Рабочая программа по географии 6 класс

  Рабочая программа по географии для 6 класса. По учебнику  В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 6 класс – М.: Дрофа, 2009. Расчитана на 1 час в неделю.     В рабочей программе представлены: 1. пояснительная записка, 2. требования к уровню подготовки учащихся; 3. перечень  знаний и умений учащихся по разделам; 4. критерии оценки учебной деятельности; 5. перечень номенклатуры;  6. календарно-тематическое планирование; 7. учебно-методический комплект / Литература    
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. (Т.П. Герасимова. Начальный курс географии) - М., Дрофа, 2004 г.;

  • Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., Дрофа, 2009 г.;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс - первая ступень в географиче­ском образовании, имеющая лишь некоторые пропе­девтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природ­ных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти­тельного и животного мира), о человеке и окружаю­щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Начальный курс для учащихся основной школы - первый по географии. Поэтому в "Требованиях к под­готовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить при­меры, определять, описывать и реже - объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требо­вания, если учащиеся подготовлены к этому.

Цели и задачи курса

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.

А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

Виды деятельности учащихся:


  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини- сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия.





Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный курс краеведение входит в вариативную часть ФБУП-2004. Отводится на данный учебный курс 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю для выполнения практической части курса на местном краеведческом материале в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из Введения и шести разделов: «Земля во вселенной», «Географические модели Земли», «Земная кора», «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Географическая оболочка»,.

Учебно-тематический план (35 часа)




раздела




Наименование разделов

ГЕОГРАФИЯ

КРАЕВЕДЕНИЕ

Всего часов

Экскурсии

Практические работы



Теоретическая часть учебного курса

всего

итоговые


Введение.

1

-

-

-

1

1.

Земля во вселенной.

3

2

1

-

1

2.

Географические модели Земли

5

-

3

3


3.

Земная кора

7

-

5

1

1

4.

Атмосфера

5

-

3

1

1

5.

Гидросфера

5

1

1

2

-

6.

Биосфера

5

1

1

-

3

7.

Географическая оболочка

4

-

1

-

3

ИТОГО

35

4

15

7

10





Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды - это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ключевые компетенции

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

1. Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, гео­графической карты, виды масштабов картографи­ческих изображений;

  • форму и размеры Земли (длина окружности);

  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

  • основные части земной коры, гидросферы, ат­мосферы;

  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

  • части Мирового океана;

  • среднюю соленость вод океана;

  • воды суши подземные и поверхностные;

  • речную систему, речной бассейн;

  • компоненты ПТК;

  • правила поведения в природе;

  • причины изменения температуры воздуха в те­чение суток, года;

  • главную причину образования ветра;

  • главную причину образования облаков, осадков;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной ко­ре, гидросфере, атмосфере;

  • связей между элементами погоды;

  • изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

  • воздействия организмов на компоненты нежи­вой природы;

  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

  • меры по охране природы в своей местности;

  • горных пород и минералов, их использования человеком;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

  • взаимосвязей: река - рельеф;

  • искусственных водоемов;

  • из истории географических исследований и от­крытий.

3. Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

  • стороны горизонта (ориентироваться) на мест­ности, стороны света по плану местности и геогра­фическим картам;

  • абсолютные и относительные высоты;

  • объекты на плане и карте, расстояния, обозна­чать их на чертеже, контурной карте;

  • по карте географическое положение объектов;

  • по образцам: осадочные и магматические гор­ные породы;

  • фенологические сроки начала времен года.

4. Описывать:

- географические объекты и явления на местнос­ти (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение че­ловеком; давать оценку экологического состояния.

5. Объяснять:

- особенности рельефа, климата, вод, биокомп­лекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местнос­ти).


Перечень знаний и умений учащихся по конкретному разделу

Раздел № 1 « Земля во вселенной»

Основные образовательные идеи:

  • Формирование представлений о Земле как части Солнечной системы, расположенной в нашей Галактике, необъятной Вселенной.

  • Место и движение Земли в нашей Галактике

  • Ориентирование по звездам, навигационные звезды.

  • Земля - уникальная планета. Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы.

  • Движение Земли.

  • Формы и размеры Земли.

Основные предметные задачи при изучении темы «Земля во Вселенной» мохно сформулировать следующим образом:

  • Формирование основных географических понятий : Вселенная, Солнечная система, географические полюса (северный и южный), экватор;

  • объяснения причин смена дня и ночи, смена времен года;

  • объяснять влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.

Требования к освоению предметного содержания

Учащиеся должны:

1) объяснять своими словами суть основных географических понятий, изложенных выше;

Практические работы :

На местности: Орга­низация и обучение приемам учебной работы: наблюде­ние над погодой,

фенологическими явлениями (водо­емы, растительность); измерение высоты Солнца над го­ризонтом,

ориентирование по Солнцу.

Раздел № 2 «Географические модели Земли»



Основные образовательные идеи:

  • Картографические изображения земной поверхности и геоинформационные системы - величайшие изобретения человечества, помогающие людям «увидеть» нашу Землю и её части.

  • План, карта, глобус и - средство международного общения.

