- Преподавателю
- География
- Формы проведения уроков географии
Формы проведения уроков географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Валуйская Л.Н. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ
Основной формой организации обучения географии, как и для всех учебных предметов, является урок. Но урок - не единственная форма организации. Для географии большое значение имеют экскурсии, а также практические работы на местности, в ходе которых учащиеся самостоятельно применяют имеющиеся знания и умение и приобретают новые.
Специфика урока географии заключается в его содержании, в применении различных, в том числе и свойственных только географии, методов и приемов, в разных сочетаниях коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Каждый урок должен давать учащимся что-то новое из общей системы знаний и умений по теме и курсу или же усовершенствовать ранее приобретенные. Перед каждым уроком ставится вполне определенная цель с учетом общих задач темы и курса по формированию знаний, умений и навыков, воспитанию и умственному развитию учащихся.
Практически цель урока достигается посредством установления учителем содержания урока, применением соответствующих ему методов, формами организации деятельности учащихся, организационной четкостью урока.
Большинство уроков по географии отличается относительной законченностью и имеет основную цель: сформировать у учащихся новые географические представления и понятия, знания о закономерностях, сформировать или усовершенствовать умения. Перед некоторыми уроками ставятся как главные цели: повторить и обобщить ранее изученный материал или проверить знания учащихся.
Решение воспитательных задач осуществляется в непрерывном единстве с образовательными.
Особенностью содержания уроков географии является необходимость установления тесной связи изучаемого программного материала с современными научными открытиями, с событиями, происходящими в природе, в жизни и хозяйственной деятельности людей нашей страны и мира в целом.
В практике преподавания географии наиболее часто применяются следующие типы уроков: вводные; изучения нового материала; развития и закрепления умений и навыков; обобщающего повторения; проверки знаний и умений; комбинированные.
Вводные уроки. Уроки этого типа проводятся обычно в начале изучения нового курса. Вводные уроки преследуют цель организовать учащихся на активное усвоение нового курса, пробудить у них интерес.
Вводные уроки учитель использует также для первоначального ознакомления учащихся с основными методами и формами организации работы при изучении нового курса географии (наблюдения, исследования на местности, работа с картами и т.п.), для характеристики основных пособий (учебник, атлас, контурные карты и др.).
Методы и формы проведения урока, наглядные пособия выбираются в зависимости от содержания курса и возраста учащихся. В младших классах это - яркий, занимательный рассказ с элементами беседы, сопровождаемый демонстрацией красочных картин, в старших - рассказ-лекция, но более насыщенный по содержанию.
Урок изучения нового материала. Главная цель урока этого типа - усвоение учащимися новых знаний.
Целиком урок посвящается изучению нового тогда, когда материал сложен, усвоение его требует применения разнообразных средств наглядности, длительной работы над закреплением, практического применения. Например, в 8-м классе для понимания и сознательного усвоения трудных для учащихся понятий о циклонах и антициклонах, о воздушных массах необходимо объяснение учителя, анализ сводок погоды и ее описаний, выполнение чертежей, работа с картой и др.
Иногда на новый материал приходится выделять весь урок в начале новой четверти или когда начинается новая тема (после урока обобщающего повторения по предыдущей теме).
Проведение урока, посвященного целиком изучению нового материала, требует от учителя большого напряжения, мастерства и творчества, так как на таком уроке необходимо постоянно поддерживать внимание учащихся и их работоспособность, умело вскрывать существенные признаки изучаемых объектов, разнообразить виды учебной работы учащийся (записи в тетради, просмотр слайдов и т.д.).
Урок обобщающего повторения. Уроки обобщающего повторения могут быть проведены в конце изучения тем, содержащий значительный по объему материал, например в 6-м классе - почти после каждой темы, в 7-м - в заключение изучения материка, в 9-м - в конце изучения экономических районов. Каждый курс также завершается уроками обобщающего повторения.
Отличительной особенностью уроков повторения должно быть особое внимание к основным, узловым вопросам темы (курса), углубление и обобщение. Повторение сопровождается работой с картой, по которой учащиеся показывают известные им объекты.
