Разработки уроков к Году культуры

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга учащихся; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения. Подготовка внеклассного мероприятия                   1.     Класс делится на четыре команды, каждая из которых готовит рассказ о своем виде искусства: цирке, кино, театра, живописи. 2. Готовятся видео-, кино-, фотоматериалы (по возможности).        ТЕМА УРОКА: «На музыкальной волне народов мира»   ТИП УРОКА:    Обобщающий интегрированный урок-концерт. По предметам  музыка и география.   ЦЕЛЬ УРОКА:  Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.   Расширение знаний учащихся о музыкальном искусстве народов мира. Закрепление знаний о музыкальных  жанрах
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан


МОБУ СОШ с.Целинный

Разработки уроков к Году культурыРазработки уроков к Году культуры

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Разработки уроков к Году культуры

предмет: музыка и география

7 класс



Разработала учитель географии

ГИБАДАТОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА








2014 г.


ТЕМА УРОКА: «На музыкальной волне народов мира»

ТИП УРОКА: Обобщающий интегрированный урок-концерт. По предметам музыка и география.

ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся. Расширение знаний учащихся о музыкальном искусстве народов мира.

Закрепление знаний о музыкальных жанрах.

Разработки уроков к Году культуры

ЗАДАЧИ УРОКА:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

Формирование представлений о музыкальном искусстве разных стран, и музыкальных инструментах народов этих стран;

о музыке народной, классической, инструментальной, композиторской, опере, балете, джазовой музыке.

Закрепление знаний полученных ранее.

Закрепление умений и навыков работы с географической картой.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие вокально-хоровых навыков, навыков слушания, развитие музыкальной речи, творческих способностей учащихся. Знакомство с музыкальными инструментами на примере музыки разных народов мира.

Развивать умение ориентироваться по карте.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Такие уроки не только пополняют знания, они воспитывают: любовь и интерес к музыке разных народов мира, эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке разных жанров и направлений.

МЕТОДЫ: словесно-индуктивный (беседа), диалога, наглядно-слуховой, игровая импровизация.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Слушание, вокально-хоровая работа, игра на музыкальных инструментах, инсценирование, практическая работа с картой.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, диски, фортепиано.

Используемая литература по музыке:

1. «Музыка» серия мозаика знаний./Гримшоу К. «МАК медиа» - М.: 2000г.

2. «Музыкальный словарь в рассказах»./Михеева Л. В. - М.: «Советский композитор», 1988г.

3. « Я познаю мир» детская энциклопедия-«Музыка» /М.: «Издательство АСТ», 1998г.

4. «В мире музыкальных инструментов» /Газарян С.С. - М.: «Просвещение», 1985г.

5. «Там, где музыка живёт» /Клёнов А.С. - М.: «Педагогика», 1985г.

6. «Праздник в школе» / Минск «Красико -Принт», 2002г.

Используемая литература по географии:

1. «География» энциклопедия

2. «География» 7 класс /Коринская В.А.- М.: «Просвещение», 1994г.

3. «По материкам и странам» альманах для школьников / Смирнова Н.П. - М.: «Просвещение», 1981г.

4. «Справочник школьника»/Майорова Т.С. - М.: «Просвещение», 1996г.

· политическая карта мира, где отмечены значками- нотками родина музыкальных инструментов

· карта-схема континентов географии музыкальных инструментов

· иллюстрации музыкальных инструментов /скрипочка-пошетта, орган, клавесин, бандура, арфа, гитара, балалайка/

· выставка музыкальных инструментов народов мира

Разработки уроков к Году культуры

ХОД УРОКА:

У.М.: Здравствуйте ребята!

Сегодня наш урок посвящён музыкальному искусству народов мира, тема его так и звучит «На музыкальной волне народов мира». Урок музыки объединён с предметом география, это обобщающий урок-концерт. Мы побываем на всех континентах, во многих странах мира, познакомимся с музыкальными инструментами разных времён и народов, поговорим о значении музыки в жизни людей. Ведь музыку любят все. Она нужна людям как воздух, солнечный свет, любовь близких, улыбки друзей. Музыка сближает, веселит, выражает мысли и убеждения, призывает к действию, открывает путь к Богу. Что же такое музыка?

Музыка - это сочетание звуков, объединенных в ритмическую последовательность. Эти звуки может издавать человеческий голос, музыкальный инструмент и даже сама природа.

1 У.: Звучит музыка - трудовая, застольная, колыбельная, прогулочная, танцевальная, траурная, утренняя, вечерняя, задумчивая, насмешливая…

2 У.: Звучат в руках у музыкантов лютни, арфы, флейты, трубы, гитары, домры, баяны, литавры, кастаньеты…

3 У.: Вот карманная скрипочка-пошетта, с которой ходит по домам учитель танцев. Она величиной с ладошку.

4 У.: А вот огромный тысячетрубный орган, внутри которого может поместиться целый дом.

5 У.: Вот сияющий золотой отделкой и живописной росписью драгоценный клавесин. По его клавишам как дождик пробегают изящные дамские пальчики.

6 У.: А это потемневшая от солнца и пыли бандура, на струнах которой лежат огрубевшие пальцы слепого бандуриста. Ведёт мальчишка-поводырь сивоусого песняра по знойному шляху. И звучит протяжная песня про подвиги запорожских казаков.

У.М.: Древнее искусство бандуристов и по сей день живо на Украине. Собираются вместе певцы-бандуристы и поют народные песни, а слушают их теперь в концертных залах. Вот и мы сейчас послушаем песню бандуриста, называется она «Взяв бы я бандуру», а прозвучит песня на украинском языке.

/Звучит украинская народная песня «Взяв бы я бандуру»в исполнении учащихся класса/

7 У.: Музыка трудится, воюет, врачует, развлекает, борется за правду и честь. Строгая и возвышенная, она звучит под сводами храмов. Живая и задорная, она слышится прямо на улицах и площадях городов и деревень.

1 У.: «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане»,- сказал испанский гитарист Андрес Сегавия. Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили и каждый стал рассказывать о себе, то мы бы услышали множество увлекательнейших историй. У инструментов разные характеры, и подобно артистам, они исполняют разные роли.

Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба.