  • План, карта, глобус и ГИСы - точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

- компактно и ёмко представлять территорию (акваторию) по сравнению с текстовым описанием;

- ориентироваться в пространстве и определять точное местонахождение изображённых объектов;

- открывать взаимосвязи между объектами (процессами) и закономерности их развития;

- на основе выявленных тенденций делать прогнозы развития географических объектов и процессов.

Основные предметные задачи при изучении темы «Географические модели Земли» можно

сформулировать следующим образом:

  • формирование основных географических понятий: план местности, географическая карта, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты, масштаб, азимут, абсолютная и относительная высота, горизонтали;

  • развитие представлений об отличительных особенностях плана местности, карты и глобуса (по содержанию, масштабу, способам картографического изображения);

  • развитие представлений о способах изображения географических объектов и процессов на плане и карте;

  • формирование умения определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек, географические координаты;

  • развитие умения ориентироваться на местности;

  • формирование умения составления простейшего плана местности (класса, комнаты).

Требования к освоению предметного содержания

Учащиеся должны:

1) объяснять своими словами суть основных географических понятий, изложенных выше;

2) приводить не менее трёх-четырёх отличий плана местности, карты и глобуса (по масштабу,

изображению элементов градусной сети, содержанию и др.);

3) называть (показывать) и объяснять особенности элементов градусной сети;

4) расшифровывая условные знаки, описывать поверхность земли, изображённую на плане, карте,

глобусе (читать план и карту);

5) определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек, географические

координаты;

6) определять направления сторон горизонта по компасу, солнцу, местным признакам;

7) ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

8) определять на местности направления, расстояния (различными способами), высоты точек и

местоположение географических объектов;

9) составлять простейший план местности (класса, комнаты).

Среди задач, нацеленных на развитие метапредметных учебных действий, важно выделить:

  • знакомство с различными методами изучения Земли: полевым, картографическим, геоинформационным, дистанционного зондирования;

  • знакомство с геоинформационными системами (геоинформационными технологиями) для поиска необходимой информации;

  • выделение существенных признаков понятий, например, при сравнении плана, карты и глобуса;

  • классификация по заданным признакам, например классификация карт по масштабу.

Практические работы:

  • Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе.

  • Чтение плана местности, карты: описание поверхности земли с использованием «языка» условных знаков.

  • Решение практических задач по топографическому плану.

  • Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности.

  • Составление простейшего плана класса (комнаты) либо проведение простейшей съемки местности

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

Раздел «Источники географической информации»

План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы

Сравнение свойств географической карты и плана местности

Сравнение способов картографического изображения

Определение направлений и (или) азимутов на плане и карте

Определение географических координат

Определение расстояний на карте

Построение профиля рельефа по карте

Анализ топографической карты

Раздел № 3 « Земная кора»


Основные образовательные идеи:

  • Движение вещества внутри Земли проявляется в вертикальном перемещении, которое способствует переносу вещества из глубинных слоёв в верхние и приводит к дифференциации вещества внутри планеты.
    Движение вещества внутри Земли проявляется также в горизонтальном перемещении, являющемся причиной дрейфа литосферных плит.

  • Рельеф - результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
    Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.

  • Полезные ископаемые - самая важная для человека часть богатств литосферы. Необходимо рациональное использование этого ценнейшего сырья.

Основные предметные задачи при изучении темы «Литосфера» можно сформулировать

следующим образом:

  • формирование основных географических понятий: литосфера, земная кора, сейсмический пояс, землетрясение, вулкан, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые;

  • формирование представлений о внутреннем строении Земли и процессах, происходящих в её недрах;

  • развитие представлений о процессах, формирующих и изменяющих рельеф планеты;

  • раскрытие особенностей образования горных пород (осадочных, магматических и метаморфических) и их использования в хозяйственной деятельности.

Требования к освоению предметного содержания

Учащиеся должны:

1) объяснять своими словами суть основных географических понятий, изложенных выше;

2) описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения её недр;

3) объяснять причины, влияющие на возникновение форм рельефа и их изменение;

4) объяснять причины возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма;

5) определять по тектонической карте (по карте «Литосферные плиты») литосферные плиты,

сейсмические районы мира, основные районы вулканизма;

6) определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты, а также относительные

высоты точек (по карте и плану);

7) показывать на карте и называть основные формы рельефа планеты (океанические впадины и

материковые выступы), а также крупнейшие горные системы и равнины;

8) называть основные отличия осадочных, магматических и метаморфических горных пород;

9) называть основные виды полезных ископаемых, изображённых на карте, расшифровывая её

условные знаки.

Среди задач, нацеленных на развитие метапредметных учебных действий, важно выделить:

  • сравнение и анализ различных тематических карт для выявления географических закономерностей, например, соответствие форм рельефа тектоническим структурам;

  • выделение существенных признаков понятий, например, при определении форм рельефа;

  • классификация по заданным признакам, например классификация горных пород по происхождению.

Практическая работа:

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых.

