Обощающий урок по географии по теме Население мира

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Дугдинская СОШ















Открытый урок географии по теме

«География населения мира».











Учитель: Фогт Н.П.







Дугда

2014 г.

Обобщающий урок по теме "География населения мира", 10-й класс

Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний

Цели и задачи урока:

1. Обучающие

  • закрепить и обобщить теоретические знания по разделу "Население мира", пользуясь интерактивными средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительной литературой.

2. Технические

  • отработать навыки обучающихся работать с различными географическими картами, в том числе сопоставляя их, и с другими источниками географической информации

3. Развивающие

  • развивать память, умение систематизировать изученный материал;

  • сформировать практические умения, работая с картой для получения необходимой географической информации;

  • учиться делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;

  • уметь отстаивать свою точку зрения;

  • развивать чувство ответственности.

  • умение систематизировать изученный материал;

4. Воспитательные

  • воспитывать умение работать в коллективе;

  • оценивать уровень своих знаний;

  • развивать интерес к изучаемому предмету;

Ход урока

Сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме "География населения мира".

Цель нашего урока:

  • закрепить основные теоретические знания,

  • проверить уровень знаний основных терминов, понятий и определений по теме,

  • показать практические знания по карте,

  • проанализировать таблицы, схемы, графики.

II. Географическая разминка (индивидуальная работа)

  1. Депопуляция

  2. Младенческая смертность

  3. Демографический переход

  4. Урбанизация

  5. Трудовые ресурсы

  6. Мегалополис

  7. Демографическая политика

  8. Демографическая ситуация

  9. Экономически активное население

  10. Субурбанизация

  11. Демография

Знаете ли Вы? (Учитель)

Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек.

Соответственно каждую секунду появляются 3 человека

Каждую минуту примерно 175 человек

Каждые сутки 250 тысяч человек

  • 400

  • 22-8 = 14

  • 4-5 тыс.

  • 48 ч/км²

  • 47,5%

  • 6,6 млрд. чел

  • 15-20 млн.

  • 4000

  • 1,344 млрд. чел

  • 8 млрд. чел.

Ответы:

  • кол-во городов - миллионеров

  • формула Еп, мир

  • кол-во этносов

  • ср. плотность населения

  • коэффициент урбанизации в мире

Ответы:

  • численность населения, 2008 г.

  • кол-во сельских населенных пунктов

  • кол-во городов в начале 21 века

  • численность населения Китая, 2006 г.

  • прогноз численности населения на 2025 г.

Каждый месяц население такой страны как Австралия или Тунис

Что означают эти цифры?

«ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?» - прокомментируйте содержание понятий



  • агломерация

  • Ватикан

  • воспроизводство

  • демографический взрыв

  • демография

  • депопуляция

  • ЭАН

  • эмиграция

  • демографическая политика

  • иммигрант

  • мегалополис

  • Мекка

  • миграция

  • синтоизм

  • урбанизация

  • этнос

III конкурс: «НАЗОВИ СТРАНУ»



  1. Страна - гигант по численности населения.

  2. Страна - карлик по численности населения.

  3. Самая многонациональная страна.

  4. Страна - город, где 100% городского населения.

  5. Страна с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни в 21 веке

  6. Страна - лидер по плотности населения (кроме стран-карликов)

  7. Двунациональные страны.

  8. Страна, девиз дем. политики которой: «Нас двое - нам двоих».

  9. Страна, девиз дем. политики которой: «Одна семья - один ребенок».

  10. Эта страна попала в книгу рекордов Гиннеса в номинации «Дефицит женщин».

  11. Самая низкая доля детей (14%)

  12. Самая высокая доля детей (50%)

  1. Китай

  2. Ватикан

  3. Индия

  4. Сингапур

  5. Япония

  6. Бангладеш

  7. Канада, Бельгия

  8. Индия

  9. Китай



  1. Катар

  2. Италия

  3. Нигер

IV конкурс: Геотест - «В ДЕБРЯХ КОВАРНЫХ ВОПРОСОВ»



  1. Какое из перечисленных государств возглавляет королева Великобритании?

