Формы проведения уроков географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФФормы проведения уроков географииОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ


Основной формой организации обучения географии, как и для всех учебных предметов, является урок. Но урок - не единственная форма организации. Для географии большое значение имеют экскурсии, а также практические работы на местности, в ходе которых учащиеся самостоятельно применяют имеющиеся знания и умение и приобретают новые.

Специфика урока географии заключается в его содержании, в применении различных, в том числе и свойственных только географии, методов и приемов, в разных сочетаниях коллективной и индивидуальной работы учащихся.

Каждый урок должен давать учащимся что-то новое из общей системы знаний и умений по теме и курсу или же усовершенствовать ранее приобретенные. Перед каждым уроком ставится вполне определенная цель с учетом общих задач темы и курса по формированию знаний, умений и навыков, воспитанию и умственному развитию учащихся.

Практически цель урока достигается посредством установления учителем содержания урока, применением соответствующих ему методов, формами организации деятельности учащихся, организационной четкостью урока.

Большинство уроков по географии отличается относительной законченностью и имеет основную цель: сформировать у учащихся новые географические представления и понятия, знания о закономерностях, сформировать или усовершенствовать умения. Перед некоторыми уроками ставятся как главные цели: повторить и обобщить ранее изученный материал или проверить знания учащихся.

Решение воспитательных задач осуществляется в непрерывном единстве с образовательными.

Особенностью содержания уроков географии является необходимость установления тесной связи изучаемого программного материала с современными научными открытиями, с событиями, происходящими в природе, в жизни и хозяйственной деятельности людей нашей страны и мира в целом.

Формы проведения уроков географииВ практике преподавания географии наиболее часто применяются следующие типы уроков: вводные; изучения нового материала; развития и закрепления умений и навыков; обобщающего повторения; проверки знаний и умений; комбинированные.

Вводные уроки. Уроки этого типа проводятся обычно в начале изучения нового курса. Вводные уроки преследуют цель организовать учащихся на активное усвоение нового курса, пробудить у них интерес.

Вводные уроки учитель использует также для первоначального ознакомления учащихся с основными методами и формами организации работы при изучении нового курса географии (наблюдения, исследования на местности, работа с картами и т.п.), для характеристики основных пособий (учебник, атлас, контурные карты и др.).

Методы и формы проведения урока, наглядные пособия выбираются в зависимости от содержания курса и возраста учащихся. В младших классах это - яркий, занимательный рассказ с элементами беседы, сопровождаемый демонстрацией красочных картин, в старших - рассказ-лекция, но более насыщенный по содержанию.

Урок изучения нового материала. Главная цель урока этого типа - усвоение учащимися новых знаний.

Целиком урок посвящается изучению нового тогда, когда материал сложен, усвоение его требует применения разнообразных средств наглядности, длительной работы над закреплением, практического применения. Например, в 8-м классе для понимания и сознательного усвоения трудных для учащихся понятий о циклонах и антициклонах, о воздушных массах необходимо объяснение учителя, анализ сводок погоды и ее описаний, выполнение чертежей, работа с картой и др.

Иногда на новый материал приходится выделять весь урок в начале новой четверти или когда начинается новая тема (после урока обобщающего повторения по предыдущей теме).

Формы проведения уроков географииПроведение урока, посвященного целиком изучению нового материала, требует от учителя большого напряжения, мастерства и творчества, так как на таком уроке необходимо постоянно поддерживать внимание учащихся и их работоспособность, умело вскрывать существенные признаки изучаемых объектов, разнообразить виды учебной работы учащийся (записи в тетради, просмотр слайдов и т.д.).

Урок обобщающего повторения. Уроки обобщающего повторения могут быть проведены в конце изучения тем, содержащий значительный по объему материал, например в 6-м классе - почти после каждой темы, в 7-м - в заключение изучения материка, в 9-м - в конце изучения экономических районов. Каждый курс также завершается уроками обобщающего повторения.

Отличительной особенностью уроков повторения должно быть особое внимание к основным, узловым вопросам темы (курса), углубление и обобщение. Повторение сопровождается работой с картой, по которой учащиеся показывают известные им объекты.