Работа на контурных картах по нанесению крупнейших форм рельефа.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:


Раздел «Природа Земли и человек»

Литосфера

Воспроизведение знаний о составе, строении и структуре литосферы

Показ и (или) описание положения на карте основных элементов рельефа поверхности Земли, тектонических структур, зон землетрясений и вулканизма

Раздел № 4 « Атмосфера»



Основные образовательные идеи:

  • Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:

- защищает живые организмы от смертоносного солнечного излучения;

- обеспечивает необходимыми газами (O2, CO2, N2) процессы жизнедеятельности (например, дыхания);

- предохраняет поверхность от большинства метеорных тел;

- сглаживает перепад температур в приземном слое;

- способствует переносу вещества (например, воды) и энергии по планете.

  • Процессы, протекающие в атмосфере настолько динамичны и многообразны, что очень трудно их фиксировать, анализировать и прогнозировать.

  • Перед человечеством стоит задача не только изучения, но и сохранения состава и чистоты атмосферного воздуха.

Основные предметные задачи:

  • формирование основных географических понятий: атмосфера ,тропосфера ,стратосфера, тепловые пояса, воздушная масса, циркуляция воздуха, изотермы, облака, туман, конденсация, бриз, муссон, гигрометр, барометр, анемометр, осадкомер, флюгер, климат, погода, атмосферное давление, ветер, влажность воздуха, атмосферные осадки;

  • раскрытие значения атмосферы для протекания природных процессов и существования живых организмов;

  • развитие представлений:

- о вертикальном строении воздушной оболочки,

- о ритмичности и зональности атмосферных процессов,

- о циркуляции вещества и энергии в её пределах,

- о зависимости свойств воздушных масс от условий их формирования,

- существовании различных тепловых и климатических поясов;

  • знакомство с основными видами использования человеком воздуха, его движения и последствиями влияния человеческой деятельности на атмосферу Земли;

  • развитие навыков наблюдения за погодой и фиксирование данных в календаре погоды;

  • формирование умения оформлять имеющиеся данные в формате, принятом в метеорологии.

Требования к освоению предметного содержания:

1) объяснять своими словами суть основных географических понятий, изложенных выше;

  1. раскрывать значение атмосферы для живых организмов и процессов, происходящих на планете;

  2. называть причины ритмичности и зональности процессов в атмосфере и иллюстрировать эти закономерности;

  3. выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей и закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам;

  4. устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются;

  5. объяснять особенности циркуляции воздушных масс;

  6. измерять с помощью приборов состояние приземного воздушного слоя;

  7. фиксировать метеорологические данные в общепринятой форме (таблицы, графики, роза ветров, диаграммы осадков и др.);

  8. вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток, месяца, года;

  9. вычислять температуру воздуха (средней суточной, средней месячной, средней годовой) и амплитуды температур (средней суточной, средней месячной, средней годовой);

  10. описывать изменение состояния приземного слоя в течение суток, месяца, года (по типовому плану);

  11. по картам погоды, публикуемым в СМИ, описывать состояние атмосферы;

  12. раскрывать значение прогнозирования погоды и климата для природы и жизнедеятельности людей;

  13. называть пути сохранения состава и чистоты воздуха.

Задачи, направленные на развитие метапредметных учебных действий:

  • выделение существенных признаков понятий (например, погода и климат, воздух и воздушная масса, тепловые и климатические пояса, ветер и циркуляция воздуха в атмосфере);

  • выявление закономерностей географической оболочки на примере атмосферы (ритмичности её процессов, зональности, целостности);

  • создание моделей, например, вертикального строения атмосферы, изменения давления и температуры воздуха с высотой, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

  • называть основные источники загрязнения воздуха.

Практические работы:

  • Метеорологические наблюдения и фиксирование полученных данных в календаре погоды.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

Раздел «Природа Земли и человек». Атмосфера:

  • атмосфера, её состав, строение, циркуляция;

  • распределение тепла и влаги на Земле;

  • погода и климат;

  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.


Раздел № 5 « Гидросфера »

Основные образовательные идеи:

  • Вода - уникальнейшее и ещё до конца не изученное вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и даже «сухопутные» организмы не могут без неё прожить.

  • Необходимость рационального использования этого ценнейшего вещества, особенно воды пресной.

  • Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты и способствует перераспределению по Земле не только воды, но и энергии.

Основные предметные задачи при изучении темы «Гидросфера» можно сформулировать

следующим образом:

  • формирование основных географических понятий: гидросфера, Мировой океан, океан, море, залив, пролив, соленость, цунами, река, озеро, бассейн реки, водораздел, речная система, исток, устье, дельта, эстуарий, пойма, половодье, питание реки, левые и правые притоки, подземные воды, ледник, болото, многолетняя мерзлота;

  • развитие представлений:

- о круговороте воды во всех оболочках Земли;

- о ритмичности процессов в гидросфере;

- о частях Мирового океана;

- о свойствах вод Мирового океана (температура и солёность);

- о движении вод в Мировом океане;

- о питании и режиме различных рек;

- о характере реки и его зависимости от рельефа местности;

- о видах озёр и ледников;

- о видах подземных вод (особенности залегания, степень минерализации, температурные отличия);

- о происхождении и распространении многолетней мерзлоты;

  • раскрытие значение воды в природе и жизни человека;

  • знакомство с основными видами воздействия человека на части гидросферы и возрастающим дефицитом пресной воды.

