- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кабенко М.Ю. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 71
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУг.Иркутска СОШ № 71
________________ И.И. Артамонова
«________»________________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР МБОУг.Иркутска СОШ №71
_________________________(Ф.И.О.)
«________»________________2014 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей ______________________________
Председатель МО
_____________________ (Ф.И.О.)
«________»________________2014 г.
Рабочая программа по географии для 9 класса на 2014/2015 учебный год
Учитель Кабенко Марина Юрьевна, высшая квалификационная категория
Количество часов: 68
Учебно-методический комплекс:
-
Учебник "География: Население и хозяйство России" В.П.Дронов В.Я.Ром «Дрофа»,2013г.
-
Методические рекомендации Поурочное планирование. География населения и хозяйства России. 9 класс. Г.Н.Элькин. С.-П., «Паритет», 2002г.
-
Атлас «География населения и хозяйства России» 9 класс. «Дрофа» 2013г.
-
Контурные карты «География населения и хозяйства России» 9 класс. «Дрофа» 2013г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. - М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Цель курса:
-
сформировать целостный географический образ своей Родины;
Задачи курса:
-
дать представление об особенностях населения и хозяйства нашей Родины;
-
сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
-
сформировать необходимые географические умения и навыки;
-
воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
-
воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Содержание программы учебного курса
9 КЛАСС
(68 часа)
№
разд
Тематическое планирование
часы
Деятельность учащихся
Введение
1
Изучение предмета экономической и социальной географии
Россия на карте мира
4
Изучение формирования территории России, экономико-географического положения, административно территориального деления, экономико-географического районирования, природных условий и ресурсов
Население России
10
Изучение естественного прироста, воспроизводства населения, трудовых ресурсов, плотности населения, миграций, расселения, урбанизации и народов России
Хозяйство
21
Изучение национальной экономики, отраслей хозяйства, факторов размещения производства и межотраслевых комплексов
Экономические районы России
25
Изучение экономико-географического положения природных ресурсов, населения и специфику хозяйственной специализации экономических районов России
Страны Ближнего Зарубежья
5
Изучение экономико-географического положения природных ресурсов, населения и специфику хозяйственной специализации стран Ближнего Зарубежья
Заключение
1
Изучение развития хозяйственного комплекса России и изменений её экономического значения на международном уровне
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 9 класса
Основные знания курса:
-
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
-
факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
-
основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
-
крупнейшие городские агломерации нашей страны;
-
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
-
географию народов, населяющих нашу страну.;
Основные умения курса:
-
давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
-
приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
-
объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
Дата (месяц)
№ урока
Раздел, тема
Кол-во часов
Мате-риал учеб-ника
Форма учеб-ного занятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Базовые знания
Развитие познавательных умений
Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций
Введение - 1 час
Предмет экономической и социальной географии.
1
Стр.3
Лекция с элементами беседы
Экономическая и социальная география - наука о развитии территориальной организации населения и хозяйства. Объект ее изучения - хозяйственный комплекс страны
Называют предмет изучения экономической и социальной географии. Объясняют ее роль в решении социально-экономических, экологических проблем страны
Умение организовать свою деятельность
Раздел I. Общий обзор России
Россия на карте мира - 4 часа
Федеративное устройство и административно-территориальное деление.
1
§ 1
Комбинированный урок
Практикум
п/р «Нанесение на контурную карту административного деления »
Административно-территориальное деление страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа
Знают специфику административно-территориального устройства. Называют и показывают федеральные округа
Выполняют контурную карту
Представление себя как жителя конкретного региона
Государственная территория.
1
§ 4
Комбинированный урок
Воздушное пространство, территориальные воды, недра
Объясняют государственную территорию как часть поверхности планеты, на которую распространяется власть государства
Представление о России как о субъекте мирового географического пространства
Географическое положение и границы.
1
§ 2
Практикум
п/р «Нанесение на карту соседних стран»
Положение России на поверхности Земли и по отношению к другим объектам
Выполняют контурную карту.
