- Преподавателю
- География
- Обобщающий урок по географии (раздел Гидросфера) (6 класс)
Обобщающий урок по географии (раздел Гидросфера) (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аносова Н.И. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ГИДРОСФЕРА»
(6 класс).
Цель урока. Обобщение знаний по водам Земли, закрепить навыки умения называть и показывать воды Гидросферы на карте. Используя на уроке различные формы контроля.
Оборудование. Физическая карта полушарий, атлас - 6 класс.
Ход урока.
-
Организация класса.
-
Обобщение знаний.
-
Итоги урока.
Эпиграф: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.
Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация - это диалог между человеком и водой». Однако до 18 века ученые не знали свойства воды, считали ее простым веществом. В конце 18 столетия французским ученым Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать ее химическим путем из водорода и кислорода. И с этого момента известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В географии пользуются термином «Гидросфера».
Задания.
1. Обобщающие вопросы.
1. Какие океаны вы знаете? Назовите и покажите на карте.
2. По своим свойствам вода в океане какая?
3. Что такое соленость воды?
4. В чем выражается соленость воды?
5. Что такое промилле?
6. Как называется движение воды в океане?
7. Перечислите составные части Мирового океана. Дайте определение каждой составной части и привести примеры (работа с физической картой полушарий.)
8. О - А - С - О. Что это такое? Что такое Мировой круговорот воды?
2. Географический диктант «Океан».
Вопросы географического диктанта:
1. Океан, пересекаемый нулевым меридианом и экватором.
2. Океан, занимающий почти половину Мирового.
3. Океан, омывающий берега всех материков, кроме Африки.
4. По площади его можно сравнить с Африкой, Северной и Южной Америкой, вместе взятыми.
5. Океан, который пересекается 180 меридианом и экватором.
6. Океан, омывающий берега всех материков, кроме Австралии.
Ответы:
1. Атлантический океан.
2. Тихий океан.
3. Тихий океан.
4. Индийский океан.
5. Тихий океан.
6. Северно-Ледовитый океан.
3. Прочитайте, вставляя пропущенные слова. Озаглавьте текст.
МИРОВОЙ КРУГОВОРОТ ВОДЫ
С поверхности суши и Мирового океана непрерывно испаряется вода.
В атмосфере водяные пары конденсируются и образуют облака, которые ветром переносятся на тысячи километров. Из облаков осадки выпадают на сушу и в океан. Со временем осадки, выпавшие на сушу, возвращаются в океан по рекам или с подземными водами.
Слова для вставки: возвращаются, выпадают, испаряются, конденсируются, переносятся.
4. Определите по карте, к бассейну какого океана относится море:
-
Море Лаптевых.
-
Охотское.
-
Карибское.
-
Северное.
-
Берингово.
-
Баренцево.
-
Аравийское.
5. Какие воды относятся к водам суши? Напишите на доске. Продолжите. Дайте определение.
-
Подземные
-
Реки
-
Озера
-
Ледники
-
Искусственные водоемы.
6. Какие составные части имеет река? Дать определение каждой составной части.
-
Исток
-
Русло
-
Долина
-
Бассейн
-
Устье
-
Водораздел
7.Обозначьте исток реки - и, устье - у, приток левого берега - л, приток правого берега - п. Стрелкой покажите направление течения реки (работа со схематической карточкой).
8. Экспресс-задание.
Ответьте на вопросы и дайте определение.
-
Плавающая ледяная гора - это...
-
Единица измерения солености воды - это...
-
Выход подземных вод на поверхность - это...
-
Часть океана - это...
-
Падение речной воды с высокого уступа - это...
-
Процесс превращения водяных паров в капельки - это...
-
«Подводным дирижаблем» называют ...
-
Скопление воды в природном углублении на суше - это...
-
Группа островов - это...
-
В переводе с японского означает «большая волна».
-
Каково значение воды в природе?
9. Экспресс-эссе на тему «Как мы должны относиться к водным ресурсам?».
Учитель. Многие прозаики посвящают водам свои произведения, описывают разнообразные чувства, которые воды в них вызывают.
Цвет вод - это палитра красок от почти черного до белого. Названия говорят сами за себя: Черное море, Желтое море, Белое море, Голубой Нил, Белый Нил, Оранжевая река.
Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека, поскольку вода никогда не бывает статичной.
Состояние вод описывают разными словами:
Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(Н. Некрасов.)
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
(А. С. Пушкин.)
Люди испытывают разнообразные, в основном приятные, чувства, соприкасаясь с водой. Любят купаться, плескаться, касаться воды, свесив ноги с мостика, поболтать ими в воде.
Значение гидросферы в жизни человечества огромно.
Мировой океан - это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы. Это биоресурсы, полезные ископаемые, аккумулятор энергии и др.
Воде нет замены. Поэтому все люди должны к ней бережно относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода - самый ценный минерал нашей планеты.
-
ИТОГ УРОКА (оценки за урок).
Домашнее задание: повторить раздел «Гидросфера». Составить кроссворд, чайнворд, ребусы по теме.
Список литературы:
1. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / Сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005.
2. Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах, ответах и заданиях. 6-10 классы: Пособие для учащихся. - М.: АРКТИ, 2000.
3. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.