Преподавание предметов на основе материалов ЦПВ Росток

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Учитель географии и краеведения

МКОУ Таяндинской СОШ

Ярославцева Татьяна Владимировна

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ

ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ЦПВ) «РОСТОК»

Начиная преподавание краеведения в 6 классе в 2006 году, и не имея (кроме краеведческой концепции) УМК по предмету (даже программы), мне было понятно, что только большая методическая копилка школьного краеведческого музея, составленная коллективом музейных работников и руководителями ЦПВ «Росток», поможет мне в подготовке уроков. Исколесив всю Челябинскую область, ЦПВ «Росток» собрал уникальную коллекцию по промышленным производствам Урала, его физико-географическим особенностям. Знакомясь с новыми интересными людьми во время поездок по Южному Уралу, ученики и их руководители получали прекрасную возможность общения с ними, а результатами таких общений опять-таки становились «дорогие» экспонаты и, конечно же, впечатления ребят, которые только укреплялись на уроках географии и краеведения в последующем.

Использовать материалы ЦПВ «Росток», как оказалось, возможно, и в качестве национально-регионального компонента на уроках географии. Материалы, которые ребята приносят из походов, автопробегов активно используются при рассмотрении вопросов регионального характера, эти материалы «питают» науку географию, создавая три главных потока информации: географическая, историческая и культурологическая информация.

Пример использования материалов ЦПВ «Росток» на уроках географии

в качестве национально-регионального компонента

Класс: 9

Тема урока: Военно - промышленный комплекс России;

Материалы ЦПВ «Росток»: конспект экскурсии в музей химкомбината «Маяк», фотографии в брошюре «ПО Маяк - 45», газетные статьи «ПрО МАЯК»;

Тема НРК: «Закрытые» города Челябинской области;

В марте 2002г. группе учащихся МОУ Таяндинской СОШ с руководителями ЦПВ «Росток» удалось побывать в «закрытом» городе атомщиков Озёрске. Проходила эта экскурсия в рамках очередного автопробега «Гордимся славою Урала» по маршруту: Еткуль - Озёрск - Касли - Кыштым - Челябинск - Еткуль. На КПП г. Озёрска без специально оформленного пропуска в город не въехать. Прежнее название города «закрытое» - Челябинск - 65, ещё ранее - Челябинск - 40. В районе Иртяшско - Каслинской системы озёр начинается «знаменитая» река Теча. На берегу самого озера Иртяш находится г. Озёрск, в 8 км., от него располагается ПО химкомбинат «Маяк». За химкомбинатом располагается оз. Карачай, где и хоронят остеклованные отходы ядерного производства. Вначале отходы сбрасывали в р. Теча (до 1951г.) в расчёте на быстрое очищение (но скорость течения реки и количество сбрасываемых отходов были рассчитаны неверно), даже сейчас грязная вода из оз. Карачай распространяется под землёй со скоростью 70 метров в год. Есть способы обезопасить себя от радиоактивного заражения, но нет денег на ликвидацию угрозы. Пляжи оз. Карачай засыпали щебнем в 1 метр толщиной (чтобы при падении уровня воды илистые массы не разносились ветром). Зеркало воды от испарения пришлось закрывать. Сейчас озеро почти захоронено.

Но значение ПО «Маяк» в целом для страны огромно. Это наш ядерный щит. ПО «Маяк» - это ряд заводов: урановый, плутониевый, изготовления боевых зарядов. Научное руководство работами на объединение осуществляли И.В.Курчатов (1903 - 1960гг.), производством типа А руководил Александров (1903 - 1994гг.), академик Доллежаль - автор проектов всех реакторов, умер в возрасте 101г.

На плутониевом заводе из плутония делают ТВЭЛы. Здесь разбирают боеголовки, очищают, превращают их в шарики и захоранивают. В них - энергия. Это запас на случай, когда исчерпаются все ресурсы.

Россия заключила договор с США по поставке им низкообогащенного урана. ½ энергии США из нашего урана. Мы получаем от них высокообогащенный уран, превращаем его в низкообогащенный на ПО «Маяк», имея за это 12 млрд. $ из расчёта 500т., переработки.

