- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии в 7 классе Водный режим рек Северной Америки
Конспект урока по географии в 7 классе Водный режим рек Северной Америки
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белорусова Л.С. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Предмет: география
Класс: 7
Тема урока: «Водный режим рек Северной Америки».
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
-
Продолжить формирование у учащихся представление о реках как части внутренних вод, участвующих в мировом круговороте воды;
-
Расширить имеющиеся у учащихся представление о реках, влиянии внешних факторов на характер течения, режим и т.д;
-
тренировать умение работать с текстом учебника, работать с картами, схемами.
-
Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умение оценивать свою деятельность.
-
Тренировать коммуникативные умения, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группах.
-
Сформировать знания о водном режиме рек.
Материалы к занятию:
Атлас (физическая и климатическая карты Северной Америки, интерактивная доска, презентация по С. Америке)
Ход урока:
-
Самоопределение к учебной деятельности.
Фронтальная работа.
-Какой теме был посвящен наш прошлый урок? (Климат и внутренние воды Северной Америки)
-О чем мы говорили на прошлом уроке? ( что такое река; как климат влияет на реки, реки - это зеркало климата).
-Как вы думаете, почему мы уделяем столько внимания изучению рек? ( Они играют важную роль в жизни человека)
-Хорошо, правильно. Сегодня мы продолжим разговор о реках. Каждый из вас на уроке постарается сделать самостоятельно еще один шаг вперед. Возможно, у кого- то будут ошибки, но вы знаете, что только преодолев собственные ошибки, вы сможете открыть новые знания для самих себя. Вам предстоит интересная, но сложная работа. Я желаю вам успехов и верю, что вы справитесь!
- Как вы будете открывать новые знания? (Мы выясним, чего не знаем, поставим цель, составим план и зафиксируем новые знания в виде эталона.)
-
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Фронтальная работа.
- Прежде чем приступить к открытию, что надо сделать? (Надо повторить то, что нам потребуется для открытия нового.)
- Ответьте на следующие вопросы: что такое река? Чем питаются реки? (Река - поток воды, текущий в выработанном им углублении-русле. Питаются реки осадками, талыми водами, подземными водами, водами от тающих ледников).
-От чего зависит изменение уровня воды в реке? (От питания реки).
-Как называется самый высокий уровень воды в реке и самый низкий? (Половодье и межень. может быть паводок).
-Зависит ли питание рек от их географического положения. Как?
-Для сегодняшнего урока нам понадобится еще одно понятие - режим реки. С чем у вас ассоциируется слово «режим»? (Режим дня человека. Режим -это поведение реки во времени)
-Как вы думаете, для чего нужно знать режим реки? (Для того чтобы жить с ней в согласии)
-Что вы сейчас повторили и узнали?
-Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание. С какой целью я вам его предлагаю? (Чтоб мы поняли, чего мы не знаем и поняли, какая тема будет на уроке)
-Такое задание называется пробным заданием. Найдите на карте реку Миссисипи. (Проверяется , все ли дети нашли реку)
-Изобразите режим реки Миссисипи за год в форме графика.
- Кто выполнил задание, вы можете доказать, что выполнили задание правильно? (Мы не можем этого делать.)
3. Выявление причины затруднения.
Фронтальная работа и в парах.
-
- Что вы должны были сделать? (-Изобразить режим реки Миссисипи за год в форме графика)
-
- Почему у вас возникли затруднения? (Мы не знаем последовательности построения графика реки Миссисипи)
-
- А для другой реки С. Америки мы можем построить такой график? (Мы не знаем последовательности построения такого графика).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель ваших дальнейших действий. (Мы должны разработать алгоритм действий для построения графика водного режима любой реки)
- Какова же будет тема урока? (Водный режим рек северной Америки.)
На доске фиксируется тема «(Водный режим рек северной Америки.)», учащиеся записывают тему в тетради.
