- Преподавателю
- География
- РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ СВОЕГО РЕГИОНА И СВОЕЙ МЕСТНОСТИ»
РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ СВОЕГО РЕГИОНА И СВОЕЙ МЕСТНОСТИ»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Губарева Т.А. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС
ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ СВОЕГО РЕГИОНА И СВОЕЙ МЕСТНОСТИ».
Разработка урока к учебнику ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. Учебник для 8-го класса общеобразовательной школы \ Автор И.И. Баринова.
В данном учебнике изучение раздела «Почва и почвенные ресурсы» происходит отдельными темами:
-
Почва- особый компонент природы.
-
В.В. Докучаев- основоположник почвоведения.
-
Образование почв и их основные типы, свойства, различия в плодородии.
-
Закономерности распространения почв.
-
Почвенные ресурсы России.
-
Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования.
-
Особенности почв своего региона и своей местности.
Также, при изучении данного раздела предусмотрено выполнение практических работ:
-
Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия.
-
Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема: «ОСОЕННОСТИ ПОЧВ СВОЕГО РЕГИОНА И СВОЕЙ МЕСТНОСТИ» является частью реализации регионального компонента в курсе изучения природы России в 8 классе. Данная тема является заключительной темой, в данном разделе, предусматривает выполнение практической работы «ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗЦАМИ ПОЧВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ПОЧВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ».
Цель урока:
Образовательная- формирование представления об особенностях почв своего региона и своей местности.
Воспитательная - формирование умения работать в парах при выполнении практической работы,
Развивающая - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Задачи:
-
Рассмотреть разные типы почв Новокузнецкого района.
-
Дать характеристику почвенного покрова своего района (Новокузнецкого района).
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации по курсу «География почв с основами почвоведения» (изд-во КузГПА, Новокузнецк), почвенная карта Кемеровской области, оборудование и реактивы для выполнение лабораторной работы (колбы конические, измерительная посуда (пипетки), стандартный набор сит для гранулометрического анализа, образцы почв, взятые в окрестностях города Новокузнецка (темно-серые лесные и аллювиально-слоистые), соляная кислота 10% р-р).
Разработка урока включает: разработку урока и презентацию к уроку.
Разработка урока представлена в виде таблицы, где обозначены цели и задачи урока, этапы урока, содержание этапов (деятельность учителя, деятельность учащегося).
ЭТАП УРОКА, СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
I. Организация учебной деятельности.
Задачи: вспомнить основные понятия, определение целей и ознакомление с планом работы на уроке.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Приемы: ознакомление с планом работы на уроке.
Вступительное слово учителя с определением цели урока и планом.
План работы на уроке:
1. Повторение.
2. Знакомство с основными типами почв своей местности и своего района.
3. Практическая работа: «Характеристика основных типов почв своей местности», на примере двух типов: темно-серые лесные и аллювиально-слоистые почвы.
Запись темы, плана работы на уроке.
-
Повторение. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа.
Вопросы:
-
Что такое почва? Назовите основное свойство почв.
-
Основные типы почв на территории России, и закономерности их распространения.
Тестовые задания. Тест. Приложение 1.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с основными типами почв своей местности и своего района.
Задачи: определить типы почв своего района и особенности почвообразования.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый.
Приемы: работа с учебником, картой, слайдами.
1.1 На этом этапе урока проходит демонстрация почвенной карты Кемеровской области.
1.2 Определение основных типов почв территории своего края. Условия почвообразования. Какие типы почв присущи городу Новокузнецку и его окрестностям?
1.3. Практическая работа: «Характеристика основных типов почв своей местности», на примере двух типов: темно-серые лесные и аллювиально-слоистые почвы (образцы горизонта А).
1.1 Использование раздаточного материала. Приложение 2.
1.2 Изучение почвенной карты Кемеровской области. Определение типов почв города Новокузнецка и его окрестностей.