Уроки обобщающего повторения обычно начинаются с напоминания темы и краткого вступления учителя. На уроках повторения, помимо пособий, применявшихся ранее в процессе изучения материала, некоторые учителя успешно используют пособия, изготовленные специально для этих уроков и содержащие обобщенный материал в виде схем, графиков, диаграмм и т.п.
Уроки повторения обычно проходят в форме фронтальной работы учащихся. Иногда отдельные ученики выполняют индивидуальные задания: подбирают из коллекции образцы полезных ископаемых, вычерчивают схемы экономико-географических связей и др. Кроме того, уроки повторения можно провести в форме игры-путешествия, например, в 7-м классе после темы «Океаны».
Умелая организация уроков повторения вызывает большую активность учащихся и оставляет у них чувство удовлетворения.
Комбинированные уроки. Уроки этого типа отличаются тем, что имеют не одну основную, а несколько дидактических целей. Главные из них - изучение и закрепление нового материала, проверка знаний учащихся, повторение. Однако наряду с этим, может быть и другая цель, например подведение итогов экскурсий. Поэтому по структуре, по методам и характеру деятельности учащихся комбинированные уроки очень разнообразны.
В практике преподавания географии из всех типов уроков именно комбинированные применяются наиболее широко. Учителя они привлекают не только тем, что комбинирование целей позволяет применять различные формы и методы работы, смена которых поддерживает внимание класса, но и тем, что для комбинированного урока легче определить объем нового материала и избежать перегрузки учащихся.
В настоящее время учителя географии используют новые формы проведения уроков:
-
урок-лекция;
-
урок-семинар;
-
урок-зачет;
-
урок-практикум;
-
урок-исследование;
-
урок-путешествие;
-
интегрированный урок;
-
урок-игра (КВН, «Счастливый случай» и т.п.);
-
урок-конференция;
-
урок-детектив (см. Блаженов В.А.);
-
урок-кроссворд и т.д.
Урок-кроссворд.
В настоящее время роль ученика изменилась и он является равноправным членом процесса обучения, что позволяет проводить нетрадиционные уроки, такие как, например, урок-кроссворд.
Вариант I
Ход урока.
-
Заранее составляются три кроссворда с одинаковым количеством слов.
-
Весь класс делится на три группы (по рядам).
-
Выбирается староста группы, который фиксирует количество угаданных слов и их отгадывателей.
-
Оценивается быстрота и правильность ответов: 1-я группа - оценивается на «отлично», 2-я группа - на «хорошо», 3-я группа - на «удовлетворительно».
Вариант II
Учащиеся сами составляют тематические кроссворды (см. папку «Кроссворды»).
Урок-лекция.
Цели: 1) Объяснение нового материала с конспектированием в рабочих тетрадях.
2) Формирование новых понятий по данной теме.
Возможные темы:
«Что изучает экономическая и социальная география России».
«История заселения территории России».
«Национальный состав населения России».
«Важнейшие межотраслевые комплексы России».
«Численность и воспроизводство населения мира».
Урок-семинар.
Семинары можно проводить по любой теме. Структура проведения и ход урока следующие:
-
Вопросы для подготовки к семинару задаются на дом.
-
Класс делится на группы в зависимости от количества вопросов.
-
На уроке по каждому вопросу делает сообщение основной докладчик.
-
Другие участники группы дают дополнительную информацию.
-
В заключение задаются вопросы по данному сообщению.
-
Группы оценивают друг друга.
Урок-практикум.
Цель: продолжить формирование умения работать с таблицами, картами и делать выводы.
Этот урок также может иметь разные формы проведения:
-
работа с таблицами и статистическим материалом;
-
работа с атласом;
-
работа на контурных картах;
Использование контурных карт для проверки знаний учащихся дает хороший эффект. За короткое время можно проверить степень усвоения материала и выставить много оценок. Учащиеся любят работать с контурными картами и такой метод проверки знаний, чаще всего, проходит превосходно.
Урок-зачет.
Цель: привить учащимся навыки логического, интуитивного мышления, а не «зазубривания».
Урок проводится в форме письменной самостоятельной работы, состоящей из двух теоретических и одного практического задания, а также в форме географического диктанта или теста, где на поставленный вопрос дается несколько вариантов ответов.