Требования к освоению предметного содержания:

  1. объяснять своими словами суть основных географических понятий, изложенных выше;

  2. объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения;

  3. приводить примеры ритмичности процессов в гидросфере;

  4. называть и показывать на карте океаны, крупнейшие и/или известнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, морские течения, реки, озера, области оледенения;

  5. называть основные свойства вод Мирового океана;

  6. определять по карте глубину морей и океанов;

  7. называть (показывать) на карте элементы речной системы, её бассейн, водораздел;

  8. объяснять причины, влияющие на режим реки;

  9. определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа;

  10. описывать океан море, реку, озеро по плану;

  11. приводить примеры различных видов ледников (покровные/горные), озёр (сточные/бессточные, солёные/пресные, по происхождению котловины);

  12. называть свойства подземных вод (минерализация, температура);

  13. составлять простейшую схему, отражающую залегание подземных вод;

  14. объяснять причины возникновения многолетней мерзлоты и показывать на карте основную зону её распространения;

  15. приводить примеры использования человеком вод Земли;

  16. называть пути сохранения вод планеты.

Среди задач, нацеленных на развитие метапредметных учебных действий, важно выделить:

  • выделение существенных признаков понятий, например, при изучении частей Мирового океана;

  • выявление закономерностей географической оболочки на примере гидросферы (ритмичности её процессов, зональности, целостности);

  • создание моделей, например, круговорота воды, частей речной системы, залегания подземных вод;

  • обсуждение различных экологических проблем.

Практические работы:

Работа на контурных картах по нанесению крупнейших форм рельефа.

Описание реки (океана, моря) по типовому плану.

Составление схемы основных элементов речной системы и её бассейна (либо определение основных

элементов речной системы одной из крупнейших рек мира).

Наблюдение за объектами гидросферы (в течение года)

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:


Раздел «Природа Земли и человек»

2.3. Гидросфера

Состав и строение

Мировой океан и его части

Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота





Раздел № 6 « Биосфера »


Основные образовательные идеи:

  • Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.

  • Биосфера - не только область жизни, но и сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.

  • Биосфера - самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Основные предметные задачи:

  • формирование основных географических понятий: биосфера, почва и представлений о живом, косном и биокосном веществе, плодородии почвы;

  • раскрытие значение биосферы для планеты, живых организмов и человека;

  • развитие представлений о:

- о круговороте вещества и ритмичности процессов в биосфере;

- о неравномерности размещения живых организмов по планете;

- о формировании почвы и её составе.

Требования к освоению предметного содержания:

1) объяснять своими словами суть основных географических понятий, изложенных выше;

2) доказывать уникальность планеты Земля возникновением и развитием живых организмов;

3) раскрывать взаимосвязи биосферы с другими оболочками на конкретных примерах;

4) пояснять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота;

5) выявлять и называть причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам;

6) сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания;

7) высказывать мнения о воздействии человека на биосферу.

Задачи, направленные на развитие метапредметных учебных действий:

  • выделение существенных признаков понятий, например, биосфера, почва;

  • создание моделей, например, круговорота вещества и энергии в биосфере, изменения разнообразия живых организмов от экватора к полюсам;

  • обсуждение различных экологических проблем.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

Раздел «Природа Земли и человек». Биосфера:

  • биосфера;

  • разнообразие растений и животных;

  • почвенный покров;

  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.


Раздел № 7 « Географическая оболочка »

Основные образовательные идеи:

  • В географической оболочке тесно взаимодействуют, связаны круговоротами вещества и энергии все оболочки Земли.

  • Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.

Основные предметные задачи при изучении темы «Географическая оболочка»:

  • формирование основных географических понятий: географическая оболочка, природный комплекс; природная зона, широтная зональность, высотная поясность;

  • развитие представлений:

- о составе и строении географической оболочки, её свойствах;

- о всё возрастающем влиянии человеческой деятельности на состав географической оболочки и

процессы, протекающие в ней;

  • воспитание бережного отношения к природным комплексам и представителям живым организмам.

Требования к освоению предметного содержания:

1) объяснять своими словами суть основных географических понятий, изложенных выше;

2) приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки;

3) иллюстрировать свойства географической оболочки;

4) называть компоненты, входящих в состав природного комплекса и выявлять причинно-следственные взаимосвязи между ними;

5) объяснять особенности пространственного размещения природных комплексов (в т.ч. природных зон);

6) показывать природные зоны по одноимённой карте;

7) выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации;

8) приводить примеры изменения природного комплекса под воздействием человеческой деятельности;

9) описывать природный комплекс своей местности.

Задачи, направленные на развитие метапредметных учебных действий:

  • сравнение и анализ различных данных, например, для выявления состава и свойств географической оболочки;

  • создание моделей, например, круговорота вещества и энергии в географической оболочке, взаимосвязей в природных комплексах;

  • обсуждение различных экологических проблем.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

Раздел «Природа Земли и человек». Географическая оболочка:

  • географическая оболочка Земли;

  • широтная зональность и высотная поясность;

  • цикличность и ритмичность процессов;

  • природные и антропогенные комплексы;

  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам











Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.



Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.



Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.



Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



Учебно-методический комплект / Литература


Программа

  • Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., Дрофа, 2009 г.;

  • Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.

Основная литература

Базовый учебник

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 6 класс - М.: Дрофа, 2009.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2010.

  • География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • Сиротин В.И. - Сборник заданий и упражнений 6-10 класс. - М.: Дрофа, 2003.

  • Элькин Г.Н. Тесты для проверки знаний 6-7 классы. С-П. « Паритет» 2005.

  • Пятунин В.Б. Тестовые задания по географии 6-10 классы. М. Просвещение 1999

  • Петрова Н.Н. Тесты по географии 6-10 классы. М. «Дрофа» 2000

  • Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. М. «Дрофа» 2000

  • Чичерина О. В. - Тесты, 6 класс. - М.: Экзамен, 2005.

  • Чичерина О.В. - Тематический контроль, 6 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2007.

  • Постникова М.В. - Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. - М.: НЦ ЭНАС, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя


  • Клюшникова М.В. - Олимпиады, 6 класс. - Волгоград: Корифей, 2006.

  • Воробцова Т.Н. География. 6 класс. Поурочные планы к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюдовой "Начальный курс географии. 6 класс": Метод. пособие. - Волгоград: Учитель, 2002.

  • Болотникова Н.В. Интегрированные уроки 6-10 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

  • Болотникова Н.В. Уроки с использованием блочно-модульной технологии 6-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2005.

  • Романова А.Ф.. - Нестандартные уроки: 6-7 кл. - Волгоград: Учитель, 2003.

  • Савельева Л.Е., Дронов В.П. - Землеведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

  • Элькин Г.Н. Поурочное планирование 6 класс. С-П. « Паритет» 2002.

  • Сиротин В.И. - Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 класс. - М.: Просвещение, 1997.

Дополнительная

литература


  • Аржанов С. П. - Занимательная география - М.: Просвещение, 2008.

  • Баркоа А.С. - Словарь-справочник по физической географии - М.: Просвещение, 1954.

  • Постникова М.В. - Тематические кроссворды - М: НЦ ЭНАС, 2006.

  • Ушакова О.Д. - Великие путешественники - С-ПБ: Литера,2006.

  • Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. - география в таблицах и диаграммах - М.: Астрель, АСТ, 2007.

  • Яворовская И. - Занимательная география - Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Электронные издания

  • География 6-10 классы . Библиотека электронных наглядных пособий

  • Страны мира (справочные сведения + таблицы)

  • Большая энциклопедия географических карт

  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) - 6 класс.

  • Мультимедиа учебник.География. Начальный курс 6 класс (авт. Петрова Н.Н.)

ИИнтернет-ресурсы


  • http: //gao.spb.ru/russian

  • http: //fmm.ru

  • http: //mchs.gov.ru

  • http: //national-geographic.ru

  • http: //nature.com

  • http: //ocean.ru

  • http: //pogoda.ru

  • http: //sgm.ru/rus

  • http: //unknowplanet.ru

  • http: //weather.com



Перечень обязательной географической номенклатуры:

6 класс



Тема "Географические модели Земли"



Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.



Тема "Литосфера"



Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность., Валдайская возвышенность, Приволжская возвышенность,

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские, Срединно-Океанический хребет, Восточно-Тихоокеанское поднятие

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна. Влк. Тупунгато (Ю. Америка), влк. Антофалла (Ю. Америка)

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.



Тема "Гидросфера"



Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское, Саргассовое

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский, Фанди, Пенжинская губа

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур (Шилка и Аргунь), Нева, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр., оз. Рица (Кавказ), Сарезское озеро (Памир), Мертвое море-озеро-310 ‰, оз. Селигер (волдайская возв.)

Водопады: Анхель - 1054 м., Виктория, Ниагарский, Илья Муромец -141 м.(Курильские о-ва, о. Итуруп)

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.



Тема "Человечество на Земле"

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по курсу «География. Землеведение» в 6 классе на 2013-2014 учебный год

География - 35ч., 1час в неделю.



Программа

  • Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.

  • Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., Дрофа, 2009

Основная литература

Базовый учебник

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 6 класс - М.: Дрофа, 2009

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2011.

  • География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

  • Рабочая тетрадь по географии и краеведению для 6 -го класса / Сост.: Учаева В.А., Якушкина Л.Н. -Саранск. 2007.



Г Е О Г Р А Ф И Я

Разделы и тема уроков

Кол- во часов

Тип урока

Вид контроля

Характеристика деятельности

учащихся

Требования к уровню подготовки

Д/З


Дата

по плану

Дата

Факт.

ВВЕДЕНИЕ - 1час


1.

Что изучает география.

1

Объяснение нового материала.