«Братом» ПО «Маяк» является Томск - 7.

С приходом информационных технологий в образование вопрос с наглядностью на уроках вообще не стоит, благо в цифровом формате её предостаточно. Но как интересно самим ребятам проектировать будущие уроки, ведь видеосъёмка и фотографии, которые они делают самостоятельно в походах, автопробегах используются учителями нашей школы. Так, при изучении форм рельефа (на уроках географии и краеведения в 6, 7,8 классах) фотографии местного ландшафта легли в основу при оформлении презентаций к урокам.

Преподавание предметов на основе материалов ЦПВ РостокПреподавание предметов на основе материалов ЦПВ РостокПреподавание предметов на основе материалов ЦПВ Росток

На уроках стало заметным, что ребята зачастую задаются рядом проблемных вопросов, которые они осмысленно формулируют и хотят найти на них ответ. Пришлось внеурочную деятельность по предметам естественно - гуманитарной направленности укладывать в целое научное общество учащихся, которое в нашей школе посещают дети в возрасте 12-16 лет. С 2010 года НОУ руководила Ярославцева Т.В., в 2012 году - учитель физики Орзуева Наталья Анатольевна. Несомненно, что легла в основу исследовательской деятельности по географии и краеведению, работа ЦПВ «Росток». Чаще всего дети создают исследовательские проекты, которые имеют чёткую продуманную структуру: актуальность темы, цель и гипотеза, предмет и объект исследования и вытекающие из них задачи, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Примером данного вида работы может являться исследовательский проект ученика 7 класса (теперь уже выпускника МКОУ Таяндинской СОШ) Романовского Сергея «Облака нашей местности по сезонам года. Предсказание погоды». Работу по наблюдению за облаками и изменением погоды Сергей начал вести, будучи ещё 6-тиклассником, а обобщил и систематизировал полученные результаты в 2008 году. Сложностью при выполнении работы явилось то, что зафотографировать облака оказалось не так- то просто. Первые кадры не получались, фотографии не давали чёткого видения и распознавания того или иного вида облака. Значит, угол фотографирования не верен, сделал вывод Сергей. Остальные фотографии пришлось делать с крыши дома, чтобы угол обзора был минимален. Результаты данной работы: сводная таблица и альбом облаков, являются методическими помощниками при рассмотрении тем в 6 классе по географии: «Водяной пар в воздухе», «Облака», «Атмосферные осадки, основные виды облаков»; а так же III место в номинации «Экология» VII региональной открытой конференции исследовательских работ «Наследие» в 2008 году. Ещё одно подтверждение заинтересованности детей в изучении своей малой родины: исследовательский проект «Мусор - экологическое бедствие». Над ним работали старшеклассники два года, привлекая внимание общественности к загрязнению промышленному и бытовому деревни Таянды и прилегающих к ней территорий. Проект получился серьёзный, результаты данной работы, как говорится «на лицо», в деревне и рядом с ней стало чище, а региональная общественная детская экологическая организация «Планета детей» присудила II место в конкурсе исследовательских работ «Природа бесценный дар - один на всех» в 2010 году данному проекту.

В заданиях Всероссийской олимпиады школьников по географии 25% вопросов - это вопросы на знание особенностей природы, экономики своей малой родины. Только при непосредственном участии в изучении промышленных производств Южного Урала, только в том случае, когда ребёнок сам соприкоснётся и увидит особенности природы своей местности, у него останутся неизгладимые впечатления и память. То есть, работа ЦПВ «Росток» помогает решать и эту проблему учителю - готовить детей к олимпиадам. А результаты не заставляют ждать: который год подряд ученики МКОУ Таяндинской СОШ становятся победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Информация по использованию возможностей школьного краеведческого музея

МКОУ Таяндинской СОШ для преподавания

краеведения и др. гуманитарных дисциплин

№ п/п

Методические папки, разработки, экспонатура школьного музея


Предмет

Тема курса, в которой используется музейный фонд

1.

