Рабочая программа по географии 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» имени Семенова Виктора Николаевича


«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на заседании методического объединения учителей ____________________

_____________________________

Протокол № ___

от «___»____________20____г.

_______________( ______________)

руководитель ШМО

«Согласовано»

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

«_____»________________20____г.

_____________( ________________)

заместитель директора по УВР

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 12» им.В.Н. Семенова

Приказ № _____

от «____»_____________20___г.

__________________Т.В. Петрова








Рабочая программа

по предмету «География»

для 8А, 8К классов

на 2015-2016 учебный год







Разработчик:

Романашина Анастасия Васильевна,

учитель географии

г.Усть-Илимск

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 8А, 8К классов составлена на основе нормативно-правовой документации:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (статья 12, 13, 15, 16).

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.

  3. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр), распоряжение министерства образования Иркутской области №471-мр от13.05.2013г.

  4. Образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №12» им.В,Н.Семенова

  5. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В Климанова, В.А. Низовцева // Сборник. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2013.

  6. Программа развития МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.

  7. Устав МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.

Материал в программе подается с учетом возраст­ных возможностей учащихся. На изучение предмета отводится 2 час в неделю, итого 62 часов за учебный год.

Курс « География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения истории и культуры своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления

Основные задачи курса:

- сформировать географический образ своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и её регионов;

- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими (картами, статистическим материалом и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

- развивать представление о своём географическом регионе, в котором локализируются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и различными регионами мира.

Содержание тем учебного курса «География России. Природа и население»

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Планируемые результаты

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

УМК

1. География. Россия. Природа и население. 8 класс: учебник для образовательных учреждений / под ред. А.И. Алексеева.- 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.

2.География России. Природа и население. Рекомендации к планированию уроков. 8 класс. Методическое пособие (авторы Н.П. Петрушина, Э.В.Ким)

3. Атлас. География России. Природа. 8 класс - Дрофа, 2013

4. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2013

Задачи воспитания в классах на 2015-2016 учебный год

класс

Воспитательные задачи на 2015 - 2016 уч.год

Воспитание ценностного отношения к Человеку.

  1. Формирование знания и умения в области управления саморазвитием, нравственным самосовершенствованием, социально-прогрессивной самореализацией.

Воспитание ценностного отношения к Знанию.

  1. Формирование ценностного и творческого отношения к учебной трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к Обществу.

Формирование опыта социальной коммуникации; нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Воспитание ценностного отношения к Человеку.

  1. Формирование знания и умения в области управления саморазвитием, нравственным самосовершенствованием, социально-прогрессивной самореализацией.

Воспитание ценностного отношения к Знанию.

  1. Формирование ценностного и творческого отношения к учебной трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к Обществу.

  1. Формирование опыта социальной коммуникации; нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


Учебно-тематический план

Введение


1

Раздел I. Пространство России


7

Раздел II. Природа и человек

Тема 1. Рельеф и недра

5

Тема 2. Климат

6

Тема 3. Богатство внутренних вод России

4

Тема 4. Почва - национальное достояние России

5

Тема 5. В природе всё взаимосвязано

4

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны

11

Тема 7. Природопользование и охрана природы

4

Раздел III. Население России

Тема 8. Сколько нас - россиян?

2

Тема 9. Кто мы?

2

Тема 10. Куда и зачем едут люди?

3

Тема 11.Человек и труд

1

Тема 12. Народы и религии России

3

Тема 13. Где и как живут люди?

4

Обобщение и повторение


3

Итого


62

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Плановые сроки

Скорректированные сроки

Лабораторные, практические, проверочные, контрольные, словарные и др. работы

Планируемые
результаты


Ведение (1 час)

1

Зачем мы изучаем географию России

1

07.09


Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации

Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны

Раздел I. Пространство России (7 ч)

2

Россия на карте мира



1

09.09


Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы.

Знать основные типы и виды границ

Знать понятия «территориальные

Воды», «экономическая зона», «недра», соседние государства.

