Урок географии по теме Географическое положение Африки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ковалева Ирина Валерьевна: 217-985-789

Тема: Географическое положение Африки. Практическая работа.

Цели и задачи урока:

  • познакомить с физико-географическим положением Африки;

  • научить давать характеристику ФГП материка;

  • показать особенности береговой линии материка;

  • продолжить формировать умение работать с картами.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

План урока

1.Создание образа материка

2.Практическая работа

3.Закрепление

Слово учителя

Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком материке пойдет речь мне хотелось бы что бы вы ответили после просмотра видеосюжета.

2.Создание образа материка

ВИДЕОРОЛИК «Вот такая Африка» 1мин 17 сек (Приложение 3)

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности второй рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое - второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150см.

Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы - водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800м с высоты 120м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища - трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места - сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка - излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

Так о каком материке здесь шла речь? (Африка)

Ковалева Ирина Валерьевна: 217-985-789

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой! (Николай Степанович Гумилев)

-Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

-Сегодня мы будем работать в Печатных тетрадях с.4-5 Запишите число на полях.

-Кто уже знает что-нибудь о материке?

Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади - 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Вопросы к классу

- Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)

- К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

(Бой тамтамов) "Африка - неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли - латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение. Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…" (Владимир Корочанцев- Известный журналист и автор нескольких книг, долгое время жил на далеком острове Мадагаскар.).

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

Мы в Африку с вами отправимся ныне,

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название "Африка" взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята.

(см. учебник стр. 110: от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского "Африка" - безморозный, а на древней карте Эратосфена - Ливия

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк

А на пути возникают проблемы

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

Ковалева Ирина Валерьевна: 217-985-789

А Африку раньше других познаем.

(Дети формируют ответ, учитель обобщает: самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды - Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих - слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте (Южная Африка) найдена совершенно фантастическая находка - костные останки возрастом 120 000 лет. ( «Ряд волшебных изменений» журнал Geo № 2, февраль 2005 год)

-Слова Гумилева «Оглушенная ревом и топотом…»

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.

3.Практическая работа

см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.

Прием определения географического положения материка

План

Вопрос

Ожидаемый ответ

1.Положение материка на градусной сетке:

а) по отношению к экватору и начальному меридиану


б) положение по широте и протяженность с севера на юг.



в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.



Климатические пояса

2. Положение материка:

а) относительно других материков (Приложение 1)

Попытайтесь представить себе образ карты, который возникнет, когда вы вставите пропущенные слова:

«Африка находится к юго-западу от Евразии, восточнее Южной Америки, западнее Австралии и севернее Антарктиды, юго-восточнее Северной Америки» (взаимопроверка правильные ответы на экране)один ученик озвучит

б) относительно океанов.


в)относительно других объектов

1. Определить положение материка на градусной сетке:

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.


в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.


2. Определить положение относительно других материков:

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?



б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая - в западном полушариях.

б) Африка расположена между 37о с. ш. и 35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками.

Крайние точки

северная т. - м. Бен-Секка- 37о с. ш.;

южная т. - м. Игольный - 35о ю. ш.

Протяженность с севера на юг по 20о в. д. составляет

в градусах 67°×111,3=7457 км

(по масштабу =7400км)

в) Африка расположена между 17о з. д., 51о в.д.

крайние точки:

западная т.м. Альмади - 17о з. д.,

восточная т. - м. Рас- Хафун - 51о в. д.

Протяженность с запада на восток по параллели 10 о составляет в градусах 68°×109,6=7452 км

(по масштабу =19.3 см ×370 км= 7141 км)

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.



б) с запада - Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока - водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

в) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; Суэцким каналом; Баб-эль-Мандебский пролив; о. Мадагаскар

2. Устная работа по выполнению второго пункта плана сочетаеться с заполнением контурной карты

3.Закрепление

Тестирование при помощи системы Votum (в режиме соревнование) (Приложение 2)

- Африка по середине пересекается …

- Нулевой меридиан пересекает Африку с …

- Африку омывают океаны, их по количеству …

- С севера материк омывается …

- Восточной крайней точкой материка считается …

- Дальше всех материков от Африки расположен …

- Гвинейский залив расположен с … материка.

- Самый большой остров близ берегов Африки…

Ковалева Ирина Валерьевна: 217-985-789

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

Приём «Синквейн». Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

1 строка - тема (одно существительное);
2 строка - описание темы (два прилагательных );
3 строка - описание действия темы (три глагола);
4 строка - фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

1.Африка

2.Древнейшая, жаркая

3.Находится, омывается, добывают

4.Африка - это загадка!

5.Материк

Итог урока. Оценочная деятельность. Рефлексия.

Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:

  1. - Я чувствовал себя в процессе учения …

  2. - Свою работу на уроке я оцениваю …

  3. - Мне этот материал нужен для …

  4. - Я ухожу с … настроением!

Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.

Домашнее задание: параграф №24,ответить на вопросы в конце параграфа;



© 2010-2022