а) Ямайка б) Коста-Рика в) Гана г) Шри-Ланка (а)

  1. Кто является главой государства Н.Зеландия?

а) президент США б) король Испании

в) император Японии г) королева Великобритании (г)

  1. Исторически первым городом - «миллионером» был:

а) Токио б) Рим в) Рио-де-Жанейро г) Лондон (б)

  1. Какого статуса домов сумели добиться от властей англичане?

а) цитадель б) крепость в) бункер г) блиндаж (б)

  1. В какой стране национальная одежда кимоно?

а) Китай б) Корея в) Япония г) Индия (в)

  1. Когда национальные границы совпадают с политическими, образуются государства:

а) многонациональные б) двунациональные

в) однонациональные г) самостоятельные (в)

  1. Женщины какой страны носят сари ?

а) Япония б) Греция в) Индия г) Монголия (в)

  1. Как почтительно обращаются к мужчинам в Польше?

а) мсье б) пан в) сэр г) дон (б)

  1. И житель Сеула, и житель Пхеньяна - это:

а) кореец б) китаец в) вьетнамец г) монгол (а)

  1. Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?

а) Фудзияма б) Колизей в) Тадж -Махал г) Тауэр (в)

  1. Какой город удостоен титула «вечный город»?

а) Киев б) Каир в) Стамбул г) Рим (г)

  1. Какому из этих слов «дал жизнь» немецкий город Кельн ?

а) кулон б) одеколон в) колье г) колония (б)

  1. Перемещение иностранных ученых, инженеров, врачей, спортсменов и других специалистов высокой квалификации:

а) «утечка мускулов» б) «утечка денег»

в) «утечка знаний» г) «утечка мозгов» (г)

  1. Какой город является центром трех мировых религий?

а) Иерусалим б) Москва в) Рим г) Стамбул (а)

V конкурс: «СТОЛИЦЫ- АНАГРАММЫ»

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нем буквы так, чтобы получилась столица государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

Учитель раздает карточки с заданием для каждой команды.

  • Антоним ссоры - …. (на реке Тибр, «вечный город») мир - Рим

  • Питерская водная артерия - …. ( на Дунае, «столица вальсов») Нева - Вена

  • Пешеходная улица Москвы - …. (в Африке, «апельсиновая столицы») Арбат - Рабат

  • Сахарный остров - …. (в Закавказье, на Каспийском море) Куба - Баку

  • Планета - богиня - … (на реке Раздан, в Закавказье) Венера - Ереван

  • Медвежья ягода - …. (в Ю-В Азии, на о-ве Лусон) Малина - Манила

  • Основное занятие детей и актеров - …( на реке Даугава, в Прибалтике) игра - Рига

  • Очень приличная леди на английский манер - …. (на р. Джамма, в Азии) леди - Дели

  • Главные шторки - .. (на р. Днепр, в Вост. Европе) веки - Киев

  • Бывает красная, черная, кабачковая, баклажанная - ..(на р. Нил, С-В Африки) икра - Каир



VI конкурс: «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

(участники команд вытаскивают из бочонка карточки с вопросами).



  1. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве,

есть своя «Малая Италия», свой «Чайна-Таун». Чем вы объясните современную многонациональную структур США?

(коренное население США было практически истреблено, а современнее

жители США являются потомками мигрантов из различных стран мира)

  1. В чем различие половозрастных пирамид 1 и 2-го типа воспроизводства? (по рис.)

  2. Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио. О какой форме расселения идет речь? В каких странах она распространена?

(жизнь на ферме, сельская рассеянная форма расселения; Канада, США, Австралия)

  1. Влияет ли религия на тип воспроизводства? Ответ обоснуйте.

( мусульманство поощряет ранние и обязательные браки, многодетность,

многоженство, отрицательно относится к демографической политике;

это способствует высокому Еп, большой доле молодых возрастов

в возрастной структуре населения и как следствие 1-му типу воспроизводства населения)

  1. Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?

(эти критерии - показатели Р, С, Еп)

  1. Что влияет (факторы) на воспроизводство населения?

