Рабочая программа по географии. 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МРабочая программа по географии. 10 классУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5


Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей __________

Протокол №__ от ______________

Руководитель ШМО

________ Ф.И.О.

«Согласована»

Зам.директора по учебно-методической работе

______

_____________

Утверждена приказом МБОУ СОШ №5 от _____________ №____

Директор МБОУ

Крымской СОШ №5

________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

10 класс

Учитель Барлаухова М.Э.,

учитель географии

(предмет)

МБОУ Крымской СОШ №5





2015-2016 уч.год

с.Крым

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативные документы и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный компонент государственного Стандарта общего образования.

Приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 г. № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015-2016 уч.г

Региональный примерный учебный план (недельный) образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 уч.г. в рамках реализации БУП-2004 для среднего общего образования.

Учебный план МБОУ СОШ №5 на 2015-2016 уч.г.

География: программа: 10-11 классы: базовый уровень /О.А.Бахчиева.- М.: Вентана-Граф, 2014


  1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изучение географии в 10 классе направлено на достижение следующей цели:

  • формирование у школьников географической культуры и целостного представления о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Понятие «географическая культура», по В.П. Максаковскому включает: географические знания и умения, географическое (пространственное) мышление, специальный язык географии (понятия, термины, названия и пр.).

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  1. формирование системы знаний об экономических и социальных проблемах современного мира, формирование целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальных подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  4. формирование географической культуры и географического мышления учащихся, воспитание чувства патриотизма гражданина России;

  5. освоение учащимися специальных и метапредметных умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию географического и смежного характера.


  1. общая характеристика учебного курса «География»

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего Федеральному компоненту государственного стандарта . Освоение курса рассчитано на 104 часов в 10-11 классах (70 часов в 10 классе, 34 часов в 11 классе). Для более детального изучения программного материала в рамках выделенных часов в учебном плане школы, за основу взята программа того же автора на базовом уровне. Разделы курса учитывают закономерности изучения географических объектов, процессов и явлений (конкретное-абстрактное-обощение-теоретическое построение) и включают обучение приёмам самостоятельной работы.

Темы курса «Общий обзор современного мира» создаёт базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран.

В самом общем виде в курсе раскрывается следующее содержание:

  • современная политическая карта и этапы её формирования; группировка и типология стран; формы правления административно-территориального устройства;

  • географическая среда и устойчивое развитие; мировые природные ресурсы, их география и рациональное использование; загрязнение окружающей среды и её охрана; взаимодействие общества и природы; рациональное и нерациональное природопользование;

  • население мира; численность и воспроизводство населения; демографическая политика; состав населения мира; размещение населения; миграция и её виды; историко-географическое районирование;

  • Россия и мир.

Раздел «Страноведение и региональная политика, регионы и страны мира» и часть вопросов подраздела «Россия и мир» будут изучаться и в 11 классе.

Значительное внимание в курсе уделено влиянию хозяйственной деятельности человека на природную среду. Рассмотрена диверсификация отраслей мирового хозяйства и новейшие отрасли производства, представлен анализ социально-экономических показателей по отраслям мирового хозяйства. Изменена позиция традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Особенности глобальных проблем рассматриваются в соответствующих темах, а в завершении курса - структурируются и обобщаются.

Таким образом, география остаётся единственной школьной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направления в науке, учащиеся получают представление о результатах взаимодействия общества и природы.

Приобретённые при изучении курса компетенции могут быть применены во многих сферах будущей деятельности школьников, а также способствовать формированию у них толерантного отношения и уважения к истории, культуре и традициям народов мира.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование), критерии оценивания учебной деятельности.

Данная рабочая программа по географии определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Причиной выбора этой программы послужило следующее: в полном объеме представлены все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и способностей, обучающихся 10 классе.

В связи с тем, что на изучение географии в 10 классе добавлен 1 час из компонента образовательного учреждения, учебный материал распределён таким образом:

  1. Введение-1 ч.

  2. Общий обзор современного мира - 62 ч.

    1. Политическое устройство мира - 8 ч.

    2. Природа и человек в современном мире - 12 ч.

    3. Население мира - 13 ч.

    4. Мировое хозяйство и география основных отраслей - 29 ч.

    5. Россия в современном мире - 2 ч.

    6. Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира» - 1 ч.

  3. Резерв - 4 ч.

