Интегрированный урок ты красив и могуч, мой Кавказ 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»



Интегрированный урок ты красив и могуч, мой Кавказ 8 класс


Интегрированный урок ты красив и могуч, мой Кавказ 8 класс



Интегрированный урок ты красив и могуч, мой Кавказ 8 класс







Интегрированный урок ты красив и могуч, мой Кавказ 8 класс








Интегрированный урок ты красив и могуч, мой Кавказ 8 класс














Библиотекарь

Яровая Мария Сергеевна


Учитель географии

1 квалификационной категории

Клименко Галина Владимировна






2012 год


Тема: «Ты красив и велик, мой Кавказ!»


Задачи:


  1. Познакомить учащихся с географическим положением Северного Кавказа, с именами писателей и поэтов, чье творчество связано с Кавказом

  2. Развивать воображение, выразительное чтение, географическое мышление, познавательный интерес, умение применять теоретические знания к конкретной географической территории

  3. Воспитывать нравственные и эстетические чувства и убеждения, эмоционально-ценностное отношение к природе

Тип урока:

Интегрированный библиотечный урок

Оборудование:


  1. Атласы 8-9 класс

  2. Физическая карта России

  3. Выставка книг писателей и поэтов о Кавказе

  4. Презентация к уроку

Межпредметные связи:

География, литература

Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Изучение новой темы

    1. Физминутка

    2. Закрепление нового материала (через синквейн)

    3. Домашнее задание


На фоне музыки

(слайд 1 - пейзаж гор Кавказа, вылетает Тема урока)

Библиотекарь - «Кавказ! Ты Богом край благословенный.

Твоих красот, щедрот не перечесть:

Ты добрый, теплый, сказочно красивый,

А каждый житель твой имеет честь!

Ты создан для поэзии, край милый.

Здесь Пушкин наш душою отдыхал,

А Лермонтов - извечно грустный гений

Вдали от славного Кавказа угасал.

И я люблю тебя.

Я края лучшего не знаю,

Чем ты, божественный,

Мой Северный Кавказ...»

(Ксения Грушевская город Ставрополь)

Учитель - сегодня у нас библиотечно-географический урок по теме:

«Ты красив и велик, мой Кавказ»

Пользуясь атласом «Физическая карта России», определите географическое положение Кавказа.

(один человек работает у доски)

Ученик - Горы расположены к югу от Русской равнины. От нее условно отделяются Кумо-Маныческой впадиной. Горы протянулись с северо-запада на юго-восток через перешеек, отделяющий Азовское и Черное море от Каспийского моря. На западе от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на востоке

(слайд 2 - снимок Кавказского хребта со спутника)

Учитель - Ребята, посмотрите, как выглядит Кавказский хребет из космоса.

Библиотекарь - Послушайте, как описывает географическое положение поэтесса Светлана Филиппова в мифе «Кавказ»

От Каспийского моря до Черного Моря
Кавказские горы застыли грядою.

Учитель - Около 800 млн. лет назад на территории Кавказа располагался мировой океан Тетис. В результате сейсмической активности дна, произошел разрыв земной коры, и вышедшая на поверхность магма образовала - ядро будущего Кавказа. Горы продолжают расти и в наше время. Самая высокая вершина достигла высоты 5642 м. - Как называется эта гора?

Ученик 1 - гора Эльбрус

(слайд 3 - г. Эльбрус)

Библиотекарь - Ребята, а знаете ли вы, что, пожалуй, нет в мире другой вершины, у которой было бы столько имен, сколько их у Эльбруса - 36 разных названий.

Я назову толь некоторые из них:

От Тау (Огненная гора); Эки Баш Тау (Двухголовая гора); Эки Сын (Два памятника)

Учитель - Альпинист находящийся на вершине горы Эльбрус может одновременно видеть Каспийское и Черное море.

Библиотекарь - Впервые Эльбрус упоминается в "Книге побед" персидского историка Шериф-ад-Дни Иезди. В эпоху античности, согласно легендам, в заоблачных высотах около Эльбруса, обитали воинственные амазонки. Небожитель Зевс приковал к скалам Эльбруса Прометея за то, что он даровал людям огонь. Гомер поведал о невероятных подвигах и приключениях Аргонавтов, отправлявшихся на Кавказ, к горам Эльбруса за золотым руном.

Учитель - Скажите, какие еще горы Кавказа вам известны

Ученик 2 - гора Дыхтау

(слайд 4 - г. Дыхтау)

Ученик 3 - гора Шхара

(слайд 5 - г. Шхара)

Ученик 4 - гора Казбек

(слайд 6 - г. Казбек)

Учитель - Здесь есть вулканы, которые считаются потухшими.