2 У.: Много веков насчитывает история арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она ещё на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. Вы сразу представили себе грациозную, раззолочённую красавицу, непременнейшую участницу симфонического оркестра и нежнейшую солистку. Но арфа стала такой лишь в последние столетия. А у истоков своей истории это был простейший инструмент, знакомый почти всем народам мира. Эту изогнутую палку с одной струной ещё в прошлом веке можно было встретить даже в Европе, например, в Польше и Белоруссии. А в первозданном виде арфа сохранилась и поныне у некоторых африканских народов. Арфу полюбили в Древнем Египте, Древней Греции, Риме. Музыка, исполняемая, на арфе была очень популярной. Особенно прославились ирландские певцы, которые исполняли свои саги под аккомпанемент маленькой переносной арфы. Её изображение вошло в национальный герб Ирландии. Звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют её, когда нужно создать поэтические образы, картины спокойной, мирной природы, эмитировать звучание струнных народных инструментов.

У.М.: Послушайте её звучание.

/Звучит фрагмент балета «Доктор Айболит» А.Морозова/

3 У.: К струнным щипковым инструментам относятся также мандолина, домра, гусли, балалайка, гитара. Звук извлекается из них защипывание струны.

Гитара - один из распространённых инструментов. Родина гитары неизвестна. Предполагают, что возникла она в Древней Греции, но вторую родину обрела в Испании, где уже в восьмом - девятом веках получила широчайшее распространение. И сейчас гитара неотъемлемая часть жизни испанцев. Из Испании гитара распространилась по всей планете. Её полюбили в Италии, Франции, России, Америке.

У.М.: Итак, мы слушаем следующий музыкальный номер нашего концерта

/Звучит цыганская народная песня «Чэнгэнори»(«Звездочка») в записи/

У.М.: Ребята, ответьте какие инструменты участвовали в исполнении,

и какому народу принадлежит эта музыка?

У.: Гитара, скрипка. Цыганская музыка.

У.М.: Да, верно. Какой музыкальный образ создает эта песня?

У.: Образ задорного, веселого, зажигательного танца.

У.М.: Правильно. Молодцы.

4 У.: К струнным щипковым инструментам относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Звук извлекается смычком. Скрипка- королева оркестра. Появилась в конце XV началеXVI веков.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне: Амати, Гварнери, Страдивари. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, все они на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

/ «Звучит фрагмент из «Времён года» А. Вивальди, «Зима» /

5 У.: В духовых инструментах звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Одни изготавливают из металла, другие - из дерева. Медные: валторна, тромбон, туба - в их голосе слышен металл. Деревянные: флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон - издают звук поющего дерева.

Саксофон - изобретён в 1841 году бельгийским мастером Адольфом Саксом. Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его стали вводить в оперный и симфонический оркестры. В XX веке страстный и выразительный звук саксофона привлек внимание джазовых исполнителей. И саксофон стал подлинным властелином джаза.

/Звучит пьеса Дж.Гершвина «Острый ритм» на саксофоне, в исполнении учащегося класса/

У.М.: Джазовая музыка появилась в последнем столетии XIX века в Америке. Главной особенностью джаза является импровизация (т.е. музыканты одновременно сочиняют, без подготовки и тут же исполняют). По началу джаз был искусством негров, затем джаз пришли белые. Примером этого может служить творчество композитора Джорджа Гершвина, все его творчество основано на негритянском фольклоре. Сейчас вы услышите еще одно из его произведений- песню «Хлопай в такт».

/Звучит песня Дж. Гершвина «Хлопай в такт», в исполнении вокальной группы/.

6 У.: К клавишным струнно-ударным инструментам относятся: фортопиано, рояль, пианино.

У.М.: Сейчас мы увидим небольшую сценку, называется она «Как старик пианино продавал»

Разработки уроков к Году культуры

Сценка


Пошел старичок на Заинский базар.

Старик пианино свое продавал.

-Зачем продаешь, чем мешает оно?

Быть может оно заслоняет окно?

Старик: Когда-то на нем моя внучка играла…

Вот буздала! Словно в худое ведро.

Потом она пыль лишь с него вытирала

Теперь никому-то не нужно оно.

И третью субботу стою тут как идол

Наверно, оно никому не нужно

Дама: Старик, пианино твое продается?

Старик: Бери его дочка, за даром отдам.

Дама: Сначала проверю по-полутонам.

О боже! О боже! Здесь звуки двоятся,

Они же троятся, почти пятерятся!

Играй на нем сам!

Старик: О-хо-хо!

Парень: Что, деда, вздыхаешь, случилось чего?

Старик: Никто не берёт! Куды деть мне его?!

Парень: Вот я бы, старик, его мигом продал!

Старик: Маркетинг, небось, ты, сынок, изучал?

Помог бы продать-то ?

Парень: За 10 минут!

А вот покупатели наши идут.

Минутку, синьора, купите фоно.

Дама: Ах, я бы купила, да очень старо.

Парень: Вы, что! Да я лучше его не видал

На нём в прошлом веке сам Скрябин играл!

На этом фоно не то, что играть

На нём можно спать и читать писать.

С него так удобно цветы поливать!

И кушать и гладить удобно на нём!

Дама: Где муж мой, пожалуй его мы возьмём.

Парень: Э, дед, не зевай, да проси миллион!

Из зала: А мы за него два миллиона даём!

Старик: Зачем инструменту свою продаю?

Така пианина нужна самому!


6 У.: История создания пианино очень длинна.

В Древней Греции ещё во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом. Шли века, инструмент совершенствовался и стал называться клавикордом. Его должны были ставить на стол и играть стоя. Он возник в XII веке и в течении пяти веков его совершенствовали разные мастера. В это же время возник и другой инструмент - клавесин. Этот инструмент был на изящных ножках и внешне напоминал современный рояль.

Клавикорд и клавесин были домашними инструментами. Позднее клавесин стали включать в ансамбли и оркестры. В 1711 году в итальянском городе Падуя Бартоломео Кристофори изобрёл фортепиано. Название его сохранилось до нашего времени и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов. На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: рояль /в переводе «королевский»/ и пианино /по-итальянски pianino - маленькое пиано/. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где можно обойтись меньшей силой звука.

7 У.: К клавишным духовым инструментам относя гармонику, баян, аккордеон, фисгармонь.

Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда очень быстро распространилась по всему миру. Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русские- тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно. И сейчас её жизнь продолжается - и быту, и в самодеятельных ансамблях, и в оркестрах народных инструментов.

У.М.: Сейчас мы послушаем звучание баяна. Прозвучит татарский народный танец «Казан егетлэре биюе».

/Звучит татарский народный танец в исполнении баяниста, учащего класса/

У.М.: О какой группе инструментов пойдёт речь дальше, вы, узнаете, отгадав загадки.

1 У.: В оркестре узнают нас по раскату меди,

Никак не обойтись без нас и на обеде. ( Тарелки )

Громче скрипки, громче флейты,

Громче труб наш великан.

