• Преподавателю
  • География
  • Тема: «Учебно-исследовательская деятельность по географии как фактор развития коммуникативных компетенций обучающихся»

Тема: «Учебно-исследовательская деятельность по географии как фактор развития коммуникативных компетенций обучающихся»

В настоящее время исследовательская деятельность в большей степени ориентирована на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний, ведение проектной деятельности. Особую значимость при этом приобретает учебно-исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам учиться приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исслед...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………..2 - 3 с.

Глава 1. Исследование как форма организации учебно-познавательной деятельности………………………………………………………………...4 -14с.

  1. Понятие, сущность учебно-исследовательской деятельности обучающихся……………………………………………………….4-8с.

  2. Виды и формы организации учебно-исследовательской деятельности………………………………………………………..8- 13с.

  3. Создание педагогических условий способствующих развитию исследовательских умений обучающихся………………………13-14 с.

Глава 2. Коммуникативная компетенция как одна из ключевых компетенций школьников.……………………………………………………………….15 - 31с.

2.1. Исследовательская деятельность обучающихся ………………...15-18 с.

2.2. Исследовательская деятельность как средство формирования коммуникативных компетенций…………………………………………18- 19с.

2.3. Научно- исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии …………………………………………………………………... 19 - 27с.

1). Формирование информационной компетенции………………....23 -27 с.

2). Научно- исследовательская деятельность обучающихся во

внеурочное время ...…………………………………………………...27 -31 с.

Заключение………………………………………………………………..32 - 33с.

Библиографический список……………………………………………... 34 -35 с.

Приложение ……………………………………………………………..……..36с.

Введение

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Актуальность данного исследования:

Сейчас исследовательская деятельность в большей степени ориентирована на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний, ведение проектной деятельности. Особую значимость при этом приобретает учебно-исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам, учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: все это свидетельствует об актуальности данного исследования.

Объект: исследовательская работа школьников

Предмет: методика организации исследовательской работы с целью формирования коммуникативных компетенций старшеклассников

Исходя из этого, я определила цель данной работы

Цель: выявить возможности использования исследовательской работы в развитии коммуникативных компетенций.

Гипотеза исследования заключается в следующем: коммуникативные компетенции школьников будут развиваться быстрее, если образовательный процесс будет основан на организации учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1)изучить исследование как форму организации учебно-познавательной деятельности;

2) выявить место коммуникативных компетенций в составе ключевых компетенций

3) разработать и апробировать методические рекомендации, направленные на формирование коммуникативных компетенций в ходе организации исследовательской работы

Методы:

  • Научная новизна и теоретическая значимость заключается в выявлении особенностей формировании коммуникативных компетенций в ходе учебно-исследовательской деятельности

  • Практическая значимость заключается в разработке и возможности использования учителями географии методических рекомендаций и планов уроков на основе применения исследовательской технологии , направленной на формирование коммуникативных компетенций старшеклассников.

Перед школой встала насущная задача поиска путей эффективного развития универсальных учебных действий у учащихся, в том числе познавательных, к которым относятся исследовательские умения. Потребность в научно-теоретическом обосновании пути развития исследовательских умений учащихся в современной школе, выявление модели их развития, необходимость определения педагогических условий ее реализации обусловили актуальность темы исследования.

Глава 1. Исследование как форма организации учебно-познавательной деятельности

1.1. Понятие, сущность учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Под учебно-исследовательской деятельностью обучающихся понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, не диктует и не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Но результаты ученических исследований узко прикладного, экспериментального характера в таких областях как экология, география вполне могут нести в себе определённую объективную новизну (например, работа, посвящённая изучению природы родного края или исследование экологической ситуации в небольшом водоеме).

Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - приобретение учащимся функционального навыка исследования. Развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции на основе приобретения субъективно новых знаний. Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования.

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. Перед тем, как начинать с учащимися исследования, необходимо четко поставить цели и задачи.

Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, - иначе исследование, главный смысл которого - в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Это инициирует начало эволюции от объект - субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега».

Вторая составляющая - «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

С другой стороны, учебно-исследовательская деятельность учащихся - это относительно самостоятельное изучение, решение учащимися отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности учителя и учащихся.