Называют и показывают пограничные государства и морские границы
Представление о России как о субъекте мирового географического пространства
ЭГП, ТГП, геополитическое положение России
1
§ 3
Изучение нового материала
Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности экономико- и политико-географического положения России.
Сравнение ЭГП России во времени
Определяют специфику географического положения страны. Понимают связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями территории
Представление о России как о субъекте мирового географического пространства
Население России - 10 часов
Исторические особенности заселения и освоения России.
1
§ 5
Актуализация знаний и умений
Открытие и освоение Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Россия в XX веке
Знают историю формирования территории России.
Умеют находить и анализировать информацию из разных источников
Уважение к истории России.
Численность населения.
1
§ 6 п.1
Эвристическая беседа
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России
Объясняют причины и последствия демографического кризиса. Характеризуют демографическую ситуацию в России
Умение ориентироваться в жизни, выбор целевых и смысловых установок своих действий и поступков
Естественное движение населения.
1
§ 6 п.2
Комбинированный урок
Изменение соотношения численности родившихся и умерших жителей страны.
Понимают, что такое естественный прирост.
Умение ориентироваться в жизни, выбор целевых и смысловых установок своих действий и поступков
Современный демографический кризис. Половозрастная структура населения.
1
Стр.28
Решение, проблемных задач
Половозрастная структура населения России.
Характеризуют половозрастной состав населения.
Объясняют преобладание в нем женщин и последствия снижения доли молодых людей.
Умение оценивать с позиции социальных норм свои поступки
Национальный состав.
1
§ 7
Урок изучения нового материала
Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения.
Знают географию народов, населяющих страну. Характеризуют этнический и религиозный состав населения.
Уважение к национальным особенностям и образу жизни других народов
Миграции.
1
§ 8
Эвристическая беседа
Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны
Прогнозируют положительные и отрицательные последствия миграционных процессов
Умение управлять своей познавательной деятельностью
Городское и сельское население.
1
§ 9 п.1
Актуализация знаний и умений
Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, определяющие их факторы. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны
Характеризуют городскую и сельскую формы расселения.
Объясняют причины урбанизации.
Называют и показывают крупнейшие города (миллионеры)
Оценка различий в образе жизни на своих примерах
Размещение населения.
1
§ 9 п.2
Практикум
п/р «Определение плотности населения»
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Две зоны расселения
Объясняют причины разной плотности населения страны. Характеризуют особенности двух зон расселения
Оценка различий в образе жизни на примере разных регионов
Трудовые ресурсы.
1
Записи в тетради
Решение, проблемных задач
Трудовые ресурсы. Рынок труда
Приводят примеры и пути решения проблем, возникающих на рынке труда
Организация своей жизни в соответствии с общественно-значимыми представлениями о правах и обязанностях гражданина
Религиозный состав.
1
Стр.30
Семинар
Языковой состав населения. География религий
Знают географию народов, населяющих страну. Характеризуют этнический и религиозный состав населения. Объясняют причины этнорелигиозных конфликтов
Формирование толерантности
Хозяйство - 21 час
Экономические системы в историческом развитии.
1
§ 10 п.1
Урок изучения нового материала
Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные историко-экономические системы
Объясняют главные сферы экономики, основной ограничивающий фактор, господствующую социальную группу систем.
Называют и показывают регионы России с преобладанием различных систем
Овладение основали экономических знаний
Социально-экономические реформы.
1
Записи в тетради
Урок изучения нового материала
Развитие экономики до 1991 года и после распада СССР
Объясняют особенности командной и рыночной экономики
Овладение основами экономических знаний
Структурные особенности экономики России.
1
Стр.50
Актуализация знаний и умений
Отраслевая структура экономики России
Характеризуют производственную и непроизводственную сферы
Овладение основами экономических знаний
Природно-ресурсный потенциал.