Уметь показать границу России и назвать страны - соседи. Знать в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время. Их роль в хозяйстве и жизни людей. Определять поясное время.

3

Географическое положение России

1

11.09


Практическая работа №1. Сравнение географического положения России и Канады

4

Границы России

1

14.09


Практическая работа №2. Выявление особенностей географического положения Иркутской области

5

Россия на карте часовых поясов

1

18.09


Проверочная работа.

Практическая работа №3

Решение задач на определение поясного времени

6

Формирование территории России

1

21.09


Входной контроль

7

Географическое изучение территории России

1

25.09


8

Итоговый урок по разделу «Пространства России»

1

28.09


Тематический контроль

Раздел II. Природа и человек (38ч)

Тема 1. Рельеф и недра (4ч)

9

Строение земной коры (литосферы) на территории России

1

05.10


Знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмоопасные территории

Уметь показать их на карте и объяснить причины такого размещения

10

Важнейшие особенности рельефа России

1

09.10


Практическая работа №4.

Обозначение на контурной карте главных тектонических структур и наиболее крупных форм рельефа

Знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры, горы и равнины (номенклатуру).

Уметь показывать на карте объекты литосферы

11

Современное развитие рельефа

1

12.10


Практическая работа №5.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа.

Уметь приводить примеры внутренних и внешних рельефообразующих процессов

12

Использование недр. Итоговый урок по теме «Рельеф и недра»

1

16.10


Практическая работа №6.

Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой

Уметь объяснять существенные признаки явлений

Тема 2.Климат (6ч)

13

Общая характеристика климата России

1

19.10



Знать факторы, определяющие климат России, климатические рекорды и аномалии

14


Распределение температур и осадков

1

23.10


Срез знаний за 1 четверть

Знать особенности циркуляции воздушных масс по сезонам года.

Уметь объяснить образование циклонов и антициклонов

15

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и анти циклоны

1

26.10


Тест

Знать распределение температур и осадков по территории страны, факторов, которые их определяют.

Уметь использовать знания для фенологических наблюдений в природе

16

Типы климата нашей страны

1

30.10


Практическая работа №7. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей

Знать характеристику типов климатов.

Уметь составлять прогноз погоды

Знать понятие «комфортность (дискомфортность) климатических условий ».

Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

17

Климат и человек

1

13.11


Практическая работа №8. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур

18

Итоговый урок по теме «Климат»

1

16.11


Тематический контроль

Тема 3.Богатство внутренних вод России (4ч)

20

Реки

1

20.11


Знать особенности внутренних вод, понятия, номенклатуру по теме «Внутренние воды».

Уметь показать объекты на карте

21

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

1

23.11


Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр

Знать типы озёрных котловин, болот, виды подземных вод.

Уметь показать на карте южную границу многолетней мерзлоты

22

Человек и вода

1

27.11


Практическая работа №10. Характеристика реки с точки зрения возможностей её хозяйственного использования

Знать как использует человек различные водные объекты, стихийные природные явления;

Объяснять рациональное и нерациональное использование водных объектов в хозяйственной деятельности человека

23

Итоговый урок по теме «Богатство внутренних вод России»

1

30.11


Тематический контроль

Тема 4. Почвы - национальное достояние России (5ч)

24

Почвы - «особое природное тело»

1

04.12


Практическая работа №11. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования

Знать понятия «почва, гумус, почвенный горизонт», факторы почвообразования, основные свойства почв.

Уметь объяснять существенные признаки почв

25

География почв России

1

07.12


Знать типы почв России, особенности основных типов.

Уметь читать карту «Почвы России»

26

Почвы и урожай

1

11.12


Знать значение почв для хозяйственной деятельности и жизни людей.

Уметь приводить примеры мелиоративных и почвоохранных мероприятий

27

Рациональное использование и охрана почв

1

14.12


28

Итоговый урок по теме «Почвы - национальное достояние России»


1

18.12


Срез знаний за 2 четверть

Тема 5. В природе всё взаимосвязано (2ч)

29

Понятие о природно-территориальном комплексе. Свойство природных территориальных комплексов

1

21.12


Объяснять значение понятий - ПТК, ландшафт, ранжировать ПТК.