Это горы Эльбрус и Казбек.

Учитель - Есть и несостоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы - лакколиты: Машук, Бештау.

(слайд 7 - горы Машук, Бештау)

Библиотекарь - С горами Машук и Бештау связана одна очень красивая легенда о любви:

« Давным-давно на склоне гор (слайд 8 - Бешту, Эльбрус, Машук, Казбек)
Отары пас пастух,

Красив собой, силен и горд,
По имени Бешту.
Его хозяин, князь Эльбрус,
Был сказочно богат...
А у Эльбруса дочь была,
Красавица Машук..
Посватал дочку князь Казбек,
Он был соседом им...
...Не мил был девушке сосед,
Но дал отец тому ответ:
Согласен он, и свадьбе быть,...
Тогда красавица, в слезах,

Вскочила на коня,

Как ветерок она неслась
К обрыву у ручья.
А там Бештау, пас овец,
Метнулся ей наперерез....
...Узрев такую красоту, (слайд - 9)
Любовью был сражен Бешту.
Он ей помог сойти с коня,
Но опустились руки.
Ведь он - пастух, она - княжна,
Меж ними крепкая стена...
Они условились о встрече....
...Летит Машука все быстрей,
И мчит Бешту навстречу ей.
Вот оба спешились с коней...
Он говорил ей о любви,
Притихли в зарослях ручьи...
Как гром, Эльбрус возник внезапно. (слайд - 10)
Он вслед за дочерью скакал.
-Как ты посмел, безродный пес,
Приблизиться к Машук!...

...Я изрублю тебя в куски!-
Бешту его опередил,
И на две части разрубил
Седую голову Эльбруса.
Тогда Эльбрус, что было сил,
Свой меч на парня опустил,
И раскроил на пять частей.

Машук от слез едва жива. (слайд - 11)
Отца седая голова
Из двух разрубленных частей
И весь в крови Бешту - пред ней,
И оба недвижимы.
Потоки слез неудержимы.
Она без чувств в траву упала
И грудой каменною стала.
С тех пор горячих слез река
Бежит с подножья Машука,
Пред ней громадою Бештау
С его вершиной пятиглавой.

Ребята, скажите, может кто-то, еще знает мифы, связанные с Кавказскими горами?

Ученик - Миф «Два верных стража» о горах Казбек и Эльбрус ( вкратце рассказывают легенду)

Учитель - Вы просмотрели пейзажи гор Кавказа. Что вы можете сказать о горах?

Ученики - Пикообразные вершины, покрытые вечными снегами, острые гребни, крутые склоны, по которым стекают горные ледники

(слайд 12 - горные вершины, склоны, ледники)

Учитель - О чем говорят эти признаки?

Ученик - О возрасте гор - это молодые горы, а снежные шапки о высоте.

Учитель - Кавказские горы лавиноопасны. Как вы думаете, что может вызвать сход лавин?

Ученик - Резкое потепление, обильный снегопад, землетрясение, громкий звук

Учитель - Наш Нефтекумский район находится в Предкавказье, здесь нет гор, но было дно древнего мирового океана Тетис. Древние останки умерших обитателей океана оседали на дно, образуя осадочные породы, богатые полезными ископаемыми.

Какими полезными ископаемыми богат наш район?

Ученик - Наш Нефтекумский район богат месторождениями нефти и газа.

(слайд 13 - нефтяные вышки и завод города Нефтекумска)

Учитель - Кавказ может похвастаться не только полезными ископаемыми, но и рекреационными зонами. Что такое рекреационная зона?

(слайд 14 - рекреационные зоны)

Ученик - Зона отдыха, курорты: Домбай, Теберда, Архыз, курорты целебных минеральных вод.

Учитель - Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды - это целебный район, на территории которого находятся города курорты. Какие города курорты вы знаете?

(слайд 15 - города курорты и санатории)

Учитель - Ессентуки - грязелечебница имени Семашко, Нарзанные галереи

Кисловодск - долина Роз, замок коварства и любви

Минеральные Воды - ворота в города курорты, аэропорт международного значения, главная железнодорожная ветка Ставропольского края.

Железноводск - целебные воды богатые железом

Библиотекарь - Пятигорск - Провал, место дуэли Лермонтова, грот Лермонтова, Эолова арфа

Библиотекарь - поправить свое здоровье водами минеральных источников приезжали многие знаменитые люди.

Кто из знаменитых людей посещал Кавказ?