Он ритмичен, он отличен

Наш весёлый… ( Барабан )

У М.: О какой группе инструментов были загадки?

У.: Группа ударных.

У.М.: Да, верно, ребята.

1 У.: В течение многих веков складывалась группа ударных инструментов, куда входят литавры, барабаны, тарелки, бубны тамбурины, там-тамы, треугольники, кастаньеты, колокольчики, ксилофоны, виброфоны, колокола и многие другие.

Колокола!

Ваш звучный звон -

Язык земли меня вскормившей.

Живёт в вас радость, клич и стон,

Как отголосок жизни бывшей.

Колокола -

Руси венец, червонным золотом горящий,

Ваш звон - связующая нить

Меж будущим и настоящим./Звучит фрагмент колокольного звона из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»/

У.М.: Ребята в каждом спектакле, оперном или балетном между действиями обычно бывает пауза, как она называется?

У.: Антракт.

У.М.: Да, верно. Вот и мы с вами немного отдохнём, проведём небольшую динамическую паузу.

/Учитель показывает и вместе с учениками выполняет движения/

Таря Маря в лес ходила

Шишки ела, нам велела.

А мы шишки не едим,

Таре Маре отдадим.

У.Г.: На Земле проживает свыше трёх тысяч народов, каждый отличается языком, традициями, обычаями, культурой. Народы постоянно проживают на пяти континентах и только в Антарктиде - шестом континенте - нет постоянных жителей. Здесь население проживает на полярных станциях, которые принадлежат России, Индии, США, Аргентине, Японии, Франции.

Известно, что никто из великих композиторов не был в Антарктиде. Однако имена многих из них можно прочесть на карте шестого континента. Антарктида - поистине музыкальная страна. Здесь находятся шельфовый ледник Баха, полуостров Бетховена, бухты Верди, Мендельсона, Шуберта, горы Грига и Листа. Существуют ледники Генделя и Моцарта, а группа островов названа именем великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Всего на карте Антарктиды можно встретить 12 имён разных композиторов разных времён и национальностей, которые присвоены русским и зарубежным исследователями шестого континента.

1 У.: У каждого народа есть свой музыкальный стиль. Как не похожи друг на друга языки, на которых говорят в разных районах мира, так не похожи и музыкальные традиции народов, населяющих нашу планету.

/Далее рассказ сопровождается показом по карте страны, о которой идёт речь/

3 У.: Африканцы верят, что музыка - лучшее средство заставить богов откликнуться на людские просьбы. Они звонят в колокольчики, чтобы защитить жилища от приведений, а колдуны бьют в барабаны, вызывая добрых духов. Сложные барабанные ритмы сопровождают песни и танцы. В некоторых африканских странах барабан и сейчас используют в качестве «телефона».

/Показ африканского барабана/

4 У.: В Латинской Америке популярны маракасы. Это деревянные или пластмассовые шары, укреплённые на ручках. В шары насыпают горох или дробь, при встряхивании они издают характерный шуршащий звук. Латиноамериканцы делали маракасы из кокосового ореха, высушенной тыквы или дыни, наполняли песком, мелкими камешками, косточками от маслин. Маракасы используются в зажигательных танцах «Румба», «Самба», «Ча-ча-ча» и народных песнях.

/Звучит фрагмент латиноамериканского танца «Самба», в исполнении хореографической группы/

5 У.: Свирели популярны в Бразилии, Перу и Боливии. Они сделаны из трубок различной длины, соединённых вместе. На этом инструменте играют дуя поочерёдно в верхнее отверстие каждой трубки.

6 У.: Южноамериканские индейцы разговаривают с богами при помощи больших деревянных священных инструментов. Это флейта. Индейцы Амазонки играют на флейте носом: они вставляют флейту в ноздрю и дуют.

/Звучит «Ариозо» И.С.Баха для флейты, исполняет учащаяся класса/

7 У.: Североамериканские индейцы используют музыку в таких ритуалах, как призывание дождя и заклинание удачи на охоте. Шаманы поют, когда лечат больных, ударяя при этом в бубен и потрясая погремушками.

1 У.: Аборигены Австралии играют на необычных инструментах - диджериду. Это тип деревянного рожка, сделанного из полой ветви дерева более одного метра в длину. Звуки диджериду создают громкий гул.

2 У.: Музыке народов Китая более двух тысяч лет. Древние китайские оркестры, игравшие на религиозных и придворных церемониях, состояли из сотен музыкантов.

3 У.: В Японии традиционная придворная музыка называется гагаку. Она возникла 1300 лет назад и всё ещё исполняется в императорском дворце. Оркестр состоит из шокухачи (бамбуковых флейт), барабанов и гонгов.

4 У.: Традиционная музыка Индии - рага - вначале исполнялась при дворах великих раджей. Оркестр состоит из певца, вины (Струнный инструмент) и таблы ( ударный инструмент).

5 У.: Арабским песням аккомпанируют флейты, барабаны, струнные инструменты уд и канун. В основе религиозной музыки лежит молитва - зов, которую муэдзин громко и протяжно поёт с высокого минарета.

6 У.: В Европе средневековая музыка играла важную роль в христианских песнопениях. Наиболее известная их форма - хоралы, часто сопровождаемые игрой на органе.

/Звучит фрагмент Токкаты и фуги И.С.Баха ре минор/

7 У.: Народы России используют многие инструменты, самым распространённым является балалайка. Она часто сопровождает народные песни и танцы. Балалайки разного размера входят в состав оркестра народных инструментов.

У.М.: Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что исполнение музыки называют игрой. Играют на скрипке, на балалайке, на баяне. Даже про самый большой оркестр. В котором сидят взрослые музыканты, говорят, оркестр играет. Послушайте, как играет наш маленький оркестр./Звучит русская народная песня «Коробейники» в исполнении шумового оркестра, под аккомпанемент баяна/

У.М.: Спасибо, получилось очень хорошо!

Но, ребята наш урок-концерт подошёл к концу, на сегодняшнем уроке мы продолжили знакомство с историей музыкальных инструментов и их нынешним днём, музыкальной культурой народов мира, слушали звучание музыкальных инструментов, их непередаваемую красоту и нежность, величие и любовь.

Вспомните, о каких группах инструментов мы рассказали?

- Да, верно, струнные, струнные смычковые, клавишные, духовые, ударные.

Мы побывали на разных континентах планеты, узнали, какая музыка звучит там.

В нашем классе звучала музыка народная (цыганская, украинская, татарская, русская); музыка классическая (И.С.Баха); в исполнении симфонического оркестра (фрагмент из балета «Доктор Айболит», оперы «Борис Годунов»); струнного оркестра (А. Вивальди Концерт «Времена года»); американского композитора Джорджа Гершвина, благодаря творчеству которого, мы узнали о таком направлении в музыке, как джаз.