История школы (в фотографиях, воспоминаниях, документах)

Краеведение


Обществознание

История родного края

Тема курса «Я и школа» в 5,6,7 кл.

2.

История с. Таянды (печатная книга, фотоальбом, сочинения детей и др.)

Краеведение

История

История родного края

3.

Материалы об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны (сочинения в папке «Память не гаснет», фотоальбом, др. материалы)

История

Великая Отечественная война

4.

Материалы с раскопок времен ВОВ 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012г. на Синявинских высотах, под г. Ржев (участники раскопок - учащиеся школы)

История

Великая Отечественная война

5.

Методические папки «Эстафета памяти» с материалами по дер. Березняки, Депутатское (дети этих деревень - учащиеся МКОУ Таяндинской СОШ)

Краеведение




История

Топонимика. Местные названия

История СССР во 2-й половине 20 века

6.

Экспонаты с методической папкой «Нумизматика: Россия с 1840 г. и до …», «Монеты разных стран мира», «Монеты стран СНГ»

История



Обществознание

ВИДы, пропедевтика

Экономика. Деньги

7.

Материалы автопробегов (фотографии, сочинения детей, экспонаты производств, видеоматериалы и др., сформированные в отдельные папки)

  • Вехнеуральск. История Оренбургского казачьего войска.

Краеведение







Обществознание.


История образования Исетской провинции.

«Патриарх южноуральских городов». Город - музей Верхнеуральск

Сферы жизни общества

  • Кыштым - Озёрск. Демидовские места, ПО «Маяк»

География


Краеведение

Военно-промышленный комплекс России

«Демидовское наследие». Города - заводы Касли и Кыштым

  • Златоуст - Сатка (фотоальбом Златоустовской оружейной кампании, экспонаты производств и пр.)

Краеведение


География





Саткинские пороги. «Город крылатого коня». Златоуст.

Машиностроительный комплекс России.

Металлургический комплекс России


  • Аша - Миасс (Миасский машиностроительный завод)

География

Машиностроительный комплекс России

  • Троицк (история города, город - ярмарка, город - казачья граница - укрепление) - фотоальбомы, экспонаты предпреятий

Краеведение

«Торговые ворота Зауралья». Город - музей Троицк


  • Коркино, Коркинский угольный разрез, Коркинский стекольный завод (экспонаты, фото)

География




Краеведение

Химический комплекс России;

Горнодобывающие отрасли России;

Горные породы и минералы своей местности

  • Аркаим. Страна городов.

Краеведение

История

Укреплённые поселения бронзового века в Южном Зауралье


  • Усть-Катав. Пещеры под Усть-Катавом. Усть-Катавский вагоностроительный завод

География


Краеведение


История

Машиностроительный комплекс России

«Пещеры и каменные палатки».

Святилища древних обитателей южноуральских гор


  • Юг Челябинской области: Варна, Магнитогорск

Краеведение

«Металлургическая столица России». Памятники индустриального Магнитогорска


  • Игнатьевская пещера

Краеведение

«Пещеры и каменные палатки». Святилища древних обитателей южноуральских гор


  • Пещеры вдоль

р. Сухарыш

Краеведение

«Пещеры и каменные палатки». Святилища древних обитателей южноуральских гор


  • Коелга. Коелгинский мраморный рудник

География

Горные породы и минералы.

Горнодобывающие отрасли России

  • ЧТЗ - вчера, сегодня, завтра

География

Машиностроительный комплекс России

Экспонаты, представляющие материальную культуру жителей Южного Урала: предметы быта, орудия труда, одежда, хозяйственные принадлежности и др.

История

Жизнь и быт народов Южного Урала в разные исторические периоды


По истечении стольких лет работы, понимаешь, что через изучение родного края лежит путь к глубокому познанию нашей огромной страны и планеты в целом. И главное - оно не возможно без интереса к родному краю, потому что каждый человек - не только частица живого, он - источник преобразований всего мира. И прежде всего, положительных преобразований своей малой родины - места, где родился и вырос, своей большой родины - России.



© 2010-2022