(Пушкин, Лермонтов, Полежаев, Денис Давыдов, Анна Ахматова, Есенин)

(слайд 16 - физ. минутка)

Учитель - Ребята, давайте совершим восхождение на самую высокую гору Кавказа - Эльбрус.

Наденьте рюкзаки (дети имитируют движения).

Подошли к подножию горы (шагают на месте).

Теперь карабкаемся по склонам горы. Вот и вершина. С горы видно Черное и Каспийское моря (поворачиваются вправо, влево).

Под ногами лежит снег. Возьмите его в руки, слепите снежок, бросьте его подальше.

Вдохните чистый горный воздух. Возвращаемся домой (шаг на месте).

Библиотекарь - Все кто хоть раз побывал на Кавказе, не остались равнодушными к красоте и величию этого края. Тема Кавказа нашла отражение в Русской поэзии. Первооткрывателем ее для русской литературы стал А.С. Пушкин.

(слайд 17 - Пушкин на фоне Кавказа)

Поэт впервые посетил Кавказ в 1820 году во время своей первой ссылки. Жизнь его резко изменилась. Вместо петербургских улиц перед ним были дикие и суровые горы Кавказа, бесконечные просторы, залитые ослепительным солнцем. Эти впечатления легли в основу поэмы «Кавказский пленник». Ребята на уроках литературы вы проходили это замечательное произведение. Может кто-то из вас помнит небольшой отрывок из поэмы «Кавказский пленник»

(слайд 18 - иллюстрации к поэме «Кавказский пленник»)

Ученик - «Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный, величавый

Белел на небе голубом...»

Библиотекарь - Денис Васильевич Давыдов, Александр Иванович Полежаев на кавказском материале создают свои поэмы и стихи: «Полусолдат», «Ночь на Кубани» и другие.

(слайд 19 - Полежаев, Денис Давыдов на Кавказе)

Библиотекарь - Для М.Ю. Лермонтова Кавказ стал поэтической родиной. Детские впечатления о горном крае оставили неизгладимый след в его памяти. Впоследствии Лермонтов был 2 раза в ссылке на Кавказе, где все с такой же страстью восхищался его красотами, мужеством людей живших в этом суровом краю. Стихи М.Ю. Лермонтова многим хорошо известны, вспомните, отрывок, посвященный Кавказу.

(слайд 20 - М.Ю. Лермонтов на фоне Кавказа)

Ученик - Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой,

Я сердцем твой - всегда и всюду твой.

Библиотекарь - Ребята не многие из вас знают, что М.Ю. Лермонтов был не только замечательным поэтом, но и художником. Тема Кавказа отражена во многих его картинах. Перед вами виртуальная картинная галерея.

(слайд 21 - картины Лермонтова о Кавказе)

Талант Лермонтова - художника многогранен. Его рисунки необычайно выразительны и динамичны. Лермонтов рисовал всю свою сознательную жизнь, с детства и до своей гибели. До нас дошли более десятка картин маслом, более 50 акварелей и свыше 300 рисунков.

(слайд 22 - место дуэли Лермонтова)

«Суровому краю свободы» он остался верен до конца своих дней.

В городе Пятигорске находится место дуэли Лермонтова.

Учитель - Предгорья Кавказа богаты не только историческими памятниками культуры, но и природными феноменами.

(слайд 23 - Провал)

«Провал» на горе Машук - это естественная пещера, представляющая собой конусообразную воронку диаметром 15 и высотой 41 метр, на дне воронки бирюзовое озеро, цвет которому придают содержащиеся в воде сера и особые бактерии. Температура воды от плюс 26 до 42 градусов, глубина озера 11 метров.

(слайд 24 - «Красные грибы»)

Ученик - Кисловодский курорт знаменит «Красными грибами», находящимися на склонах Джинальского хребта неподалёку от Долины роз.

Но это не простые грибы - это группа красных камней, похожих на грибы, результат выветривания красного песчаника. Они как настоящие боровики и подосиновики растут парами - один поменьше, а другой побольше. Вблизи становится видно, что это каменные фигуры высотой 7 метров и диаметром шляпки до З метров.

(слайд 25 - «Кольцо-гора»)

Библиотекарь - В окрестностях Кисловодска есть гора «Кольцо». Пещеры и само кольцо - результат действия влаги и выветривания. Диаметр «Кольца» восемь метров. Вот как описал гору М.Ю. Лермонтов в романе «Герои нашего времени»
12 июня в дневнике Печорина запись:

«...Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом, это ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд».
У «Кольцо - горы» туристам рассказывают легенду. Ребята, может, кто-то из вас был там и слышал ее?

