Конспект урока по географии на тему Бразилия (11 класс)

Цель урока: Сформировать целостное представление о стране.Тип урока: Изучение нового материала.Вид урока: Групповой с элементами ролевой игры.Методы обучения: частично-поисковый, анализ учебного материала, исследовательский метод, использование компьютерных технологий.Форма учебной деятельности: активное обучение, использование компьютерных технологий.
Раздел География
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по курсу экономической и социальной географии мира. 11 класс

Продолжительность: 80 мин.

Тема урока «Бразилия»

Цель: Сформировать целостное представление о стране.

Образовательные задачи: рассмотреть своеобразие Бразилии как одной из самых успешных и перспективных стран Латинской Америки;

- выявить проблемы страны, проанализировав картографический материал;

Развивающие задачи: обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Групповой с элементами ролевой игры.

Методы обучения: частично-поисковый, анализ учебного материала, исследовательский метод, использование компьютерных технологий.

Форма учебной деятельности: активное обучение, использование компьютерных технологий.

Формируемые умения:

- работа с картографическими источниками;

- работа с текстовыми источниками географической информации;

- установление причинно-следственных связей.

Прогнозируемые результаты:

- могут отвечать на вопросы в формате ЕГЭ;

- знают понятия ключевых терминов, умеют давать определения;

- умеют составлять прогнозы.

- развивают способности учеников самостоятельно, в группах, с использованием компьютерных технологий приобретать необходимую информацию.

Этапы урока:

  1. Определение цели урока.

Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

  1. Изучение нового материала:

- ввод учебного материала с помощью консультантов в группах.

III. Cоздание динамичных групп для комлексного изучения страны: «научи сам и обучи другого»

IV. Закрепление материала - работа с контурными картами, демонстрация опережающего задания.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Оборудование:

-учебник

- настенная политическая карта мира,

- атласы 10 класс, издательства «Дрофа», контурные карты.

- «Бразилия» - мультимедийная презентация.

- компьютер, проектор, экран



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Определение цели урока.

Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим не совсем обычный урок «Бразилия»

В представлении большинства людей Бразилия - это леса Амазонии, пляжи Рио-де-Жанейро, футбол, кофе и карнавал. Я не случайно выбрала эту страну, потому что она больше всего привлекает внимание. Бразильский футбол - самый артистичный, самый искрометный. Что касается кофе, Бразилия - крупнейший экспортер этого товара. А карнавал в Рио-де-Жанейро, с его ярчайшими костюмами и зажигательными танцами, по праву считается одним из наиболее впечатляющих зрелищ в мире.

В ней находятся плодородные почвы, богатые залежи полезных ископаемых, золота и бриллиантов.

Я выбрала Бразилию не только, чтобы ознакомиться со всеми ее природными богатствами, укладом и образом жизни бразильского народа, но и чтобы разобраться, в чем же причины неполного процветания этой удивительной страны.

Демонстрация презентации № 1

Учитель подводит учащихся к определению цели урока.

  1. Определение цели урока.

Организационный момент.

Учащиеся при входе в класс, распределяются в 5 групп. На столе лежат комплекты заданий, раздаточный материал: шаблоны таблиц, символы групп.






















Просмотр презентации № 1

Учащиеся определяют цель урока:

Сформировать целостное представление о стране.

2. Изучение нового материала.

- Ввод учебного материала с помощью консультантов в группах.

Проводит инструктаж по работе групп.

Координирует работу групп.

  1. Изучение нового материала.

Работа в группах.

Учащиеся садятся по группам и каждый работает по своей теме. За каждым столом в группе находится подготовленный

консультант, который будет координировать работу всей группы.

Консультант знакомит группу с новым учебным материалом

Задание для 1 группы: выявить особенности ЭГП Бразилии, используя текст учебника на стр.331 и карты атласа.

Практическое задание для 1 группы: по «визитной карточке» стран мира на форзаце учебника определить, какое место в мире занимает Бразилия по величине территории.

Задание для 2 группы: дать общую характеристику промышленности страны, используя текст учебника, таблицы 19,20 Приложения.

