Разработка урока-зачета по географии для 10 класса

Урок-зачет с использованием разнообразных приемов, позволяет за урок оценить практически всех учащихся.На этом уроке учащиеся выполняют задания "Страны-столицы" на компьютере, решают "Словолов", отвечают на вопросы по карточкам на каждую парту.В приложении предлагаются материалы к уроку.Проводится такой урок по завершению курса, в конце учебного года.Аналогичные уроки можно проводить после изучения раздела в любом классе. Как правило, все учащиеся справляются с заданиями, ччто вселяет уверенност...
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок и материалы к уроку разработаны учителями УВК «Школа-лицей»№3 им. А.С. Макаренко г.Симферополя Республика Крым: ОСАДЧЕЙ Н.Д. и Осадчим Д.Е.

Тема урока: Урок-зачет (за счет резервного времени после изучения всех разделов «Экономической и социальной географии мира»

Цель урока: закрепить полученные в процессе изучения «Социально-экономической географии мира» знания и умения; сформировать целостное представление об окружающем мире; показать глубокие взаимосвязи природы, населения, хозяйства Земли; научить пространственному мышлению; воспитывать уважение и любовь не только к своей стране; но и к истории и культуре других стан и народов в свете постоянно изменяющейся картины мира.

Оборудование: атлас для 10 класса, настенные карты (физическая, политическая, экономические), электронный атлас.

Тип урока: коррекция и контроль знаний и умений, урок-зачет

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

-Постановка целей и задач урока.

-корректировка посадки учащихся в классе (желательно, чтобы пары за партами были по принципу «сильный - слабый» или «сильный - сильный ученик»

2. Мотивация учебной деятельности учащихся:

Учитель: мы завершаем изучение «Экономической и социальной географии мира» и сегодня на нашем уроке-зачете вы имеете возможность показать все то чему научились за этот год. Оценки, полученные на этом уроке будут учтены при выставлении годовых.

3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся:

- разминка: учащиеся, претендующие на оценки высокого уровня выполняют задание поочередно на компьютере «Собрать страны на материке» - используется электронный вариант игры. Время каждому 1 - 1,5 минута. Принимает участие 6 учеников, которые по жребию вытягивают материк, ход их работы и фиксация времени высвечивается на мониторе.

- в это время все остальные учащиеся решают «словолов» «Страны-столицы» (Приложение 1- пример)

4. Зачет

Каждая парта получает карточку-задание из 3-х вопросов. (Приложение 2) Отводится время 5 минут для того, чтобы подготовиться к ответу. Учащиеся за каждой партой самостоятельно определяют: кто и какой вопрос будет отвечать. Условие: ответ должен быть четким, конкретным; во время ответа обязательно пользоваться настенными или электронными картами.

В зависимости от класса, уровня подготовки учащихся, количества учеников в классе учитель определяет порядок ответов. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, будет такой порядок ответов: сначала проговариваются вопросы по разделу «Общая экономико-географическая характеристика мира» (политическая карта мира, население, взаимодействие природы и общества, мировое хозяйство, глобальные проблемы человечества), а затем - характеристика стран мира (особенно важно уметь четко и кратко охарактеризовать особенности стран)

В процессе ответов учащихся «пары» могут дополнять друг-друга, в случае отсутствия ответа - могут включаться и другие учащиеся.

У учителя для фиксации ответов сводная таблица, в которой он за каждый ответ выставляет максимум 3 балла, которые в сумме и дадут 12 баллов, которые можно перевести в оценку по шкале 5 баллов (Приложение 3)

Как один из вариантов можно поступить и так: если в классе есть победители олимпиад разных уровней то они от зачета «освобождаются» и выполняют роль «контролеров знаний». У каждого из них, а это 1-2-3 человека такая же оценочная таблица. Каждый из них оценивает ответы учащихся, а в конце урока на подведении итогов сравниваются их результаты с результатами-оценками учителя. Работу контролеров тоже можно оценить.

5. Подведение итогов зачета

Учитель оглашает результаты по своей таблице (если есть «контролеры знаний» - сопоставляя с их результатами), комментирует результаты, отмечая наиболее активных и успешных учащихся, а также тех, кому не удалось справиться с заданием. Выставляет предварительные оценки за семестр и за год.

6.Домашнее задание: в случае необходимости коррекции оценки, учащиеся получают право написать заявление на имя директора, подготовится и сдавать материал комиссии, которая будет назначена завучем школы.

