Рабочая программа по географии 5 кл 35 ч ФГОС 2015 г

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

к учебному курсу «География. Начальный курс»

5кл ФГОС

2015 г.









составитель:

Жуленко Ольга Александровна,

учитель географии

высшей квалификационной категории















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному курсу «География. Начальный курс» 5кл

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М: Дрофа, 2012).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2015. - 140, (4) с.: ил., карт.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно - методического письма «О преподавании биологии в 2015-2016 учебном году в образовательных учреждениях Ставропольского края». А так же основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Цели:

  • формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;

  • знакомство с географической картой;

  • пробуждение интереса к естественным наукам;

  • формирование умений безопасно и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применение знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, лабораторные \практические занятия, экскурсии.

Формы контроля знаний: текущий и итоговый. Проводится в форме срезовые и итоговые тестовые\контрольные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значимых тем учебной программы;

Итоговые контрольные работы:

  • в конце учебного года.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» включает 5 разделов:

  • «Что изучает география»

  • «Как люди открывали Землю»

  • «Земля во Вселенной»

  • «Виды изображений земной поверхности»

  • «Природа Земли».

«География. Начальный курс. 5 класс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Описание места учебного предмета в базисном плане

Базисный учебный план на изучение курса «География. Начальный курс. 5 класс» в 5 классе основной школы отводит 1 час в неделю, всего 35 уроков.

Курс «География. Начальный курс. 5класс» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования.

В соответствии с требованиями ФГОС изучение географии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • формирование целостного мировоззрения;

  • формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

предметные результаты:

  • объяснять, для чего изучают географию;

  • использовать различные источники географической информации;

  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдения находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений;

  • строить простые планы местности;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

  • называть основные способы изучения Земли;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • описывать представления древних людей о Вселенной;

  • называть и показывать планеты Солнечной системы;

  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • работать с компасом;

  • ориентироваться на местности;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • наносить и правильно подписывать географические объекты;

  • приводить примеры форм рельефа;

  • объяснять особенности строения рельефа суши;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять значение ключевых понятий.



Содержание учебного курса

«География Начальный курс. 5 класс» (35 часов, 1 час в неделю)

Учебно-тематический план


раздела

Тема

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Что изучает география

5



2

Как люди открывали Землю

5

2


3

Земля во Вселенной

9


4

Виды изображений поверхности Земли

4

2


5

Природа Земли

11

3


6

Резерв



Итого

35

7

4

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, из них-7ч резервное время, 1 ч в неделю.

Плановых контрольных работ\тестов - 4;

Практических работ - 7.

Содержание учебного курса « География. Начальный курс. 5 класс»


Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Практическая работа № 1. Важнейшие открытия древности и Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия.

Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин.

Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Практическая работа №5. Ориентирование по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практическая работа № 6. Составление простейшего плана местности.

Природа Земли (11ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №7. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Практическая работа №8 Описание океанов по каре полушарий и карте океанов.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практическая работа №9. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?



Календарно -тематическое планирование курса «География. Начальный курс. 5 класс»

№ п\п

Тема урока,

содержание, \практические работы (Л\П.р)

региональный компонент (РК)

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности уч-ся

Оборудование

Дом. задание

план

фактич.

Раздел1. Что изучает география - 5 ч.

1\1

Мир, в котором мы живем.

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

РК

1

08.09


Наблюдают за географическими объектами своей местности.

Изучают правила работы с учебником и атласом

Анализируют иллюстрации .

Физ. карта полушарий. электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§1

2\2

Науки о природе.

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

1

15.09


Определяют значение географических знаний в современной жизни

Оценивают роль географической науки в жизни общества.

Формируют приемы работы с учебником и электронным приложением.

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§2

3\3

География- наука о Земле.

Физическая география. Социально - экономическая география.

1

22.09


Учатся объяснять специфику географии как науки (П)

Закрепляют умение работать с учебником и электронным приложением.

Физ. карта полушарий. Политическая карта России. Карта «Население России. »электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§3

4\4

Методы географических исследований.

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

1

29.09


Выявляют методы географической науки.

Составляют простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§4

5\5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

1

06.10


Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, атласом


Раздел 2. Как люди открывали Землю - 5 ч.

6\1

Географические открытия древности и Средневековья.

Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

1

13.10

Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки

Физическая карта мира. электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§5

7\2

Важнейшие географические открытия.

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и средневековья».

1

20.10

Работают с топонимическим словарем

Систематизируют информацию о путешественниках и открытиях

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§6

8\3

Открытия русских путешественников.

Открытие и освоение Севра новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

1

27.10


Читают и анализируют карты атласа. Самостоятельно готовят презентации по опережающему заданию «Десять великих географических открытий»

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§7

9\4

Открытия русских путешественников

Практическая работа № 2 «Важнейшие географические открытия».

1

10.11

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§7

10\5

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

1

17.11

Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, атласом

Физическая карта мира. электронные образовательные ресурсы (ЭОР)


Раздел 3. Земля во Вселенной - 9ч.

11\1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представление древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

1

24.11


Составляют опорный конспект рассказа и презентации учителя

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§8

12\2

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Система мира по Н. Копернику. Представление о Вселенной Д. Бруно. Изучение Вселенной Г. Галилеем. Современные представления о Вселенной.

1

01.12


Самостоятельно готовят сообщения и презентации

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§9

13\3

Соседи Солнца.

Меркурий. Венера. Земля. Марс.