Заполнение таблицы:
ТИП ПОЧВЫ
УСЛОВИЯ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ
1…
1…
2…
2…
1.3 Выполнение практической работы обучающимися. Вывод. Приложение 3.
III Заключение.
-
Проверка практической работы.
-
Возврат к задачам урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
-
Укажите самую плодородную почву:
-
серая лесная;
-
каштановая;
-
чернозёмная;
-
бурая.
-
-
Выберите верные утверждения.
А. В России выражена широтная зональность почв.
В. В Сибири нет подзолистых почв.
С. Под широколиственными лесами в России сформировались серые и бурые лесные почвы.
D. Почвы, непригодные для ведения сельского хозяйства, занимают около половины территории России.Конец формы.
3. 3. Укажите горную породу, на которой образуются тяжёлые почвы:
А. глина;
В. Песок;
С. Известняк;
D. гранит.
4. Укажите учёного - основателя почвоведения:
A. В. В. Докучаев
B. М. В. Ломоносов
C. А. И. Воейков
D. В. А. Обручев
-
Укажите тип почв, который образуется в условиях, когда коэффициент увлажнения равен единице:
-
дерново-подзолистая;
-
чернозёмная;
-
каштановая;
-
подзолистая.
-
-
Выберите вариант, где НЕВЕРНО указаны причинно-следственные связи:
-
уничтожение древесной растительности на склонах - развитие почвенной эрозии;
-
правильная распашка земель - сохранение естественного почвенного покрова;
-
необдуманные мелиорации - сокращение почвенного покрова;
-
распашка вдоль склона - замедление почвенной эрозии.
-
ОТВЕТЫ: 1C; 2A, D; 3A; 4A; 5B; 6D.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Преобладающие почвы Кемеровской области:
1.Дерново - сильнооподзоленные.
2. Дерново - среднеоподзоленные.
3. Дерново - слабооподзоленные.
4. Светло - серые лесные сильнооподзоленные.
5. Серые лесные оподзоленные.
6. Тёмно - серые лесные слабооподзоленные.
7. Чернозёмы обыкновенные.
8. Чернозёмы оподзоленные.
9. Чернозёмовидные неразвитые хрящевато - каменистые.
10. Луговые оподзоленные.
11. Луговые.
12. Лугово - чернозёмные.
13. Лугово - болотные.
14. Аллювиально - слоистые.
15. Аллювиально - луговые.
16. Аллювиально - болотные.
17. Торфяно - болотные.
18. Торфяники.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Практическая работа: «Характеристика основных типов почв своей местности».
Цель: формирование представления о типах почв своего района, их особенностях и свойствах.
Задачи:
-
Изучить морфологию почв в долине реки Томь.
-
Изучить влияние факторов почвообразования на формирование почв в различных ландшафтных остановках.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации по курсу «География почв с основами почвоведения» (изд-во КузГПА, Новокузнецк), почвенная карта Кемеровской области, оборудование и реактивы для выполнение лабораторной работы (колбы конические, измерительная посуда (пипетки), стандартный набор сит для гранулометрического анализа, образцы почв, взятые в окрестностях города Новокузнецка (темно-серые лесные и аллювиально-слоистые), соляная кислота 10% р-р), вода, измерительная линейка.
Ход работы:
-
Рассмотрите представленные образцы почв.
-
Сделайте описание морфологических свойств почвенных образцов по плану:
-
Окраска.
-
Структура.
-
Сложения.
-
Влажность.
-
Новообразования.
-
Включения.
-
Вскипание.
-
Сделайте вывод какие морфологические особенности характерны для данных типов почв, в чем их сходства и отличия, почему.
Таблица.
Почвенный мазок
Морфологические свойства (окраска, структура, гранулометрический состав, плотность, сложения, влажность, новообразования, включения, корни растений, ходы роющих животных, вскипания, характер перехода из одного горизонта в другой)
Почвенная прикопка дерново - Почвенный разрез типичной темно-серой
пойменно - слоистой почвы. лесной слабооподзоленной почвы