Ученик - В долине Пятигорья жил нарт Араф. Были у него жена, сын и конь. Однажды ночью он услышал сильный гул. Говорит конь Арафу человечьим голосом «Напали на твой народ злые джины. Чтобы победить их, надо закалить своё сердце. Для этого надо проскочить сквозь «Кольцо-гору» и не зацепиться. При этом надо не думать ни о доме, ни о сыне, ни о жене». Дважды конь цеплялся копытом за скалу и только на третий раз Араф на коне проскочил сквозь «Кольцо-гору» и стало его сердце закалённым. В страшной сечи он разбил джинов, но был ранен и потерял сознание. Верный конь зубами поднял и понёс его к источнику Нартов - нарзану, бившему из глубокой трещины. Утолил Араф жажду, омыл раны, которые быстро зажили, сел на коня и вернулся домой.

Учитель - Необычные причуды природы можно встретить и в отдалении от кавмидводских гор. Окрестности села Александровского тоже богаты достопримечательностям. Если, двигаясь от села Северного к Александровскому, обогнёшь гору Главную, то к востоку от дороги видны скалы Столбы.

(слайд 26 - Каменные Столбы села Александровского)

Они являются как бы своеобразными воротами села, поэтому часто называются Каменными воротами. Стоят они на краю огромного яра, как два исполина, охраняя покой раскинувшегося внизу Александровского. Один из столбов похож на гигантского слона, безмятежно гуляющего по Прикалаусским высотам.

Библиотекарь - С этими столбами тоже связана очень интересная легенда.

«После потопа послал бог на Землю ангела посмотреть, что там делается. Летит ангел и видит дьявола. Сошлись они на Северной горе (теперь она называется Главной). Дьявол и говорит: «Ты иди по правую сторону, а я пойду по левую. Я здесь город заложу и людей в полон соберу, а то вы их опять потопите» И пошел ангел направо, а дьявол налево. Земля гнулась под его стопами, где ступнет, там камни выворачиваются. А у ангела ножки тоненькие, идет - и не слышно. Идет ангел, печалится: кругом грязь, нет ни камушка, ни деревца. А дьявол тем временем ворота поставил, что на горе стоят, за город принялся. Сел ангел и плачет, слезы по земле льются. Идет старичок «Что ты плачешь?» - спрашивает он. «Как не плакать, вон дьявол город строит, людей всех в полон заберет, а у меня нет ни камушка, ни деревца» «Не плачь, на вот тебе эти семечки, брось их по ветру. А слезы твои тоже людям на пользу пойдут» - и скрылся. Взял ангел семечки, бросил их по ветру - и пошла от них трава, зелень и деревья всякие, а сто го места, где слезы капали, речка «Тому назло» потекла. И пошли тут люди и заняли всю правую сторону. А на левую сторону никто не пошел. Дьявол что днем строил, то ночью обваливалось. Так он мучился, да и стал свои камни по долине разбрасывать. И сделалось все это ему назло, и потому прозвалась речка «Томузловка»

Учитель - Еще один природный памятник села Александровское - скала "Замок". Для жителей КМВ, а тем более Кисловодска, данная скала не будет чем-то сверх естественным, но вот для Ставропольской возвышенности - это очень дорогой природный памятник.

(слайд 27 - чудо Прикалаусских высот)

На холмах Александровка греются на солнышке скала «Дракон», «Крокодил», «Черепаха» и «Лягушка».

Библиотекарь - Обращаются к теме Кавказа и поэты Серебреного века русской поэзии: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Иван Бунин.

Сергей Есенин трижды совершает поездки в Грузию, Азербайджан, сейчас это страны ближнего зарубежья. Впечатления от пребывания на Кавказе легли в основу многих его произведений.

Тема Кавказа остается актуальной и в наши дни.

(слайд 28 - портреты поэтов Ставрополья)

Красоты родного края воспеты в стихах поэтов Ставрополья: Яна Бернарда, Ивана Кашпурова, Геннадия Фетеева, Костантина Ходункова и других

Вот как передает свои чувства Константин Ходунков:

Ученик 1 - Здравствуй, чудо земли, (слайд 29)

Красота без прикрас,

Богатырь- исполин,

Легендарный Кавказ...

Средь утесов литых,

Средь лучей серебра

Пораскинулся ты

Самобранкой добра.

Сколько славных имен

И грустя, и любя,

Как чарующий сон,

Воспевали тебя.

Ученик 2 - Здесь могучий Шота

Мыслью в небо взлетел,

Грибоедов мечтал,

Гордый Лермонтов пел,

Восхищались тобой

И твоей красотой

Чавчавадзе седой

И великий Толстой.