Ключевой фразой является «относительно самостоятельное изучение», потому что, как бы ученик ни старался изучать, исследовать проблему самостоятельно, его всегда курировать будет учитель, направлять в нужное русло, подсказывать, но не решать за него вопросы и задачи, что является очень существенным фактором.

Успех реализации любого начинания зависит, прежде всего, от учителя, а поэтому он должен раздвинуть границы самостоятельности. Обучающимся необходимо дать возможность самим находить решение к трудноразрешимым задачам, в частности - решить исследовательскую задачу. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет определенную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведении.

Все учебные исследования можно условно разделить на три группы: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

1. Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по конкретному предмету в школе. Целевое назначение монопредметного учебного исследования - это решение локальных предметных задач, реализуется под руководством учителя - предметника, только по одному предмету. Примером такого монопредметного исследования может стать географический факт: «Роль воздушных масс в формировании климата». Конечно же, когда учащийся начинает проводить в данном случае исследовательскую работу, за рамки предмета география он не выходит, «копая» только в одном - географическом направлении, не затрагивая ни математику, ни биологию, ни химию и так далее.

2. Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям. Целевое назначение межпредметного учебного исследования - это решение локальных или глобальных межпредметных задач, реализуется под руководством педагогов одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное учебное исследование иногда называют интегрированным исследованием. К примеру, исследовательская работа: «Экологическая характеристика Башкортостана в системах разных направлений в истории и географии». Здесь идет пересечение четырех школьных предметов: история, география, химия, экология. Но судя по названию исследовательской работы количество предметов, звучит всего два - история и география.

3. Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для старшеклассников проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей. Целевое назначение надпредметного учебного исследования - это решение локальных задач общеучебного характера. Реализуется это учебное исследование под руководством разных педагогов. Надпредметные исследования имеют ряд преимуществ перед учебными монопредметными и межпредметными исследованиями. Во-первых: они способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков. Во-вторых: как правило, на их освоение не требуется выделение дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание линейных курсов.

Педагогическую целесообразность надпредметных исследований можно сформулировать следующим образом:

- Надпредметное исследование является конкретным инструментом педагогической деятельности, обеспечивающим единство подходов учителей разных предметов к достижению общих целей школьного образования.

- Надпредметное исследование может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика.

Школьники зачастую не видят различий между реферативной и учебно-исследовательской работой. Однако уже название работы несет в себе определенную заявку на ее характер. Название реферата, как правило, достаточно простое, общее или охватывает широкий круг вопросов, например: «Создание крупномасштабных топографических карт с использованием аэрофотоснимков полученных с помощью беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей». Название учебно-исследовательской работы сложное, указывает на конкретность исследуемого вопроса, в нем присутствуют такие понятия как «причины», «моделирование», «роль», «особенности», «оценка», «анализ», «влияние», «характеристика» и т. п.

  1. Виды и формы организации учебно-исследовательской деятельности.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

  • изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Формы: Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания.

Например, Огородникова Н.В. ,подразделяет учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников на несколько форм, но это разделение является достаточно условным и зачастую предложенные формы сочетаются и успешно дополняют друг друга.

Исследовательская работа в рамках урока:

Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 9-ых, 10-ых, 11-ых классов представляется урок. Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и другое .Исследовательская работа может быть организована через применение заданий, для выполнения которых необходимо наличие определенных знаний и умений. Исследовательские задания - это задания, побуждающие личные познавательные потребности учащегося, вызывающие активную поисковую деятельность, требующие использования методов науки, с помощью которых дети открывают новые, ранее неизвестные для себя знания. Их можно разделить на группы:

  1. Задания, выполнение которых связано с применением методов географических исследования.

  2. Задания, требующие применения различных этапов исследования.

  3. Задания на установление многозначных причинно-следственных связей.

  4. Задания, требующие понимания диалектических противоречий.

  5. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза

Работа над учебно-исследовательскими темами может вестись как индивидуально, так и коллективно. Их следует назвать «Исследовательскими лабораториями», где работа ведется учениками индивидуально или «исследовательскими группами», где, в свою очередь, работа ведется по группам. Организация работы в этих двух случаях будет несколько отличаться, рассмотрим подробнее эти направления.

  1. Индивидуальная работа над исследованием.

