Доклад по теме Крупноблочная модель обучения экономической и социальной географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крупноблочная модель обучения экономической и социальной географии мира в классе естественнонаучного профиля.

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Я хочу представить вам опыт работы по крупноблочной модели обучения экономической и социальной географии мира в классе естественнонаучного профиля. (Слайд 1)

Представленная мною технология не нова, но актуальна. Сегодняшняя дидактика предстает перед школьным учителем как бессистемное нагромождение фактов, понятий, концепций, которые кажутся написанными на разных языках. Методические журналы, напротив, предлагают всякого рода «придумки» и «находки», но не дают ответа на главный вопрос: как объять необъятное - и от времени не отстать, и программу пройти, и качество знаний обеспечить, необходимое для подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗе, и при этом сберечь здоровье детей?!

Поиски определённой системы в преподавании, на мой взгляд, самого сложного курса школьной географии - экономической и социальной географии мира, привели меня к необходимости обращения к крупноблочной модели обучения. И в прошлом 2011-2012 учебном году я начала работать по данной технологии.

Большую методическую помощь мне оказали Сандалкина Наталья Николаевна, методист Управления Образования и завуч школы Демкина Татьяна Михайловна.

Мною составлено тематическое планирование уроков. Суть такого планирования - это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, всего их 11.(Слайд 2)

Блок имеет четкую структуру: (слайд 3)

ИНМ (1-2 урока) - устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие ключевых понятий;

Закрепление (1-2 урока) использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.

ОП - предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы.

Контроль (1) - контроль знаний, умений и навыков, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.

Коррекция (1) - анализ ошибок, целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

(слайд 4)

Формами организации учебных занятий в крупноблочной технологии являются:

урок лекция,урок усвоения теории

урок - практикум

урок - консультация

урок обобщения и систематизации знаний

урок - семинар

урок - зачёт

контрольная работа

урок - коррекция

Подробно рассмотрим формы организации учебных занятий.

Блок: Изучение нового материала в форме лекции. (слайд 5)

По дидактическим целям лекции принято классифицировать на:

1) вводные (мотивация изучения крупного раздела, темы; выделение ключевых понятий);

2) текущие (ознакомление с новой темой, раскрытие ее содержания);

3) обобщающие (новые знания даются на базе раннее изученных тем, вводятся более сложные понятия)

По характеру изложения выделяются лекции информационного и проблемного характера.

Лекции имеют большое значение в формировании не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений - слушать, выделять главное, свертывать информацию, вести логический опорный конспект.

Благодаря ЛОК у учащихся создается четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний;

ЛОК помогают разобраться в его структуре; выделять главное в излагаемом материале;

показывают взаимосвязь между отдельными компонентами содержания лекции;

помогают учащимся запомнить материал.

Подготовка учителя к лекции требует большой работы по отбору содержания, выделению главного, продумыванию заданий для учащихся. Сегодня я проведу в профильном 11 классе, вводную информационную лекцию с проблемным вопросом, с применением логического опорного конспекта.

Блок закрепления в зависимости от темы можно провести в виде урока - практикума, урока усвоения теории, урока - консультации. (слайд 6)

Расскажу подробнее об уроках практикумах. Роль таких уроков очень важна, так как учащиеся в процессе самостоятельной работы закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на основе работы с различными источниками информации.

Уроки-практикумы разнообразны по форме: выполнение заданий индивидуально, попарно, в группе, сочетание индивидуальной и фронтальной работы.

Различаются они и по характеру предложенных заданий - работа по плану, по инструктивной карточке, обоснование предложенных тезисов.

Данные уроки требуют особенно тщательного планирования деятельности учащихся в течении всего занятия, смены её характера и эмоциональной нагрузки.

Блок организация повторения. Возможно проведения уроков в форме семинаров, уроков повторения и обобщения программного материала. (слайд 7)

Я остановлюсь на уроке семинаре.

Семинары формируют такие общеучебные умения, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить иллюстративный материал (презентацию), строить доказательные выступления, слушать, анализировать ответы товарищей.

Подготовка к семинару включает ряд этапов.

1. В начале изучения крупной темы при ознакомлении с ее планированием внимание учащихся я обращаю на семинарское занятие, а за 2-3 недели даю вопросы, как правило, более высокого уровня сложности и возможные источники информации.

2. При необходимости провожу индивидуальные и коллективные консультации.

3. Готовлю несколько учащихся, которые помогают в ведении семинара.

4. От первого до последнего урока крупной темы нужно постоянно готовить учащихся к семинарскому занятию, обращая внимание на значимые вопросы, разные взгляды на освещение тех или иных явлений и процессов.

Семинарские занятия позволяют развивать диалогическую речь.

Следующий блок - блок - контроля. (слайд 8)

Целью блока является объективная проверка состояния знаний учащихся, высвечивание проблем и затруднений, возникших в процессе работы. Проконтролировать уровень ЗУН учащихся можно в виде зачета по типу экзамена, группового зачёта, по типу игры.

Я провожу зачеты, составляя задания по типу заданий Единого государственного экзамена. На «3» - часть А (тесты), на «4» - часть В, на «5» - обязательное выполнение частей В, С. Нравятся ребятам зачеты по типу игр, например, «Что? Где? Когда?», «Своя игра».

Контроль важен не только для учеников, но и для учителя, тем, что позволяет критически оценить свою деятельность. В случае невысоких и плохих результатов необходим переход

к блоку коррекции знаний, умений, навыков.

Целью которой является анализ ошибок, целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся в виде коллективных и индивидуальных консультаций.

Работая по крупноблочному обучению, я выявила как положительные, так и отрицательные стороны данной технологии.

Доклад по теме Крупноблочная модель обучения экономической и социальной географии

Положительными чертами данной технологии, на мой взгляд, являются:

-во-первых, приведение в систему хорошо известных форм и методов работы, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда учащихся;

- во-вторых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету, т.е. он находится в более комфортных психологических условиях;

- в - третьих, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества;

- в-четвертых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков.

-в пятых, положительная динамика обученности учащихся.

В ходе работы по крупноблочной технологии, я столкнулась со следующими проблемами:

- большие затраты времени на подготовку учителя к уроку;

  • - разный стартовый уровень ЗУН учащихся; важно, чтобы был приблизительно одинаковый уровень подготовленности учащихся;

  • Низкая учебная мотивация некоторых учащихся, особенно в 10 классе.

Взвесив, все за и против, я решила продолжить работу с использованием данной технологии, совершенствуя методы и формы обучения.






© 2010-2022