Урок-обобщение Природные зоны Казахстана

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

География Казахстана 8 класс

Тема: Обобщение знаний по теме «Природные зоны Казахстана»

Цель: 1)закрепить и обобщить знания учащихся о природных зонах Казахстана. Продолжить формирование мировоззрения о взаимосвязи всех компонентов природного комплекса.2) развивать познавательную активность, мышление, память, умение анализировать, выделять главное.3) воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности.

Тип урока: закрепление знаний.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: карта природных зон, атлас, интерактивная доска, карточки с заданием.

Ход урока:

  1. Орг.момент

Приветствие ребят.

Ищи, но только не найдёшь

Ты красоты такой,

Какой наполнен

Край тебе родной!

Красива и разнообразна природа нашей родины. И мы с вами сегодня отправимся в поход по природным зонам Казахстана. Ещё раз убедимся в разнообразии природных комплексов.

Ребята ,я просила вас найти и прочитать на уроке произведения ,которые будут подходить к нашему уроку.

2.Чтение стихов.

Степь

Едешь, едешь - степь да небо,

Точно нет им края.

И стоит вверху над степью, тишина немая.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет:

Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь - как шальные

Кони мчаться степью

Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами две-три старых ивы -

И опять в траве волнами

Ветры - переливы.

Едешь, едешь - степь да небо

Степь, все степь, как море…

И взгрустнется поневоле

На таком просторе.

И.З.Суриков.

Отрывок из повести А.Майкова.

Когда-то половецкий царь Отрок завоевал кавказкие земли.Разбогатев ,стал жить безмятежно.Однако земляки и родственники во что бы ни стало захотели вернуть его на Родину.Посоветовшись, они послали к нему гонца,поручив передать привет не только на словах,но и исполнить народную песню,а также отдать букет полыни,изобильно растущей на родной земле.Когда гонец исполнил песню,Отрок стал колебаться : песня наполнила его воспоминаниями о родных степях,о приволье края.Но, почувствовав запах любимой земли (понюхав полынь),не только смог Отрок остаться равнодушным :тоска по родному краю переполнила его сердце , и,оставив все богатства и безмятежную жизнь,он вернулся домой.

Я даю вам листок похода ,в котором вы будете сами себе ставить отметки за каждый этап похода.

Этапы похода

Оценка

1.Страна вопросов

2.Экспедиция в природную зону

3.Угадай

4.Географический диктант

5.Сравнение природных зон

6.Тестирование

3.«Страна» вопросов:

  1. Назовите природные зоны Казахстана. (показать на карте)

  2. Какие основные факторы влияют на формирование природных зон Казахстана? (сочетание тепла и влаги)

  3. Какая природная зона занимает большую территорию Казахстана? (пустыня)

  4. В какой природной зоне расположен наше село?

  5. Назовите «переходные» природные зоны? (лесостепь, полупустыня)

  6. В какой природной зоне почвы серые лесные и черноземные? (лесостепь)

  7. Типичные почвы- бурые, серо- бурые, встречаютя такыры.

  8. Назовите заповедник нашей степной зоны (Коргальжинский)

4.Творческое задание «Экспедиция в природную зону»(под музыку «Ой,ты степь широкая»)

1группа 2группа

Степь пустыня

Важно видеть и понимать природный комплекс как единое целое. Ваши «экспедиции» должны воспринимать ландшафт всеми пятью чувствами:

  1. В пустыне видеть гряды барханов, осязать сыпучий песок ступнями, слышать звон цикад, чувствовать запах полыни и ощущать её горечь во рту.

  2. А в степи: чувствовать дуновение ветра, настоянного разнотравьем, слышать пение птиц, видеть волнующее море ковыля, чувствовать запах степных цветов.

План экспедиции:

  1. Название природной зоны

  2. ФГП

  3. Климат: t января, tиюля, осадки

  4. Почвы

  5. Типичный растительный мир и животный мир

  6. Хоз.деятельность человека

(каждому по 2

Затем кто-нибудь описывает выполненное задание. (роли «климатолога», «почвоведа» , «биолога», «географа», «эколога»)

5.«Угадай»

Смотрим задание на интерактивной доске и записываем ответы в тетрадь.

1)природные зоны: лесостепь(береза, клен, дуб,осина), степь(ковыль, полынь,тюльпан,мак),пустыня(полынь),полупустыня(полынь,ковы-

ль)

2)животные, (волк, заяц, ласка, змея,черепаха)

6. Физминутка

Сядьте поудобнее , отдохните, посмотрите фрагмент «пустыня» . А теперь руки на колени, расслабьтесь, закройте глаза и вернитесь мысленно в то место где вы были в экспедиции. Выполните что видели, слышали и чувствовали когда «путешествовали».

7.Географический диктант

Записываем в тетрадь:

Лесостепь- ( 2,9,10.)

Степь- ( 3,4,8,13,15.)

Полупустыня- (6,7,12,14)

Пустыня- ( 1,5,11,16.)

  1. Занимает 44% тер.Казахстана (П)

  2. Заходит только южными окраинами на территорию Казахстана(Л)

  3. Почвы зернозёмы и каштановые (С)

  4. Лето жаркое, зима суровая, осадков от 180-300 мм в год (С)

  5. Бывают каменистые, глинистые, песчанные (П)

  6. Тянутся от берегов Урала до Алтая на 2900 км (ПП)

  7. Преобладают светло-каштановые почвы (ПП)

  8. Животный мир:суслики,сурки,дрофа (С)

  9. Растут: береза,клен,осина (Л)

  10. Почвы серые лесные и чернозёмы (Л)

  11. Здесь организованны заповедники: Устюрт и Барсакельмес (П)

  12. Осадков не более 200мм (ПП)

  13. Занимают 29% тер.казахстана (С)

  14. Много ящериц,змей, есть и степные и пустынные растения (ПП)

  15. Растёт ковыль, житняк, типчак (С)

  16. Растет черный и белый саксаул (П)

8.Сравнение природных зон.

лесостепь

полупустыня

  1. Внешний облик


  1. Климат


  1. Флора


  1. Фауна


  1. Что общего

Вот мы закончили свой поход. Я хочу вам сказать: чтобы сохранить уникальность, красоту природы, мы должны бережно к ней относится. Любите природу, будьте её защитниками. И как сказал Музафар Алимбаев:

«Защитники природы- это мы сами, дети человечества.»

А что мы должны делать ,чтобы сохранить уникальность и красоту природы?(ответы ребят)

А сейчас посмотрите видеоролик и задумайтесь об охране природы.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Как прошел урок?

Было ли интересно?

Понравился урок?

Показал ли ты свои знания

Итог урока

© 2010-2022