В первую очередь чтобы организовать индивидуальную работу над исследованием, необходимо выявить желающих, и не просто желающих, а тех учеников, которые не бросят свою работу недоделанной. Далее индивидуальную работу с учениками необходимо разделить на этапы:

1) Организационное собрание, на котором рассказывается об учебно-исследовательской деятельности;

2) Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы (например

- география или география + экология);

3) Занятия по специальному курсу «Введение в исследовательскую

деятельность»;

4) Утверждение темы учебного исследования во время занятий специального

курса;

5) Продолжение занятий специального курса «Введение в учебно-

исследовательскую деятельность» и параллельная работа над учебно-

исследовательской работой;

6) Наблюдение и изучение фактов;

7) Создание проблемной ситуации;

8) Постановка проблемы;

9) Выдвижение гипотезы;

10) Проверка гипотезы;

11) Формулировка выводов;

12) Итоговая конференция по результатам работы.

2. Групповая работа над научным исследованием.

Групповая работа над научным исследованием или назовем ее коллективной работой, подразумевает, что коллектив или группа объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда. Каждое действие одного ученика, каждая его неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Последовательность групповой работы практически такая же, как и последовательность индивидуальной работы, отличием являются только некоторые моменты - этапы:

1) Организационное собрание, на котором рассказывается об учебно-исследовательской деятельности;

2) Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы и объединение в группы на основе этих направлений; выбор ответственного за работу группы из учеников;

3) Занятия по специальному курсу «Введение в исследовательскую деятельность»;

4) Утверждение темы учебного исследования во время занятий специального курса;

6) Продолжение занятий специального курса «Введение в учебно-исследовательскую деятельность» и параллельная работа над учебно-исследовательской работой;

7) Наблюдение и изучение фактов;

8) Создание проблемной ситуации;

9) Постановка проблемы;

10) Выдвижение гипотезы;

11) Проверка гипотезы;

12) Формулировка выводов;

13) Защита учебно-исследовательской работы.

Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

  1. Создание педагогических условий способствующих развитию исследовательских умений обучающихся.

В психолого-педагогической литературе (Р.С. Альтшуллер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Казанцева, А.В. Леонтович, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.) речь идет о необходимости создания педагогических условий для эффективной реализации созданной модели. На основе данных источников, а также анализа образовательной практики возможно выделение определенных педагогических условий, например: Одним из педагогических условий, способствующих развитию исследовательских умений учащихся, является комплектование ученических групп для занятий по основам научно-исследовательской деятельности в области географии, естествознания, истории и тп., которое проходит с учетом структуры способностей учащихся, их познавательном интересе и мотивации, в том числе и с учащимися с признаками одаренности. Каждая предметная область образовательной деятельности требует соответствующих способностей, нельзя не учитывать данный аспект и при вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность, предполагающую выбор предметной области. Структура способностей учеников может быть определена при помощи тестов и различных психолого-педагогических методик. Наиболее оптимальным, на мой взгляд, является адаптированная версия теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС). Применяемая методика определяет: вербальный интеллект (способность к филологии, общественным наукам и иностранным языкам); математические способности; технические способности, естественнонаучные способности. Познавательный интерес, рассматривается как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в которой выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. С результатами тестов, при помощи индивидуальной беседы, анкетирования определяется познавательный интерес и мотивация каждого ученика, соотносятся полученные результаты с индивидуальным профилем структуры способностей, и определяется оптимальная предметная область, в которой ученик добьется значительных результатов, занимаясь исследовательской деятельностью. При сопоставлении полученных данных, учитывается определенные моменты. Например, тесты на выявление особенностей интеллекта, не всегда могут дать объективные результаты. В момент его выполнения, ученик может испытывать повышенную тревожность, эмоциональную возбудимость и тп. Следовательно, приоритетную позицию при комплектовании групп, занимают результаты, полученные в ходе индивидуальной беседы и анкетирования. То есть учитывается информация об особенностях познавательного интереса и мотивации подростка, и только после этого рассматриваются итоги тестирования структуры интеллекта, но следует отметить, что применение данного тестирования необходимо, т.к. кроме структуры интеллекта оно позволяет определить уровень сформированности у испытуемого системы научных понятий. Опыт показывает, что чаще всего познавательный интерес и мотивация совпадают с наиболее развитыми предметными способностями ученика, т.е. выбор и интерес совпадают с природными данными.

