- Преподавателю
- География
- Преподавание предметов на основе материалов ЦПВ Росток
Преподавание предметов на основе материалов ЦПВ Росток
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ярославцева Т.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Учитель географии и краеведения
МКОУ Таяндинской СОШ
Ярославцева Татьяна Владимировна
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ
ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ЦПВ) «РОСТОК»
Начиная преподавание краеведения в 6 классе в 2006 году, и не имея (кроме краеведческой концепции) УМК по предмету (даже программы), мне было понятно, что только большая методическая копилка школьного краеведческого музея, составленная коллективом музейных работников и руководителями ЦПВ «Росток», поможет мне в подготовке уроков. Исколесив всю Челябинскую область, ЦПВ «Росток» собрал уникальную коллекцию по промышленным производствам Урала, его физико-географическим особенностям. Знакомясь с новыми интересными людьми во время поездок по Южному Уралу, ученики и их руководители получали прекрасную возможность общения с ними, а результатами таких общений опять-таки становились «дорогие» экспонаты и, конечно же, впечатления ребят, которые только укреплялись на уроках географии и краеведения в последующем.
Использовать материалы ЦПВ «Росток», как оказалось, возможно, и в качестве национально-регионального компонента на уроках географии. Материалы, которые ребята приносят из походов, автопробегов активно используются при рассмотрении вопросов регионального характера, эти материалы «питают» науку географию, создавая три главных потока информации: географическая, историческая и культурологическая информация.
Пример использования материалов ЦПВ «Росток» на уроках географии
в качестве национально-регионального компонента
Класс: 9
Тема урока: Военно - промышленный комплекс России;
Материалы ЦПВ «Росток»: конспект экскурсии в музей химкомбината «Маяк», фотографии в брошюре «ПО Маяк - 45», газетные статьи «ПрО МАЯК»;
Тема НРК: «Закрытые» города Челябинской области;
В марте 2002г. группе учащихся МОУ Таяндинской СОШ с руководителями ЦПВ «Росток» удалось побывать в «закрытом» городе атомщиков Озёрске. Проходила эта экскурсия в рамках очередного автопробега «Гордимся славою Урала» по маршруту: Еткуль - Озёрск - Касли - Кыштым - Челябинск - Еткуль. На КПП г. Озёрска без специально оформленного пропуска в город не въехать. Прежнее название города «закрытое» - Челябинск - 65, ещё ранее - Челябинск - 40. В районе Иртяшско - Каслинской системы озёр начинается «знаменитая» река Теча. На берегу самого озера Иртяш находится г. Озёрск, в 8 км., от него располагается ПО химкомбинат «Маяк». За химкомбинатом располагается оз. Карачай, где и хоронят остеклованные отходы ядерного производства. Вначале отходы сбрасывали в р. Теча (до 1951г.) в расчёте на быстрое очищение (но скорость течения реки и количество сбрасываемых отходов были рассчитаны неверно), даже сейчас грязная вода из оз. Карачай распространяется под землёй со скоростью 70 метров в год. Есть способы обезопасить себя от радиоактивного заражения, но нет денег на ликвидацию угрозы. Пляжи оз. Карачай засыпали щебнем в 1 метр толщиной (чтобы при падении уровня воды илистые массы не разносились ветром). Зеркало воды от испарения пришлось закрывать. Сейчас озеро почти захоронено.
Но значение ПО «Маяк» в целом для страны огромно. Это наш ядерный щит. ПО «Маяк» - это ряд заводов: урановый, плутониевый, изготовления боевых зарядов. Научное руководство работами на объединение осуществляли И.В.Курчатов (1903 - 1960гг.), производством типа А руководил Александров (1903 - 1994гг.), академик Доллежаль - автор проектов всех реакторов, умер в возрасте 101г.
На плутониевом заводе из плутония делают ТВЭЛы. Здесь разбирают боеголовки, очищают, превращают их в шарики и захоранивают. В них - энергия. Это запас на случай, когда исчерпаются все ресурсы.