Примечание: Раздел 2 «Региональная характеристика мира» будет изучаться в 11 классе.

Усиление часовой нагрузки в 10 классе проведено для увеличения практической направленности обучения.


  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

По учебному плану школы на изучение географии в 10 классе выделено 2 час в неделю, т.е. 70 часов в год.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

Требования к уровню подготовки

Темы практических работ, контроль

1

Введение

1

Предмет социально-экономической (общественной) географии в системе географических наук. Современный комплекс географических наук, его специфика и место в системе научных дисциплин, роль в решении современных научных и практических задач. Формирование представления о географической картине мира. Ключевые теории, концепции и современные методы получения географических знаний. Методы (общегеографические: традиционные и современные, частные), подходы и концепции экономической и социальной географии. Использование традиционных и современных методов для поиска, обработки и представления географической информации. Различные источники географической информации. Географические карты - источник географических знаний, их содержание и назначение. Картографические проекции, искажения площадей, форм, углов, расстояний. Способы изображения географических объектов и явлений на картах. Виды карт. Топографические карты и их практическое использование. Географические атласы. Электронные карты и атласы. Пространство - объект изучения географии. Географическое пространство и его составляющие. Понятие территории. Территориальные возможности расселения и ведения хозяйства. Географические особенности пространства различных стран. Источники географической информации. Моделирование - метод географии. Примеры моделирования в географии. Новейшие методы географических исследований. ГИС. Геоинформационные системы - их роль в решении теоретических и практических задач. Космический мониторинг Земли.

Знать и объяснять сущностные признаки понятий: «социальная и экономическая география», «метод географических исследований». Знать и понимать основные этапы развития экономической географии как науки. Уметь объяснять состав современного комплекса географических наук, его специфику и место в системе дисциплин, роль в решении современных научных и практических задач. Объяснять сущность традиционных и современных методов географических исследований, уметь применять методы: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования, ГИС и др. Знать основных учёных, внёсших вклад в развитие экономической и социальной географии и её отдельных отраслей.

2

Общий обзор современного мира

62



2.1.

Политическое устройство мира

8

Современная политическая карта как историческая категория. Завершение к началу XX века территориального раздела мира. Основные этапы изменения политической карты в ХХ и ХХI веках классификация и типология стран мира. Понятие «унитарное» и «федеративное» государство как форма государственного устройства. Государственный строй стран мира. Понятие «монархия» и «республика» как основные формы правления. Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран. Понятие «валовой внутренний продукт». ВВП и ВНП как главные индикаторы уровня развития страны. Формирование многопризнаковой классификации стран регионов мира.

Знать и объяснять основные географические понятия и термины:»политическая карта», «страна», «государство», «унитарное государство», «федеративное государство»,» монархия», «республика», «валовой внутренний продукт», « валовой национальный продукт», «несамоуправляющиеся территории». Выделять, описывать и объяснять изменения на политической карте мира (от Древнего мира до Новейшего времени). Понимать специфику устройства современного мира, основные тенденции изменения политической карты мира. Знать и выделять основные признаки развитых и развивающихся стран, принципы классификации и группировки , типологии основных стран мира. Знать наиболее крупные по численности населения и площади государства мира, страны с монархической формой правления. Уметь приводить примеры стран, имеющих различное географическое положение. Уметь называть несамоуправляющиеся территории на современной карте мира. Устанавливать взаимосвязи между развитием политической карты мира и этапами становления крупнейших государств. Называть основные политические группировки (и страны, входящие в их состав), создаваемые в период со второй половины ХХ века (АНЗЮС, Варшавский договор, НАТО и др.). проводить самостоятельный поиск информации об основных процессах, происходящих на современной политической карте мира, из различных источников.

Практическая работа №1: «Нанесение на карту группы стран»

2.2.

