- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Романашина А.В. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» имени Семенова Виктора Николаевича
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на заседании методического объединения учителей ____________________
_____________________________
Протокол № ___
от «___»____________20____г.
_______________( ______________)
руководитель ШМО
«Согласовано»
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
«_____»________________20____г.
_____________( ________________)
заместитель директора по УВР
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ № 12» им.В.Н. Семенова
Приказ № _____
от «____»_____________20___г.
__________________Т.В. Петрова
Рабочая программа
по предмету «География»
для 8А, 8К классов
на 2015-2016 учебный год
Разработчик:
Романашина Анастасия Васильевна,
учитель географии
г.Усть-Илимск
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8А, 8К классов составлена на основе нормативно-правовой документации:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (статья 12, 13, 15, 16).
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.
-
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр), распоряжение министерства образования Иркутской области №471-мр от13.05.2013г.
-
Образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №12» им.В,Н.Семенова
-
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В Климанова, В.А. Низовцева // Сборник. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2013.
-
Программа развития МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.
-
Устав МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся. На изучение предмета отводится 2 час в неделю, итого 62 часов за учебный год.
Курс « География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения истории и культуры своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и её регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими (картами, статистическим материалом и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своём географическом регионе, в котором локализируются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и различными регионами мира.
Содержание тем учебного курса «География России. Природа и население»
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Планируемые результаты
знать/понимать:
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
-
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
УМК
1. География. Россия. Природа и население. 8 класс: учебник для образовательных учреждений / под ред. А.И. Алексеева.- 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.
2.География России. Природа и население. Рекомендации к планированию уроков. 8 класс. Методическое пособие (авторы Н.П. Петрушина, Э.В.Ким)
3. Атлас. География России. Природа. 8 класс - Дрофа, 2013
4. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2013
Задачи воспитания в классах на 2015-2016 учебный год
класс
Воспитательные задачи на 2015 - 2016 уч.год
8А
Воспитание ценностного отношения к Человеку.
-
Формирование знания и умения в области управления саморазвитием, нравственным самосовершенствованием, социально-прогрессивной самореализацией.
Воспитание ценностного отношения к Знанию.
-
Формирование ценностного и творческого отношения к учебной трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к Обществу.
Формирование опыта социальной коммуникации; нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
8К
Воспитание ценностного отношения к Человеку.
-
Формирование знания и умения в области управления саморазвитием, нравственным самосовершенствованием, социально-прогрессивной самореализацией.
Воспитание ценностного отношения к Знанию.
-
Формирование ценностного и творческого отношения к учебной трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к Обществу.
-
Формирование опыта социальной коммуникации; нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Учебно-тематический план
Введение
1
Раздел I. Пространство России
7
Раздел II. Природа и человек
Тема 1. Рельеф и недра
5
Тема 2. Климат
6
Тема 3. Богатство внутренних вод России
4
Тема 4. Почва - национальное достояние России
5
Тема 5. В природе всё взаимосвязано
4
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны
11
Тема 7. Природопользование и охрана природы
4
Раздел III. Население России
Тема 8. Сколько нас - россиян?
2
Тема 9. Кто мы?
2
Тема 10. Куда и зачем едут люди?
3
Тема 11.Человек и труд
1
Тема 12. Народы и религии России
3
Тема 13. Где и как живут люди?
4
Обобщение и повторение
3
Итого
62
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Количество часов
Плановые сроки
Скорректированные сроки
Лабораторные, практические, проверочные, контрольные, словарные и др. работы
Планируемые
результаты
Ведение (1 час)
1
Зачем мы изучаем географию России
1
07.09
Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации
Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны
Раздел I. Пространство России (7 ч)
2
Россия на карте мира
1
09.09
Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы.
Знать основные типы и виды границ
Знать понятия «территориальные
Воды», «экономическая зона», «недра», соседние государства.
Уметь показать границу России и назвать страны - соседи. Знать в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время. Их роль в хозяйстве и жизни людей. Определять поясное время.