Твой задумчивый лес,

Твой загадочный лик,

Будто отблеск небес,

В мою душу проник.

(Слайд 30)

Учитель - И в заключении я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего урока. В нем, пожалуйста, отразите те знания, которые вы получили сегодня на уроке.

(2-3 человека зачитывают синквейны)

Учитель - Сегодня на уроке ребята вы узнали не только о географическом положении Кавказа, но и увидели красоту Кавказа, воспетую в поэзии.

Библиотекарь - Ребята хочу обратить ваше внимание на книжную выставку.

Здесь представлены некоторые книги Ставропольских поэтов и писателей, которые показывают красоту Кавказа, описывают города курорты и краевой центр, знакомят с замечательными людьми, народами проживающими на территории Кавказа, с их традициями и легендами. Все эти книги более подробно вы можете прочесть в нашей школьной библиотеке.

Домашнее задание:

параграф № __;

нарисовать иллюстрации к мифам и стихам о Кавказе,

передать красоту родного края через нарисованный пейзаж.





Самоанализ

интегрированного библиотечного урока

Хороший урок - это слаженный,

четко работающий механизм.

Не услышишь его пульса,

не прислушаешься к нему,

и урок не получится.


Для проведения районного семинара школьных библиотекарей «Формирование у учащихся любви к родному краю через нетрадиционный библиотечный урок» мною была выбрана близкая нам всем тема: «Ты красив и велик мой, Кавказ!». Урок было решено дать на базе 8 «А» класса. Классный руководитель - Чумаченко Валентина Сергеевна.

Считаю, что библиотечный урок о великих людях Кавказа, мифах и легендах, разбавленный интересными научными данными и пейзажами природы, очень разнообразил представление учащихся о родном крае. Простой библиотечный урок интересен уже только тем, что он отличается от традиционного урока по программе, но, проведенный совместно с любым преподавателем предметником, становится еще более насыщенным и познавательным. Вот почему для проведения семинара мною был выбран интегрированный вид библиотечного урока. В данном случае - это библиотечный урок совместно с преподавателем географии.

Библиотечно - географический урок «Ты красив и велик, мой Кавказ!» является уроком изучения новой темы в курсе географии. При подготовке и проведении данного урока мы опирались на полученные ранее знания (краеведческие, знания учащихся биографий и произведений поэтов и писателей) и умения (анализировать и делать выводы, работать с картой, декламировать стихи великих поэтов прошлого и современности).

Считаю, что после проведения нашего урока у учащихся повысится желание как можно больше интересного узнать не только о природе родного края, но и о его обычаях, традициях, великих людях, посетивших его и сделавших много значимого.

Прошедший библиотечный урок положительно повлиял не только на интерес в изучении географии или посещаемость школьной библиотеки, но и на такие предметы, как литература (многие ребята с удовольствие изучали биографии знаменитых людей, учили стихи), история, краеведение.

Предназначение данного урока в том, что нам удалось посредством географических и библиографических фактов, медийный ресурсов сформировать у учащихся глубокое чувство уважения и любви к родному краю.

Главные задачи, которые мы ставили перед собой, разрабатывая урок, - это:

  1. познакомить учащихся с географическим положением Северного Кавказа, с именами писателей и поэтов, чье творчество связано с Кавказом;

  2. развивать воображение, выразительное чтение, географическое мышление, познавательный интерес, умение применять теоретические знания к конкретной географической территории;

  3. воспитывать нравственные и эстетические чувства и убеждения, эмоционально-ценностное отношение к природе.

Темп данного библиотечного урока был выбран достаточно высокий. Связано это с тем, что было задействовано очень много интересной географической и библиографической информации. Наш край настолько богат культурно, у него красива и разнообразна природа, что хотелось как можно больше предоставить учащимся информации. Во время проведения урока был установлен тесный контакт между библиотекарем, учителем и учащимися. При изучении новой темы были использованы следующие методы: частично-поисковый, беседа, повторение опорных знаний, самостоятельная и коллективная работа, синквейн.

Нам удалось решить поставленные задачи.

На всех этапах урока дети были активны и с энтузиазмом принимали участие.

Благодаря проведенной физминутке удалось избежать переутомления учащихся.

Успех данного урока зависел от удачного использования: компьютерных технологий (презентация, музыка), книжной выставки, смены деятельности во время урока.

Мы считаем, что урок, задуманный нами, удался.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

село Ачикулак












МАТЕРИАЛ

К РАЙОННОМУ СЕМИНАРУ

ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ













2012 ГОД








© 2010-2022