Да, ребята, музыка - это мир, который волнует, объединяет, помогает выразить чувства, расширяет кругозор. Музыка всегда вокруг нас. Она будет развиваться, и изменяться, и вместе с ней будем изменяться и мы.

И, в заключение нашего урока-концерта прозвучит песня, которой мы выражаем любовь к этому прекрасному виду искусства.

/Звучит песня «Спасибо, музыка» муз. М.Минкова, на сл. Д.Иванова, исполняют все учащиеся/

У.М.: Спасибо всем за работу! Ребята, даём вам творческое задание: постарайтесь найти интересную информацию о тех инструментах разных народов мира, о которых мы ещё не говорили. До свидания!

Разработки уроков к Году культуры

Министерство образования и науки Республики Башкортостан


МОБУ СОШ с.Целинный

Разработки уроков к Году культуры

Внеклассное мероприятие на тему:

Разработки уроков к Году культуры



Разработки уроков к Году культуры






Разработала учитель географии

ГИБАДАТОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА







2014 г.

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах

Внеклассное мероприятие на тему:

Разработки уроков к Году культуры

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга учащихся; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения.

Подготовка внеклассного мероприятия


  1. Класс делится на четыре команды, каждая из которых готовит рассказ о своем виде искусства: цирке, кино, театра, живописи.

2. Готовятся видео-, кино-, фотоматериалы (по возможности).

Действующие лица

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый вечер, ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте, мои дорогие!

Ведущий 1. Чем себя развлечь в выходные? Куда сходить и что посмотреть? Каждый из нас задавался когда-нибудь таким вопросом.

Ведущий 2. И сегодня мы поговорим о многих интересных вещах, заглянем в далекое прошлое и узнаем, что такое цирк, кино и театр.

На сцене появляется первая команда. Переодетый в костюм шута или скомороха участник представления начинает повествование.

Цирк: как все начиналось.

Разработки уроков к Году культуры

За что люди любят цирк? Прежде всего за то, что цирк - всегда праздник. Здесь играет музыка, сверкают огни, артисты делают то, что в обычной жизни никогда не встретишь. Здесь человек ходит на руках, скачет на лошади, стоя во весь рост в седле, или запросто кладет голову в пасть хищнику. Цирк любят за искренность, за полную открытость и смелость.

Но как все начиналось, спросите вы?

Слово «цирк» происходит от латинского circus - круг. Точная дата его появления не установлена. Но, может быть, это и здорово, ибо искусство, включающее акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных, несмотря на свой солидный возраст, всегда молодо. Давайте совершим небольшое путешествие в глубь веков, к тем истокам, откуда берет начало цирк.

В далекие времена в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его между козел (подставка для бревен у пильщиков), ходили, бегали и даже прыгали на нем. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому. При воспитании воинов в Африке большое значение придавалось акробатическим движениям (перевороты в воздухе, кувыркание на земле и в воздухе), из них впоследствии развились акробатические прыжки.

Выступления профессиональных цирковых артистов были известны уже в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древнем Риме в цирках происходили бега на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики. В начале нашей эры цирковые представления устраивались в Древней Армении и Грузии. На фресках собора Святой Софии в Киеве (1037 год) изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, а также соревнования лошадей и травля диких зверей.

Разработки уроков к Году культуры

Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты: во Франции - жонглеры, в Германии - шпильманы, в России - скоморохи, в Польше - франты, в Средней Азии - дорбозы и масхарабозы. Они исполняли комические сценки, показывали кукольные представления, в их программе были выступления звукоподражателей, акробатов и жонглеров, дрессировщиков животных, в том числе и лошадей. В 1619 году царя Михаила Федоровича развлекал рязанец Григорий Иванов, приручивший льва. В 1625 году царю и его приближенным показывали «слоновую потеху».

В Италии (а затем и в других странах Европы) в XII веке стали создаваться школы верховой езды. Здесь воспитывалось первое поколение цирковых артистов, широкое распространение получил вольтиж, высшая школа верховой езды. Берейторы проводили показательные уроки, демонстрируя дрессировку и наездническое искусство. Наездникам был необходим специальный манеж - около 13 метров в диаметре (таким он остается и сегодня), поэтому появились первые полустационарные цирки. Первый в мире стационарный цирк был создан в Лондоне в 1780 году и назывался он амфитеатр, а в 1807 году братья Франкони построили в Париже новое здание, назвав его Олимпийским цирком. В России первый стационарный цирк был открыт в Петербурге 11 декабря 1827 года.

Каждый желающий поучаствовать в викторине и выиграть приз отвечает на вопросы ведущего.

Вопросы зрительному залу

1. Трюк, поражение зрителя загадочностью. Мастерство - в ловкости и быстроте рук, движений исполнителя, а также в обмане зрения. Человека, демонстрирующего нам чудеса, называют манипулятором. (Фокус.)

2. Цирковой жанр, основанный на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов. (Жонглирование.)

3. Эта птица весьма сообразительна, приучить ее «считать» на счетах проще простого. Всего-навсего нужно поставить на клетку счеты и положить на них и под них корм. Птице будут мешать костяшки, а избавиться от препятствия можно только передвинув их, что и сделает наша птичка. (Ворона.)

4. Одна из поз классического танца. В цирке часто можно видеть, как танцовщица, стоя на скачущей лошади, отводит одну ногу с вытянутым носком назад, а всю тяжесть тела переносит на другую. (Арабеск.)

5. Условный сигнал, который один из исполнителей подает своему партнеру, когда надо уточнить момент вступления в трюк или момент перехода от одной части пассажа к следующей. («An!»)

Ведущий 1. Молодцы!

Разработки уроков к Году культуры

Ведущий 2. Ох, этот цирк! Развеселит любого! А что же делать, когда душа просит драмы, неутихающих эмоций, чувств...


Ведущий 1. Тогда, мой милый друг, тебе необходимо посетить театр.

На сцену приглашается вторая команда. Выходит участник в маске.

Театр: как все начиналось.

Разработки уроков к Году культуры



Театр, как мы знаем, прошел долгую историю развития. Сама идея драмы получила начало в религии.

У китайцев первые представления выглядели как танцы в их храмах. Позднее стали использоваться специальные площадки. Это были простые сцены без занавеса и освещения, они только имели крышу, украшенную как крыша храма.

Японский театр начинает историю с VIII века. Первыми появились жанры кабуки, но. Представления также проходили на площадках с крышей в виде храма.