Задание для 3 группы: дать общую характеристику сельского хозяйства, используя текст учебника на стр. 338 и карты атласа.

Практическое задание для 3 группы: как вы понимаете выражение: «Если растут цены на кофе, то растет и Бразилия»?

Задание для 4 группы: дать общую характеристику населения, культуре и традициям, используя текст учебника на стр.333 и карты атласа.

Практическое задание для 4 группы:

анализ карт «Типы воспроизводства населения», «Уровень урбанизации»

Задание для 5 группы: внешнеэкономические связи Бразилии, используя текст учебника на стр.340 и карты атласа.

Практическое задание для 5 группы: объяснить, как на конфигурацию транспортной сети региона отразилась его зависимость от мирового рынка.

3.Cоздание динамичных групп для комлексного изучения страны: «научи сам и обучи другого»

Следуя цели нашего урока на этом этапе учащиеся будут рассматривать комплексную характеристику страны. Для этого учащиеся рассаживаются таким образом, чтобы за одним столом находились по одному представителю от каждой из пяти групп.

Учитель вместе с консультантами оценивает ответы учащихся в группах по каждому заданному вопросу и

заданию.

3.Cоздание динамичных групп для комлексного изучения страны: «научи сам и обучи другого»

Учащиеся в группе знакомят дрруг друга с учебным материалом своего профиля.

ЭГП страны ( учащийся 1 группы)

Протянувшись на 4000 км. С запада на восток и на 4300 км с севера на юг, Бразилия занимает почти половину территории Южной Америки. Это 5-е по величине государство мира после России, Китая, Канады, США, а также самое крупная страна тропического пояса. Бразилия граничит со всеми южноамериканскими государствами, кроме Эквадора и Чили. На западе граничит с Аргентиной, Боливией, Парагваем, Перу; на севере - с Венесуэлой, Гайаной, Французской Гвианой, Суринамом; на северо-западе - с Колумбией, на юге - с Уругваем. Восточная половина Бразилии омывается водами Атлантики. Состоит из 26 штатов и одного федерального округа, в котором расположена столица - Бразилиа. Бразилия - президентская федеративная республика.

Страна обладает мощным природно­-ресурсным потенциалом (минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, земельные, агроклиматические и рекреационные ресурсы). Страна разрабатывает колоссальные рудные месторождения в районе Серра-дус­Каражас и нефтяные месторождения на океаническом шельфе.

Общий обзор экономики страны. ( учащийся 2 группы)

Экономика Бразилии стала активно развиваться с конца 19 векСтрана практически полностью насытила местный рынок продукцией собственного промышленного производства. По улицам городов ездят почти исключительно бразильские автомобили (90 % автомобильного парка страны в качестве моторному топлива использует тростниковый спирт). Бразилия развернула активное освоение поистине могучего гидропотенциала своих рек. Благодаря этому за довольно короткое время она по количеству электроэнергии, производимой на ГЭС, прочно заняла третье место в мире.

За последние roды Бразилия совершила мощный рывок в производстве компьютерной техники. Компьютерами оборудованы все без исключения офисы компаний, кассы по продаже билетов и т.д. На каждом углу ведется продажа программного обеспечении. В связи с этим в стране уделяется большое внимание математике. Бразилия - не законодатель моды, но витрины магазинов выставляют на обозрение вполне стильные модели одежды и обуви. Бразильский хлопок невероятно мягкий. Ценятся бразильская керамика, стекло, изделия из камня и тропической древесины.

Обзор сельскохозяйственного производства. ( учащийся 3 группы)

Сельское хозяство разнообразно и дает 30 % экспорта Бразилии. Страна занимает 4 место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции. В сельском хозяйстве страны наибольшую площадь занимают районы традиционного потребительского и малотоварного земледелия, производящего продовольственные культуры. Несмотря на значительное производство риса, пшеницы, маниока (1 место в мире), кукурузы (3 место в мире), сои (2 место в мире) внутренние продовольственные потребности удовлетворяются не полностью. Бразилия является первым в мире производителем и экспортером кофе, плантации которого сосредоточены на юго-востоке и юге страны.