Россия заключила договор с США по поставке им низкообогащенного урана. ½ энергии США из нашего урана. Мы получаем от них высокообогащенный уран, превращаем его в низкообогащенный на ПО «Маяк», имея за это 12 млрд. $ из расчёта 500т., переработки.
«Братом» ПО «Маяк» является Томск - 7.
С приходом информационных технологий в образование вопрос с наглядностью на уроках вообще не стоит, благо в цифровом формате её предостаточно. Но как интересно самим ребятам проектировать будущие уроки, ведь видеосъёмка и фотографии, которые они делают самостоятельно в походах, автопробегах используются учителями нашей школы. Так, при изучении форм рельефа (на уроках географии и краеведения в 6, 7,8 классах) фотографии местного ландшафта легли в основу при оформлении презентаций к урокам.
На уроках стало заметным, что ребята зачастую задаются рядом проблемных вопросов, которые они осмысленно формулируют и хотят найти на них ответ. Пришлось внеурочную деятельность по предметам естественно - гуманитарной направленности укладывать в целое научное общество учащихся, которое в нашей школе посещают дети в возрасте 12-16 лет. С 2010 года НОУ руководила Ярославцева Т.В., в 2012 году - учитель физики Орзуева Наталья Анатольевна. Несомненно, что легла в основу исследовательской деятельности по географии и краеведению, работа ЦПВ «Росток». Чаще всего дети создают исследовательские проекты, которые имеют чёткую продуманную структуру: актуальность темы, цель и гипотеза, предмет и объект исследования и вытекающие из них задачи, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Примером данного вида работы может являться исследовательский проект ученика 7 класса (теперь уже выпускника МКОУ Таяндинской СОШ) Романовского Сергея «Облака нашей местности по сезонам года. Предсказание погоды». Работу по наблюдению за облаками и изменением погоды Сергей начал вести, будучи ещё 6-тиклассником, а обобщил и систематизировал полученные результаты в 2008 году. Сложностью при выполнении работы явилось то, что зафотографировать облака оказалось не так- то просто. Первые кадры не получались, фотографии не давали чёткого видения и распознавания того или иного вида облака. Значит, угол фотографирования не верен, сделал вывод Сергей. Остальные фотографии пришлось делать с крыши дома, чтобы угол обзора был минимален. Результаты данной работы: сводная таблица и альбом облаков, являются методическими помощниками при рассмотрении тем в 6 классе по географии: «Водяной пар в воздухе», «Облака», «Атмосферные осадки, основные виды облаков»; а так же III место в номинации «Экология» VII региональной открытой конференции исследовательских работ «Наследие» в 2008 году. Ещё одно подтверждение заинтересованности детей в изучении своей малой родины: исследовательский проект «Мусор - экологическое бедствие». Над ним работали старшеклассники два года, привлекая внимание общественности к загрязнению промышленному и бытовому деревни Таянды и прилегающих к ней территорий. Проект получился серьёзный, результаты данной работы, как говорится «на лицо», в деревне и рядом с ней стало чище, а региональная общественная детская экологическая организация «Планета детей» присудила II место в конкурсе исследовательских работ «Природа бесценный дар - один на всех» в 2010 году данному проекту.
В заданиях Всероссийской олимпиады школьников по географии 25% вопросов - это вопросы на знание особенностей природы, экономики своей малой родины. Только при непосредственном участии в изучении промышленных производств Южного Урала, только в том случае, когда ребёнок сам соприкоснётся и увидит особенности природы своей местности, у него останутся неизгладимые впечатления и память. То есть, работа ЦПВ «Росток» помогает решать и эту проблему учителю - готовить детей к олимпиадам. А результаты не заставляют ждать: который год подряд ученики МКОУ Таяндинской СОШ становятся победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Информация по использованию возможностей школьного краеведческого музея
МКОУ Таяндинской СОШ для преподавания
краеведения и др. гуманитарных дисциплин
№ п/п
Методические папки, разработки, экспонатура школьного музея
Предмет
Тема курса, в которой используется музейный фонд
1.