В Древней Индии драматические представления давались на специально построенных приподнятых площадках с тканями на заднем фоне.

Театр таким, как мы его знаем, зародился в Древней Греции как часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором верующие танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих.

Это положило начало традиционному устройству греческих театров - полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает место для обозрения.

Театр, построенный в Афинах около 500 года до н, э., был круглым. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно. Это было прообразом нынешней сцены. А эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действий пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.

В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н. э. Римские театры очень походили на греческие, но строились на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сиденья, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран. После того как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром стал театр Фарнезе в Парме, Италия. Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен. Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес, и изменение декораций могло совершаться не на виду у зрителей.

Разработки уроков к Году культуры

Таким образом зародилось высокое искусство современного те- этра, но история его развития и совершенствования не закончена.

Вопросы зрительному залу

1. На время чьего правления пришелся расцвет английского театра? (Елизаветы I.)

2. Существует три вида театральных постановок с участием кукольных персонажей. Назовите хотя бы два. (Куклы-марионетки, куклы-«перчатки», куклы на тростях.)

3. Театр, в репертуаре которого лежат главным образом небольшие пьесы для одного актера или некоторые другие виды так называемых малых форм искусства, например монолог, куплеты, эстрадный танец, цирковой номер. (Театр миниатюр.) 4. Особый вид театрального зрелища, сюжет в котором раскрывается посредством движущихся кадров - картинок, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных пленок, управляемых артистами с помощью палочек, в некоторых случаях используется система управления с помощью нитей. Куклы освещаются сзади специальным приспособлением, которое называется контражуром, и на экране появляется цветное или черно-белое изображение. (Театр Теней.)

Разработки уроков к Году культуры


5. Это форма музыкального театра, музыка и драма, живопись и пластика стали его неотъемлемой частью, а основным выразительным средством является пение. (Оперный театр.)

Ведущий 1. И, конечно, нельзя не вспомнить о таком замечательном и красивом виде искусства, как балет.

Ведущий 2. Каждое театральное искусство своими средствами рассказывает зрителям о человеческих переживаниях, мыслях, чувствах, о всевозможных событиях - реальных и вымышленных, сегодняшних и исторических. В других видах искусства это достигается при помощи языка (опера, драматический театр), но в балете вся его прелесть заключается в том, что каждый зритель может по-своему воспринимать увиденное. Представьте, насколько это сложно для артистов балета, ведь слова понять легко, а рассказать безмолвно... Ох, сколько нужно вложить труда, пота и крови, чтобы выражением лица и движением тела передать чувства. И главное - чтобы зритель не увидел, что артисту это дается нелегко, что каждое движение доставляет физическую боль.

Ведущий 1. Балету уже более 400 лет. На протяжении всех этих лет балет рос и развивался на почве народного танцевального искусства. Первые балеты зародились в Италии, они представляли собой несвязанный между собой, чередующийся выход персонажей, чаще всего героев греческих мифов. После отдельных выходов начинался общий танец или большой балет. Постепенно в этих постановках наряду с мифическими героями начали действовать и люди из народа, которых изображали артисты в масках. Все роли в представлениях исполнялись мужчинами, но для комических партий приглашали плясунов и плясуний из бродячих трупп.

Так, со временем формировалось одно из величайших искусств в мире.

Ведущий 2. Русский балет сделала всемирно известным Анна Павлова.

Ведущий 1. Эта выдающая русская балерина родилась в Петербурге в 1881 году. С ранних лет у нее обнаружились большие танцевальные способности. Она закончила Петербургское театральное училище и была зачислена в труппу Мариинского театра.

Ведущий 2.С первых же выступлений на сцене юная балерина обратила на себя внимание зрителей и критиков своей грациозностью, мягкостью стиля, большой выразительной мимикой, внутренней одухотворенной техникой классического танца. Анна Павлова танцевала почти все ведущие партии балетного репертуара Мариинского театра в 1899-1913 годах, наиболее значительные из которых - в балетах «Жизель, или Виллисы» Адольфа Адана, «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского, «Дон Кихот» и «Баядерка» Людвига Минкуса. Она много гастролировала по странам Западной Европы. Участвовала в знаменитых Русских сезонах в Париже.

Ведущий 1. И что примечательно, на афишах Русских сезонов была изображена именно Анна Павлова, которая олицетворяла собой символ русского балетного искусства.

Ведущий 2. Ах, как все это прекрасно, а главное - познавательно и интересно. Жаль, что молодежь теперь не посещает театр, балет, художественные выставки.

Ведущий 1. Да, сейчас им боевики да фантастику подавай. .. А как все хорошо начиналось...

На сцене появляется третья команда.

Кино: как все начиналось

Разработки уроков к Году культуры

Кино берет свое начало от «движущихся картинок». Но для того чтобы заставить картинки двигаться, понадобилось немало лет, и произошло это благодаря усилиям множества людей. Например, в 1870 году в Сан-Франциско англичанин Эдвард Мюйбридж последовательно снимал фазы движения лошади при беге.

В конце 1880-х годов была изобретена катушечная пленка. Затем придумали камеры, которые фотографировали серию отдельных последовательных эпизодов движения. Это были кадры фильма, которые потом прокручивали с такой же скоростью, с какой снимали. При этом на экране воспроизводилось движущееся изображение. Это и были «движущиеся картинки».

В то время они стали очень популярными. Сначала это были простенькие сцены из окружающей действительности: морской прибой, бегущая лошадь, качающиеся на качелях дети, прибывающий на станцию поезд.

Первый сюжетный фильм был создан в лаборатории Томаса Эдисона в 1903 году. Это было «Ограбление великого поезда» (или «Большое ограбление поезда»). Фильм стал сенсацией. Его показывали в специально затемненных палатках.

Первые же стационарные кинотеатры в Соединенных Штатах появились в 1905 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Владельцы называли их синематографами. Вскоре они были открыты по всей стране, и все стали ходить в кино.

Большинство фильмов производилось в Нью-Йорке и Нью- Джерси. И только в 1913 году фильмы начали выпускаться в Голливуде.

Разработки уроков к Году культуры

Вопросы зрительному залу

1. Назовите автора первого фильма «Ограбление великого поезда». (Томас Эдисон.)

2. Что из себя представляли «движущиеся картинки»? (Это были кадры фильма, которые потом прокручивали с такой же скоростью, с какой снимались. При этом на экране воспроизводилось движущееся изображение.)

3. Где были открыты первые стационарные кинематографы? (В США.)

4. Как называли их в то время? (Синематографами.)

