7 класс. География материков и океанов. Тема: Природные зоны Африки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс. География материков и океанов. Тема: Природные зоны Африки.

ФИО учителя: Токарева Людмила Владимировна

Стаж работы: 28 лет

Место работы: Каргалинская средняя школа №1 с дошкольным мини центром Жамбылского района Алматинской области

Должность: учитель географии и истории

Категория: высшая

Уровень: первый (продвинутый)

Дата: 21.11.2014

Предмет: География материков и океанов.

Класс 7

Тема урока:

Урок №21. Природные зоны Африки: влажные вечнозеленые экваториальные леса и саванны и редколесья.

Цель урока:

Познакомить учащихся с особенностями природных зон Африки, сформировать представление о представителях животного и растительного мира природных зон материка.

Задачи:

Продолжить формирование у учащихся представлений о природных зонах Африки и закономерностях размещения на территории материка.

Развивать и закреплять навыки работы с картографическим материалом.

Продолжить формирование умений у учащихся анализировать, делать выводы по изученной теме; продолжить работу по формированию словарного запаса и расширению кругозора учащихся.

Воспитание бережного отношения к природе и умения рационального природопользования.

Содействовать в ходе урока воспитанию настойчивости в учебе, интереса к изучаемому предмету.

Ожидаемый результат:

-умеют устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением, климатическими условиями территории и расположением природных зон Африки;

-знают природные зоны Африки;

-знают особенности природных зон Африки;

-умеют составлять описательные характеристики природных зон Африки;

-умеют работать с картами «Физическая карта Африки» и «Природные зоны Африки», сопоставлять и анализировать их данные;

-умеют аргументированно излагать учебный материал.

Основная идея:

природные зоны Африки, влажные экваториальные вечнозеленые леса, саванны и редколесья, климат, почвы, растения и животные.

Методы обучения:

репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ресурсы:

Видео притчи «Все в твоих руках», интерактивная доска, видео «Африканская саванна и «Дикая Африка», физическая карта мира, атласы, презентация, карточки для деления на группы, оценочный лист, конверты с раздаточными карточками для описания природной зоны, маркеры, картон, цветная бумага, ножницы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Организационный момент (10 мин.).

Приветствие.

Психологический настрой.

Деление на группы.


Проверка домашнего задания.

Приветствие класса.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой:

просмотр притчи «Все в твоих руках».

Учитель раздает карточки, на которых указана роль ребенка: географ и почвовед, климатолог, ботаник, зоолог.

Учитель раздает карточки с заданием «Установите соответствие «климатический пояс - климат».

Приветствуют учителя.

Готовность учащихся к уроку.

Учащиеся смотрят видео притчи, анализируют и делают выводы о смысле притчи.

Учащиеся формируют группы в соответствии с карточками и рассаживаются за столы в соответствии с карточками на столах.

Учащиеся выполняют письменное проверочное задание по теме: «Климатические пояса Африки».

II.Этап вызова (5

мин.).

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Учитель:

1)Какая крупнейшая пустыня расположена в северной Африке?

2)Какое растение называют «королевой» оазисов Сахары?

3)Где в Африке растут бутылочные деревья и баобабы и, почему их стволы, ветки и корни имеют причудливую форму?

4)Какое растение-долгожитель растет только в пустыне Намиб: несколько столетий, отдельные экземляры более 2000 лет?


5)Сделайте вывод, что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?

Ответы учащихся (учащиеся скорее всего будут затрудняться ответить на некоторые вопросы).

Выход на тему урока.

Учащиеся обсуждают в группе, делают выводы и отвечают на поставленные вопросы. Каждая группа отвечает на 1 вопрос.






Учащиеся определяют тему урока.

III.Этап осмысления (25 мин.).

Активизация знаний учащихся.

Формирование новых знаний.





















Закрепление.


Проверка усвоения учебного материала.


Подведение итогов.


IV.РЕФЛЕКСИЯ

(5 мин.)




I.Работа с географическими картами - «Физической картой Африки» и картой «Природные зоны Африки».

Учитель раздает в группы карточки с заданиями:

1)В чём заключаются особенности географического положения Африки? 2)Как особенности географического положения Африки влияют на расположение природных зон?

3)Какие факторы влияют на смену природных зон?

4) Работа с картой на форзаце учебника: «Географические пояса и природные зоны». Установите соответствие «климатический пояс - природная зона» на материке Африка.

5)Сравните природные зоны по занимаемой площади, по их расположению на материке:

-влажные экваториальные вечнозеленые леса;

-саванны;

-пустыни;

-жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

Учитель предлагает сделать вывод о расположении природных зон на материке.

II.Учитель: Ребята, давайте составим план описания природной зоны.

III.Учитель: Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Мир далеких тайн зовет нас за собой. Мы отправляемся в научную экспедицию по природным зонам Африки: влажные экваториальные вечнозеленые леса и саванны и редколесья (2 группы работают с одной природной зоной).

В ваших группах специалисты. Каждому специалисту нужно собрать материал об особенностях своей природной зоны и составить отчеты.

IV. Работа учащихся в парах (в соответствии со специальностями):

-работа с текстом параграфа;

-обсуждение в парах и оформление записей в рабочих тетрадях.

V.Стратегия «Зигзаг»: переход учащихся в другую группу и образование групп со всеми специалистами.

