Развитие личности обучающихся через развитие творчества

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие личности обучающихся через развитие творчества .

Сегодня необходимо научить детей необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться. Поэтому важными вопросами являются: «Как научить творчеству каждого обучающегося?», «Как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?». Исследования показали, что всех психофизически здоровых людей можно научить творчеству, особенно если эта работа начата еще в детстве.

Главная цель образования - усвоение подрастающим поколением социального опыта. Значит, процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:

1. Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию.

2. Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации.

3. Установление целостной структуры объекта.

4. Видение новой функции объекта.

5. Разработка и учет альтернатив при решении проблемы.

6. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

Педагогический опыт убеждает, что творчество на учебных занятиях есть не что-то уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а обязательный компонент профессиональной деятельности учителя, призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных жизненных ситуациях. Необходимым условием организации образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды. Само изучение географии - творческий процесс. Творческая работа - это всегда в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа воображения. Дети любят сам процесс творчества, он приносит им радость.

Сегодня у подрастающего поколения всё труднее вызвать удивление, изумление, которые помогают формировать познавательный интерес к географии. Нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе - творческое мышление, без выработки непосредственного интереса к предмету изучения. Поэтому я как учитель должна искать методы, приёмы, способы, которые позволили бы моим ученикам быть заинтересованными, любознательными и думающими людьми. Действия учителя по развитию творческой активности учащихся на уроке географии

1. Проведение педагогической диагностики учащихся, их знаний, навыков, умений (тесты, анкеты, упражнения на выявление уровня логического мышления, диалоги, беседы на предмет представлений и понятий в предмете география).

2. Постановка цели. В цели необходимо учитывать совместную деятельность учителя и обучающихся. Чтобы ученики смогли понять цель необходимости проявления творчества на уроке, их нужно столкнуть с проблемной ситуацией, в которой они обнаружат недостаток своих знаний и способностей. В этом случае цель ими будет восприниматься как задача, требующая решения. И хотя цель носит объективный характер, для обучающихся на уроке географии она уже станет субъективной.

3. Мотивирование ребенка на формирование творческого навыка. Говоря о мотивационной готовности детей к творчеству, следует учитывать потребность каждого ребёнка в достижении им успехов, ожидание похвалы, стимулирование процесса повышения самооценки, и минимизирование чувства тревоги и страха.

4. Организация и проведение общего дела (проведение внеклассных мероприятий с элементами самостоятельной подготовки отдельных блоков сценария).

5. Анализ и оценка результатов (система оценивания и анализа должны быть выстроены таким образом, чтобы как можно бережнее отнестись к психике обучающихся, поощряйте даже самые незначительные успехи своих учеников, чтобы у них не возникло понимание, что творческая активность на уроке географии должна проявляться как можно меньше).

Для формирования творческого потенциала обучающихся на уроках географии, как правило, используются различные практические методы обучения (практические задания и практические работы, работа с картой, интерактивные маршруты); творческие задания («Создай свой остров», «Бренд родного края», «Туристический гид», «Я горжусь своей страной» и др.).

Одним из максимально эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов, исследовательский метод. Но мне хотелось бы сказать о том, что в полном объеме реализовать исследовательскую работу во время урока довольно сложно. А если мы говорим о 5 и 6 классах, то это всего 1 час в неделю и это основополагающие, базовые курсы географии. Урок настолько наполнен, необходимо научить ребят многим практическим навыкам, передать большой объем информации. Внеклассная работа является продолжением и дальнейшим развитием той учебной и воспитательной работы, которая проводится с обучающимися на уроке. Под влиянием успехов в развитии производства, науки и техники у обучающихся возникают различные интеҏесы, далеĸо выходящие за пҏеделы требований учебных программ. Удовлетворить их в процессе учебных занятий сложно, а порой пока невозможно. Все внеурочные виды работ помогают воспитывать интеҏес к профессии, любовь к творческому труду, учат мечтать и действовать, углубляют общенаучные и специальные знания, развивают кругозор обучающихся, выявляют разнообразные творческие способности, дарование, воспитывают творческую инициативу и самостояҭҽљность.

В 2015-2016 учебном году в 5 классах организовано творческое объединение «Мы узнаем свой край », в 6 классе « Юный путешественник ». Занятия позволяют раскрыть творческий потенциал учащихся, проявить себя: в моделировании, в проведении мастер-классов, создании творческих работ и участии в конкурсах, проводить исследования и представлять свои работы.

Рекомендации педагогам для стимулирования творческого мышления детей:

• предлагать обучающимся какой-либо парадокс для обсуждения;

• воздерживаться от оценок;

• учить детей замечать противоречия;

• помогать детям видеть аналогии (соотношения);

• настраивать детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;

• преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;

• доверяться догадке, интуиции;

•рассматривать объект с нескольких точек зрения, т.е. создавать условия для «умственной разминки».

Творчество - это на самом деле естественная потребность человека. Если эту потребность не поддерживать, а подавлять, то может возникнуть опасность, что творческие способности обучающихся так и останутся нераскрытыми, что приведёт к уменьшению творческой энергии и в итоге к снижению познавательного интереса. Именно поэтому так важно дать возможность нашим школьникам помочь найти их собственный, успешный путь творческого самовыражения.

© 2010-2022