5. В каком году фильмы начинают делать в Голливуде? (В 1913 году.)

Ведущий 1. Да, захватывающе!

Ведущий 2. Еще бы!

Ведущий 1. Театр, цирк, кино... Что-то мы еще упустили?

Ведущий 2. Конечно, живопись и скульптуру!

Ведущий 1. Точно! Несомненно, этот вид искусства требует особенно развитого зрительского таланта.

Ведущий 2. Не сомневаюсь, что вам приходилось хоть раз в жизни видеть картины Ивана Ивановича Шишкина, иконы Андрея Рублева или любоваться творением великих скульпторов Карло Бартоломео Растрелли, Леонардо да Винчи.

Разработки уроков к Году культуры

Ведущий 1. Ну как тут не вспомнишь, как все начиналось!

На сцену приглашается четвертая команда.

Живопись: как все начиналось

Разработки уроков к Году культуры

Первыми художниками на земле были пещерные люди. На стенах пещер в Южной Франции и Испании были обнаружены цветные рисунки животных, которые выполнены в период с 30 000 по 20 000 год до н. э.

Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, так как пещеры были неизвестны многие века. Древние люди рисовали диких животных, которых видели вокруг себя. Очень незрелые по технике исполнения человеческие фигуры, но нарисованные в словно живых позах были обнаружены в Африке и восточной Испании.

Пещерные художники разрисовывали стены пещер разнообразными яркими красками. В качестве красителей использовали земляную охру (окись железа разнообразных цветов - от ярко- желтого до темно-оранжевого), которую размельчали в порошок, смешивали с жиром, животным салом и наносили неким подобием кисточки.

Иногда красителями, истолченными в порошок и смешанными с салом, наполняли деревянные палочки, которые становились похожи на цветные карандаши. Пещерные люди должны были делать кисточки из шерсти животных и волокон растений и острые отточенные резцы из кремня для нацарапывания линий.

Одна из ранних цивилизаций появилась в Египте, и тогда были художники, которые рисовали картины. Многие произведения искусства создавались для украшения пирамид и гробниц фараонов, других важных особ. На стенах гробниц древние художники увековечивали сцены из жизни человека. Они использовали акварельные краски и белила.

Разработки уроков к Году культуры

Художники другой древней цивилизации - эгейской - работали в свободном и изящном стиле, они изображали жизнь моря, животных, цветы, спортивные игры. Их рисунки делались на мокрой штукатурке. Этот особый вид рисования мы сейчас называем фресками.

Итак, вы видите, что живопись уходит своими корнями в очень ранние годы человеческой цивилизации.

А скульптура, вероятно, еще более древнее искусство. Люди высекали из камня еще до того, как начали рисовать или даже строить дома.

Уцелело только незначительное количество предметов, иллюстрирующих, какой была скульптура тысячи лет назад. Но люди, живущие сегодня на первобытной стадии развития, часто высекают из камня предметы, которые могут дать представление о доисторической скульптуре.

Скульптура тогда не была очень красивой, ее использовали в ритуалах, она отображала верования древнейших цивилизаций. Фигуры мужчин, женщин и животных делались в честь сил природы, которым поклонялись как злым или хорошим духам. А, например, египтяне, которые верили в жизнь после смерти, высекали из камня своих правителей, представителей знати и богов. Такие статуи, выполненные в натуральную величину, помещались в гробницы. Считалось, что дух умершего возвратится в нее.

Для греческой цивилизации - около 600 года до н. э. - скульптура стала одной из самых важных форм выражения. Греки сделали изображение фигуры человека основным объектом своего искусства. Греческие скульптуры всегда искали лучшие способы изображения человеческой фигуры.

Во время первого тысячелетия христианства было создано очень мало скульптур. Но в течение последующих трех веков были построены некоторые из самых выразительных христианских церквей, и большое количество скульптур было создано для их украшения.

Позднее, во время Ренессанса, человеческая фигура снова была возвеличена, и великие скульпторы создали шедевры, которые составляют сокровищницу мировой культуры.

Шедевры живописи и скульптуры хранятся в знаменитых музеях мира.

Разработки уроков к Году культуры

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина собрана богатейшая коллекция памятников мирового искусства с древнейших времен до наших дней. Основателем музея был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Здание музея было построено по проекту архитектора Романа Ивановича Клейна и открыто в 1912 году. Первыми коллекциями музея были слепки со скульптур классических эпох, а также с фрагментов архитектурных сооружений.

Самые древние экспонаты музея - рельефы заупокойных храмов, саркофаги, памятники письменности, собрание фаюмских портретов (заупокойные портреты в Древнем Египте) и коптских тканей. Гордость музея - прекрасное собрание греческих ваз.

Очень богата коллекция живописи. В музее есть и византийские иконы, и произведения мастеров Возрождения; здесь представлены полотна знаменитых художников Западной Европы. Особенно богата коллекция французских мастеров. А если вы любитель экспрессионизма, то вам следует обязательно заглянуть в галерею, где представлены Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог. Есть картины Пикассо.

В музее хранится более 350 ООО рисунков и гравюр западноевропейских, американских, восточных художников, богатая коллекция русских произведений, есть изостудия и клуб юных искусствоведов.

Редкий человек не знает о Третьяковской галерее, этой удивительной сокровищнице мирового искусства. Здание Третьяковки расположено в Замоскворечье, в тихом Лаврушинском переулке.

Галерея названа в честь своего основателя - Павла Михайловича Третьякова, страстного коллекционера и очень образованного человека. В 1872 году Третьяков начинает постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к своему дому. Когда коллекция насчитывала более 2000 картин, Третьяков передал ее в дар Москве, осуществив свою заветную мечту. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года. А позднее, в 1902 году, проект дома был реконструирован в русском стиле по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова.

В галерее собраны величайшие образцы русского искусства - такие шедевры, как «Троица» Андрея Рублева, «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали» Ильи Репина...

В галерее представлены практически все известные художники России, начиная с древних времен и заканчивая нашими днями. Произведения Третьяковской галереи побывали в разных странах и везде пользовались неизменным успехом.

В центре Петербурга, на левом берегу Невы, расположен Эрмитаж. Его знают далеко за пределами не только Питера, но и Европы, сюда приезжают из разных уголков земного шара.

В Эрмитаж входят: Зимний дворец архитектора Варфоломея Растрелли, Малый Эрмитаж архитектора Жана Батиста Вален- Деламота, Старый Эрмитаж, построенный Юрием Матвеевичем Фельтеном, эрмитажный театр архитектора Джакомо Кваренги и Новый Эрмитаж архитектора Лео фон Кленце. Эрмитаж прошел большой и сложный путь от дворцового собрания картин до одного из крупнейших музеев мира. И теперь в самом имени «Эрмитаж» позабылось французское слово, означающее место уединения, - так непохож пользующийся мировой известностью и славой музей на тихий уголок, где приятно уединиться.

Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Зимний дворец была доставлена коллекция из 225 картин, купленная по распоряжению Екатерины II в Берлине у купца Гоцковского и состоящая преимущественно из произведений голландских и фламандских живописцев. Картинная галерея стала значительно пополняться приобретенными за границей частными коллекциями. Именно из частных коллекций в Эрмитаж попали «Персей и Андромеда» Питера Рубенса, «Даная» Вечеллио Тициана, «Даная» Харменса Ван Рейна Рембрандта. Но лишь немногие могли посетить этот роскошный музей. Все эти сокровища хранились в малодоступных залах дворца, и императрица не очень преувеличивала, когда в письме своему другу сказала, что шедеврами ее Эрмитажа любуются лишь мыши и она сама.

Долгое время Эрмитаж был частью дворца, и лишь в начале XIX века он стал приобретать черты музейного учреждения. В 1814 году в Эрмитаж были доставлены 118 картин из Маль- мезонского дворца, купленных у жены Наполеона - Жозефины. В 1866-1870 годы музей пополнился такими выдающимися произведениями, как «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле» Санти Рафаэля.

В Эрмитаже применяются и разрабатываются новые методы консервации и реставрации музейных ценностей, проводится обмен опытом со специалистами других стран. В Эрмитаже хранится столько произведений искусства, что потребуется не меньше недели, чтобы только подойти к каждому экспонату.

Издавна одной из главных достопримечательностей Парижа считается Лувр. Он расположен вдоль правого берега реки Сены, и здесь хранится одна из величайших художественных коллекций мира.

В самом начале XIII века на месте Лувра возвышалась могучая крепостная башня, позднее превращенная в мощный средневековый замок. Он просуществовал до 1527 года, когда король Франциск I приказал построить на его месте дворец. Скульптором дворца был ведущий архитектор французского Возрождения Пьер Леско, а Жан Гужон украсил его скульптурами. Сегодня этот дворец входит в состав так называемого Квадратного двора Лувра. Именно с этого двора и берет свое начало история великого музея искусств в Париже.

Основа художественной коллекции Лувра - королевские собрания картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. В 1793 году Лувр был открыт для широкой публики. Поистине гордостью зала, посвященного искусству Древней Греции и Древнего Рима, служат Венера Милосская и Ника Самофракийская.

Картинной галерее Лувра тоже есть чем гордиться. Именно в Лувре хранится мировой шедевр - «Джоконда» Леонардо да Винчи и многие другие образцы великолепной живописи.

Вопросы зрительному залу

1. Где были обнаружены одни из первых пещерных рисунков? (В Южной Франции, Испании и Африке.)

2. Назовите ингредиент первых красок. (Сало.)

3. Вид нанесения рисунка на мокрую штукатурку. (Фреска.)

4. В расцвет какой цивилизации наступил важнейший период в истории скульптуры? (Древнегреческой цивилизации.)

5. Расскажите, что вы запомнили об истории формирования одного из мировых музеев культуры и живописи.

Ведущий 1. Все команды безупречно справились со своим заданием, и пришло время подводить итоги.

Ведущий 2. Предоставляем слово нашему уважаемому жюри.

Подведение итогов. Вручение призов и наград.

Ведущий 1. А мы благодарим вас за этот прекрасный вечер.

Ведущий 2. И прощаемся с вами, до скорых встреч!


Министерство образования и науки Республики Башкортостан


МОБУ СОШ с.Целинный






Разработки уроков к Году культуры



Классный час

Разработки уроков к Году культуры

по правилам пожарной безопасности, дорожного движения для учащихся 5-6-х классов




Разработала классный руководитель 6б класса

ГИБАДАТОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА


2014 г.


Цель: В игровой форме закрепить знание правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил дорожного движения.

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности: безопасности дома, в школе, на улице не и т.д. Поэтому на наш классный час приглашены сегодня сотрудники ГИБДД, пожарной части, родители и гости учителя, и руководители школ.

Послушайте небольшие данные статистики, которые приведены в газете:

Пост ГИБДД сообщает: в 2006 году на территории городского округа произошло 160 дорожно-транспортных происшествий, в которых 23 человека погибли и 259 получили травмы.

Пожар с гибелью ребенка по причине короткого замыкания электропроводки произосходят часто. Привести примеры.

Когда речь идет о безвременно ушедших из жизни людях, чьих-то детях, родителях, близких, это всегда трагедия, это горе.

А чтобы такого не случилось, вы должны знать и соблюдать правила ПБ и ПДД.

Ребята! Помните ли вы фильм "Один дома". А сколько опасностей выпадало на долю главного героя фильма? Вот мы сегодня в игровой форме попробуем обезопасить себя, вспомним дорожные знаки, некоторые правила и законы, оберегающие нашу жизнедеятельность.

В результате нашей игры мы должны выявить победителя. А судить наши конкурсы будет компетентное жюри из ваших родителей:

Начнем с викторины:

1) Кто должен выполнять требования ФЗ "О безопасности дорожного движения?"

(Все граждане на территории России)

2) С какого возраста, согласно ПДД, разрешено управлять велосипедом при движении по дорогам? (Не моложе 14 лет)

3) Каково назначение дорожных знаков? (Устанавливают порядок в дорожном движении, предупреждают об опасности, устанавливают направление движения, вводят необходимые запреты и ограничения)

4) Как определить, что автомобиль собирается совершить поворот?

(Водитель заблаговременно должен включить указатель поворота)

5) Почему перекресток считается самым опасным местом на дороге?

(Так как пересекаются пути движения пешеходов и транспортных средств, которые могут двигаться прямо, поворачивать и т.д.)

6) Что такое пожарная опасность?

На слайде запись: (- это события, ситуации, явления, объекты, которые могут причинить вред, связанный с огнем или его производными (угли, искры и т.д.): физические и психологические травмы, заболевания и даже гибель)

Все опасности, связанные с огнем, делятся на 4 группы:

- природные опасности (вулканы, болотные газы, торфяники и т.д.)

- техногенные (промышленность, транспорт, техника)

- социальные опасности (войны, конфликты, бытовая неустроенность, алкоголизм, рассеянность)

- возможные потенциальные опасности (т.е. скрытая угроза: электричество, приготовление пищи, оголенные провода, замыкание электрической проводки, удар молнии, электроутюг и т.д.)

