Дополнительная общеобразовательная программа Занимательная география

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа занимательной географии для обучающихся 8 -х классов предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся и составлена на основе книги /Науки о Земле/ пер. с анг. под. ред. О.Н. Барышниковой.-М.: Издательства «Экзамен», 2014.-311с/, авторы: Робин Л. Джонсон бакалавр наук в области единого образования в колледже Джорджа Фокса в г.Ньюберг, штат Орегон; Третхен Стамер ДеМосс бакалавр искусств по специальности «Преподавании физики»; Рик Соренс бакалавр по физике в Университете Айдахо.

Книга является переводом пособия американской компании Vernier и предназначена для учащихся изучающих географию, в которой даны методические рекомендации по применению датчиков AFS для изучения природных тел и явлений.

Повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы - внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей. Учебно-методические материалы, современное оборудование и программное обеспечение позволяют проводить эксперименты и организовывать наблюдения за состоянием природной среды в рамках 6 проектов разработанных авторами книги. Выполняя практические работы, учащиеся постепенно переходят от простейших действий по измерению температуры тел и опытов с магнитами к исследованию сложных природных явлений, таких как земной магнетизм, тектоника литосферных плит, а также знакомятся с методами поиска полезных ископаемых.

Объём программы составляет 105 часов, 3 часа в неделю и рассчитана на 1 год.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся об географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

2. Участие учеников в проведении экспериментов формирует у них опыт общения с природой, умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты с помощью простых инструментов сбора данных.

3. Выработка практических навыков по работе с различными датчиками и приборами.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся. Деятельность учащихся может быть: - индивидуальной; - парной; - групповой.

Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений. Формы работы разнообразны - беседы, эксперименты, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

В результате работа с компьютерами и цифровым оборудованием усиливает познавательный интерес учащихся, стимулирует их творчеству, способствует объединению всех предметных знаний в единую картину мира и формирует потребности в дальнейшем профессиональном образовании, что полностью отвечаем целям и задачам нового поколения.





Учебно-тематический план


Название раздела, темы

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические работы

1

Эксперимент 1

«Подготовка к сбору данных»

3

1

2

2

Эксперимент 2 «Исследования магнетизма»

4

2

2

3

Эксперимент 3 «Где находиться Север»

3

1

2

4

Эксперимент 4 «Поиск железной руды»

3

1

1

5

Эксперимент 5 «Спрединг морского дна»

3

1

2

6

Эксперимент 6 «Значение кислотности почвы»

3

1

2

7

Эксперимент 7 «Засоленность почвы»

3

1

2

8

Эксперимент 8 «Почва и кислотный дождь»

3

1

2

9

Эксперимент 9 «Температура почвы»

3

1

2

10

Эксперимент 10 «Качество воды - температура»

4

1

3

11

Эксперимент 11 «Качество воды-кислотность»

4

1

3

12

Эксперимент 12 «Качество воды-мутность»

4

1

3

13

Эксперимент 13 «Качество воды-общее количество растворенных твердых частиц»

4

1

3

14

Эксперимент 14 «Обработка воды»

3

1

2

15

Эксперимент 15 «Соленость океанической воды»

3

1

2

16

Эксперимент 16 «Кислотный дождь и его влияние на поверхностные воды»

4

1

3

17

Эксперимент 17 «Температура замерзания океанской воды»

3

1

2

18

Эксперимент 18 «Опреснение»

3

1

2

19

Эксперимент 19 «Картографирование океанского дна»

3

1

2

20

Эксперимент 20 «Солнцезащитные очки»

3

1

2

21

Эксперимент 21 «Сравниваем солнцезащитные кремы»

3

1

2

22

Эксперимент 22 «УФ-излучение и одежда»

3

1

2

23

Эксперимент 23 «Отражение и поглощение света»

3

1

2

24

Эксперимент 24 «Парниковый эффект»

3

1

2

25

Эксперимент 25 «Береговые и морские бризы»

3

1

2

26

Эксперимент 26 «Относительная влажность»