БОТАНИКИ

ЗООЛОГИ

БОТАНИКИ

ЗООЛОГИ


КЛИМАТОЛОГИ

ГЕОГРАФЫ

КЛИМАТОЛОГИ

ГЕОГРАФЫ


Учитель предлагает обсудить в группе и составить характеристику природной зоны.

VI.Стратегия «Конверт». Учитель дает в группы конверты с одинаковым раздаточным материалом, необходимым для описания природной зоны. Метод «нечворк». Стратегия «постер».

Задание: Из предложенного раздаточного материала по теме: «Природные зоны Африки» составить коллаж своей природной зоны на постере.

VII.Обмениваются между группами для взаимопроверки.

VIII.Презентация от групп (от 2-х групп, работающих с одной природной зоной, выходят по 2 учащихся).

IX. После каждого выступления показывается видеофрагмент о природной зоне, чтобы создать зрительный образ у учащихся.

X.Учитель раздает карточки с описанием природных зон.

Задание:

-По описанию надо определить о какой природной зоне идет речь.

-Выбрать и прочитать ту часть текста из 2-3-х предложений, по которой наиболее ярко можно представить природную зону.

XI.Учитель предлагает сделать вывод об использовании природных зон в хозяйстве и мерах по охране природной зоны.

Домашнее задание: параграф 49-50 читать; заполнить таблицу «Природные зоны Африки».

Лист самооценки учащегося.


«А напоследок я скажу…»:

1)Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами и ощущениями, с которыми вы завершаете сегодняшний урок. 2)Вы можете продолжить одно из представленных предложений или высказать своё отношение к уроку:

  • Я нашел подтверждение тому, что…

  • Я обнаружил, что…

  • Я был удивлен тем, что…

  • Мне нравится, что…

  • Я был разочарован тем, что…

  • Самым важным для меня было…

Учащиеся анализируют данные географических карт, обсуждают в группе и отвечают на поставленные вопросы. Каждая группа отвечает на один вопрос.






Учащиеся делают выводы о закономерностях расположения природных зон в Африке.

Учащиеся составляют план описания природной зоны.

Учащиеся настраиваются на работу. Учащиеся осознают свою роль при работе в группе.




Индивидуальная работа учащихся с текстом учебника.

Обсуждение и анализ учебного материала в парах, делают записи в тетрадях.

Учащиеся переходят из группы в группу и формируют группы со всеми специалистами.




Учащиеся в группе устно составляют характеристику природной зоны в соответствии с планом.

Из предложенного раздаточного материала учащиеся составляют коллаж на постере.


Группы обмениваются постерами для взаимопроверки.

Учащиеся выступают с презентацией от 2-х групп по одной теме.

Для создания зрительного образа природной зоны, учащиеся просматривают видеоматериалы.

Учащиеся знакомятся с описанием природной зоны и определяют о какой природной зоне идет речь.

Учащиеся выбирают из текста 2-3 предложения, по которым наиболее ярко можно представить особенности природной зоны.

Учащиеся делают выводы об использовании природных зон в хозяйстве и мерах по их охране.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Учащийся оценивает свое участие в уроке, свои чувства и эмоции, записывает ценные мысли с занятия.

Учащиеся высказывают свое отношение к уроку.


РЕФЛЕКСИЯ.

Организационный момент урока был начат с использования ИКТ - притча «Все в твоих руках». Цель: мотивация на учебу. Карточки для деления на группы были 4-х цветов с указанием роли ребенка - географ и почвовед, климатолог, ботаник и зоолог.

Начиная с этапа вызова, осуществляла внедрение новых подходов: организация групповой работы, диалогическое обучение, самонаправленность учащихся в процессе выполнения заданий, постановка проблемных вопросов.

На этапе вызова: постановка проблемных вопросов для групп. После краткого обсуждения в группах вопросов сделали вывод, что ответить на эти вопросы можно только через изучение темы «Природные зоны».

На этапе осмысления активизация знаний учащихся по теме урока проходила через задания группам , связанные с анализом и сопоставлением географических карт. Совершенно неожиданно для меня эти вопросы вызвали наибольшие затруднения учащихся и заняли много времени. Тем не менее учащиеся сделали вывод о закономерностях размещения природных зон в Африке.

Формирование новых знаний проходило через самостоятельную работу учащихся, работу в парах (обсуждение и анализ одной проблемы), сменный состав групп. В условиях группы, в которой каждый участник имел свою проблему (тему), учащиеся обменялись идеями и мнениями и пришли к совместному пониманию общей проблемы (темы). Стратегии «нечворк» и «конверт» дали возможность учащимся оформить постер, который создал зрительный образ соответствующей природной зоны Африки. Видеоматериалы позволили закрепить у учащихся этот зрительный образ.

Проверка усвоения знаний прошла через работу учащихся с текстом, проанализировав который, учащиеся должны были определить о какой природной зоне идет речь. Свой вывод они должны были подтвердить 2-3 предложениями из предложенного текста, по которым наиболее ярко можно представить особенности природной зоны.

При подведении итогов урока учащиеся говорили об использовании природных зон человеком, возникающих в связи с этим проблемах и путях их решения. После выполнения всех видов заданий и подведения итога урока, ребята получили рекомендации по выполнению домашнего задания. Этап рефлексии дал учащимся возможность оценить свою работу на уроке на «Листах самооценки учащегося».

Следует отметить, что у меня, как у учителя, вызывает затруднения организация работы групп со сменным составом. Надо обратить внимание на работу, связанную с анализом и сопоставлением географических карт в этом классе.





© 2010-2022