1

08.12


Работают с текстом и рисунками учебника. Выполняют задания учителя

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§10

14\4

Планеты гиганты и маленький Плутон.

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.

1

15.12


Составлять характеристики планет гигантов по плану.

Анализируют иллюстрации учебника

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§11

15\5

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

22.12


Характеризуют особенности различных небесных тел по иллюстрациям

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§12

16\6

Мир звезд.

Солнце. Многообразие звёзд.

1

29.12


Наблюдают за звездным небом: какие созвездия я видел и знаю

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§13

17\7

Уникальная планета- Земля

1

12.01


Сравнивают особенности планет земной группы

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§14

18\8

Современные исследования космоса

1

19.01


готовят сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в

открытый космос (А. А. Леонов)

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§15

19\9

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1

26.01


Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, атласом

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)


Раздел 3. Виды изображений поверхности Земли - 4 ч.

20\1

Стороны горизонта.

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

РК

1

02.02


Отрабатывают знания основных и промежуточных сторон горизонта.

Ставят учебную задачу под руководством учителя.

Определяют стороны горизонта.

План местности. Компас.

§16

21\2

Ориентирование.

Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звёздам. Ориентирование по местным признакам.

Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу»

РК

1

09.02


Планируют свою деятельность под руководством учителя.

Умеют ориентироваться по компасу и местным признакам.

План местности. Компас.

§17

22\3

План местности и географическая карта.

Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.: градусная сеть, начальный меридиан, экватор.

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности».

РК

1

16.02


Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты.

Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане.

Составляют и читают простейший план местности.

Географическая карта мира. Глобус. План

Местности.

§18

23\4

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений

поверхности Земли»

1

01.03


Ориентируются по плану и карте.

Читают легенды карты.

Самостоятельно строят простейший план местности.


Раздел 4 . Природа Земли -12ч.

24\1

Как возникла Земля.

Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, ДЖ. Джинса., О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

1

15.03


Анализируют рисунки учебника,

Самостоятельно выполняют задания учителя

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§19

25\2

Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

1

22.03


Выявляют особенности внутренних оболочек Земли.

Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявляют причинно-следственные связи.

Коллекции горных пород и минералов. электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§20

26\3

Землетрясения и вулканы.

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

РК

1

05.04


Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканов

Работают с атласом и контурной картой:

обозначают районы землетрясений и крупнейших вулканов

Физическая карта мира и России, карта литосферных плит.

электронные образовательные ресурсы (ЭОР

§21

27\4

Путешествие по материкам.

Европа. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Практическая работа №6

Описание океанов по каре полушарий и карте океанов.

1

12.04


Готовят по опережающему заданию образный рассказ и презентации о природе разных материков Земли.

Работают с учебником, атласом.

Физическая карта мира и России, электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§22

28\5

Вода на Земле.

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

РК

1

19.04


Анализуют текст учебника с целью

определения ключевых понятий урока.

Сравнивают соотношения отдельных частей гидросферы.

Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «»Круговорот воды в природе»

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§23

29\6

Воздушная одежда Земли.

Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

РК

26.04


Анализируют текст учебника с целью

определения ключевых понятий урока.

Работают с учебником, атласом.

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§24

30\7

Живая оболочка Земли.

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

1

03.05


Сопоставляют границы биосферы с границами других оболочек Земли.

Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли.

Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§25

31\8

Почва- особое природное тело.

Почва, её свойства и состав.

образование почвы. Значение почвы.

РК

1

10.05


Анализируют текст учебника.

Проводят сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема.

Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Наблюдать образцы почв своей местности

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§26

32\9

Человек и природа.

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

РК

1

17.05


Выполняют тестовые задания.

Работают с картами.

Повторяют географическую номенклатуру и основные понятия и термины (географический диктант)

электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

§27

33-34\10-11

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

2

24.05


Выполняют заданий учителя.

Работают с учебником и атласом

§

35\\12

Итоговая контрольная работа

.

1

27.05


Изменения, внесённые в программу


Раздел программы

Тема

Изменения

Причина изменения

Что изучает география

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

Добавлен 1 час

Большой объем информации.

Как люди открывали Землю

Открытия русских путешественников.

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

Добавлен 2 час

Большой объем информации.

Земля во Вселенной

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Добавлен 1 час

Большой объем информации.

Виды изображения поверхностей Земли

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений

поверхности Земли»

Добавлен 1 час

Большой объем информации.

Природа Земли

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

Итоговая контрольная работа

№ 1

Добавлено 2часа

Большой объем информации.

Итоговая контрольная работа.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, из них-7ч резервное время, 1 ч в неделю, добавлено практические работы и на уроки обобщения знаний.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1.Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2012 год.

2.Государственный стандарт общего образования.

3. Федеральные компоненты образовательного стандарта по географии

Учебно-методическая литература

1 География. Начальный курс. 5 класс. Баринов, Плешаков, Сонин, Дрофа 2012г

2.География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс, изд.Дрофа. 2005- 2010гг

5 Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение»,1991

6. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.

7. Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.

8. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1997

9. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Дополнительная литература и средства обучения

Аржанов С. П. - Занимательная география - М.: Просвещение, 2008.

Баркова А.С. - Словарь-справочник по физической географии - М.: Просвещение, 1954.

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? - М.: Граф-пресс, 2003.

Баркова А.С. - Словарь-справочник по физической географии - М.: Просвещение, 1954.

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? - М.: Граф-пресс, 2003.

Губарев В.К - Тайны географических названий - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

Географический атлас. 8-9 класс.- М.: 2003.


© 2010-2022