1
§ 11
Урок изучения нового материала
Природные ресурсы: минеральные, водные, почвенные, климатические, агроклиматические, лесные, рекреационные
Приводят примеры разнообразия природных ресурсов.
Характеризуют уникальность объектов всемирного наследия на территории России
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
Научный комплекс.
1
§ 13
Комбинированный урок
Хозяйственная функция научного комплекса - осуществление всех видов работ по получению, хранению и распространению научных знаний
Объясняют состав научного комплекса.
Дают определение понятию «технополис»
Овладение основами экономических знаний
Профориентация
Машиностроение. Роль, значение, проблемы развития
1
§ 14
Комбинированный урок
Состав, место и значение отрасли в народном хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры
Знают отраслевой состав и географию машиностроения.
Объясняют факторы размещения и показыва- ют на карте крупнейшие предприятия отрасли. Находят информацию для характеристики отрасли.
Оценивают и объясняют степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Умение управлять своей познавательной деятельностью Профориентация
Факторы размещения и география размещения машиностроения
1
§ 15-16
Практикум
п/р «выбор места для строительства предприятий на основе знаний факторов размещения»
Особенности географии машиностроения
Экологические проблемы отрасли
Знают отраслевой состав и географию машиностроения.
Объясняют факторы размещения и показывают на карте крупнейшие предприятия отрасли.
Находят информацию для характеристики отрасли.
Оценивают и объясняют степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
Умение применять географические знания в повседневной жизни
Военно-промышленный комплекс
1
§ 17
Урок изучения нового материала
Особенности географии военно-промышленного комплекса (ВПК).
Экологические проблемы отрасли
Знают отраслевой состав и географию военно-промышленного комплекса.
Объясняют факторы размещения и показывают на карте крупнейшие предприятия отрасли.
Находят информацию для характеристики отрасли.
Оценивают и объясняют степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
Умение применять географические знания в повседневной жизни
Профориентация
Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение, проблемы.
1
§ 18
Изучение нового материала
ТЭК: состав, место и значение в хозяйстве.
Нефтяная и газовая промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.
Современные проблемы ТЭК и охрана окружающей среды
Знают отраслевой состав ТЭК, районы добычи нефти и газа.
Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Умение управлять своей познавательной деятельностью
Профориентация
Топливная промышленность.
1
§ 19
Практикум
п/р «Сравнительная характеристика угольных бассейнов»
Угольная промышленность: особенности отрасли, основные современные и перспективные районы добычи.
Охрана окружающей среды
Знают особенности отрасли и способы добычи угля.
Называют и показывают важнейшие угольные бассейны России
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
Профориентация
Электроэнергетика
1
§ 20
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Электроэнергетика: типы электростанций, их география, особенности и доля в производстве электроэнергии. Единая энергетическая система
Знают основные типы электростанций. Называют и показывают самые мощные из электростанций
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Умение управлять своей познавательной деятельностью
Профориентация
Комплексы конструкционных материалов и химических веществ. Металлургия.
1
§ 21-22
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Практикум
п/р «Составление характеристики металлургических баз»
Состав, место и значение отрасли в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий, металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.
Охрана окружающей среды
Знают факторы размещения и значение отрасли в хозяйстве страны. Называют и показывают Уральскую, Центральную и Сибирскую металлургические базы
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Профориентация
Факторы размещения черной и цветной металлургии.
1
§ 23-24
Комбинированный урок с элементами практикума
п/р «Определение по картам факторов размещения алюминиевой промышленности»
Цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии
Знают факторы размещения и географию медной, алюминиевой, свинцово-цинковой и золотодобывающей промышленности
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Химико-лесной комплекс.
1
§ 25-26
Комбинированный урок
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Охрана окружающей среды
Знают отраслевой состав и географию предприятий горной и основной химии.
Показывают районы добычи и месторождения горнохимического сырья.
Определяют факторы размещения предприятий
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Профориентация
Лесная промышленность.