Глава 2. Коммуникативная компетенция как одна из ключевых компетенций школьников.

2.1. Исследовательская деятельность обучающихся.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога, а так же решает следующие задачи:

  1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

  2. учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

  3. помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

  4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью исследовательской деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся. Подготовка исследовательских работ:

• способствует углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых предметов, дисциплин, отраслей науки;

• развивает практические умения обучаемых в проведении исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

• совершенствует методические навыки обучаемых в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;

• открывает перед обучаемым широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

• способствует профессиональной подготовке обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;

• помогает обучаемым овладеть методологией исследований.

Подготовка письменных работ является неотъемлемой частью учебных программ. Но как определить проблему исследования и выделить ее основные составляющие, которые необходимо проанализировать?

Всякое исследование в науке предпринимается для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливом виде выступают в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание, его уровень и понятийный аппарат оказываются недостаточными для решения новых задач познания. Осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития и приводит к постановке новых научных проблем. Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы, но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из них приводит к возникновению других, которые в свою очередь порождают множество новых проблем. Разумеется, не все проблемы в науке являются одинаково важными и существенными. Уровень научного исследования в значительной мере определяется тем, насколько новыми и актуальными являются проблемы, над которыми работают ученые. Выбор и постановка таких проблем определяются целым рядом объективных и субъективных условий. Однако любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации. Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам. Это не исключает возможности и целесообразности планирования исследования, а также использования некоторых вспомогательных, эвристических средств и методов для решения конкретных проблем науки. Возникновение проблемы свидетельствует о недостаточности или даже об отсутствии необходимых знаний, методов и средств, для решения новых задач, постоянно выдвигаемых в процессе практического и теоретического освоения мира. Как уже отмечалось, противоречие между достигнутым объемом, и уровнем научного знания, необходимостью решения новых познавательных задач, углубления и расширения существующего знания и создает проблемную ситуацию. В науке такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т. е. когда ни одна из признанных гипотез, законов или теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. С наибольшей остротой подобные ситуации проявляются в переломные периоды развития науки, когда новые экспериментальные результаты заставляют пересматривать весь арсенал существующих теоретических представлений и методов. Анализ проблемной ситуации и приводит к постановке новых проблем. При этом, чем более фундаментальной является проблема, тем более общий и абстрактный характер имеет ее первоначальная формулировка. Но, как правило, именно фундаментальные проблемы определяют постановку других, более частных проблем. Нередко только после решения целого ряда взаимосвязанных частных проблем удается более точно сформулировать, а затем и решить фундаментальную проблему.

Правильная постановка и ясная формулировка новых научных проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение самих проблем. Правильно поставленный вопрос, справедливо подчеркивает В. Гейзенберг, порой означает больше, чем наполовину решение проблемы. Чтобы правильно поставить задачу для решения проблемы, необходимо не только видеть проблемную ситуацию, но и указать возможные способы и средства ее решения, в том числе и познавательную деятельность.

Ключевые компетенции.

Компетенция - это отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. В отличие от компетенции компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, это уже состоявшееся качество личности ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность-это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Ключевые компетенции образования: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные компетенции.

2.2. Исследовательская деятельность как средство формирования коммуникативных компетенций.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и презентации своей работы. Исследовательская деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных проблемных вопросов

Для развития коммуникативной компетенции непосредственно через исследовательскую деятельность даются самостоятельные мини-исследования, на основе краеведческого компонента, для формирования умения использовать общие принципы научного мышления. Для освоения навыков исследовательской работы, в курсе экономической и социальной географии мира основная нагрузка ложится на практикумы, которые являются сочетанием аналитической задачи, теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и социологических данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), готовлю ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии.

2.3. Научно- исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.

Познавательную деятельность я организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Работая с учащимися, использую разные методы выявления детей готовых к творчеству, научной и исследовательской деятельности. Исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников - одно из направлений в работе современного учителя. Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий. И главным из них можно считать наличие у педагога и учащегося общей точки соприкосновения в какой-либо области, интересной для исследования. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников - одна из основных форм творческой работы. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования. Как показывает мой опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению, как нельзя лучше решают задачи школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в среднем звене. На учебном занятии возможно применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашние задания исследовательского характера.

  • Исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии. Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как "Оболочки Земли", "Глобальные проблемы человечества", "Народы и страны". В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.

К поисковым методам отношу:

учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности. Примерная схема диалога на уроке выглядит следующим образом:

  • Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

  • Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

  • Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:

  • Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать)

  • Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки

  • Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Это стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы: "Почему…", "Чем объяснить…", свидетельствующие о понимании самого главного в теме. Данные методы научного исследования очень эффективны, и в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень. Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников. Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ. Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность. Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник - самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Эвристическая беседа, урок-диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, поли культурности, ненасилия.

  1. Формирование информационной компетенции.

Использование ИКТ в обучении географии диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ориентация на развитие личности, обучение принятию решений в условиях альтернатив является базой для принципиально нового подхода к обучению. Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача - научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации, оценки информации, создания информации. Связь интеграции географии и информатики осуществляю с помощью современных мультимедийных технологий. Мультимедиа-технологии как многофункциональное средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, обеспечивает среду формирования и проявления информационной компетенции. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методологические подходы в системе образования. В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. Так, при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования считаю внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. В работе использую электронные версии учебников и энциклопедий. Мультимедийные учебники имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране процессов, наглядность которых, с помощью дидактических средств, трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать различные анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность.

На уроках закрепления использую программы-контролеры, позволяющие осуществлять контроль над усвоением изученного материала. Преимущество данных программ вижу в том, что ученик, совершивший ошибку, может снова вернуться к заданию. Школьник работает в своем темпе, соответствующем его природным задаткам. В этой работе отлично себя зарекомендовали технология тестирования РОСТ, система тестирования ВОТУМ.

На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы. В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с компьютерными средствами. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT , с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий и т.д. Предлагаю учащимся создать компьютерные презентации в программе POWER POINT . Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убедилась, что данная работа учащимися принимается с удовлетворением. Коллекцию презентаций использую, как демонстрационный материал к уроку.

Одним из главных и масштабных источников географической информации является сеть Интернет. Организуя работу учащихся в сети Интернет, исполняю роль координатора. Интернет-ресурсы активно используются учащимися при подготовке рефератов и докладов по географии. Для того чтобы научиться использовать в исследовательской деятельности нужную информацию необходимо сформировать умение работать с учебником. На мой взгляд, для этого больше всего подходит учебно-методический комплекс Е.М. Домагацких - Н.И. Алексеевский. Учебники данного курса предполагают творческий подход в получении учащимися новых знаний, деятельностный подход в обучении. Картографический материал служит дополнением к текстовой информации, способствует развитию пространственного мышления, формирует практические навыки. Это новая линия учебников. Структура и содержание соответствуют стандарту общего образования, отражают современные тенденции развития школьной географии, отвечают концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения. В изложении материала выполняется принцип проблемности. Причиной неуспеваемости иногда является невосприятие объяснения учителя. И не удивительно, при объяснении учителю необходимо учесть психологические и интеллектуальные особенности каждого ученика. Вот здесь ученику и пригодится умение работать с учебником. Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.

Урок-лекция воспитывает у учащихся самостоятельность, теоретическое мышление. Формы лекций: вводная, обзорная, обобщающая. Необходимо во время лекции ученикам делать записи.

Урок-семинар. Учащимся даю индивидуальные или групповые задания, подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов, делают дополнения, анализируют выступления. Те учащиеся, которые не успели выступить на семинаре, сдают тетрадь с выполненной письменной работой, либо выступают на следующем уроке.

Урок-зачет носит форму деловой игры, смотра знаний или похож на вузовский зачет. Провожу его по требованиям, сформулированным в стандартах географического образования. На зачете проверяю умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности и соответственно оценивается. Практика показывает, что обучающиеся стремятся получить более высокий балл и выбирают более сложные задания.

Уроки-практикумы провожу в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды. Эта форма построения уроков позволяет сделать плавным переход к обучению на высшей ступени. Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашние задания исследовательского характера. По всем темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью. При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране и Республике. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книг. Систематизация работ по темам облегчает подготовку к зачетам и экзаменам.

  1. Научно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.