3

1

2

27

Эксперимент 27 «Точка росы»

3

1

2

28

Эксперимент 28 «Охлаждение ветром»

3

1

2

29

Эксперимент 29 «Времена года и угол инсоляции»

3

1

2

30

Эксперимент 30 «Энергия от ископаемых видов топлива»

3

1

2

31

Эксперимент 31 «Солнечные дома»

3

1

2

32

Эксперимент 32 «Фотогольванические элементы»

3

1

2

33

Эксперимент 33 «Энергия ветра»

3

1

2

Итого

105

33

72

I полугодие

51

17

34

II полугодие

54

16

38

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

Эксперимент 1 «Подготовка к сбору данных». Сбор данных и обработка информации.

Эксперимент 2 «Исследования магнетизма» Магнетизм - это физическое явление, в котором проявляется сила притяжения или отталкивания между магнитом и предметом.

Эксперимент 3 «Где находиться Север». Определение географического и магнитного северного полюса.

Эксперимент 4 «Поиск железной руды» Где можно найти залежи железо, и с какими элементами объединяется.

Эксперимент 5 «Спрединг морского дна» Разломы Земли. Движения литосферных плит.

Эксперимент 6 «Значение кислотности почвы». Значение pH почвы нашего округа.

Эксперимент 7 «Засоленность почвы». Показатель минерализации почвы.

Эксперимент 8 «Почва и кислотный дождь» Вред, наносимый кислотными дождями.

Эксперимент 9 «Температура почвы». Откуда цветы и растения знают, когда весной начинать расти?

Эксперимент 10 «Качество воды - температура». Температура воды влияет на общее состояние водоема.

Эксперимент 11 «Качество воды-кислотность». Воздействие кислотности на организмы.

Эксперимент 12 «Качество воды-мутность». Мутность является показателем недостаточной прозрачности воды.

Эксперимент 13 «Качество воды-общее количество растворенных твердых частиц». Твердые частицы, находящиеся в потоках воды.

Эксперимент 14 «Обработка воды». Предварительная обработка питьевой воды из грунтовых и поверхностных водных источников.

Эксперимент 15 «Соленость океанической воды». Соленость является показателем минерализации или концентрация соли в воде.

Эксперимент 16 «Кислотный дождь и его влияние на поверхностные воды». Влияние кислотного дождя на качество поверхностных вод.

Эксперимент 17 «Температура замерзания океанской воды». Измерение температуры воды при охлаждении и замерзании.

Эксперимент 18 «Опреснение». Измерение солености минерализованной воды.

Эксперимент 19 «Картографирование океанского дна». Измерение расстояния с помощью датчика расстояния.

Эксперимент 20 «Солнцезащитные очки». Измерение способности различных видов солнцезащитных и обычных очков защищать от воздействия УФВ-излучения.

Эксперимент 21 «Сравниваем солнцезащитные кремы». Измерение количества УФВ-лучей, проникающих сквозь различные солнцезащитные кремы.

Эксперимент 22 «УФ-излучение и одежда». Измерение количество ультрафиолетового света, проникающего через одежду.

Эксперимент 23 «Отражение и поглощение света». Взаимосвязь между отражательной способностью разных цветов в процентном выражении и изменении температуры.

Эксперимент 24 «Парниковый эффект». Измерение и сравнение температуры внутри макетов теплицы при различных условиях.

Эксперимент 25 «Береговые и морские бризы». Моделирование природной ситуации, когда вечером садится солнце.

Эксперимент 26 «Относительная влажность». Определение относительной влажности в разных точках, используя два датчика температуры.

Эксперимент 27 «Точка росы» Исследования температуры возле банки с холодной водой.

Эксперимент 28 «Охлаждение ветром» Влияние ветра на температуру теплого тела.

Эксперимент 29 «Времена года и угол инсоляции». Установление зависимости между углом инсоляции и изменением температуры по причине поглощения энергии.

Эксперимент 30 «Энергия от ископаемых видов топлива». Определение энергоемкости топлива путем сжигания определенного количества топлива и захвата выделенного тепла.