1
§ 27
Комбинированный урок
Роль леса в экономике страны. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.
География пушного промысла. Охрана окружающей среды
Понимают и оценивают роль отраслей лесной промышленности в хозяйстве страны, проблемы, связанные с потерей древесины.
Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Профориентация
Агропромышленный комплекс
1
§ 28
Комбинированный урок
Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России.
Знают состав агропромышленного комплекса.
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Профориентация
Земледелие и животноводство.
1
§ 29
Практикум
п/р «Определение по картам зональной специализации»
Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие. География выращивания важнейших культурных растений. Садоводство и виноградарство. Животноводство. География отраслей животноводства
Оценивают агроклиматические условия для развития растениеводства.
Определяют роль зерновых культур в развитии отрасли
Знают особенности отрасли.
Объясняют направленность скотоводства в разных районах страны
Осознание целостности и взаимодействие природы и хозяйства
Профориентация
Легкая и пищевая промышленность
1
§ 30
Урок актуализации знаний и умений
Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России. География текстильной промышленности. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна.
География переработки рыбы
Знают отраслевой состав пищевой и лёгкой промышленности. Определяют отрасли, ориентированные на источники сырья и потребителя
Умение применять экономические знания в повседневной жизни
Профориентация
Инфраструктурный комплекс.
1
§ 31
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Комплекс объединяющий отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги
Понимают услугу как особый вид продукции, потребляемой не в виде вещи, а в качестве деятельности.
Знают классификацию услуг
Социальное взаимодействие
Профориентация
Транспорт
1
§ 32-33
Комбинированный урок
Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки
отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь
Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны.
Характеризуют разные виды транспорта по грузо- и пассажирообороту.
Объясняют, почему нехватка дорог сдерживает развитие экономики страны
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Профориентация
Связь и сфера обслуживания.
1
§ 34
Лекция с элементами исследования
Отрасли и факторы размещения нематериальной сферы хозяйства.
Наука, её роль в жизни современного общества. Города науки и технополисы. География сферы услуг, жилищного и рекреационного хозяйства
Знают отрасли нематериальной сферы.
Определяют их роль в обеспечении качества жизни населения.
Показывают на карте города науки и технополисы России.
Приводят примеры наукоёмкости производства
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями
Раздел II. Экономические районы России
Экономические районы России - 25 часов
Экономическое районирование.
1
§ 35 п.1
Обобщение и систематизация знаний и умений
Различия в хозяйственном освоении разных территорий. Географическое положение, природные условия, ресурсы и уровни экономического развития регионов
Объясняют различия в хозяйственном освоении разных территорий.
Определяют связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и отраслями специализации
Осознание единства географического пространства России
Районирование России.
1
§ 35 п.2
Изучение нового материала
Районирование - важнейший метод географии
Определяют деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями
Осознание целостности природы, населения и хозяйства России
Центральная Россия, состав, ЭГП
1
§ 37
Комбинированный урок
Исторический, экономический, культурный и административный центр страны.
Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства.
Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения территории
Уважение к истории и культуре страны. Патриотизм.
Население и главные черты хозяйства ЦР
1
§ 38
Изучение нового материала
Население. Важнейшие отрасли хозяйства, особенности его территориальной организации.
Находят в разных источниках и анализируют информацию о хозяйственном потенциале, природных ресурсах и населении.
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Районы Центральной России
1
§ 39
Комбинированный урок
Внутренние природно-хозяйственные различия. Объекты мирового природного и культурного наследия в России
Характеризуют Москву и Московский столичный регион
Уважение к истории и культуре страны. Патриотизм.
Географические особенности ЦР
1
§ 40
Изучение нового материала
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района.
Находят в разных источниках и анализируют информацию об особенностях Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного подрайонов
Умение организовать свою деятельность определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации, оценивать достигнутые результаты
Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы
1
§ 41
Эвристическая беседа
Выгодное транзитное положение, богатейшие запасы железной руды, плодородные почвы и мягкий климат определяют место и роль района в хозяйстве страныМесто и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия
Называют и показывают области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции района. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства.