Устанавливать взаимосвязи между природными компонентами; прогнозировать изменения ПТК под воздействием на один из компонентов природы

30

Человек и ландшафты. Итоговый урок по теме «В природе всё взаимосвязано»

1

25.12


Практическая работа №12. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа схем

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (11ч)

31

Учение о природных зонах

1

11.01


Знать что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах.

Уметь находить и анализировать информацию различных источников.

32

«Безмолвная» Арктика

1

15.01


Знать особенности природно-хозяйственных зон, растительный и животный мир, основные занятия населения, экологические проблемы, географическую номенклатуру.

Уметь составлять краткую характеристику природных зон разных территорий на основе разнообразных источников информации, работать с картой

33

Чуткая Субарктика

1

18.01


34

Таежная зона

1

22.01


Тест

35

Болота

1

25.01


36

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов

1

29.01


37

Лесостепи и степи

1

01.02


Тест

38

Полупусты ни, пустыни и субтропики

1

05.02


Практическая работа № 13. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах

39

«Многоэтажность» природы гор

1

08.02


Знать понятие «высотная поясность».

Уметь объяснять причины, по которым в различных горных областях наблюдаются различные наборы высотных поясов

40

Человек и горы

1

12.02


41

Итоговый урок по теме «Природо-хозяйственные зоны»

1

15.02


Тематический контроль

Тема 7. Природопользование и охрана природы (4ч)

42

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

1

19.02


Знать понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географические районы России, заповедники России

Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов

43

Рациональное использование природных ресурсов

1

26.02


44

Охрана природы и охраняемые территории

1

29.02


Практическая работа № 14. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий

45

Итоговый урок по разделу «Природа и человек»

1

04.03


Тема 8. Сколько нас - россиян?(2ч)


46

Численность населения

1

11.03


Знать численность населения страны, факторы, влияющие на изменение численности населения.

Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям

47

Воспроизводство населения

1

14.03


Тема 9. Кто мы?(3ч)

48

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

1

18.03


Срез знаний за 3 четверть

Знать особенности возрастного и полового состава населения на территории России, среднюю продолжительность жизни.

Уметь объяснить причины социальных процессов

49

Возрастной состав населения России

1

21.03


Практическая работа №15. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе статистических материалов

Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3ч)

50

Миграции населения России

1

04.04


Знать понятие «миграция», ее основные виды. Основные направления миграции на разных этапах развития страны. Причины миграции

Уметь приводить примеры миграций

51

Внешние миг рации - в Россию и из нее

1

08.04


52

Территориальная подвижность населения

1

11.04


Практическая работа № 16. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве

Тема 11. Человек и труд (1ч)

53

География рынка труда

1

15.04


Знать понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость.

Тема 12. Народы и религии России (3ч)

54

Этнический состав населения

1

18.04


Знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии, географические особенности размещения населения, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами

55

Этническая мозаика России

1


22.04


Практическая работа № 17. Изучение особенностей размещения народов России на территории страны на основе работы с картой

56

Религии народов России

1

25.04


Тематический контроль

Тема 13. Где и как живут люди? (4ч)

57

Плотность населения. Расселение и урбанизация

1

29.04


.Знать понятия - плотность населения, главная полоса расселения, урбанизация, агломерация.

Уметь рассчитывать плотность населения, показывать на карте главную полосу расселения, города-миллионеры

58

1

06.05


59

Города России

1

13.05


Практическая работа №18.

Обозначение на контурной карте главной полосы расселения и городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны

60

Сельская Россия

1

16.05


Обобщение и повторение (3ч)

61

Итоговый урок по разделу «Население России»

1

20.05


Тематический контроль

62


Обобщающее повторение по курсу «География России. Природа и население»

1

23.05


Итоговый тест

62

Итоговый урок по курсу «География

России. Природа и население»

1

27.05




© 2010-2022