- Преподавателю
- География
- Конспект урока географии 7кл на тему Антарктида. История исследования
Конспект урока географии 7кл на тему Антарктида. История исследования
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шестакова Г.Я. |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
| Антарктида. Географическое положение материка. История его открытия. Современные исследованияТема урока: Антарктида. Географическое положение материка. История его открытия. Современные исследования. Цель урока: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об Антарктиде; вспомнить уже известное и разобрать с учащимися новые термины и понятия, познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды - самого материка и окружающих его вод; рассказать ученикам о наиболее значительных экспедициях и исследованиях Антарктиды; показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды. Оборудование: карта мира, карта Антарктиды, контурные карты, таблицы, книги, видеофильм. ХОД УРОКА I. Мобилизирующая часть урока II. Изложение нового материала - Мы начинаем изучать новый материк, но вы должны по описанию исследований определить, что это за материк. Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды. Учащиеся определяют, что это Антарктида, записывается тема в тетради учащихся и на доске. План урока: 1. Географическое положение материка. 2. Открытие и исследование Антарктиды: А) путешествие Джеймса Кука; 3. Современное исследование Антарктиды. 1. Географическое положение Используя страницу учебника 313 ответить на вопрос: каковы особенности географического положения Антарктиды? Особенности: А) материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга; Работа с учебником. На странице 7 определите, чему равна площадь материка и какое место он занимает среди других материков? Есть понятие Антарктика (греч.) - анти «против», т.е. лежащая против северной полярной области. На столах лежат контурные карты с заданиями. Выполните данные задания.
Лёд на материке движется, обламывается и образует айсберги (подсчитано, что у Берегов Антарктиды одновременно плавает более 100 айсбергов). Сейчас мы с вами посмотрим фрагменты видеофильма. При просмотре дайте понятие, что такое айсберг? Учащиеся делают вывод. Переходим ко второму вопросу. 2. Открытие и исследование Антарктиды (используем справочные материалы). А) Джеймс Кук - английский капитан, 29.01.1774 г. достиг широты 71о10'. Это место в последствии было названо морем Амудсена. Он не смог пробиться сквозь льды к материку и пришёл к мрачному выводу, что земля, находящаяся на юге никогда не будет исследована. Этим высказыванием он отодвинул изучение Антарктиды почти на 50 лет. Сообщение ученика. Учащийся представляет Джеймса Кука, а внешний вид и одежда соответствует времени 1774 г. Б) Открытие Антарктиды русскими (Используя справочный материал). Это была кругосветная антарктическая экспедиция. Беллинсгаузен - представляет ученик. Антарктида была открыта 16 января 1820 г. Разыгрывается театрализованное представление (одежда учащихся соответствует времени XIX века). В) Путешествие к полюсам. Руаль Амудсен - доклад представляет ученик. Вопрос: Что он хотел этим сказать? Учащиеся высказывают своё мнение. При работе используют данную таблицу. Дата | Исследователь | Событие | |
1773-1775 | Дж. Кук (Англия) | Первое пересечение Южного полярного круга | ||
1819-1821 | Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (Россия) | Открытие материка русской кругосветной экспедиции | ||
1838-1842 | Ч. Уилкс (США) | Открытие Земли Уилкса | ||
1839-1840 | Ж. Дюмон - Дюрвиль (Франция) | Открытие Земли Адели | ||
1841-1842 | Д. Росс (Англия) | Открытие моря и ледяного барьера Росса, Земли Виктории | ||
1895 | К. Борхгревинк и | Первая высадка на берег Антарктиды | ||
1898-1899 | К. Борхгревинк (Норвегия) | Первая зимовка на материке | ||
1902-1903 | Р. Скотт (Англия) | Открытие шельфового ледника Росса | ||
1908 | Э. Шеклтон (Англия) | Первая попытка пересечения Антарктиды | ||
14.12.1911 | Р. Амундсен (Норвегия) | Первое достижение Южного полюса | ||
18.01.1912 | Р. Скотт (Англия) | Второе достижение Южного полюса | ||
1911-1931 | Д. Моусон (Австрия) | Доказательство наличия сплошной суши между 45 и 150 В. Д. | ||
1929 | Р. Берд (США) | Первый полет на самолете над Южным полюсом | ||
1956 | М. Сомов (СССР) | Первая советская антарктическая экспедиция | ||
1957 | А. Трешников (СССР) | Создание станции «Восток», регистрация минимальной температуры (-89оС) | ||
1958 | Е. Толстиков (СССР) | Достижение полюса.недоступности | ||
1986-1992 | В. Боярский (Россия - СССР) | Исследования в Восточной Антарктиде |
3. Современное исследование материка.
Самое широкое изучение Антарктиды проводилось в период МТГ (1957-58гг). 12 (18) государств приняли участие, было построено 68 научно-исследовательских станций изучали Антарктиду.
Сообщение ученика.
1959 г. был подписан договор об Антарктиде, так в статье 1 договора зафиксировано обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях. Там запрещено строить военные базы, проводить военные манёвры, испытывать любые виды оружия.
Статья 5 включённая по инициативе СССР, запрещающая проведению в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а так - же захоронение радиоактивных отходов.
Статья 11 провозглашает свободу научных исследований, что позволяет любой стране организовывать научные станции и вести научные наблюдения.
Сейчас наши русские альпинисты покоряют вершины гор Антарктиды. В 2003г. там была покорена вершина названная именем Чкалова ((летчика) т.к. она имела вид крыла самолёта).
В качестве закрепления выполните тесты, и после звонка сдайте работы и контурные карты.
Отметьте правильный ответ
1. Антарктида была открыта:
2. Борьбу за достижение первым Южного полюса вели:
3. Международным географическим годом был признан:
в 1775 г.
Кук и Лазарев
1950 г.
в 1820 г.
Уилкс и Росс
1955 г.
в 1895 г.
Шеклтон и Моусон
1957 г.
в 1911 г.
Амундсен и Скотт
1960 г.
Вывод по изученной теме делают учащиеся.
III. Домашнее задание
Параграф 48. Обратить внимание на книжную выставку. На