3
Географическое положение России
1
11.09
Практическая работа №1. Сравнение географического положения России и Канады
4
Границы России
1
14.09
Практическая работа №2. Выявление особенностей географического положения Иркутской области
5
Россия на карте часовых поясов
1
18.09
Проверочная работа.
Практическая работа №3
Решение задач на определение поясного времени
6
Формирование территории России
1
21.09
Входной контроль
7
Географическое изучение территории России
1
25.09
8
Итоговый урок по разделу «Пространства России»
1
28.09
Тематический контроль
Раздел II. Природа и человек (38ч)
Тема 1. Рельеф и недра (4ч)
9
Строение земной коры (литосферы) на территории России
1
05.10
Знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмоопасные территории
Уметь показать их на карте и объяснить причины такого размещения
10
Важнейшие особенности рельефа России
1
09.10
Практическая работа №4.
Обозначение на контурной карте главных тектонических структур и наиболее крупных форм рельефа
Знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры, горы и равнины (номенклатуру).
Уметь показывать на карте объекты литосферы
11
Современное развитие рельефа
1
12.10
Практическая работа №5.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых
Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа.
Уметь приводить примеры внутренних и внешних рельефообразующих процессов
12
Использование недр. Итоговый урок по теме «Рельеф и недра»
1
16.10
Практическая работа №6.
Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей
Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой
Уметь объяснять существенные признаки явлений
Тема 2.Климат (6ч)
13
Общая характеристика климата России
1
19.10
Знать факторы, определяющие климат России, климатические рекорды и аномалии
14
Распределение температур и осадков
1
23.10
Срез знаний за 1 четверть
Знать особенности циркуляции воздушных масс по сезонам года.
Уметь объяснить образование циклонов и антициклонов
15
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и анти циклоны
1
26.10
Тест
Знать распределение температур и осадков по территории страны, факторов, которые их определяют.
Уметь использовать знания для фенологических наблюдений в природе
16
Типы климата нашей страны
1
30.10
Практическая работа №7. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей
Знать характеристику типов климатов.
Уметь составлять прогноз погоды
Знать понятие «комфортность (дискомфортность) климатических условий ».
Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды
17
Климат и человек
1
13.11
Практическая работа №8. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур
18
Итоговый урок по теме «Климат»
1
16.11
Тематический контроль
Тема 3.Богатство внутренних вод России (4ч)
20
Реки
1
20.11
Знать особенности внутренних вод, понятия, номенклатуру по теме «Внутренние воды».
Уметь показать объекты на карте
21
Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники
1
23.11
Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр
Знать типы озёрных котловин, болот, виды подземных вод.
Уметь показать на карте южную границу многолетней мерзлоты
22
Человек и вода
1
27.11
Практическая работа №10. Характеристика реки с точки зрения возможностей её хозяйственного использования
Знать как использует человек различные водные объекты, стихийные природные явления;
Объяснять рациональное и нерациональное использование водных объектов в хозяйственной деятельности человека
23
Итоговый урок по теме «Богатство внутренних вод России»
1
30.11
Тематический контроль
Тема 4. Почвы - национальное достояние России (5ч)
24
Почвы - «особое природное тело»
1
04.12
Практическая работа №11. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования
Знать понятия «почва, гумус, почвенный горизонт», факторы почвообразования, основные свойства почв.
Уметь объяснять существенные признаки почв
25
География почв России
1
07.12
Знать типы почв России, особенности основных типов.
Уметь читать карту «Почвы России»
26
Почвы и урожай
1
11.12
Знать значение почв для хозяйственной деятельности и жизни людей.
Уметь приводить примеры мелиоративных и почвоохранных мероприятий
27
Рациональное использование и охрана почв
1
14.12
28
Итоговый урок по теме «Почвы - национальное достояние России»
1
18.12
Срез знаний за 2 четверть
Тема 5. В природе всё взаимосвязано (2ч)
29
Понятие о природно-территориальном комплексе. Свойство природных территориальных комплексов
1
21.12
Объяснять значение понятий - ПТК, ландшафт, ранжировать ПТК.