История школы (в фотографиях, воспоминаниях, документах)
Краеведение
Обществознание
История родного края
Тема курса «Я и школа» в 5,6,7 кл.
2.
История с. Таянды (печатная книга, фотоальбом, сочинения детей и др.)
Краеведение
История
История родного края
3.
Материалы об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны (сочинения в папке «Память не гаснет», фотоальбом, др. материалы)
История
Великая Отечественная война
4.
Материалы с раскопок времен ВОВ 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012г. на Синявинских высотах, под г. Ржев (участники раскопок - учащиеся школы)
История
Великая Отечественная война
5.
Методические папки «Эстафета памяти» с материалами по дер. Березняки, Депутатское (дети этих деревень - учащиеся МКОУ Таяндинской СОШ)
Краеведение
История
Топонимика. Местные названия
История СССР во 2-й половине 20 века
6.
Экспонаты с методической папкой «Нумизматика: Россия с 1840 г. и до …», «Монеты разных стран мира», «Монеты стран СНГ»
История
Обществознание
ВИДы, пропедевтика
Экономика. Деньги
7.
Материалы автопробегов (фотографии, сочинения детей, экспонаты производств, видеоматериалы и др., сформированные в отдельные папки)
-
Вехнеуральск. История Оренбургского казачьего войска.
Краеведение
Обществознание.
История образования Исетской провинции.
«Патриарх южноуральских городов». Город - музей Верхнеуральск
Сферы жизни общества
-
Кыштым - Озёрск. Демидовские места, ПО «Маяк»
География
Краеведение
Военно-промышленный комплекс России
«Демидовское наследие». Города - заводы Касли и Кыштым
-
Златоуст - Сатка (фотоальбом Златоустовской оружейной кампании, экспонаты производств и пр.)
Краеведение
География
Саткинские пороги. «Город крылатого коня». Златоуст.
Машиностроительный комплекс России.
Металлургический комплекс России
-
Аша - Миасс (Миасский машиностроительный завод)
География
Машиностроительный комплекс России
-
Троицк (история города, город - ярмарка, город - казачья граница - укрепление) - фотоальбомы, экспонаты предпреятий
Краеведение
«Торговые ворота Зауралья». Город - музей Троицк
-
Коркино, Коркинский угольный разрез, Коркинский стекольный завод (экспонаты, фото)
География
Краеведение
Химический комплекс России;
Горнодобывающие отрасли России;
Горные породы и минералы своей местности
-
Аркаим. Страна городов.
Краеведение
История
Укреплённые поселения бронзового века в Южном Зауралье
-
Усть-Катав. Пещеры под Усть-Катавом. Усть-Катавский вагоностроительный завод
География
Краеведение
История
Машиностроительный комплекс России
«Пещеры и каменные палатки».
Святилища древних обитателей южноуральских гор
-
Юг Челябинской области: Варна, Магнитогорск
Краеведение
«Металлургическая столица России». Памятники индустриального Магнитогорска
-
Игнатьевская пещера
Краеведение
«Пещеры и каменные палатки». Святилища древних обитателей южноуральских гор
-
Пещеры вдоль
р. Сухарыш
Краеведение
«Пещеры и каменные палатки». Святилища древних обитателей южноуральских гор
-
Коелга. Коелгинский мраморный рудник
География
Горные породы и минералы.
Горнодобывающие отрасли России
-
ЧТЗ - вчера, сегодня, завтра
География
Машиностроительный комплекс России
Экспонаты, представляющие материальную культуру жителей Южного Урала: предметы быта, орудия труда, одежда, хозяйственные принадлежности и др.
История
Жизнь и быт народов Южного Урала в разные исторические периоды
По истечении стольких лет работы, понимаешь, что через изучение родного края лежит путь к глубокому познанию нашей огромной страны и планеты в целом. И главное - оно не возможно без интереса к родному краю, потому что каждый человек - не только частица живого, он - источник преобразований всего мира. И прежде всего, положительных преобразований своей малой родины - места, где родился и вырос, своей большой родины - России.