Урок по географии на тему Литосфера ( 5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии на тему Литосфера ( 5 класс)Урок по географии на тему Литосфера ( 5 класс)


УРОК ГЕОГРАФИИ

В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ




Работа

учителя географии

МБОУ Красноармейский УВК

Красноперекопского района

Дрокачук Светланы Николаевны





Тема: Литосфера

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Литосфера».

Задачи:

  1. Продолжать развивать навыки работы с картой, внимание, память, познавательный интерес;

  2. Формировать системность знаний, логическое мышление, умение понимать причинно-следственные связи;

  3. Воспитывать сознательное отношение к обучению, коммуникабельность, эстетическое восприятие природы, экологическую культуру.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, в парах, в группах.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, иллюстрации разных форм рельефа.

Опорные понятия: литосфера, литосферные плиты, вулкан, землетрясение, геологическое время, внутренние силы Земли, внешние силы Земли, выветривание, рельеф, горы, равнины.

Результаты:

Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, формирование основ экологической культуры, любви к Родине и взаимное уважение, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.

Предметные: определять на карте местоположение географических объектов; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

анализировать географическую информацию; составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

Метапредметные: определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную) для подготовки ответа на вопрос, использовать речевые свойства для выражения своих чувств, мыслей, работать в коллективе, в парах с выполнением различных ролей.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Учитель. Не забывайте, что наша с вами задача - быть внимательными, активными, смотреть, слушать, анализировать и делать выводы.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Дети, мы с вами долгое время путешествовали по просторам Земли. Заглянули в ее глубины, наблюдали извержения вулканов, ощутили действие землетрясений, были поражены невероятной разрушительной силой воды, ветра, Солнца и даже растений. Мы любовались могучими горными вершинами, покрытыми снегом и льдом и необозримыми равнинами. Вскоре мы напишем контрольную работу и закончим тему «Литосфера», но не попрощаемся с ней, потому что знания о литосфере понадобятся нам во время изучения географии в старших классах, а также в будущей жизни. Сегодня я предлагаю вам пройти вот этим загадочным маршрутом до «Пещеры сокровищ». Но, чтобы попасть туда, нужно проявить немалую настойчивость и знания.

III. Основная часть урока

Ученики двигаются по маршруту, который изображен на большой таблице. Каждая станция имеет свое название.

1. Станция «Загадочное путешествие»

1) Быстро, по очереди, учащиеся называют географические объекты, которые изучались в теме.

2) Работа в парах. От каждой группы один ученик по очереди называет географические объекты, а другие (от каждой группы один) - у карты их показывают.

3) Каждая группа получает контурную карту, на которой обозначен маршрут путешествия с остановками. Нужно назвать крупные формы рельефа, на которых сделаны остановки, и показать их на карте.

I группа: Уральские горы- Среднесибирское плоскогорье-Великая Китайская равнина - Гималаи - Памир.

II группа: Восточноевропейская равнина- Кавказ - Аравийское плоскогорье- плоскогорье Декан- Тибет

III группа: Бразильское плоскогорье - Амазонская низменность - Анды - Ла-Платская низменность - Кордильеры.

2. Станция «Таинственная»

Капитаны команд вытягивают номерки вопросов - каждый по три. Учитель зачитывает соответствующие вопросы, а представители команд отвечают. Если никто из команды не может ответить, отвечает другая команда.

1. Эти гигантские блоки как бы «плавают» на поверхности астеносферы.

2. В результате их столкновения образуются...

3. Их движения мы не замечаем, потому что...

4. Во время каких природных явлений мы можем почувствовать, что литосферные плиты все-таки движутся?

5. Что такое «природный чайник» и где его можно увидеть?

6. Какие движения осуществляют литосферные плиты?

7. Какие явления и процессы называют и внутренними силами Земли?

8. Где чаще всего возникают землетрясения и вулканы?

9. Какое горообразование старше : альпийское или байкальское

Учитель. Дети, о чем у нас шла речь на этом этапе? (Внутренние силы Земли)

3. Станция «Невидимая сила»

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь

Каждая группа получает задание рассказать о действие внешних сил Земли.

I - действие Солнца

II - действие воды

III - действие растений и животных

Учитель. Какой вывод мы можем сделать о действии внешних сил Земли?

4. Станция «Спроси и узнаешь»

Учитель. Следующая наша остановка не менее таинственное место. Здесь собрались аборигены из разных уголков мира и о чем-то между собой разговаривают. Возможно вы нам поможете их понять. (Представители от команд разыгрывают между собой диалог: первая команда - второй, вторая - для третьей и т. д.)

Диалог № 1

- Это материк? -Нет.

- Это океан? -Нет.

- Это форма рельефа?