Разнообразие форм проведения мероприятий позволяет проявить себя каждому участнику школы, даёт возможность участвовать в их проведении всем желающим. Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через написание исследовательской работы. Как показал мой более чем двадцатипятилетний опыт, наиболее эффективно при помощи организованных форм исследовательской работы у учащихся появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения. Исследовательская работа в рамках любого предмета имеет свои особенности, помогает решать специфические задачи.

Остановлюсь подробнее на анализе модели построения исследовательской работы. При определении содержания и направления творческого поиска учитываю уже имеющийся опыт учащихся, а также их профессиональную направленность. Организуя исследовательскую работу, ставлю следующие задачи для учеников:

1. Развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности - обучить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования; использованию различных источников информации, обработке полученной информации (конспектированию, реферированию, сравнительному анализу, использованию диаграмм, схем).

2. Отрабатывать умение устного и письменного общения, что должно способствовать коммуникативной компетенции учащихся.

3. Осваивать новые информационные технологии.

Мне, как учителю, предстоит освоить демократичные способы управления разными видами познавательной деятельности: обучение в деле, составление проектов, исследование. В процессе работы больше внимания уделяю оригинальности композиции исследования, эмоциональности, убедительности, глубокому личностному осмыслению проблемы.

Хочется научить делать не только оценочные суждения, но и заниматься поиском нового решения проблемы. Отсюда, идея проводить опрос школьников по определенной теме. В результате получаются очень интересные работы. По ходу работы подводятся промежуточные итоги.

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Возрастает интерес у учащихся, недостаточно активно проявляющих себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Основной формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая как в школе, так и на муниципальном и региональном уровне. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий.

Для оценивания результативности исследовательских проектов разработаны определенные критерии. В их число вошли: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и тому подобное. Данные показатели, позволяют увидеть: какие знания приобретены школьником в ходе работы; выявить специфику ведения исследовательской деятельности; оценить приобретенные навыки создания "продукта", проведения его презентации.

Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков исследовательской деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше. Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников. Для этого разработана программа деятельности, включающая в себя следующие разделы:

  1. Теоретическая подготовка, практические навыки.

  2. Организация работы по самообразованию учащихся: индивидуальные консультации.

  3. Работа над индивидуальным проектом (реферат, исследовательская работа).

  4. Подведение и анализ итогов.

  5. Самообразование руководителя.

Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод. Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических мини-исследований. Основную цель организации учебной исследовательской работы связывают с развитием школьников, формированием их творческого начала, активности как основного личностного качества. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом, т. к. предполагает перенос нагрузки с памяти ученика на его мышление. В ходе учебного исследования учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности, имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее им неизвестной.

Образовательный стандарт в перечне компетентностей называет «Исследование несложных реальных связей и зависимостей», «владение приемами исследовательской деятельности». Возможны два пути реализации исследовательской деятельности:

Первый путь - это выделение целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. К сожалению, это требует значительных затрат учебного времени, которым мы часто не располагаем.

Второй путь - это включение в учебный процесс таких приемов исследовательской деятельности, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его составной частью, образуя необходимое единство содержания и деятельности. Используемые в учебных исследованиях задания чаще всего имеют проблемный характер. Учащиеся должны знать возможности использования географических знаний и умений в быту и в повседневной жизни.

Исследовательские приемы - это приемы умственной деятельности. В географии при реализации исследовательского подхода использую такие приемы как: прием сопоставления, прием доказательства, прием обобщения, прием выдвижения гипотез, прием переноса знаний в новую ситуацию, прием установления причинно - следственных связей и некоторые другие. При практической реализации исследовательского подхода в обучении применяю разнообразные формы учебной работы. (см. приложение) Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала.

Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса.

Таким образом, основные направления реализации исследовательского подхода в изучении географии охватывают несколько сторон:

А) представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого, ее изучающего;

Б) ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приемов;

В) насыщение курса поисковыми, исследовательскими задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;

Г) использование таких типов уроков, которые основаны на самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Формирование познавательной и коммуникативной компетентности предполагает такую организацию учебного процесса, в котором знания, умения и навыки не только вводятся, но и проверяется умение пользоваться ими. При таком подходе образовательной ценностью становится не столько итоговый результат обучения, сколько путь к этому результату, поисковая деятельность учащихся.