Фронтальный

Устный опрос

Вводная беседа. Построение опорного конспекта. Работа с рисунками. Творческое задание Контурная карта 1

Репродуктивный
Называют: многообразие форм земной поверхности, образов географических объектов.
Продуктивный
Определяют: процессы и явления, влияющие на географические объекты. Творческий
Приводят примеры: природных и географических объектов на территории своего района.

§1, раб.тет. ст.4

03.09


Раздел 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ - 3 часа


2.

Земля и космос. Земля - часть Солнечной системы.

1

Объяснение нового материала.

Фронтальный

Устный опрос

Вводная беседа.

Работа по раб.тет.

ИКТ.

Называют:

Планеты,

§2,3, зада.раб.тет. ст.5-7

10.09


3.

Движения Земли.

1

Объяснение нового материала.

Фронтальный

Устный опрос

Вводная беседа.

Работа по учебнику.

Работа по раб.тет.

§5, вопросы к параг.

17.09


4.

Форма и размеры Земли.

1

Объяснение нового материала.

Фронтальный

Устный опрос

Вводная беседа.

§6, заполнить табл. Стр.11

24.09


Раздел 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ - 5 часов


5.

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты

1

Объяснение нового материала.

Фронтальный

Письменный

Вводная беседа. Анализ рисунка.

Рабата с к.к.

П/Р -« Определение географических координат » р.т. - стр.44-45

Репродуктивный
Показывают: на карте и глобусе градусную сетку, полюса, экватор, направления, понятие градусная сетка, параллели, меридианы.
Называют: понятие широта, долгота, определение карты как плоского, уменьшенного изображения земной поверхности с помощью условных знаков и масштаба. Определение масштаба, виды масштабов.

§7,8, раб.тет. стр.14-16

01.10


6.

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические планы и карты.

1

Объяснение нового материала + практикум.

Фронтальный

Письменный

Вводная беседа. Анализ рисунка.

Работа с учебником.

Практические задания 2. Вопросы и задания.

Репродуктивный
Знают: определение плана местности как плоского, уменьшенного изображения участка земной поверхности с помощью условных знаков и масштаба; разновидности масштаба. Продуктивный
Определяют: нахождение географических объектов по условным знакам. Определяют: расстояния на планах местности с помощью масштаба.

§9,10, вопросы и задания по раб.тет.

08.10


7.

Практическая работа «Различия аэрофотоснимков, планов и карт».

1

Урок-практикум

Письменный

Работа по картам.

Работа по к.к

Работа по раб.тет.

Вопросы и задания по раб.тет.

15.10


8.

Практическая работа «Составление плана местности».(маршрутная съемка)

1

Урок-практикум

Индивидуальный

Работа по карте.

Работа по к.к.

Задание по раб. тет. Стр.

22.10


9.

Итоговый урок по теме «Географические модели Земли».

1

Урок обобщения и контроля знаний.

Письменный

Тест

Составление простейших планов местности.

Повторить тему. задание по раб.тет.

29.10


Раздел 3. ЗЕМНАЯ КОРА - 7 часов


10

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера каменные оболочки Земли.

1

Объяснение нового материала.

Устный опрос

Вводная беседа.

Работа по учебнику.

Работа в тетрадях.

Репродуктивный
Знают: названия групп горных пород, их происхождение. Продуктивный
Объясняют: разницу строения земной и океанической коры. Геологическая история Земли. Происхождение названий групп горных пород, причины, влияющие на их образование.
Признаки, по которым отличаются горные породы. Творческий
Работая с раздаточным материалом «Горные породы» находят образцы по описанию

. Репродуктивный
Называют: чем сложена земная кора (литосфера). Показывают: на карте сейсмически активные пояса планеты. Приводят: примеры последствий землетрясений.
Продуктивный
Объясняют: причины землетрясений, от чего зависит его сила. Что такое сейсмически активные пояса. Закономерность их размещения.
Приводят доказательства: существования медленных вертикальных и горизонтальных движений земной коры.
Творческий
Сравнивают карты «Границы

§11,12,13, задание по раб.тет.ст.30-33

05.11

11

Разнообразие рельефа Земли

1

Объяснение нового материала.

Устный опрос

Вводная беседа.

Работа по карте.

ИКТ.

§14, вопросы к пар.

12.11

12

Движения земной коры.

1

Урок-практикум

Фронтальный.

Письменный

Вводная беседа.

Работа по карте.

П/Р «Определения положения Тат арстана относительно районов землетрясений и вулканизма». Знакомство с картой «Строение земной коры»

§15,16 задание по раб.тет. ст.40

19.11

13

Главные формы рельефа суши.

1

Объяснение нового материала

Устный опрос

Вводная беседа.

Работа по карте.

ИКТ.

Вопросы и задания.

Репродуктивный
Знают понятия: рельеф, горы, горные породы, полезные ископаемые. Показывать на карте крупнейшие горные системы земного шара. Различать горы по высоте.
Называют и объясняют: основные термины, характеризующие равнины.
Показывают: крупные равнины на карте мира, России. Различать равнины по высоте. Творческий
Прогнозируют: воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.

§ 17,18,19 читать/подготовить сообщ.

26.11

14

Рельеф дна океанов.

