах.- Барнаул. Алт. кн. изд-во, 1996.
Тематическое планирование
48 часов (2 ч. в неделю)
1-2. Малая Родина - часть России
3-4. «Родиноведение», «Краеведение»
5-6. Краеведение и экология
7-8. Школьное краеведение.
9-10. Науки - помощницы
11-12.Источники изучения истории края.
13-14. Вещественные источники.
15.Практическое занятие с посещением краеведческого музея г.Бийск.
16. Письменные источники.
17. Практическое занятие с посещением районного архива.
18. Практическое занятие с посещением районной библиотеки.
19. Методы исследования.
20-22. Практическое занятие
23-24. Мои имя и фамилия
25-26. Моя родословная
27-28. Я и моя семья
30. Практическое занятие
31. Образование школы.
33-37. История школы. Сбор и обработка материалов
38. Практическое занятие
40-41. Знаменитые земляки. Герой РФ Лайс А.В.
42. Практическое занятие (оформление работ)
43-47. Практическое занятие (подготовка тезисов, докладов)
48. Защита работ.