Заключение

Творческий потенциал заложен в человеке, а уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, способностями, условиями, в которых она развивается. Учебно-исследовательская деятельность по предмету, в условиях современного образования, является одним из эффективных средств для создания мотивации к изучению географии, развития творческого потенциала и соответственно способствует развитию коммуникативных и познавательных компетенций, являющихся неотъемлемым условием конкурентоспособной личности в современном быстро меняющемся мире.

В данной работе мною были изучены понятия «учебно-исследовательская деятельность», «коммуникативные компетенции». Выявлено, что исследовательская работа бывает 2-х видов: учебно-исследовательская и научно-исследовательская. Различные формы организации исследования реализуются через систему исследовательских заданий. Изучению данной проблемы посвящен ряд работ психологов и педагогов: Рубинштейна С.Л., Райкова Б.Е., Скаткина М.Н., Лернера И.Я., Матюшкина А.М. В методике преподавания географии данным вопросом занимались: Ягодовский К.П., М.К. Ковалевская, Яхонтов А.А.,Ульянинский В.Ю., Душина И.В., Козлова Г.В., Бабанский Ю.К.

Кроме того, мною было выявлено, что коммуникативные компетенции среди ключевых компетенций занимают особое место, так как от них зависит готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Уровень сформированности коммуникативных компетенций повышается в результате участия школьников в исследовательской работе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская работа является одним из важнейших средств формирования коммуникативных компетенций школьников. Важнейшими приемами являются исследовательские задания, которые направлены на развитие компетенций: умение представлять себя устно и письменно, участие в коллективном обсуждении проблем, аргументация собственной позиции, умение доказывать её, убеждать; выступление перед аудиторией с небольшим докладом; представление проекта, реферата; защита своей позиции.



































БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Хуторская А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 298 с.

  2. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии / Под ред. Бариновой И.И. М.: Просвещение, 1988. -157с.

  3. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18. - С. 68-74.

  4. География и экология в школе XXI: научно-методический журнал / Под ред. И.И. Бариновой. М.: изд-во ГЕО-ЭКО, 2007. - №4. - 80 с.

  5. Гузеев В.В., Школьные технологии. //Инструментарий и алгоритмы. 2004, №2, с. 97-103.

  6. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование
    формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. 1994. Т.15. №4. С.83-93.

  7. Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое
    исследование. Томск. 1999.

  8. Лейтес Н.С. Умственные способности возраст. М: Педагогика, 1971.

  9. Рибо Т. Творческое воображение. Спб.: Эрлих, 1901.

  10. Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64.

  11. . Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. eidos.ru/journal/2005/1212.htm

  12. Зимняя, И.А. - Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования[Электронныйресурс].aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758

  13. Криволапова, Н.А. Компетентностный подход в образовании: Теория и практика [Текст] / Н.А. Криволапова // Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2006. - 79 с.

  14. Векшина, Н. З. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность / Н. З. Векшина [Электронный ресурс]. eidos.ru/journal/2011/0627-08.htm

  15. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев //Педагогика. - 2005. - №4. - С.19-27.

  16. Успенский В. В. Школьные исследовательские задачи.// Сов. Пед. -1968.-№7

  17. Козлова Г.В. Методические рекомендации по организации исследовательской работы школьников. - Курск, 2003.-15с.







Приложение

Использование приемов исследовательской деятельности
на уроках географии в 9 классе.

Тема урока

Исследовательская деятельность

Исследовательский

прием

Географическое положение России

Оценка

Геополитического

положения

Анализ политико-административной карты, информационных материалов.

Выдвижение гипотез.

Население России: численность и естественный прирост

Выявление особенностей естественного прироста населения России,

изменение численности населения

Анализ статистических материалов.

Прием установления причинно- следственных связей.

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

Оценка места России в международной экономике. Объяснение влияния экономического прошлого на современное состояние экономики России

Анализ статистических материалов, текста учебника.

Прием установления причинно- следственных связей.

Проблемы ресурсной основы экономики России

Выявление проблем, связанных с использованием природных ресурсов

Прием сопоставления, сравнение с другими странами.

Черная металлургия

Объяснение размещения

в г. Череповце крупного предприятия черной металлургии

Анализ карт: «Черная и цветная металлургия», «Железнодорожный транспорт».

Сопоставление карт.

36


© 2010-2022