1

Объяснение нового материала

Фронтальный

Устный

Вводная беседа. Работа с картой. Анализ рисунка. Работа с презентацией. Задания из СМИ
(Освоение Арктики).

Репродуктивный
Называют и объяснять: основные термины, характеризующие рельеф дна океана, его изучение.
Показывают: на карте формы рельефа океанического дна. Продуктивный
Объясняют: процессы, образующие рельеф на океаническом дне.
Описывают: отдельные формы рельефа дна Мирового океана. Творческий
Прогнозируют: использование шельфовой зоны в хозяйственной деятельности (добыча полезных ископаемых).

§21, раб.тет. стр.45

03.12

15

Человек и земная кора.

1

Урок-беседа.

Устный опрос.

Вводная беседа.

Работа с заданиями.

Анализ рисунка.

§22 Вопросы, стр 82

10.12

16

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

1

Письменный

Контрольная работа

Повторить тему.

17.12

Раздел 4. АТМОСФЕРА - 5 часов

17

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера.

1

Изучение нового материала

Фронтальный

Вводная беседа. Фронтальная беседа по рисункам. Анализ рисунка. Работа с таблицами и рисунком. Решение задач.

Репродуктивный
Называют: признаки понятий атмосфера, атмосферные слои, суточная амплитуда температуры воздуха.
Называют: состав атмосферы, пояса освещенности. Продуктивный
Объясняют: состав атмосферы, ее структуру. Изменение состава атмосферы во времени. Значение атмосферы для жизни на Земле. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Творческий
Решают задачи

§23, раб.тет. стр.60-62

24.12

18

Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты.

1

Изучение нового материала

Фронтальный

Вводная беседа. Анализ карты. Выполнение блок-схемы. Проблемные вопросы.
Выполнение заданий.

§24,25, раб.тет. стр.63

14.01

19

Влага в атмосфере. Атмосферные осадки.

1

Изучение нового материала

Фронтальный

Устный

Вводная беседа.
Анализ таблиц. Задание и анализ рисунка. Вопрос на описание. Составление схемы. Анализ диаграмм. Поиск ответа на вопросы.

Репродуктивный
Называют: понятия относительная влажность, абсолютная влажность;
основные виды осадков и облаков. Продуктивный
Объясняют: образование облачности и причины выпадения осадков.
Рассчитывают: относительную абсолютную влажность.

§26,27, раб.тет. стр 66-67

21.01

20

Давление атмосферы. Ветры.

1

Изучение нового материала

Фронтальный

Устный

Беседа. Анализ демонстрационных таблиц. Поиск ответа на вопросы и рисунок. Анализ рисунков. Построение розы ветров. Описание ветров по рисунку. Выполнение упражнения.

Репродуктивный
Называют: признаки понятий атмосферное давление, ветер, бриз, муссон, роза ветров.
Причины образования ветра. Продуктивный
Характеризуют6 постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров.

§28,29, построить розу ветров

28.01

21

Погода. Климат

1

Беседа + изучение нового материала

Фронтальный

Письменный

Вводная беседа. Поиск ответа на вопрос. Анализ рисунка. Анализ карты. Вопросы и задания.

Тест.

Репродуктивный
Называют: характерные признаки погоды. Продуктивный
Характеризуют: элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Причины разнообразия погоды на Земле. Изменение температуры и давления с высотой. Влажность воздуха.

§30,31, задание стр.81

04.02

Раздел 5. ГИДРОСФЕРА - 5 часов

22

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера.

1

Беседа + изучение нового материала

Устный

Работа по рисунку учебника. Выполнение рисунка-схемы. Работа по карте. Вопросы и задания к теме. Контурная карта 4

Репродуктивный
Называют (показывают): признаки понятий гидросфера, круговорот воды, океан, материк, остров, архипелаг, полуостров, море, внутреннее море, окраинное море, залив, пролив.
Знают и показывают на карте: океаны, материки. Продуктивный
Характеризуют: круговорот воды в природе.
Дают описание: океанов и его частей. Выстраивать океаны по рангу. Пользуясь типовым планом, описывать географическое положение моря.

§33, зад. по к.к.

11.02

23

Мировой океан - основная часть гидросферы. Движения воды в океане. Волны.

1

Беседа + изучение нового материала

Фронтальный

Вводная беседа. Описание цунами. Описание моря. Работа с рисунками. Выполнение схемы. Поиск ответа на задание. Описание течения (выполнение таблицы).
Анализ схемы.

Репродуктивный
Называют: (показывать): признаки понятий соленость, промилле, высота волны, длина волны, зыбь, прибой, цунами, течения.
Называют: причины образования волн, цунами.
Показывают: на карте морские течения. Продуктивный
Характеризуют: температуру и соленость вод Мирового океана.
Движение воды в океане.
Описывают: волновые движения в океане, зависимость солености вод от температуры.
Характеризуют: приливо-отливные явления в морях. Творческий
Прогнозируют: изменение вод Мирового океана под действием хозяйственной деятельности человека.

§34, задание по к.к.

18.02

24

Реки. Жизнь рек.

1

Беседа + изучение нового материала.