Устанавливать взаимосвязи между природными компонентами; прогнозировать изменения ПТК под воздействием на один из компонентов природы
30
Человек и ландшафты. Итоговый урок по теме «В природе всё взаимосвязано»
1
25.12
Практическая работа №12. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа схем
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (11ч)
31
Учение о природных зонах
1
11.01
Знать что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах.
Уметь находить и анализировать информацию различных источников.
32
«Безмолвная» Арктика
1
15.01
Знать особенности природно-хозяйственных зон, растительный и животный мир, основные занятия населения, экологические проблемы, географическую номенклатуру.
Уметь составлять краткую характеристику природных зон разных территорий на основе разнообразных источников информации, работать с картой
33
Чуткая Субарктика
1
18.01
34
Таежная зона
1
22.01
Тест
35
Болота
1
25.01
36
Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов
1
29.01
37
Лесостепи и степи
1
01.02
Тест
38
Полупусты ни, пустыни и субтропики
1
05.02
Практическая работа № 13. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах
39
«Многоэтажность» природы гор
1
08.02
Знать понятие «высотная поясность».
Уметь объяснять причины, по которым в различных горных областях наблюдаются различные наборы высотных поясов
40
Человек и горы
1
12.02
41
Итоговый урок по теме «Природо-хозяйственные зоны»
1
15.02
Тематический контроль
Тема 7. Природопользование и охрана природы (4ч)
42
Природная среда, природные условия, природные ресурсы
1
19.02
Знать понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географические районы России, заповедники России
Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов
43
Рациональное использование природных ресурсов
1
26.02
44
Охрана природы и охраняемые территории
1
29.02
Практическая работа № 14. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий
45
Итоговый урок по разделу «Природа и человек»
1
04.03
Тема 8. Сколько нас - россиян?(2ч)
46
Численность населения
1
11.03
Знать численность населения страны, факторы, влияющие на изменение численности населения.
Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям
47
Воспроизводство населения
1
14.03
Тема 9. Кто мы?(3ч)
48
Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)
1
18.03
Срез знаний за 3 четверть
Знать особенности возрастного и полового состава населения на территории России, среднюю продолжительность жизни.
Уметь объяснить причины социальных процессов
49
Возрастной состав населения России
1
21.03
Практическая работа №15. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе статистических материалов
Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3ч)
50
Миграции населения России
1
04.04
Знать понятие «миграция», ее основные виды. Основные направления миграции на разных этапах развития страны. Причины миграции
Уметь приводить примеры миграций
51
Внешние миг рации - в Россию и из нее
1
08.04
52
Территориальная подвижность населения
1
11.04
Практическая работа № 16. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве
Тема 11. Человек и труд (1ч)
53
География рынка труда
1
15.04
Знать понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость.
Тема 12. Народы и религии России (3ч)
54
Этнический состав населения
1
18.04
Знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии, географические особенности размещения населения, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами
55
Этническая мозаика России
1
22.04
Практическая работа № 17. Изучение особенностей размещения народов России на территории страны на основе работы с картой
56
Религии народов России
1
25.04
Тематический контроль
Тема 13. Где и как живут люди? (4ч)
57
Плотность населения. Расселение и урбанизация
1
29.04
.Знать понятия - плотность населения, главная полоса расселения, урбанизация, агломерация.
Уметь рассчитывать плотность населения, показывать на карте главную полосу расселения, города-миллионеры
58
1
06.05
59
Города России
1
13.05
Практическая работа №18.
Обозначение на контурной карте главной полосы расселения и городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны
60
Сельская Россия
1
16.05
Обобщение и повторение (3ч)
61
Итоговый урок по разделу «Население России»
1
20.05
Тематический контроль
62
Обобщающее повторение по курсу «География России. Природа и население»
1
23.05
Итоговый тест
62
Итоговый урок по курсу «География
России. Природа и население»
1
27.05