  2. Какие критерии лежат в основе разделения человечества на государства? Какие государства по преобладающей нации существуют? (национальные критерии; однонациональные, двунациональные, многонациональные)

  3. Какие крупные скопления населения существуют в современном мире?

(Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Европа, побережье Атлантического океана - С-В США)

  1. Что такое субурбанизация? какой вид внутренних миграций характерен для этого процесса? Как связаны между собой субурбанизация и развитие агломераций?

(С. - процесс роста пригородных зон городов и городов - спутников, что приводит к постоянной маятниковой миграции между пригородом и центром города, С. - способствует «расползанию агломераций»)

  1. Чем характеризуется понятие «качество населения»?

  2. Какова была причина «белой эмиграции» в России? (политическая)

  3. В какой стране на португальском говорят в 14 раз больше людей, чем в Португалии? (Бразилии)

Мы немножко отдохнем, посмотрев сцены из жизни. Вы попробуйте ответить на вопрос: «О каком процессе идет речь?».

Сценка 1.

Встречаются два старых друга, которые не виделись очень давно.

Первый: Привет, дружище, как я рад тебя видеть. Тебя прямо не узнать. У тебя новый автомобиль- пикап, работаешь в строительной фирме, да еще коттедж свой строишь. Что семья большая?

Второй: Семь сыночков и лапочка дочка.

Первый: Да ты молодец! А как тянешь- то всех…

Второй : А мне государство помогает

Сценка 2.

Диалог между двумя друзьями:

Первый: Моя вчера отправила сына к бабушке с дедущкой, и

странный разговор завела. Все у нас, говорит, есть, и квартира, и машина, и вилла на берегу моря, и отдыхать ездим заграницу каждый год, но чего-то не хватает. Я ей говорю: «Чего тебе надобно еще», а она мне : «Дочку хочу».

Второй : Ну, а ты

Первый : Нет, нам еще сына надо поднять, родителям помочь, дерево посадить…

Вопросы:

  1. В каких странах могут происходить такие сценки?

  2. К какому типу воспроизводства населения можно отнести первую и вторую сценки и почему?

  3. Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика стран, отображенных в данных сценках?


пока ребята готовятся проведем с остальными игру "Узнай страну". По моим подсказкам надо узнать страну, с каждой подсказкой количество баллов уменьшается.

1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем (5 баллов)

1. Славится своими карнавалами (5 баллов)

2. В возрастной структуре населения высока доля детей (4 балла)

2. Обладает пестрым расовым составом (4 балла)

3 .Согласно национальной религии все общество делится на касты (3 балла)

3. Занимает 5 место в мире по численности населения (3 балла)

4. Занимает 2-е место в мире по численности населения (2 балла)

4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский (2 балла)

5. Большинство населения исповедует Индуизм (1 балл)

5. Родом из этого государства является самый знамениты й футболист Пеле (1 балл)

(Индия)

(Бразилия)

VII конкурс: «ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ» (правильны ли утверждения?)



  1. Урбанизация - это слияние городов

  2. Буддизм распространен в Новой Зеландии

  3. Высокий уровень рождаемости характерен для Кении.

  4. 70% населения проживает на 7% суши.

  5. Плотно заселены тропические пустыни, тайга, тундра.

  6. Турция, Пакистан, Индия - страны иммиграции.

  7. 90% прироста населения приходится на РС.

  8. В начале 21 века в пятерку крупнейших агломераций будут входить агломерации таких городов как Токио, Мехико, Сан-Паулу.

-

-

+

+

-


-


+


+

  1. Деревенская форма расселения характерна для России, З. Европы.

  2. Лучшими городами по качеству жизни признаны - Берн, Ванкувер, Вена, Цюрих.

  3. Китайцы, хиндустанцы, американцы - крупнейшие народы мира.

  4. В мире количество женщин превышает количество мужчин.

  5. Синтоизм - мировая религия.

  6. Более половины населения З. сосредоточена в 5- км полосе вдоль побережья.

  7. Второй тип воспроизводства характерен для ЭРС.

  8. Арабское население З. исповедует ислам.

+

+


+


-

-

+

-

+

Итог урока.

Домашнее задание.



© 2010-2022