Устный

Беседа. Работа над схемами. Анализ рисунка. Описание жизни реки. Описание реки по плану. Составление таблицы. Проблемный вопрос. Сообщения учащихся. Контурная карта 5

Репродуктивный
Называют: признаки понятий река, речная долина, речная система, бассейн реки, водораздел, режим реки, половодье, паводок, пойма, пороги, водопады.
Показывают: на карте мира, России крупнейшие реки мира, России, их притоки: правые, левые. Продуктивный
Определяют: по карте речные системы и бассейны рек.
Объясняют: причины половодья и паводка, в чем их различия.
Пользуясь типовым планом, описывают географическое положение реки. Характеризуют: равнинные реки,
горные реки, пороги, водопады. Творческий
Прогнозируют: возможности хозяйственного использования рек.

§38,39, вопросы стр. 155

25.02

25

Озера и болота. Подземные воды.

1

Беседа + изучение нового материала.

Устный

Анализ схемы. Работа по карте. Анализ схемы. Мини-конспект. Стихийные явления. Проблемные вопросы. Анализируют карту. Контурная карта 6

Репродуктивный
Называют: признаки понятий озеро, озерные котловины, карст, старица, сточные и бессточные озера, ледники,
снеговая линия, морена, айсберги, многолетняя мерзлота, каналы, водохранилища, пруды.
Показывают: на карте мира, России крупнейшие озера мира, России, ледники, территории болот, водохранилища.
Называют: признаки понятий подземные воды, водонепроницаемый слой, водоупорный слой, пещеры, водоносный слой, грунтовые воды, источники, родники, межпластовые воды, минеральные воды. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.

§40,41, раб.тет. стр.88-89

03.03

26

Итоговый урок по разделам «Атмосфера» и «Гидросфера».

1

Урок обобщения и контроля знаний.

Письменный

Контрольная работа

Повторить тему

10.03

Раздел 6. БИОСФЕРА 5 часов

27

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.

1

Беседа + изучение нового материала

Фронтальный

Устный опрос.

Вводная беседа,
работа с картой. Фронтальная беседа по рисунку. Анализ рисунка. Составление блок-схемы. Анализ рисунка ИКТ

Репродуктивный
Называют: признаки понятий биосфера Земли.
Виды живых организмов и их распространение в биосфере и разнообразие. Продуктивный
Объясняют: особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Творческий
Строят прогнозы о последствиях влияния жизнедеятельности человека на окружающую среду.

§44,45, раб.тет. 100-103

17.03

28

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.

1

Устный опрос

Вводная беседа. Работа с картой. Работа парами:
Сравнительные таблицы. Дискуссия. Анализ рисунков. Выполнение рисунка. Проблемные задания. Анализ карты.

§46, 47, подготовить сообщ.

24.03

29

Жизнь на поверхности суши. Леса.

1

Беседа + изучение нового материала

Устный опрос

Вводная беседа. Работа парами. Дискуссия. Анализ рисунков. Выполнение рисунка. Проблемные задания. ИКТ.

§48, раб.тет.

стр. 103

31.03

30

Жизнь в безлесных пространствах.

1

Беседа + изучение нового материала

Устный опрос

Вводная беседа. Работа с картой
Сравнительные таблицы. Дискуссия. Анализ рисунков. Выполнение рисунка. Проблемные задания.

§49,заполнить табл.

14.04

31

Почва. Человек и биосфера.

1

Беседа + изучение нового материала

Устный опрос

Вводная беседа. Дискуссия. Анализ рисунков. . Проблемные задания. Анализ карты.

§50,, вопросы стр.204

21.04

Раздел 7. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - 3 часа

32

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы.

1

Беседа + изучение нового материала

Устный опрос

Вводная беседа.
Фронтальная беседа.
Работа с картой. Поиск ответа на вопрос. Работа с таблицей. Составление схемы. Описывают ПТК и ПХТК. Проблемные задания.

Репродуктивный
Называют: признаки понятий географическая оболочка, территория, ПТК,
природная зона Продуктивный
Объясняют: границы ГО и компонентов, ее составляющих. Характеризуют: изменения ГО во времени. Приводят примеры и характеризуют: ПТК и ПХТК. Репродуктивный
Называют: примеры рационального и нерационального взаимодействия человека и природы, природные зоны Земли. Продуктивный
Объясняют: Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.
Характеризуют: признаки образования почвы.
Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Образование гумуса. Творческий
Строят прогнозы: о последствиях влияния жизнедеятельности человека на почвы.

§52, 54, раб.тет. стр.109-110

28.04

33

Практическая работа «Выделение и описание ПТК комплексов».

1

Урок-практикум

Письменный.

Работа по карте.

Вопросы и задания.

Описать ПТК своей местности

12.05

34

Итоговый урок по разделам «Биосфера» и «Географическая оболочка».

1

Урок обобщения и контроля знаний.

Письменный

ТЕСТ

Повторить тему

19.05

35.

Заключительный урок по теме : «География. Землеведение»

1

Повторение и контроль знаний

Устный опрос

Задание по вопросам на стр 213

26.05




© 2010-2022