ПРИМЕЧАНИЕ: как правило, такой урок за счет резервного времени проводится в конце учебного года. По времени он реально требует 2-х уроков, решить эту проблему можно с корректировкой расписания при помощи завуча. Если все-таки только один урок - количество вопросов на усмотрение учителя можно сократить или некоторые вопросы сделать письменными.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: «Словоловы» «Страны-столицы» (пример)

Найди название 3-х стран и их столиц

М

а

ш

м

п

р

т

и

в

а

О

Р

О

ь

с

И

Р

я

ч

с

м

Т

А

Л

т

И

б

С

С

д

И

Н

А

В

п

р

И

о

И

Я

К

ж

Я

И

ь

Я

О

С

К

е

н

г

ш

щ

з

О

ъ

ж

д

л

Я

П

О

М

п

н

р

о

т

ь

Т

ш

р

т

о


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Карточки-задания на зачет

1.

1.Назвать страны «большой семерки» . Почему они выделены в эту группу.

2.Что такое урбанизация. Какие виды ее выделяют.

3.На карте определить обеспеченность Сев. Америки топливными природныими ресурсами.

№2.

1.Назвать группы ( типы стран ) по уровню соц - экономического развития.

2.Что такое естественный прирост населения.

3.Показать на карте в атласе «страны большой семерки».

№3.

1.Что такое политическая карта мира. Какие явления ( изменения ) для нее характерны?

2.Сущность, причины возникновения и пути решения проблемы «войны и мира».

3.По карте определить какими топливными ресурсами обеспечены страны Африки.

№4.

1.Какие группы стран выделяются по административному устройству и формам правления?

2.Сущность, причины и пути решения демографической проблемы.

3.По карте «население мира» кратко охарактеризуйте Австралийский союз.

№5.

1.Какие религии называют мировыми?

2.На какие группы делятся полезные ископаемые ( по каким признакам )?

3.Географическое положение Монголии.

№6.

1.Назовите основные признаки и проблемы стран 1 типа воспроизводства.

2.Экологическая проблема : суть, причина возникновения и пути решения.

3.По карте атласа сравните ЭГП Японии и Великобритании.

№7.

1.Дайте краткую характеристику земельных ресурсов мира.

2.Черты НТР.

3.По карте в атласе определите к каким типам относятся страны России, Италии, Эфиопии.

№8.

1.Охарактеризуйте Германию.

2.Составные части НТР.

3.По карте в атласе определите к какому типу относятся: Япония, Китай, ЮАР, Бразилия.

№9.

1.Назовите основные признаки и проблемы стран 2 воспроизводства.

2.Продовольственная проблема: суть, причины, пути решения.

3.По карте в атласе определите с\х специализацию районов Франции.

№10.

1.Что такое «демографический кризис», «демографический взрыв».

2.Энергетическая и сырьевая проблема: суть, причины и пути решения.

3.По карте в атласе определить с\х специализацию районов Канады.

11.

1.Что такое демографическая политика?

2.Проблемы освоения Мирового Океана: суть, причины, пути решения.

3.По карте в атласе определить особенности различия населения Китая и назовите причины?

№12.

1.Что такое городская агломерация? Приведите примеры.

2.Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.

3.Определите какае полезные ископаемые есть в Индии.

№13.

1.Какая и почему демографическая политика проводится в Китае и Индии.

2.Этапы развития мирового хозяйства.

3.По карте в атласе охарактеризуйте с\х Китая.

№14.

1.Характеристика одной из стран Европы.

2.Раскройте сущность термина «глобальные проблемы человечества».

3.Назовите страны имеющие непосредственный выход к Северному ледовитому океану.

№15.

1.Влияет ли географическое положение на экономическое развитие стран. Докажите.

2.Что такое ресурсообеспеченность, как ее определяют?

3.Определите страны Средиземноморского бассейна.

№16.

1.Что такое НТР и как она влияет на развитие мирового хозяйства.

2.Дайте экономико - геогр. хар - ку одной из стран.

3.По карте в атласе определите основные грузопотоки нефти в мире.

№17.

1.Демографические проблемы.

2.Составные части НТР.

3.Определить какие отрасли промышленности в Токио, Сеуле.

№18.

1.Энергетическая и сырьевая проблема.

2.Понятие о мировом хозяйстве.

3.Определить отрасли промышленности в Пекине, Шанхае.

19.

1.Продовольственная проблема.

2.Что такое полезные ископаемые?

3.Определить специализацию с\х Скандинавских стран.

№20.

1.Освоение Мирового океана.

2.Дать характеристику одной из стран.

3.Определите: какие языковые группы характерны для Австралии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Сводная таблица оценивания знаний и умений учащихся на зачете

Парта, № карточки

Ф.И. учеников

Разминка

3 балла

1 вопрос

3 балла

2 вопрос

3 балла

3 вопрос

3 балла

Допол-

нения

3 балла

Общий балл

1 парта

№1

Иванов Ваня


Ким Эля


2 парта

№2

Егоров Денис


Петрова Маша


Как перевести баллы (12) в оценку:

баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

оценка

1

2

3

4

5


© 2010-2022