- Да.

- Это горы? -Нет.

- Это равнина?

- Да.

- Она расположена в Южной Америке?

- Да.

- Она самая большая низменность в мире?

- Да. (Амазонская)

Диалог № 2

- Это форма рельефа?

- Да.

- Это вулкан? -Нет.

- Это горы?

- Нет.

- Это равнина?

- Да.

- Она в Евразии?

- Да.

- На востоке Евразии?

- Да. (Среднесибирское плоскогорье)

Диалог № 3

- Это форма рельефа?

- Да.

- Это горы? -Нет.

- Это равнина?

- Да.

- Она расположена в Южной Америке?

-Нет.

- В Евразии?

-Нет.

- В Северной Америке

- Да. (Великие равнины)

Учитель. Дети, о чем говорили все аборигены? Что общего было в их разговорах? (Они разговаривали о равнинах)

Следовательно, нужно хорошо повторить тему «Равнинные формы рельефа»

5. Станция « Великаны»

Учащиеся получают описание определенного географического объекта и пытаются определить его.

1.«Мы особые. Мы «подпираем» своими плечами небо. У нас есть родственники на всех материках, но они лишь жалкая копия нас, потому что мы самые могущественные. Мы имеем строгий характер. Наши вершины всегда покрыты снегами и ледниками. Нас все время штурмуют альпинисты, и не всем это под силу. На севере нам кланяется Тибет, а на запад и юг к нашим ногам легли Индо-Гангская низменность и плоскогорье Декан». (Гималаи)

2. «Хоть и гордятся Гималаи своей высотой, и мы ничем не хуже, потому что мы самые длинные в мире. Мы тоже мощные. Время от времени мы напоминаем о своей силе взрывами, дымом, землетрясениями, чтобы люди помнили, какая мы грозная сила, потому что они ведут себя некрасиво: забирают наши богатства, а взамен оставляют мусор и грязь. У нашего подножия на востоке раскинулись бескрайние равнины и плоскогорья, а на западе наши подножья омывает Тихий океан». (Анды)

3.«Когда о нас идет речь, то говорят, что мы седые. Да, мы старожилы на этой планете. И когда Гималаи и Анды гордятся своим могуществом, то они же только во внуки нам годятся. Потому что они еще очень молодые беспечные, и не знают, что их ждет. А солнце, ветер и вода сделают свое дело, и они тоже станут похожими на нас. А еще человек нас без конца и края разрушает, отбирая у нас наши богатства. А кто не догадался, ищите нас на 60° в. д.». (Уральские горы)

Учитель. А теперь о чем шла речь: кто были все эти «Загадочные великаны» (Горы). Дети, а на что они все время жаловались?

6. Станция «Перевоплощение»

Каждая группа получает карточку, на которой записан определенный географический объект, который изучался в теме: «Я -вулкан Везувий», «Я - Амазонская низменность», «Я - Джомолунгма» , «Я - гейзер» и т.п. Члены других групп должны угадать о чем идет речь.

Инструктивная карточка.

  1. Что вы можете о «себе» рассказать?

  2. Какие вы? Какой у вас характер?

  3. Чем вы гордитесь?

  4. Как сложились ваши отношения с людьми?

IV. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель. Наконец мы с вами дошли до «Пещеры сокровищ». Но чтобы узнать все тайны пещеры, мы напишем географический диктант и тогда получим ключ от пещеры.

Вопросы диктанта

1. Самая высокая вершина этих гор -Джомолунгма( Эверест). (Гималаи)

2. Внутренняя часть земного шара. ( Ядро)

3.Горы, образовавшиеся в результате столкновения литосферных плит. ( Складчатые)

4. Процесс разрушения горных пород под действием солнца, ветра и воды. ( Выветривание)

5. Равнина, которая имеет высоты от 200 м до 500 м.( Возвышенность)

6. Низменность, на которой мы живем.(Северокрымская)

7. Неровности земной поверхности, которые созданы внутренними и внешними силами Земли.(Рельеф)

8. Вулкан, извержение которого изобразил художник Брюллов.( Везувий)

9. Самая большая низменность мира.( Амазонская)

10. Самая высокая вершина России.(Эльбрус)

После окончания диктанта учащиеся получают ключ к нему и проводят самопроверку. Тот, кто сделает все быстрее и правильно, получает почетное право открыть «Пещеру сокровищ» (в ней иллюстрации к ответам диктанта).

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по теме «Литосфера»




Урок по географии на тему Литосфера ( 5 класс)

Урок по географии на тему Литосфера ( 5 класс)

Урок по географии на тему Литосфера ( 5 класс)

Урок по географии на тему Литосфера ( 5 класс)

© 2010-2022