В связи с ростом цен на кофе и повышением экспорта этой продукции растет и экономика страны. Бразилия является первым в мире прозводителем и вторым экспортером сахара из сахарного тростника, крупнейшим производителем апельсинов и апельсинового сока.

Население. Культура и традиции.(учащийся 4 группы)

Главные особенности в характеристике страны - это высокий естественный прирост, неравномерное распределение по стране и гиперурбанизация. В возрастной структуре населения, как и у других развивающихся стран, значительна доля молодых возрастов, что создает острые социальные проблемы: продовольственную, жилищную, занятости и образования.

Для Бразилии характерен приокеанический тип расселения, что в значительной степени связано с направлением европейской миграции. Из-за высокого естественного прироста населения и большого притока мигрантов из сельской местности происходит бурный рост городов. Проявляются все черты ложной урбанизации - гипертрофированное расползание городских агломераций, на окраинах - трущобы бедняков, которые живут в антисанитарных условиях и часто не имеют ни жилья, ни работы.

Португальские завоеватели принесли в Бразилию свои обычаи, язык, религию, архитектуру. Однако бразильская национальная культура - это прежде всего сплав португальских, индейских и африканских элементов.

Праздники, карнавалы - любимые развлечения бразильцев.

Внешнеэконимические связи (учащийся 5 группы)

«Большая тройка» (Аргентина, Бразилия, Мексика), на долю которой приходится почти 70 % объема ВВП региона и ¾ его обрабатывающей промышленности. Среди этих государств особое место занимает Бразилия - первая по всем основным экономическим показателям в Латинской Америке, построившая крупнейшую в мире ГЭС, свой ракетный центр, создавшая производство самолетов и бронетранспортеров.

Значительно увеличился экспорт стали.

Наметились некоторые положительные сдвиги в экспорте товаров, который увеличился на 8 %.

Бразилия импортирует нефть, машины и оборудование, зерно, уголь, цветные металлы. Основными торговыми партнерами являются страны - члены Е.С., государства Латинской Америки (21%), США (20%), страны Азии (15%).

Сегодня бразильский фондовый рынок является одним из крупнейших в мире. На его долю приходится более 15% портфельных инвестиций в быстрорастущие рынки

4.Закрепление материала.

Формирование умений работы с картографическими источниками информации.

Оценивание работы учащихся по контурной карте.


Оценивание материала презентации учащихся.

4.Закрепление материала.

Задания по контурной карте.

1.Отметить на контурной карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Мехико, Гаванa, Kapaкас, Лима, Сан-Паулу, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Caнтьяго?

2. Указать на контурной карте, в каких из следующих стран государственным языком является испанский: Куба, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили?

Демонстрация презентации консультантами по теме «Бразилия» (опережающее задание )

5. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги урока, проверяет диагностичность цели урока, оценивает работу групп и отдельных учащихся.

Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели: было ли интересно вам на уроке или совсем неинтересно?

Рефлексия.

1. Что способствовало вашему успеху при выполнения задания?

2. Могут ли полученные знания пригодиться вам в жизни?

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учащиеся усвоили ключевые понятия по теме: латиноамериканский тип города, «ложная ypбанизация», латифундия, колониальный тип территориальной структуры хозяйства и грамотно использовали их в своих устных ответах.

6. Домашнее задание:

Прочитать тему № 10.

Дифференсация Д/З:

-дать сравнительную характеристику двух крупных стран Латинской Америки - Бразилии и Аргентины - по этническому составу населения, религии.

- составить туристический маршрут по достопримечательностям Бразилии.

Спасибо за урок.- Урок окончен.

6. Домашнее задание:

Выбирают вариант выполнения домашнего задания.

Литература:


  1. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разраблтки по географии. Экономическая и социальная география мира. М.: ВАКО, 2011.

  2. Максаковский В. П. Экономическая и социальна география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П.Максаковский. - М.: Просвещение, 2010. 400 с.: ил., карт.

  3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / С.Б.лавров, Н.В.Каледина. - М., 2009

  4. Атлас для 10 класса. - М.: Дрофа, 2010.


7


© 2010-2022