Природа и человек в современном мире

12

Земля как планета Солнечной системы. Форма, размеры, масса и движение Земли. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Географическая оболочка, основные этапы её развития. Основные свойства, закономерности. Целостность географической оболочки. Круговороты вещества и энергии. Ритмичность географической оболочки. Учение о географической оболочке. Природные комплексы. Понятие о природном комплексе как геосистеме. Закон географической зональности. Географические пояса и природные зоны Земли. Секторность. Высотная поясность. Азональность в географической оболочке. Зональность в Мировом океане. Природно-аквальные комплексы. Локальные геосистемы. Классификация ландшафтов. Географическая (окружающая) среда. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия с позиции географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства. Геоэкология. Загрязнения, их виды. Факторы изменения природной среды человеком. Антропогенные изменения ландшафтов. Влияние окружающей среды на человека. Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономическая оценка. Понятие о ресурсообеспеченности. Природопользование рациональное и нерациональное. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории и виды ООПТ в России. Категории ООПТ в мире. Минеральные ресурсы. Обеспеченность минеральным сырьём различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсивному: комплексное освоение полезных ископаемых. Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация земель. Лесные ресурсы. География лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты. Её масштабы и последствия. Мировые водные ресурсы. Ресурсы пресной воды. Ресурсы Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы океана. Проблемы использования Мирового океана. Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические центры мира. Климатические ресурсы. Изменение отдельных видов ресурсов на протяжении истории развития человечества. Понятие «экологическая ёмкость» территорий. Современное состояние освоения планеты. От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Понятие «глобальные проблемы человечества».
Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем.

Знать и понимать основные географические понятия и термины: «географическая среда», «загрязнение окружающей среды», « природные ресурсы», природные условия», «природно-ресурсный потенциал», «ресурсообеспеченность», «природопользование», «деградация почв», «экологическая ёмкость», «лесистость», «марикультура», «глобальные проблемы человечества». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Знать и классифицировать природные ресурсы. Знать и объяснять отличительные характеристики рационального природопользования, меры коллективной экологической безопасности. Называть: закономерности особенности размещения, проблемы и перспективы использования, меры по сохранению мировых минеральных ресурсов; их главные месторождения; особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, водных, климатических, рекреационных ресурсов, ресурсов Мирового океана, а также основные показатели, характеризующие природно- ресурсный потенциал отдельных регионов и стран мира, соотношение эффективной территории и государственной территории. Определять по картам и статистическим материалам особенности размещения основных видов природных ресурсов, основные месторождения и ресурсные базы. Уметь оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, выделять районы с экстремальными природными условиями; территории, подвергающиеся экологическим катастрофам. Читать, анализировать, сравнивать, прогнозировать при работе со статматериалами. Называть ( и приводить примеры) отдельные экологические проблемы и варианты их решения. Объяснять причины увеличения территорий хозяйственного освоения в различные исторические периоды. Уметь классифицировать антропогенные загрязнения окружающей среды и анализировать экологическое состояние местности, проводить комплексное исследование экосистем своей местности, предлагать меры по улучшению экологической ситуации. Приводить примеры рационального природопользования на планетарном уровне : «зелёная экономика», « «зелёное размещение», зелёное развитие» отдельных стран и др.

Практическая работа №2: «Оценка ресурсообеспеченности по картам и статистическим материалам одной из стран мира (по выбору учителя).

Практическая работа №3 «Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений полезных ископаемых и районов их наиболее выгодного территориального сочетания»

2.3.

Население мира

13

Численность и воспроизводство населения. Источники данных о численности населения. Изменение численности населения мира. Понятие «воспроизводство населения». Типы воспроизводства населения как отражение уровня социально-экономического развития стран. «Демографический взрыв», его причины и последствия. Теория демографического перехода. Понятие «депопуляция». Демографическая политика: её направления, эффективность и результаты в различных странах. Состав населения. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастные пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения. Этнический состав населения. Формирование народностей. Понятия «нация», «народ», «народность». Крупные народы и языковые группы. Равноценность национальных культур. Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире. Равноценность национальных культур. Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень и формы урбанизации. Понятия «агломерация», «мегалополис». Крупнейшие города и мегалополисы мира. Экологические проблемы крупных городов. Формы сельского расселения. Типы миграций, их значение для развития стран. География миграций населения, их причины и последствия. «Утечка мозгов». Понятие об уровне жизни населения. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения регионов мира и странах. Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения. Проблема разоружения и сохранения мира. Вопросы разоружения и конверсии.