Характеризуют отрасли специализации
Умение вести поиск, сбор и анализ информации
Северо-Западный район
1
§ 42
Практикум
п/р «Сравнение ЭГП и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов»
Самый урбанизированный, индустриально развитый, обладающий высоким научно-техническим потенциалом район страны. Отрасль специализации - машиностроение. Санкт-Петербург - многофункциональный город
Называют и показывают области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции, объектов мирового природного и культурного наследия в России
Умение организовать свою деятельность определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации, оценивать достигнутые результаты
Европейский Север. ЭГП, природные условия и ресурсы
1
§ 43
Вводная лекция
Состав и географическое положение, обеспеченность природными ресурсами, преобладание в экономике отраслей добывающей промышленности
Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства.
Характеризуют отрасли специализации
Уважение к истории и культуре страны. Патриотизм.
Население ЕС
1
§ 44
Изучение нового материала
История освоения и заселения, народы, плотность населения, основные занятия.
Объясняют историю освоения и заселения, плотность населения и основные занятия
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Хозяйство ЕС
1
§ 45
Актуализация знаний и умений
Отрасли хозяйственной специализации района
Характеризуют отрасли хозяйственной специализации
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
Северный Кавказ. ЭГП, природные условия и ресурсы
1
§ 46
Изучение нового материала
Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Население: численность, естественный прирост, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.
Главные рекреационные рай-рны
Характеризуют особенности этнического состава населения. Приводят примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов; специализации района, объектов мирового природного и культурного наследия России
Уважение к истории и культуре страны. Патриотизм.
Население СК
1
§ 47
Комбинированный урок
История освоения и заселения, народы, плотность населения, основные занятия.
Объясняют историю освоения и заселения, плотность населения и основные занятия
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Хозяйство СК
1
§ 48
Практикум
п/р «Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства
Отрасли хозяйственной специализации района
Характеризуют отрасли хозяйственной специализации
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
Поволжье. ЭГП, природные условия и ресурсы
1
§ 49
Изучение нового материала
Место и роль района в экономике страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Экономические, социальные и экологические проблемы. Внутренние природно-хозяйственные различия
Называют и показывают области, входящие в состав района.
Характеризуют особенности ЭГП, природные ресурсы, уровень урбанизации и национальный состав населения, отрасли специализации
Уважение к истории и культуре страны. Патриотизм.
Население Поволжья
1
§ 50
Изучение нового материала
История освоения и заселения, народы, плотность населения, основные занятия.
Объясняют историю освоения и заселения, плотность населения и основные занятия
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Хозяйство Поволжья
1
§ 51
Комбинированный урок
Отрасли хозяйственной специализации района
Характеризуют отрасли хозяйственной специализации
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы
1
§ 52
Актуализация опорных знаний и умений
Состав и географическое положение, обеспеченность природными ресурсами. Главная металлургическая база страны, машиностроение, лесная и химическая промышленность.
Экологические проблемы, связанные с горнодобывающей индустрией
Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Характеризуют природные ресурсы, уровень урбанизации и национальный состав населения, отрасли специализации. Оценивают экологическую ситуацию
Уважение к истории и культуре страны. Патриотизм.
Население Урала
1
§ 53
Изучение нового материала
История освоения и заселения, народы, плотность населения, основные занятия.
Объясняют историю освоения и заселения, плотность населения и основные занятия
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Хозяйство Урала
1
§ 54
Изучение нового материала
Отрасли хозяйственной специализации района
Характеризуют отрасли хозяйственной специализации
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
Общая характеристика Восточного макрорегиона
1
§ 55
Комбинированный урок
Состав Восточного макрорегиона.
Удаленность от Западной зоны, особенности природных особенностей и ресурсов
Объясняют состав Восточного макрорегиона, удаленность от Западной зоны, особенности природных особенностей и ресурсов
Осознание единства географического пространства России.
