Конспект урока Географическое положение и границы Республики Казахстан

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.

География 8 класс


Тема урока: Географическое положение и границы Республики Казахстан.

Цели:

Изучить главные черты географического положения Казахстана и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения.

Учить работать с географической картой Казахстана

Дать знания о границах Казахстана и пограничных государствах.

Ход урока:

І. Организационный момент:

Психологический настрой на урок.

ІІ. Актуализация знаний:

- Что изучает физическая география Казахстана? (физическая география Казахстана изучает природу и природные ресурсы Казахстана, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы)

- Назовите 2 пути изучения природы Казахстана?

Первый путь - изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории Казахстана. Изучением вод занимается наука гидрология, ледников - гляциология, озер - меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы - почвоведение, климат - климатология и т.д.

Второй путь - изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучают физико-географы. Это комплексное изучение природы Казахстана.

- Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии Казахстана? (учебник, карты, справочники, хрестоматии, интернет и т.д.)

- Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах?

(геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, лётчикам, морякам)

- Какие способы получения информации о природе используются наукой географией? (наблюдение со спутников, аэрофотосъёмка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции).

- В чём выражены результаты исследований? (в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, фильмах).

- Как используется географическая информация? (учащиеся в школах, студенты в ВУЗах получают знания о природе, учёные занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)

ІІІ. Изучение нового материала:

- Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

Учащиеся вспоминают план характеристики географического положения страны:

Положение по отношению к экватору

Положение по отношению к 00 меридиану.

Положение на материке, части света.

Моря и океаны, омывающие страну (морские границы)

Соседние государства.

Координаты крайних точек страны.

Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами атласа: (беседа)

- Казахстан имеет площадь 2724, 9 тыс. км2.

- На каком материке расположено наше государство?

- Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 вд (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме - по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю - по Керченскому проливу.)

-К какой части света относится Казахстан? (большая часть территории расположена в Азии, западная - в Европе).

- Найдите на карте северный полярный круг (параллель 66,60) Пересекает ли он территорию нашего государства?

- В каком полушарии мы живём? (в северном полушарии).

- Определите крайние точки нашего государства.

- Общая протяжённость границ составляет 15 000 км. Из них по суше проходит 12 000 км и 3 000 км по морю.

- С какими странами граничит Казахстан? (учащиеся определяют страны-соседи по карте)

- С какими странами самая протяжённая граница?

- Какая область Казахстана граничит с Туркменистаном? Киргизстаном?

- С какими странами граница проходит по горам? По морю?

- Что значит «морская граница»? (морская граница проходит в 12 милях (22,2 км) от берега)

- Определите, с какими странами Казахстан граничит только по морю? (Азербайджан и Иран)

- Как географическое положение влияет на природу Казахстана?

Географическое положение Казахстана имеет как положительные, так и отрицательные черты:

Положительные черты:

Большая площадь территории - это, как правило, означает богатство природными ресурсами.

Расположение внутри материка (отсутствие глобальных катастроф, таких как: вулканы, наводнения, Крупные землетрясения)

Отрицательные черты:

Отсутствие прямого выхода к Мировому океану.

Резкая континентальность климата.

Большая территория требует больших транспортных расходов.

Работа с учебником:

-Читая текст учебника, выпишите важные даты в истории нашей страны (проговаривание выписанного материала).

Задания по контурной карте:

Отметить на контурной карте государственную границу Казахстана.

Подписать пограничные государства.

Отметить крайние точки Казахстана. Подписать их координаты

Подписать природные рубежи Казахстана (горы Тянь-Шань, Каспийское море, Аральское море, Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина, горы Алтай)

- Подготовьте устный рассказ о географическом положении Казахстана.

IV. Закрепление нового материала:

Для проверки усвоения материала можно предложить ответить на вопросы теста:

Площадь Казахстана равна….

Казахстан расположен в … климатическом поясе

Большая часть территории Казахстана расположена в … части света

С какими странами Казахстан имеет границу только по морю?

С какой страной у Казахстана самая протяжённая граница?

V. Домашнее задание: §3

VI. Итог урока. Комментирование оценок.



© 2010-2022