Знать и понимать основные понятия и термины: «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «теория демографического перехода», «демографическая политика», депопуляция», «нация», «народ», «народность», экономически активное население», урбанизация», «субурбанизация», «агломерация», «мегалополис», «миграция населения», уровень жизни». Знать и объяснять численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их географическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, области их распространения, различия в уровне и качестве жизни населения отдельных регионах и странах мира; основные направления внешних и внутренних миграций; проблемы современной урбанизации. Знать основные показатели, характеризующие население мира, отдельных стран. Прогнозировать темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах. Уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию. Называть виды и функции городов, виды сельских поселений, виды миграций. Показывать по картам центры основных религий. Приводить примеры реализации демографической политики отдельных стран мира. Находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Практическая работа №4: «Сравнительная характеристика населения стран мира» (по выбору учителя)

2.4

Мировое хозяйство и география основных отраслей

29

Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Структура мирового хозяйства. Отраслевая территориальная структура мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, отрасли международной специализации, международное разделение труда. Новейшие отрасли мирового хозяйства. Транснациональные корпорации. Крупнейшие ТНК мира, их география. НТР характерные черты и основные направления НТР. Факторы размещения производительных сил. Воздействие НТР на мировое хозяйство. Промышленность мира. География основных отраслей, регионов различной специализации. Основные промышленные центры. Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. Влияние промышленности на окружающую среду. Страны и регионы - крупнейшие производители промышленной продукции. Сельское хозяйство, его главная роль в современном мире, главные тенденции развития. Внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Земледелие. «Зелёная революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Особенности географии отдельных отраслей. Соотношение земледелия и животноводства по странам. Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Международные магистрали и транспортные узлы. Мировая торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических взаимоотношений. Ведущие экспортёры основных видов продукции. Международный туризм. Сущность и виды объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главные туристические районы мира. Место сферы услуг в мировой экономике. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей.

Знать и понимать основные понятия и термины: «мировое хозяйство», «экономика», «отраслевая структура хозяйства», «отрасли хозяйства», «международная специализация», международное географическое разделение труда», научно-техническая революция», «зелёная революция», «монокультура». Понимать и объяснять сущность НТР. Уметь характеризовать мировые экономические связи, объяснять причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков. Знать и объяснять понятия «топливная промышленность», «транспортная система», «торговый баланс», «интеграция». Знать и объяснять географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства, традиционных и новых и новейших отраслей промышленности, отраслей сельского хозяйства, мирового транспорта, сферы услуг. Показывать по карте главные центры топливной промышленности, электроэнергетики, металлургии, машиностроения, химической, лесной промышленности, производства строительных материалов, лёгкой и пищевой промышленности, транспортной инфраструктуры, растениеводства и животноводства, сферы услуг. Составлять краткие характеристики отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, основных видов транспорта, сферы услуг. Организовывать самостоятельную информационно-познавательную деятельность по изучению новейших отраслей промышленности, включая умения ориентироваться в различных источниках информации. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Анализировать причины, влияющие на международную специализацию крупнейших регионов и стран мира, задачи интеграционных отраслевых союзов.

Практическая работа №5 « Анализ экономических карт мира и отдельных территорий. Определение направлений основных грузопотоков угля, нефти , природного газа, железной руды»

2.5

Россия в современном мире

2

Экономическая интеграция и Россия. Место России и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Международные связи России со странами мира) интеграционные группировки с участием России: ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА, АТЭС, СНГ, ШОС. Россия и интеграционные объединения арабских стран.

Проводить первичную экспертизу результатов экономической интеграции и оценивать роль России и отдельных регионов (на примере своего региона).

2.6.

Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира»

1



3..

Резерв

(используется для восполнения пробелов знаний и умений в течении года)

4




Итого:

70




  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер урока

Дата проведения

Раздел учебной программы по предмету

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Темы контрольных, практических, лабораторных работ

1


Введение

Экономическая и социальная география в системе географических наук.

1

Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой, атласом. Называть структуру экономической и социальной географии. Выяснять роль географической науки в решении практических социально-экономических задач страны и мира. Выделять методы географических исследований. Определять принципы работы с ГИС




Общий обзор современного мира



62




Политическое устройство мира


8


2






Многообразие стран современного мира.

1

Группировать страны по различным признакам. Приводить примеры крупнейших стран по численности населения и величине территории. Сравнивать географическое положение стран мира, устанавливать сходство и различия. Выделять страны по уровню социально-экономического развития. Находить по карте мира страны с различными формами правления и админстративно-территориального устройства. Отличать признаки монархии, республики, федерации, унитарного государства.

Практическая работа №1 «Нанесение на карту группы стран»

3-4



Типология стран мира.