Чтобы сохранять свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых потенциальные опасности превращаются в реальные

И так, представьте, что ты остался один дома и решил поутюжить белье, вдруг шнур утюга вспыхнул и заискрился

Разработки уроков к Году культуры

Твои действия: (оценивать ваши действия будет начальник ПЧ.)

1. выдернуть шнур из розетки

2. накрыть прибор мокрой тряпкой

3. нельзя электрические приборы тушить водой.

Отчего еще может возникнуть пожар? Отгадайте загадки:

1.На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не унесешь? (костер)

2. То назад, то вперед ходит-бродит пароход,

Остановишь - горе: продырявит море (утюг)

3.Тело сальное, душа бумажная (свеча)

4.Я не сам по себе,

А сильнее всего и страшнее всего,

И все любят меня, и все губят меня (огонь)

5.Ночь. Но если захочу,

Щелкну раз - и день включу. (выключатель)

6.Дом - стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зальется (лампочка)

7.Спят мирно дочки у папы в домочке

А сон у тихонь - в головках огонь (коробок и спички)

Следующий конкурс, в котором я предлагаю вам принять участие, называется, литературный:

По приведенному отрывку определите произведение и его автора.

1.."И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал. Шарль Перро "Спящая красавица"

2. "Он страшными глазами сверкает,

Он страшными зубами стучит,

Он страшный костер зажигает,

Он страшное слово кричит:

- Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!" К.И. Чуковский "Бармалей"

3. "Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца" Г.Х. Андерсен, "Огниво"

4.."В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру"Лазарь Лагин "Старик Хоттабыч"

5. "Словечко за словечком-

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожег ковер.

Еще одно мгновение -

И легкий огонек

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчел" С.Я. Маршак "Кошкин дом"

6. "Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом" Вильгельм Гауф, "Карлик Нос"

7. "Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:

- Живо! Садись завтракать.

Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер" А.Н.Толстой "Золотой ключик или Приключения Буратино"

Разработки уроков к Году культуры

8. "Что за дым над головой?

Что за гром по мостовой?

Дом пылает за углом,

Сто зевак стоит кругом,

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

Вест чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне

Он окошко открывает.

Из окошка вылетают

Восемнадцать голубей,

А за ними - воробей" Сергей Михалков "Дядя Степа"

.Литературные произведения вы знаете хорошо. Но не забываем, что сегодня "Ты один дома" и вдруг тебе пришлось выйти на улицу, чтобы сходить в магазин и купить хлеба.

Улицы многолюдные, здесь большое движение транспортных средств. Поэтому, чтобы обезопасить себя на улице, необходимо хорошо знать ПДД.

А знаете ли вы дорожные знаки?

Сейчас мы проверим это.

Проведет данный конкурс инспектор по пропаганде отделения ГИБДД. На доске - дорожные знаки, которые расположены в 2 строки, под каждым из них номер. Отвечая на вопросы, вы должны поднять веер с теми цифрами, которые соответствуют правильному ответу .

1 раунд.:

1).Под какими номерами находятся знаки особых предписаний? (7;10)

2).Под какими номерами находятся запрещающие знаки? (3; 8)

3).Под каким номером находится знак "Пешеходный переход" (7)

4).Под каким номером находится знак "Опасный поворот"(9)

5).Под каким номером находится предупреждающий знак "Дети"(6)

6) Дорожные работы (5)

7).Железнодорожный переезд со шлагбаумом.(2)

8).Под каким номером находится "Знак сервиса"(4)

Раунд 2. Я вам показываю дорожный знак и задаю вопрос: верно ли, что этот знак означает….

Если верно, то вы поднимаете светофор с зеленым цветом, т.е. соглашаетесь со мной, если нет то красный цвет

1) Верно ли, что этот знак означает "неровная дорога"? (нет, опасный поворот)

2) Этот знак показывает место перехода через дорогу?(да)

3) Этот знак означает "Движение на велосипедах запрещено"

(нет, это предписывающий знак "велосипедная дорожка")

4) Это "железнодорожный переезд без шлагбаума"(да)

5) Этот знак означает "Дорога для автомобилей"(да)

6) Разговор по сотовому телефону во время движения разрешен телефон. (нет)

7) Этот знак показывает, что на данном участке могут двигаться пьяные водители(нет, скользкая дорога)

8) Пункт первой мед.помощи. (да)

Дорожные знаки вы усвоили тоже хорошо. Благополучно сходили в магазин, вернулись домой , но вдруг на лестничной площадке унюхали запах дыма.

Ваши действия?

Выяснить поступает дым.

Немедленно позвонить 01.

Нельзя создавать сквозняки.

Если в подъезде сильная задымленность, нужно закрыть лицо мокрой тканью и лечь на пол, где скопление дыма меньше.

Предупредить соседей

Не поддаваться панике, спокойно и внимательно следовать указаниям пожарных.

А хорошо ли вы помните правила пожарной безопасности, сейчас проверит компьютер. На мониторе компьютера вы видите десять вопросов, по три ответа к каждому. Ваша задача выбрать верный, на листок бумаги выписать тот балл, который соответствует вашему ответу. После чего подсчитать общее количество баллов.

Да, я вижу, ребята, что сегодня вы показали неплохие знания по безопасности своей жизнедеятельности. Осталось лишь подвести итоги. И так, чтобы жить в безопасности надо….

уметь …. предвидеть и распознавать опасность и по возможности избегать ее.

знать….. правила ТБ, ПБ. ПДД

действовать… грамотно, решительно, без паники

хотеть… совершенствовать свои физические и психические возможности, расширять свои знания, избегать вредных привычек.

И в заключении ребята напомнят нам еще несколько правил.








Разработки уроков к Году культуры

1.

Запомните, дети,

Правила эти:

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур,

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

2.

Будь осторожен с утюгом,

Чтоб он не стал твоим врагом


3.

Не суши белье над газом -

Все сгорит единым разом!


4.

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь


5.

Возле дома и сарая.

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей!


6.

Кто от молнии спасет?

Это молниеотвод!

Он в грозу нас не отводит:

И в землю молнию отводит


7.

Чтоб беды нам избежать,

Надо знаки изучать,

И все правила движения

Никогда не нарушать


8.

Пусть всегда сияет солнце

Пусть всегда мы слышим смех

А дороги в селе нашем

Станут безопасней всех


9.


Правила никогда мы не забудем,

Пользу все они приносят людям

И лишь тот в беду не попадет,

Кто внимательный и честный пешеход.

А теперь слово жюри. Мы с нетерпением ждем, кто же сегодня будет обладать медалью победителя!





© 2010-2022