Этапы, проблемы, перспективы развития
1
§ 56
Изучение нового материала
Трудности присоединения и освоения территории. Проблемы и перспективы региона
Понимают трудности присоединения и освоение территории, проблемы и перспективы региона
Осознание единства географического пространства России.
Западная Сибирь
1
§ 57
Комбинированный урок
Богатство района - запасы нефти, природного газа, каменного угля и руд. Огромные водные и лесные ресурсы. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района. Внутренние при-родно-хозяйственные различия. Объекты мирового наследия России
Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адап-тации человека к условиям окру-жающей среды, ее влияния на формирование районов разной специали-зации, центров производства важнейших видов продукции
Умение управлять своей познавательной деятельностью
Восточная Сибирь
1
§ 58
Практикум
п/р «Сравнение хозяйственной специализации Западной и Восточной Сибири»
Состав района и особенности экономико-географического положения. Суровость климата. Богатство минеральных, водных и гидроэнергетических ресурсов.
Факторы, затрудняющие хозяйственное освоение ресурсов
Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Характеризуют ЭГП и природные ресурсы, факторы, затрудняющие их освоение.
Прогнозируют перспективы дальнейшего развития
Умение управлять своей познавательной деятельностью
Дальний Восток
1
§ 59
Изучение нового материала
Главные черты ЭГП, приморское положение, создающее экономические перспективы развития.
Природные условия, затрудняющие освоение природных ресурсов.
Объекты мирового природного и культурного наследия в России
Оценивают ЭГП района Приводят примеры исполь-зования и охраны природных ресур-сов, адаптации человека к усло-виям окружающей среды, ее влияния на формирование центров производ-ства важнейших видов продукции
Умение управлять своей познавательной деятельностью
Раздел III. Страны Ближнего Зарубежья
Страны Ближнего Зарубежья - 5 часов
Страны нового зарубежья. СНГ
1
ИКТ
Обобщение знаний, дискуссия
Оценка исторических, политических, экономических и культурных связей государств ближнего зарубежья с Россией. География государств ближнего зарубежья.
Прогнозируют возможные экономические отношения России и стран ближнего зарубежья
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Белоруссия
1
ИКТ
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Белоруссия - член СНГ. Транзитное положение между 1 Россией и Европой
Характеризуют особенности ЭГП, природные ресурсы, уровень урбанизации и национальный состав населения, отрасли специализации
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Страны Балтии
1
ИКТ
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Страны Балтии - члены Европейского Союза.
Характеризуют особенности ЭГП, природные ресурсы, уровень урбанизации и национальный состав населения, отрасли специализации
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Европейский Юго-Запад
1
ИКТ
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Украина - крупная европейская страна с развитой экономикой.
Молдавия - край садоводства и виноградарства
Характеризуют особенности ЭГП. Определяют связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и отраслями специализации
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Закавказье
1
ИКТ
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Грузия, Армения, Азербайджан -горные страны, расположенные в области субтропического климата.
ЭГП, минеральные ресурсы, отрасли специализации хозяйства
Определяют связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и отраслями специализации
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Азиатский Юго-Восток
1
ИКТ
Комбинированный с элементами практикума и использованием ИКТ
п/р «Составление схемы внешних связей»
Страны, образующие регион и их столицы.
Географическое положение, природные условия, ресурсы и уровни экономического развития Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана
Называют и показывают страны и их столицы. Характеризуют особенности ЭГП, природные ресурсы, национальный состав населения, отрасли специализации
Уважение к истории, культуре и национальным особенностям, образу жизни народов, толерантность
Заключение - 1 час
Место России в хозяйстве современного мира
1
Стр. 268-270
Обобщение знаний, дискуссия
Распределение экспорта и импорта по странам. Товарная структура экспорта и импорта
Объясняют распределение экспорта и импорта по странам, товарную структуру экспорта и импорта.
Определяют место России в современном мире
Патриотизм