2


5



Формы государственного правления. Практическая

работа №1


1

6



Изменения на политической карте(от Древнего мира до начала ХХ века)

1

Выделять по тексту учебника и описывать в историческом времени периоды формирования политической карты мира (от Древнего мира до Новейшего времени). Читать политическую карту мира.


7-8



Формирование политической карты мира в ХХ веке

2


9



Особенности современной политической карты мира.

1



Природа и человек в современном мире


12


10



Географическая среда и человек


1

Называть различия между географической оболочкой и географической средой. Приводить примеры различных видов загрязнений окружающей среды по источнику загрязнения, по охвату территории. Классифицировать природные ресурсы по различным критериям. Объяснять отличительные признаки рационального природопользования. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран.

Практическая работа №2: «Оценка ресурсообеспеченности по картам и статистическим материалам одной из стран мира (по выбору учителя).

Практическая работа №3 «Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений полезных ископаемых и районов их наиболее выгодного территориального сочетания»

11-12



Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность

Практическая работа №2


2

13-14



География минеральных природных ресурсов.

Практическая работа №3


2

15




Земельные ресурсы мира.


1

16



Лесные ресурсы мира


1

17-18



Мировые водные ресурсы


2

19



География неисчерпаемых природных ресурсов


1

20-21



Экологическая проблема- глобальная проблема человечества.

2



Население мира


13


22




Изменение численности населения .

1

Определять численность и динамику изменения численности населения мира, отдельных регионов и стран на основе анализа текстов, статматериалов. Называть основные показатели, характеризующие население мира, отдельных стран. Выявлять изменения естественного прироста населения в отдельных странах мира на основе статматериалов. Обсуждать примеры демографической политики отдельных стран мира.

Назвать основные показатели, характеризующие население мира и отдельных стран. Объяснять этнографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, и области их распространения. Выделять основные мировые религии. Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе дополнительных источников информации. Называть основные признаки миграции, назвать виды и причины миграций. Объяснять основные направления внешних и внутренних миграций. Объяснять проблемы современной урбанизации. Характеризовать глобальную проблему разоружения и сохранения мира.

Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика населения стран мира» (по выбору учителя)

23



Воспроизводство населения.


1

24



Демографическая политика государств мира.

1

25



Состав населения. Возрастной состав.

1

26



Половой состав населения мира.

1

27



Социальный состав населения мира

1

28



Этнический состав населения мира.

1

29



Религиозный состав населения мира. Мировые религии. Христианство.

1

30



Ислам.

1

31



Буддизм и национальные религии.

1

32



Размещение и

миграции населения мира

1

33



Городское и сельское население мира.

1

34



Проблемы населения современного мира.

Практическая работа №4

1



Мировое хозяйство и география основных отраслей


29


35



Мировое хозяйство и основные этапы его развития

1

Обсуждать существенные признаки понятий.

Составлять типовой план характеристики отрасли хозяйства. Обсуждать сущность, направления, следствия НТР. Выявлять и объяснять сущность состав, значение и проблемы различных отраслей хозяйства мира и отдельных стран и регионов. Работать со статматериалом. Называть существенные характеристики понятия «интеграция». Применять географические знания для объяснения и оценки эффективности международных экономических связей называть экономические интеграционные группировки и их цели.


36-37



Научно-техническая революция и её роль в становлении мирового хозяйства

2


38



Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства.

1


39



Топливная промышленность


1

Практическая работа №5

« Анализ экономических карт мира и отдельных территорий. Определение направлений основных грузопотоков угля, нефти, природного газа, железной руды»


40



Угольная промышленность мира

.

1

41



Нефтяная промышленность мира.

Газовая промышленность мира.

Практическая работа №5


1

42



Энергетика мира.

1

43



Мировая металлургия. Черная металлургия.

1


44




Цветная металлургия.

1

45



Машиностроение мира. Характеристика машиностроения мира.

1


46




Тяжёлое машиностроение.

1

47




Транспортное машиностроение.


1

48



Электротехника. Машиностроительные ТНК.

1

49



Мировая химическая промышленность.

1


50




Химия органического синтеза.

1

51



Производство строительных материалов и лесная промышленность

1


52



Легкая промышленность.


1


53



Пищевая промышленность мира

1

54



Сельское хозяйство.


1


55



Растениеводство мира


1

56



Животноводство мира.


1


57



Сельское хозяйство и окружающая среда

1

58




59



Мировой транспорт. Сухопутный транспорт.