- Что вам поможет в работе? (Знания о режиме рек, учебник, атлас.)
А еще вам поможет график водного режима реки Миссисипи. Для того чтобы вы смогли построить общий алгоритм, т.е реализовать цель нашей деятельности, мы должны работать по плану:
1.Проанализировать график и зафиксировать по каким параметрам сроится график.
2. Использовать текст учебника и климатическую карту.
4. Построить общий алгоритм, используя полученные данные. Слайд 2
5. Реализация построенного проекта.
- Работать вы будете в парах.
-
Учащиеся реализуют план самостоятельно.
По окончании работы одна пара по желанию проговаривает свой вариант. Остальные дополняют, уточняют. По результатам обсуждений фиксируется алгоритм определения водного режима реки и построения графика.
-
. На доске фиксируется алгоритм:
- Вы получили алгоритм построения графика водного режим любой реки.
- Вы реализовали цель деятельности?
- Что теперь необходимо сделать? (Надо научиться применять новые знания при выполнении заданий.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Я предлагаю вам задание на тренировку.
- Работать будете в парах. Выполняя задание, вы должны проговорить друг другу каждый шаг ваших действий. Полученный результат запишите в тетради.
Задание : построить график водного режима реки Святого Лаврентия.
-
Учащиеся проговаривают друг другу каждый шаг, опираясь на эталон. Затем одна пара проговаривает вслух. Ответ уточняется, дополняется другими детьми.
Алгоритм на доске:
-
Эталон для самопроверки.
-
1. Река Святого Лаврентия находится на востоке С. Америки.
-
2.Тип климата: умеренно-континентальный.
-
3. Тип питания: снеговое и дождевое питание
-
4. Режим реки: наиболее полноводна весной
-
5. График:
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Вы готовы поработать самостоятельно, проверить свое понимание, как использовать построенный способ при выполнении заданий? (Да.)
-
Учащимся выполнить задание самостоятельно.
Задание. Построить график водного режима реки Колорадо.
.
-
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетрадях. Затем сопоставляют свои работы с образцом для самопроверки.
Образец для самопроверки:
-
1.ГП: р. Колорадо находится в западной части материка, в Кордильерах.
-
Тип климата:субтропический континентальный.
-
Питание реки: ледниковое, подземное.
-
Режим реки: наиболее полноводна летом, когда тают ледники. Межень зимой.
-
График:
-
- Проверьте себя по образцу для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?»
- Что вы использовали при выполнении задания?
- У кого были затруднения при выполнении задания?
- На каком шаге было затруднение?
- Используя образец для самопроверки, исправьте ошибки.
- У кого не было затруднений, и работа выполнена, верно?
- Молодцы! Вы хорошо справились с работой.
8. Включение в систему знаний и повторение.
-
Работа на этапе может быть индивидуальной или парной
-Определить, рекам какой части Сев. Америки характерно весеннее половодье (центральная часть), весеннее-летнее и летнее половодье (рекам, берущим начало в горах)
-Какие реки полноводнее: стекающие с восточного склона Кордильер или стекающие с западного? (С западного, т.к. это склоны наветренные, влага с океана увеличивает к-во осадков, а значит и усиливает питание этих рек)
-Какие опасные природные явления связаны с реками, как это влияет на хоз-ю деятельность людей?
- 9. Рефлексия учебной деятельности.
Фронтальная работа:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Как зависит режим реки от питания и типа климатического пояса, способ построения графика)
- Какое затруднение вы испытали?
- Как вы смогли его преодолеть?
- Что вы использовали при открытии нового знания?
- Состоялось ли самостоятельное открытие нового знания?
- Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?
- Помогла ли вам работа в парах? Поблагодарите друг друга за помощь в совместной работе.
- Проанализируйте свою работу на уроке.
-
Учащимся предлагаются карточки с утверждениями:
Как вы думаете, можно ли, зная режим рек, судить о хоз-ой деятельности человека.
Домашнее задание: