- Преподавателю
- География
- Дополнительная общеобразовательная программа Занимательная география
Дополнительная общеобразовательная программа Занимательная география
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курбанова З.Х. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа занимательной географии для обучающихся 8 -х классов предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся и составлена на основе книги /Науки о Земле/ пер. с анг. под. ред. О.Н. Барышниковой.-М.: Издательства «Экзамен», 2014.-311с/, авторы: Робин Л. Джонсон бакалавр наук в области единого образования в колледже Джорджа Фокса в г.Ньюберг, штат Орегон; Третхен Стамер ДеМосс бакалавр искусств по специальности «Преподавании физики»; Рик Соренс бакалавр по физике в Университете Айдахо.
Книга является переводом пособия американской компании Vernier и предназначена для учащихся изучающих географию, в которой даны методические рекомендации по применению датчиков AFS для изучения природных тел и явлений.
Повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы - внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей. Учебно-методические материалы, современное оборудование и программное обеспечение позволяют проводить эксперименты и организовывать наблюдения за состоянием природной среды в рамках 6 проектов разработанных авторами книги. Выполняя практические работы, учащиеся постепенно переходят от простейших действий по измерению температуры тел и опытов с магнитами к исследованию сложных природных явлений, таких как земной магнетизм, тектоника литосферных плит, а также знакомятся с методами поиска полезных ископаемых.
Объём программы составляет 105 часов, 3 часа в неделю и рассчитана на 1 год.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся об географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
2. Участие учеников в проведении экспериментов формирует у них опыт общения с природой, умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты с помощью простых инструментов сбора данных.
3. Выработка практических навыков по работе с различными датчиками и приборами.
В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся. Деятельность учащихся может быть: - индивидуальной; - парной; - групповой.
Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений. Формы работы разнообразны - беседы, эксперименты, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
В результате работа с компьютерами и цифровым оборудованием усиливает познавательный интерес учащихся, стимулирует их творчеству, способствует объединению всех предметных знаний в единую картину мира и формирует потребности в дальнейшем профессиональном образовании, что полностью отвечаем целям и задачам нового поколения.
Учебно-тематический план
№
Название раздела, темы
Количество часов
всего
Теоретические занятия
Практические работы
1
Эксперимент 1
«Подготовка к сбору данных»
3
1
2
2
Эксперимент 2 «Исследования магнетизма»
4
2
2
3
Эксперимент 3 «Где находиться Север»
3
1
2
4
Эксперимент 4 «Поиск железной руды»
3
1
1
5
Эксперимент 5 «Спрединг морского дна»
3
1
2
6
Эксперимент 6 «Значение кислотности почвы»
3
1
2
7
Эксперимент 7 «Засоленность почвы»
3
1
2
8
Эксперимент 8 «Почва и кислотный дождь»
3
1
2
9
Эксперимент 9 «Температура почвы»
3
1
2
10
Эксперимент 10 «Качество воды - температура»
4
1
3
11
Эксперимент 11 «Качество воды-кислотность»
4
1
3
12
Эксперимент 12 «Качество воды-мутность»
4
1
3
13
Эксперимент 13 «Качество воды-общее количество растворенных твердых частиц»
4
1
3
14
Эксперимент 14 «Обработка воды»
3
1
2
15
Эксперимент 15 «Соленость океанической воды»
3
1
2
16
Эксперимент 16 «Кислотный дождь и его влияние на поверхностные воды»
4
1
3
17
Эксперимент 17 «Температура замерзания океанской воды»
3
1
2
18
Эксперимент 18 «Опреснение»
3
1
2
19
Эксперимент 19 «Картографирование океанского дна»
3
1
2
20
Эксперимент 20 «Солнцезащитные очки»
3
1
2
21
Эксперимент 21 «Сравниваем солнцезащитные кремы»
3
1
2
22
Эксперимент 22 «УФ-излучение и одежда»
3
1
2
23
Эксперимент 23 «Отражение и поглощение света»
3
1
2
24
Эксперимент 24 «Парниковый эффект»
3
1
2
25
Эксперимент 25 «Береговые и морские бризы»
3
1
2
26
Эксперимент 26 «Относительная влажность»
3
1
2
27
Эксперимент 27 «Точка росы»
3
1
2
28
Эксперимент 28 «Охлаждение ветром»
3
1
2
29
Эксперимент 29 «Времена года и угол инсоляции»
3
1
2
30
Эксперимент 30 «Энергия от ископаемых видов топлива»
3
1
2
31
Эксперимент 31 «Солнечные дома»
3
1
2
32
Эксперимент 32 «Фотогольванические элементы»
3
1
2
33
Эксперимент 33 «Энергия ветра»
3
1
2
Итого
105
33
72
I полугодие
51
17
34
II полугодие
54
16
38
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
Эксперимент 1 «Подготовка к сбору данных». Сбор данных и обработка информации.
Эксперимент 2 «Исследования магнетизма» Магнетизм - это физическое явление, в котором проявляется сила притяжения или отталкивания между магнитом и предметом.
Эксперимент 3 «Где находиться Север». Определение географического и магнитного северного полюса.
Эксперимент 4 «Поиск железной руды» Где можно найти залежи железо, и с какими элементами объединяется.
Эксперимент 5 «Спрединг морского дна» Разломы Земли. Движения литосферных плит.
Эксперимент 6 «Значение кислотности почвы». Значение pH почвы нашего округа.
Эксперимент 7 «Засоленность почвы». Показатель минерализации почвы.
Эксперимент 8 «Почва и кислотный дождь» Вред, наносимый кислотными дождями.
Эксперимент 9 «Температура почвы». Откуда цветы и растения знают, когда весной начинать расти?
Эксперимент 10 «Качество воды - температура». Температура воды влияет на общее состояние водоема.
Эксперимент 11 «Качество воды-кислотность». Воздействие кислотности на организмы.
Эксперимент 12 «Качество воды-мутность». Мутность является показателем недостаточной прозрачности воды.
Эксперимент 13 «Качество воды-общее количество растворенных твердых частиц». Твердые частицы, находящиеся в потоках воды.
Эксперимент 14 «Обработка воды». Предварительная обработка питьевой воды из грунтовых и поверхностных водных источников.
Эксперимент 15 «Соленость океанической воды». Соленость является показателем минерализации или концентрация соли в воде.
Эксперимент 16 «Кислотный дождь и его влияние на поверхностные воды». Влияние кислотного дождя на качество поверхностных вод.
Эксперимент 17 «Температура замерзания океанской воды». Измерение температуры воды при охлаждении и замерзании.
Эксперимент 18 «Опреснение». Измерение солености минерализованной воды.
Эксперимент 19 «Картографирование океанского дна». Измерение расстояния с помощью датчика расстояния.
Эксперимент 20 «Солнцезащитные очки». Измерение способности различных видов солнцезащитных и обычных очков защищать от воздействия УФВ-излучения.
Эксперимент 21 «Сравниваем солнцезащитные кремы». Измерение количества УФВ-лучей, проникающих сквозь различные солнцезащитные кремы.
Эксперимент 22 «УФ-излучение и одежда». Измерение количество ультрафиолетового света, проникающего через одежду.
Эксперимент 23 «Отражение и поглощение света». Взаимосвязь между отражательной способностью разных цветов в процентном выражении и изменении температуры.
Эксперимент 24 «Парниковый эффект». Измерение и сравнение температуры внутри макетов теплицы при различных условиях.
Эксперимент 25 «Береговые и морские бризы». Моделирование природной ситуации, когда вечером садится солнце.
Эксперимент 26 «Относительная влажность». Определение относительной влажности в разных точках, используя два датчика температуры.
Эксперимент 27 «Точка росы» Исследования температуры возле банки с холодной водой.
Эксперимент 28 «Охлаждение ветром» Влияние ветра на температуру теплого тела.
Эксперимент 29 «Времена года и угол инсоляции». Установление зависимости между углом инсоляции и изменением температуры по причине поглощения энергии.
Эксперимент 30 «Энергия от ископаемых видов топлива». Определение энергоемкости топлива путем сжигания определенного количества топлива и захвата выделенного тепла.
Эксперимент 31 «Солнечные дома». Измерение КПД тепловой массы.
Эксперимент 32 «Фотогольванические элементы». Вычисление КПД фотогольванического элемента.
Эксперимент 33 «Энергия ветра». Измерение мощности ветряной турбины.
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела
Количество часов
Тема занятия
Дата
план
факт
Эксперимент 1
«Подготовка к сбору данных»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 2 «Исследования магнетизма»
4
-
Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.
-
Проведение эксперимента.
-
Ввод данных.
-
Обработка информации и оформление результата.
Эксперимент 3 «Где находиться Север»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 4 «Поиск железной руды»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 5 «Спрединг морского дна»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 6 «Значение кислотности почвы»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 7 «Засоленность почвы»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 8 «Почва и кислотный дождь»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 9 «Температура почвы»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 10 «Качество воды - температура»
4
-
Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.
-
Проведение эксперимента.
-
Ввод данных.
-
Обработка информации и оформление результата.
Эксперимент 11 «Качество воды-кислотность»
4
-
Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.
-
Проведение эксперимента.
-
Ввод данных.
-
Обработка информации и оформление результата.
Эксперимент 12 «Качество воды-мутность»
4
-
Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.
-
Проведение эксперимента.
-
Ввод данных.
-
Обработка информации и оформление результата.
Эксперимент 13 «Качество воды-общее количество растворенных твердых частиц»
4
-
Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.
-
Проведение эксперимента.
-
Ввод данных.
-
Обработка информации и оформление результата.
Эксперимент 14 «Обработка воды»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 15 «Соленость океанической воды»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 16 «Кислотный дождь и его влияние на поверхностные воды»
4
-
Подготовка к сбору данных. Предварительные вопросы.
-
Проведение эксперимента.
-
Ввод данных.
-
Обработка информации и оформление результата.
Эксперимент 17 «Температура замерзания океанской воды»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 18 «Опреснение»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 19 «Картографирование океанского дна»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 20 «Солнцезащитные очки»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 21 «Сравниваем солнцезащитные кремы»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 22 «УФ-излучение и одежда»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 23 «Отражение и поглощение света»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 24 «Парниковый эффект»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 25 «Береговые и морские бризы»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 26 «Относительная влажность»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 27 «Точка росы»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 28 «Охлаждение ветром»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 29 «Времена года и угол инсоляции»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 30 «Энергия от ископаемых видов топлива»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 31 «Солнечные дома»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 32 «Фотогольванические элементы»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Эксперимент 33 «Энергия ветра»
3
-
Подготовка к сбору данных.
-
Методика проведения эксперимента.
-
Ввод данных, обработка информации.
Методическое обеспечение
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
-
Личностно - ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
-
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
-
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
-
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
-
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Оценка эффективности работы:
Контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.
Перечень методического обеспечения программы:
-
Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.
-
Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.
-
Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)
-
Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)
-
Компьютер, датчики AFS
Список использованной литературы:
Для учащихся:
-
Молодцова З.В. Занимательная география. - Новосибирск: НИПКи ПРО, 2011.
-
ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии - М: Просвещение, 1997.
-
Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
-
Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
Для учителя:
-
/Науки о Земле/ пер. с анг. под. ред. О.Н. Барышниковой.-М.: Издательства «Экзамен», 2014.-311с/, авторы: Робин Л. Джонсон бакалавр наук в области единого образования в колледже Джорджа Фокса в г.Ньюберг, штат Орегон; Третхен Стамер ДеМосс бакалавр искусств по специальности «Преподавании физики»; Рик Соренс бакалавр по физике в Университете Айдахо.
-
«Учебно - исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт - Петербург, Каро, 2005
-
Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
-
География: Все для учителя географии Сайт:geo.1september.ru
-
География:\"Раннее развитие детей\" - География детямСайт:danilova.ru
-
География:Энциклопедическая библиотека.Сайт:megacollection.ru
-
Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
-
Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
-
Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000
-
Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
-
Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
-
Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
-
Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
-
Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
-
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
-
Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.