Уроки обобщающего повторения обычно начинаются с напоминания темы и краткого вступления учителя. На уроках повторения, помимо пособий, применявшихся ранее в процессе изучения материала, некоторые учителя успешно используют пособия, изготовленные специально для этих уроков и содержащие обобщенный материал в виде схем, графиков, диаграмм и т.п.

Уроки повторения обычно проходят в форме фронтальной работы учащихся. Иногда отдельные ученики выполняют индивидуальные задания: подбирают из коллекции образцы полезных ископаемых, вычерчивают схемы экономико-географических связей и др. Кроме того, уроки повторения можно провести в форме игры-путешествия, например, в 7-м классе после темы «Океаны».

Умелая организация уроков повторения вызывает большую активность учащихся и оставляет у них чувство удовлетворения.

Комбинированные уроки. Уроки этого типа отличаются тем, что имеют не одну основную, а несколько дидактических целей. Главные из них - изучение и закрепление нового материала, проверка знаний учащихся, повторение. Однако наряду с этим, может быть и другая цель, например подведение итогов экскурсий. Поэтому по структуре, по методам и характеру деятельности учащихся комбинированные уроки очень разнообразны.

Формы проведения уроков географииВ практике преподавания географии из всех типов уроков именно комбинированные применяются наиболее широко. Учителя они привлекают не только тем, что комбинирование целей позволяет применять различные формы и методы работы, смена которых поддерживает внимание класса, но и тем, что для комбинированного урока легче определить объем нового материала и избежать перегрузки учащихся.

В настоящее время учителя географии используют новые формы проведения уроков:

  • урок-лекция;

  • урок-семинар;

  • урок-зачет;

  • урок-практикум;

  • урок-исследование;

  • урок-путешествие;

  • интегрированный урок;

  • урок-игра (КВН, «Счастливый случай» и т.п.);

  • урок-конференция;

  • урок-детектив (см. Блаженов В.А.);

  • урок-кроссворд и т.д.

Урок-кроссворд.

В настоящее время роль ученика изменилась и он является равноправным членом процесса обучения, что позволяет проводить нетрадиционные уроки, такие как, например, урок-кроссворд.

Вариант I

Ход урока.

  1. Заранее составляются три кроссворда с одинаковым количеством слов.

  2. Весь класс делится на три группы (по рядам).

  3. ВФормы проведения уроков географииыбирается староста группы, который фиксирует количество угаданных слов и их отгадывателей.

  4. Оценивается быстрота и правильность ответов: 1-я группа - оценивается на «отлично», 2-я группа - на «хорошо», 3-я группа - на «удовлетворительно».

Вариант II

Учащиеся сами составляют тематические кроссворды (см. папку «Кроссворды»).

Урок-лекция.

Цели: 1) Объяснение нового материала с конспектированием в рабочих тетрадях.

2) Формирование новых понятий по данной теме.

Возможные темы:

«Что изучает экономическая и социальная география России».

«История заселения территории России».

«Национальный состав населения России».

«Важнейшие межотраслевые комплексы России».

«Численность и воспроизводство населения мира».

Урок-семинар.

Семинары можно проводить по любой теме. Структура проведения и ход урока следующие:

  • Вопросы для подготовки к семинару задаются на дом.

  • Класс делится на группы в зависимости от количества вопросов.

  • На уроке по каждому вопросу делает сообщение основной докладчик.

  • Другие участники группы дают дополнительную информацию.

  • В заключение задаются вопросы по данному сообщению.

  • Группы оценивают друг друга.

Урок-практикум.

Цель: продолжить формирование умения работать с таблицами, картами и делать выводы.

Формы проведения уроков географииЭтот урок также может иметь разные формы проведения:

  • работа с таблицами и статистическим материалом;

  • работа с атласом;

  • работа на контурных картах;

Использование контурных карт для проверки знаний учащихся дает хороший эффект. За короткое время можно проверить степень усвоения материала и выставить много оценок. Учащиеся любят работать с контурными картами и такой метод проверки знаний, чаще всего, проходит превосходно.

Урок-зачет.

Цель: привить учащимся навыки логического, интуитивного мышления, а не «зазубривания».

Урок проводится в форме письменной самостоятельной работы, состоящей из двух теоретических и одного практического задания, а также в форме географического диктанта или теста, где на поставленный вопрос дается несколько вариантов ответов.

© 2010-2022