Водный и воздушный транспорт.


1




1


60



Мировая торговля и сфера услуг.


1


61



Международный туризм.


1

62



Международная специализация стран и регионов мира.

1


63




Международная интеграция стран и регионов мира

1



Россия в современном мире


2


64



Социально-географическая характеристика России.

1

Обсуждать место и роль России в международной интеграции.


65



Россия в современном мире.

1


66


Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира»


1

Обобщать содержание раздела. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы раздела. Решать учебные задачи. Тестирование.




Резерв

(темы резервных уроков определяются учителем, исходя из уровня освоения учащимися)



4



Итого:

70





VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Экономическая и социальная география мира. О.А.Бахичева, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»-2013 г.

  2. Географический атлас 10 класса - 2013 г.

  3. Электронное приложение к учебнику Чаплин В.А. «Экономическая и социальная география мира»

  4. Комплекты карт по мировому хозяйству

  5. Комплекты карт по теме население

  6. Комплекты карт по регионам мира

  7. Комплект таблиц и картосхем


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

Личностными результатами обучения географии являются: формирование готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование мотивации учеников к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, экологическую культуру, формирование российской гражданской идентичности.

Изучение географии в старшей школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • формирование гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • формирование готовности к служению Отечеству;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • развитие навыков сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • воспитание готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

  • формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов нс состояние природной и социальной среды.

Метапредметные результаты направлены на освоение обучающимися межпредметных понятий и УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Изучение географии в старшей школе должно отражать достижение следующих межпредметных результатов:

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства ИКТ;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

  • владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные результаты освоение основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом уровне.

Предметные результаты на базовом уровне ориентированы преимущественно на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты на базовом уровне:

  • владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих а географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления географических закономерностей и тенденций., получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Система оценивания учебной деятельности


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.




Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.





Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ



Оценка "5" ставится, если ученик:


  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.


Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.


Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии


Отметка "5"


Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.


Отметка "4"


Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.


Отметка "3"


Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.


Отметка "2"



Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.


Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.




Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


Критерии оценки презентации


Критерии


Баллы


Оценка
группы


Оценка класса


Оценка
учителя


СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ





Титульный слайд с заголовком


3


Минимальное количество - 10 слайдов


3


Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)


3


Библиография


3


СОДЕРЖАНИЕ




Сформулированы цель, гипотеза


3


Понятны задачи и ход исследования


3


Использование эффектов анимации


3


Вставка графиков и таблиц


3


Правильность изложения текста


3


Результаты и выводы соответствуют цели


3


ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ




Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы


3


Слайды представлены в логической последовательности


3


Красивое оформление презентации


3


Единый стиль


3


ОРГАНИЗАЦИЯ




Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося.


3


Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией


3


СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ


3


Общее количество баллов






Принципы подведения итогов:

  1. Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).

  2. Итоговый балл классифицируется следующим образом:


25 - 34 баллов - оценка «3»

35 - 44 баллов - оценка «4»

45 - 51 баллов - оценка «5»



Критерии оценивания эссе


Эссе оценивается на 5 баллов, если:



1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2.Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа;

3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты или личный социальный опыт.



Эссе оценивается на 4 балла, если:


1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2.Проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты или личный социальный опыт.



Эссе оценивается на 3 балла, если:

1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2. Проблема раскрыта при формальном использовании терминов;

3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

Эссе оценивается на 2 балл, если:

1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2. Проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы.

Критерии оценивания буклета


Критерии


баллы


Само-

оценка


Оценка

групп


Оценка

педагога


Содержание

Постановка цели

Цитаты

Раскрытие темы

Трактовка понятий

Объем текста


5


Дизайн

Автор

Адрес

  1. страница

  2. страница


Графика


5


Орфография

Грамотность


2


Внешний вид

Cтиль


2


Практическая значимость


4


Адрес, ссылки, ресурсы


2


Всего:


20


Итог:





Принципы подведения итогов:

Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).

Итоговый балл классифицируется следующим образом:


10 - 13 баллов - оценка «3»

14 - 17 баллов - оценка «4»

18 - 20 баллов - оценка «5»



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания ШМО учителей

___________________

___________________

___________________

МБОУ СОШ №5

от _____ 2015г. №1

Рук. ШМО _______ / _____________

(подпись) / (ФИО)

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УМР


__________ /


__________ 2015 г.

5


© 2010-2022