Эксперимент 31 «Солнечные дома». Измерение КПД тепловой массы.

Эксперимент 32 «Фотогольванические элементы». Вычисление КПД фотогольванического элемента.

Эксперимент 33 «Энергия ветра». Измерение мощности ветряной турбины.

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Тема занятия

Дата

план

факт

Эксперимент 1

«Подготовка к сбору данных»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 2 «Исследования магнетизма»

4

  1. Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.

  2. Проведение эксперимента.

  3. Ввод данных.

  4. Обработка информации и оформление результата.



Эксперимент 3 «Где находиться Север»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 4 «Поиск железной руды»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 5 «Спрединг морского дна»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 6 «Значение кислотности почвы»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 7 «Засоленность почвы»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 8 «Почва и кислотный дождь»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 9 «Температура почвы»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 10 «Качество воды - температура»

4

  1. Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.

  2. Проведение эксперимента.

  3. Ввод данных.

  4. Обработка информации и оформление результата.



Эксперимент 11 «Качество воды-кислотность»

4

  1. Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.

  2. Проведение эксперимента.

  3. Ввод данных.

  4. Обработка информации и оформление результата.



Эксперимент 12 «Качество воды-мутность»

4

  1. Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.

  2. Проведение эксперимента.

  3. Ввод данных.

  4. Обработка информации и оформление результата.



Эксперимент 13 «Качество воды-общее количество растворенных твердых частиц»

4

  1. Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.

  2. Проведение эксперимента.

  3. Ввод данных.

  4. Обработка информации и оформление результата.



Эксперимент 14 «Обработка воды»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 15 «Соленость океанической воды»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 16 «Кислотный дождь и его влияние на поверхностные воды»

4

  1. Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.

  2. Проведение эксперимента.

  3. Ввод данных.

  4. Обработка информации и оформление результата.



Эксперимент 17 «Температура замерзания океанской воды»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 18 «Опреснение»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 19 «Картографирование океанского дна»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 20 «Солнцезащитные очки»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 21 «Сравниваем солнцезащитные кремы»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 22 «УФ-излучение и одежда»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 23 «Отражение и поглощение света»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 24 «Парниковый эффект»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 25 «Береговые и морские бризы»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 26 «Относительная влажность»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 27 «Точка росы»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 28 «Охлаждение ветром»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 29 «Времена года и угол инсоляции»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 30 «Энергия от ископаемых видов топлива»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 31 «Солнечные дома»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 32 «Фотогольванические элементы»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Эксперимент 33 «Энергия ветра»

3

  1. Подготовка к сбору данных.

  2. Методика проведения эксперимента.

  3. Ввод данных, обработка информации.



Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

  • Личностно - ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

  • Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Оценка эффективности работы:

Контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Перечень методического обеспечения программы:

  1. Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.

  2. Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

  3. Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

  4. Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

  5. Компьютер, датчики AFS

Список использованной литературы:

Для учащихся:

  1. Молодцова З.В. Занимательная география. - Новосибирск: НИПКи ПРО, 2011.

  2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии - М: Просвещение, 1997.

  3. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

  4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Для учителя:

  1. /Науки о Земле/ пер. с анг. под. ред. О.Н. Барышниковой.-М.: Издательства «Экзамен», 2014.-311с/, авторы: Робин Л. Джонсон бакалавр наук в области единого образования в колледже Джорджа Фокса в г.Ньюберг, штат Орегон; Третхен Стамер ДеМосс бакалавр искусств по специальности «Преподавании физики»; Рик Соренс бакалавр по физике в Университете Айдахо.

  2. «Учебно - исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт - Петербург, Каро, 2005

  3. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.

  4. География: Все для учителя географии Сайт:geo.1september.ru

  5. География:\"Раннее развитие детей\" - География детямСайт:danilova.ru

  6. География:Энциклопедическая библиотека.Сайт:megacollection.ru

  7. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.

  8. Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

  9. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000

  10. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.

  11. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.

  12. Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.

  13. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

  14. Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

  15. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.

  16. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.


© 2010-2022